Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 января 2022 г. N 03-07-07/1908
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью, созданное и действующее в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - "Общество"), на основании пп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - "НК РФ") обращается с просьбой предоставить официальное разъяснение относительно нижеследующего:
Общество является генеральным лицензиатом международного гостиничного оператора в Российской Федерации и занимается предоставлением услуг по управлению гостиничными комплексами. Договоры управления заключаются на длительный период с собственниками зданий, в которых открываются гостиницы, являющиеся независимыми юридическими лицами.
Основным видом экономической деятельности юридических лиц, эксплуатирующих гостиницы и оказывающих гостиничные услуги, является группировка ОКВЭД "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания", который включает вид деятельности обеспечение питанием и напитками.
Особенности обложения Налогом на добавленную стоимость (Далее - "НДС") операций по предоставлению гостиничных услуг регулируется Главой 21 НК РФ.
Статьей 149 НК РФ определены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС.
При этом, в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от "02.07.2021 N 305-ФЗ, с 01.01.2022 в п. 3 ст. 149 НК РФ внесены дополнения, в соответствии с которыми не подлежат налогообложению НДС операции по оказанию услуг общественного питания при соблюдении следующих условий:
- за предшествующий календарный год общая сумма доходов организации не превысила 2 млрд руб.;
- доля доходов от услуг общественного питания за предшествующий календарный год составила более 70% от общей суммы доходов организации;
- среднемесячный размер выплат работникам организации составляет не ниже среднемесячной зарплаты в регионе.
При этом следует отметить, что неотъемлемой частью гостиничных услуг является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков, так как услуги общественного питания оказываются гостиницами в ресторанах, барах, конференц-залах, а также в номерах гостиничных комплексов.
Таким образом, просьба ответить на следующие вопросы:
1. Подпадает ли деятельность объектов общественного питания, входящих в состав гостиницы, под действие пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ с 01.01.2022?
2. Правомерно ли рассматривать деятельность объектов общественного питания, входящих в состав гостиницы, обособленно от деятельности гостиницы и при расчете удельного веса доходов, необходимого для применения пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ с 01.01.2022, учитывать только доходы, полученные от деятельности таких объектов общественного питания?
3. Правомерно ли поступит организация, эксплуатирующая гостиницу и оказывающая гостиничные услуги и услуги общественного питания, если при расчете удельного веса доходов, необходимого для применения пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ с 01.01.2022, будет использовать общую сумму доходов от оказания гостиничных услуг?
Ответ: В связи с письмом о применении организацией с 1 января 2022 года освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:
- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона N 305-ФЗ условие будет применяться с 1 января 2024 года).
При этом в целях применения налогоплательщиком освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении вышеуказанных услуг общественного питания сумма доходов, размер которой не должен превышать в совокупности 2 млрд рублей, определяется по всем видам деятельности, осуществляемым налогоплательщиком, и удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме этих доходов должен составлять не менее 70 процентов.
Таким образом, организация, осуществляющая виды деятельности по оказанию гостиничных услуг и услуг общественного питания через вышепоименованные объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы, вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при оказании услуг общественного питания в случае, если организацией соблюдаются установленные подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса условия, в том числе в части суммы доходов от осуществляемых видов деятельности и удельному весу доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме этих доходов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гостиница, оказывающая услуги общественного питания, вправе применять освобождение от НДС при оказании услуг общественного питания, если соблюдаются установленные НК условия, в том числе в части суммы предельного дохода и удельного веса доходов от услуг общественного питания.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 января 2022 г. N 03-07-07/1908
Текст письма опубликован не был