Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10 изменено. - Постановление Администрации городского округа ЗАТО Фокино от 18 апреля 2022 г. N 778-па
Приложение N 10
к муниципальной программе городского
округа ЗАТО Фокино "Развитие образования
в городском округе ЗАТО Фокино на 2022-2025 годы"
Подпрограмма
"Развитие системы дополнительного образования" муниципальной программы городского округа ЗАТО Фокино "Развитие образования в городском округе ЗАТО Фокино на 2022 - 2025 годы"
15, 18 апреля 2022 г.
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие системы дополнительного образования" муниципальной программы городского округа ЗАТО Фокино "Развитие образования в городском округе ЗАТО Фокино на 2022 - 2025 годы" (далее - подпрограмма). |
Ответственный исполнитель |
Управление образования администрации городского округа ЗАТО Фокино (далее - Управление образования). |
Цели и задачи |
Создание комплекса социальных и управленческих условий устойчивого развития системы дополнительного образования городского округа ЗАТО Фокино в интересах личностного, психического и духовного развития детей и школьников, их социальной адаптации и жизненного самоопределения. 1. Определение принципов и подходов к управлению развитием системы дополнительного образования детей как неотъемлемой части социокультурной сферы городского округа ЗАТО Фокино. 2. Создание условий для активного включения подрастающего поколения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. 3. Совершенствование нормативно-правового обеспечения системы дополнительного образования детей. 4. Сохранение межотраслевого характера системы дополнительного образования детей. 5. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы дополнительного образования. 6. Обеспечение современного качества, доступности и эффективности системы дополнительного образования городского округа ЗАТО Фокино. 7. Обновление содержания, организационных форм, методов и технологий системы дополнительного образования. 8. Повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей (далее - ДОД). 9. Разработка и создание механизмов научно-информационного, кадрового, нормативно-правового и ресурсного обеспечения системы дополнительного образования детей в режиме инновационного развития. 10. Интеграция общего и дополнительного образования детей в разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую образовательный путь воспитанника в едином социокультурном пространстве. 11. Разработка и реализация способов эффективного партнерского взаимодействия системы дополнительного образования детей с внешними социальными институтами в процессе реализации образовательных программ. 12. Создание эффективных механизмов управления процессами социальной адаптации, личностного, профессионального гражданского самоопределения, развития экологического сознания, формирования здорового образа жизни детей и школьников средствами дополнительного образования. 13. Определение и реализация механизмов формирования культуры досуга и свободного времени детей и школьников городского округа ЗАТО Фокино. |
Целевые индикаторы: |
1. Доля численности детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги дополнительного образования детей (далее - ДОД), в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет. 2. Удельный вес численности руководителей муниципальных организаций ДОД, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации. 3. Доля численности детей в возрасте 5 - 18 лет, участвующих в программах каникулярного образовательного отдыха, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет |
Сроки реализации подпрограммы |
Программа реализуется с 2022 по 2025 годы в один этап. |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
Всего по подпрограмме предусмотрено финансирование в размере 100959,88 тыс. рублей, в т.ч.: в 2022 году - 27375,51 тыс. рублей; в 2023 году - 27348,37 тыс. рублей; в 2024 году - 23118,00 тыс. рублей; в 2025 году - 23118,00 тыс. рублей; в том числе из средств местного бюджета 100959,88 тыс. рублей: в 2022 году - 27375,51 тыс. рублей; в 2023 году - 27348,37 тыс. рублей; в 2024 году - 23118,00 тыс. рублей; в 2025 году - 23118,00 тыс. рублей. |
Оценка эффективности реализации подпрограммы |
1. Доля численности детей в возрасте 5 - 18 лет программами ДОД, получающих услуги ДОД, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет достигнет 83%. 2. Расширится доступ к услугам ДОД детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малоимущих семей, детей-сирот за счет использования инструментов адресной поддержки. 3. Повысится удовлетворенность населения качеством услуг дополнительного образования. 4. Набор и структура программ ДОД обеспечит возможность проб детьми различных видов и форм деятельности, а также максимальной мобильности в рамках индивидуальных образовательных траекторий. 5. Семьи получат доступ к полной объективной информации об организациях, услугах и программах ДОД. 6. Среднемесячная заработная плата педагогических педагогов муниципальных организаций ДОД достигнет уровня заработной платы педагогов общеобразовательных организаций.
7. Введется система комплексной оценки эффективности работы организаций ДОД. 8. Создадутся эффективные механизмы контроля и оценки качества услуг ДОД, включающих инструменты общественной экспертизы. 9. Все руководители и педагоги муниципальных организаций ДОД, пройдут повышение квалификации. 10. Будут внедрятся эффективные механизмы использования потенциала каникулярного времени для дополнительного образования детей. 11. Будут реализовываться эффективные механизмы использования потенциала организаций культуры (музеи, концертные залы и др.) в дополнительном образовании детей. 12. Получение в том числе одаренными детьми и талантливой молодежью, детьми, имеющими проблемы здоровья и детьми-инвалидами соответствующего их потребностям дополнительного образования. 13. Увеличение детей, включенных в инновационные образовательные программы, направленные на уменьшение рисков социализации, детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, туризмом, краеведением, техническим творчеством, школьников, участвующих в социальных проектах, общественной деятельности, фестивально-конкурсном движении, программах профильной ориентации, имеющих возможности для трудоустройства в летний период. 14. Переход на персонифицированный учет в дополнительном образовании позволит детям бесплатно получать услугу по востребованным в городском округе программам. |
1. Общие положения
Дополнительное образование городского округа ЗАТО Фокино - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса всех типов образовательных учреждений.
В условиях реализации принципа вариативности образования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года роль дополнительного образования детей всемерно возрастает.
1.1. В настоящее время на территории городского округа складываются условия для дальнейшего перехода системы дополнительного образования в новое качественное состояние:
1.1.1. Определились приоритеты дополнительного образования детей по различным направлениям творческой деятельности.
1.1.2. Складывается совокупность возможностей для более полной самореализации и самоопределения личности на основе интересов, склонностей и способностей, свободного выбора направления деятельности, дифференциации и индивидуализации ее содержания, способствующая социализации личности.
Подпрограмма "Развитие системы дополнительного образования" муниципальной программы городского округа ЗАТО Фокино "Развитие образования в городском округе ЗАТО Фокино на 2022-2025 годы" направлена на реализацию государственной политики РФ в области дополнительного образования детей, усиления внимания к воспитанию и творческому развитию подрастающего поколения, охрану прав детей.
Подпрограмма определяет цели, задачи, основные направления и специфику развития системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях городского округа ЗАТО Фокино разных типов, а также первоочередные меры для обеспечения реализации подпрограммы.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации, дает опыт общения со специалистами в различных видах деятельности. Принципы организации дополнительного образования, его содержание позволяют существенно повысить уровень познавательных возможностей, творческих способностей, развивать и сформировать устойчивые профессиональные интересы и склонности учащихся, воспитанников. В круг значимых для учащихся проблем включаются проблемы самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач, поскольку практическая деятельность детей в сфере дополнительного образования всегда имеет определенную социальную мотивацию.
2. Обоснование разработки подпрограммы
Сегодня дополнительное образование все более определенно начинает рассматриваться как неотъемлемая составная часть системы образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в том направлении деятельности, которое ребенок выбирает сам. Дополнительное образование детей является одним из социокультурных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители, а также общество, государство. Дополнительное образование способно влиять на качество жизни, так как приобщает юных граждан к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.
Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования способна быстро и точно реагировать на "вызовы времени" в интересах ребенка, его семьи, общества. Система дополнительного образования учащихся в условиях постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей призвана обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, стать гарантом поддержки и развития талантливой молодежи.
2.1. Система дополнительного образования городского округа претерпела изменения и в настоящее время включает в себя Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" городского округа ЗАТО Фокино.
В 2021 году охват дополнительным образованием составлял 54% (1132 ребенка). Педагоги дополнительного образования ведут работу по пропаганде здорового образа жизни, воспитательную и профилактическую работу по предупреждению преступности и наркомании.
2.2. Система дополнительного образования детей представляет собой:
2.2.1. Образовательное пространство, где осуществляется специальная учебно-воспитательная деятельность по развитию воспитанников, расширяются возможности приобретения индивидуального практического опыта.
2.2.2. Систему обучения детей, усиливающую функции базового образования.
2.2.3. Обучение по направлениям, которые отсутствуют в государственном образовательном стандарте (естественнонаучное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, социально-гуманитарное).
2.2.4. Образовательную сферу, гарантирующую охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников, обеспечивающую развитие личности с учетом ее индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
Сведения о количестве воспитанников, занимающихся на базе учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД) городского округа ЗАТО Фокино
|
2019 |
2020 |
2021 |
МБОУ ДО ДДТ |
1220 |
1317 |
1132 |
МБУ СШ ГО ЗАТО Фокино |
591 |
645 |
542 |
МБУ СШ "Орбита" ГО ЗАТО Фокино (п. Дунай) |
331 |
330 |
316 |
Всего |
2292 |
2290 |
1990 |
В системе дополнительного образования детей городского округа ЗАТО Фокино работает 27 педагогов, педагогов - совместителей - 9.
|
МБОУ ДО ДДТ |
Руководитель |
1 |
Зам. руководителя |
2 |
Педагог доп. образования |
21 |
Методисты |
2 |
Педагог-организатор |
4 |
Всего |
30 |
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства, является методическая работа, и повышение квалификации педагогов. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания.
2.3. Повышение уровня квалификации педагогических кадров осуществляется через следующие формы:
2.3.1. Внешние формы:
1) Обучение на курсах в Приморском краевом институте развития образования г. Владивосток (далее - ПК ИРО).
2) Аттестация педагогов.
3) Участие в семинарах, конференциях.
2.3.2. Внутренние формы:
1) Школа педагогического мастерства.
2) Работа над единой методической темой.
3) Обобщение педагогического опыта.
4) Самообразование.
5) Открытые занятия.
6) Мастер-классы.
7) Разработка образовательных программ.
8) Групповые и индивидуальные консультации.
Все учреждения ДОД имеют программы развития.
Организации дополнительного образования взаимодействуют со всеми образовательными организациями и многочисленными структурами городского округа ЗАТО Фокино.
Из года в год возрастает результативность работы учреждений дополнительного образования, как на уровнях города, края, так и на всероссийском.
3. Цели и задачи подпрограммы
3.1. Целью подпрограммы является создание условий для разработки стратегии, тактики дополнительного образования детей, направленных на:
3.1.1. Изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни.
3.1.2. Успешную социализацию детей.
3.1.3. Формирование готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации.
3.1.4. Проявление социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии.
3.2. Задачи подпрограммы:
3.2.1. Обеспечение институциональных изменений в системе дополнительного образования в соответствии с требованиями формирования регионального уровня управления системой дополнительного образования и увеличения инвестиционной привлекательности дополнительного образования.
3.2.2. Разработка и введение вариантов муниципальной модели для сети организаций дополнительного образования: дополнительное образование как совокупность организаций, дополнительное образование как совокупность услуг, дополнительное образование как система программ.
3.2.3. Модернизация муниципальных организаций дополнительного образования посредством разворачивания на базе организаций образовательных программ нового поколения, превращения образовательных учреждений в координационные ресурсные центры для реализации региональных и муниципальных программ.
3.2.4. Интеграция системы дополнительного образования с учреждениями вне образовательного ведомства: культуры, спорта, молодежной политики; интеграция дополнительного образования с другими формами образования: с общим образованием, с высшим образованием и с корпоративным образованием.
3.2.5. Развитие негосударственного сектора в дополнительном образовании и индустрии дополнительного образования для всех возрастных групп.
3.2.6. Развитие сферы "неформальной" педагогики: молодежных и детских общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских, миссионерских и просветительских проектов.
3.2.7. Разработка подходов и принципов повышения качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
3.2.8. Развитие социально-экономических основ современной инфраструктуры детства и психолого-педагогических подходов к развитию системы дополнительного образования детей, обеспечению качества, разнообразия, доступности деятельности учреждений дополнительного образования детей.
3.2.9. Повышение общественного статуса дополнительного образования детей как фактора взаимодействия семейного и общественного воспитания, обеспечение доступности услуг ДОД для граждан, независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья.
3.2.10. Разработка концептуальных основ педагогики дополнительного образования детей, определение миссии и роли института дополнительного образования детей в инфраструктуре детства, в современных условиях интеграции образовательных и других структур и сфер.
3.2.11. Модернизация программно-методического обеспечения содержания деятельности дополнительного образования детей, создание условий для увеличения масштаба, качества и разнообразия ресурсов системы ДОД, их эффективного использования в интересах детей, семей, общества.
4. Целевые индикаторы подпрограммы
4.1. Подпрограммой "Развитие системы дополнительного образования" муниципальной программы городского округа ЗАТО Фокино "Развитие образования в городском округе ЗАТО Фокино на 2022 - 2025 годы" предусмотрены основные показатели реализации подпрограммы:
4.1.1. Доля численности детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги ДОД, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет.
4.1.2. Удельный вес численности руководителей муниципальных учреждений дополнительного образования, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации.
4.1.3. Доля численности детей в возрасте 5 - 18 лет, участвующих в программах каникулярного образовательного отдыха, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы приведены в приложении N 1 к подпрограмме.
5. Перечень подпрограммных мероприятий
5.1. В перечень подпрограммных мероприятий входят:
5.1.1. Утверждение системы мероприятий подпрограммы дополнительного образования детей на муниципальном уровне.
5.1.2. Подготовка нормативно-правовых документов, "календаря мероприятий подпрограммы", типовых договоров с социальным партнёрами о поддержке мероприятий подпрограммы.
5.1.3. Организация конкурсных процедур по отбору организаций, экспертов мероприятий подпрограммы.
5.1.4. Разработка критериальной базы социальной эффективности мероприятий подпрограммы.
5.1.5. Внесение изменений в содержание, технологию разработки, проведения и оценки эффективности мероприятий подпрограммы.
6. Механизм реализации подпрограммы
6.1. Для реализации подпрограммы используются следующие механизмы:
6.1.1. Формирование финансово-экономических условий развития ДОД:
1) Разграничение полномочий (на муниципальном уровне следует закрепить полномочия по организации финансового обеспечения учреждений ДОД в части материально-технического содержания и необходимого ремонта имущественного комплекса).
2) Формирование и финансовое обеспечение муниципального задания на реализацию образовательных услуг ДОД с учетом показателей по объему и качеству оказываемых услуг.
3) Формирование современных механизмов финансирования услуг ДОД (в том числе на конкурсной основе образовательных программ и организаций независимо от форм собственности).
4) Формирование механизмов выявления социального заказа на услуги ДОД (в том числе уточнение минимального объема и состава, соотношения бесплатных услуг и услуг, финансируемых потребителем).
5) Формирование персонифицированной модели финансирования образовательных услуг ДОД (полностью или частично).
6) Формирование модели софинансирования услуг ДОД со стороны родителей.
7) Разработка социальных стандартов предоставления услуг ДОД.
6.1.2. Формирование условий модернизации программ ДОД:
1) Модернизация образовательных программ, информационное обеспечение, обновление содержания и технологий дополнительного образования детей.
2) Развитие механизмов мотивации обучающихся.
3) Создание благоприятных условий для предпрофильного образования и профессиональной ориентации старшеклассников во внеурочное время.
4) Развитие техносферы учреждений дополнительного образования детей.
6.1.3. Интеграция дополнительного образования с другими формами и уровнями образования (дошкольным, основным):
1) Индивидуализация (выстраивание индивидуального образовательного маршрута) для всех категорий детей.
2) Определение условий, требований к работе с одаренными детьми; особенности педагогического сопровождения одаренных детей.
3) Интеграция в сферу дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей из семей находящихся в трудной жизненной ситуации, детей мигрантов.
4) Интеграция программ дополнительного образования детей со сферой работы с подростками по месту жительства, деятельности детских общественных объединений, системы каникулярного отдыха и оздоровления.
6.1.4. Формирование организационно-управленческих условий развития ДОД:
1) Организации сетевого, межведомственного, межсекторного взаимодействия (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и пр.).
2) Внедрение системы оценки качества дополнительного образования с участием потребителей, общественности и работодателей, общественно-профессиональной аккредитации программ дополнительного образования детей.
3) Формирование системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях детей, о результатах деятельности организаций дополнительного образования детей.
6.1.5. Развитие кадрового потенциала системы ДОД, направлено на обновление состава и компетенций педагогов ДОД:
1) Повышение квалификации (включая программы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), одаренными детьми).
2) Выбор форм, средств и методов работы (обучения), используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3) Педагогам дополнительного образования, соответствующим требованиям профессионального стандарта, заработная плата будет доведена до средней в системе общего образования.
Одним из механизмов определения и реализации мероприятий программы может быть механизм объявления конкурсов на лучшую разработку и реализацию социально-экономических и образовательных программ в ДОД.
7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Всего по подпрограмме предусмотрено финансирование в размере 100959,88 тыс. рублей, в т.ч.:
в 2022 году - 27375,51 тыс. рублей;
в 2023 году - 27348,37 тыс. рублей;
в 2024 году - 23118,00 тыс. рублей;
в 2025 году - 23118,00 тыс. рублей;
в том числе из средств местного бюджета 100959,88 тыс. рублей:
в 2022 году - 27375,51 тыс. рублей;
в 2023 году - 27348,37 тыс. рублей;
в 2024 году - 23118,00 тыс. рублей;
в 2025 году - 23118,00 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы приведено в приложении N 2 к подпрограмме.
8. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы осуществляется в соответствии со статьей 6 Порядка принятий решений о разработке формирования реализации муниципальных программ городского округа ЗАТО город Фокино, проведения оценки эффективности их реализации и критериев такой оценки, утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО город Фокино от 12.05.2014 N 1056-па.
8.1. В результате реализации подпрограммы:
8.1.1. Доля численности детей в возрасте 5-18 лет программами ДОД, получающих услуги ДОД, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет достигнет 83%.
8.1.2. Расширится доступ к услугам ДОД детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малоимущих семей, детей-сирот за счет использования инструментов адресной поддержки.
8.1.3. Повысится удовлетворенность населения качеством услуг ДОД.
8.1.4. Набор и структура программ ДОД обеспечит возможность проб детьми различных видов и форм деятельности, а также максимальной мобильности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
8.1.5. Семьи получат доступ к полной объективной информации об организациях, услугах и программах ДОД.
8.1.6. Среднемесячная заработная плата педагогических педагогов муниципальных организаций ДОД достигнет уровня заработной платы педагогов общеобразовательных организаций.
8.1.7. Введется система комплексной оценки эффективности работы организаций ДОД.
8.1.8. Создадутся эффективные механизмы контроля и оценки качества услуг ДОД, включающих инструменты общественной экспертизы.
8.1.9. Все руководители и педагоги муниципальных организаций ДОД, пройдут повышение квалификации.
8.1.10. Будут внедрятся эффективные механизмы использования потенциала каникулярного времени для дополнительного образования детей.
8.1.11. Будут реализовываться эффективные механизмы использования потенциала организаций культуры (музеи, концертные залы и др.) в дополнительном образовании детей.
8.1.12. Получение в том числе одаренными детьми и талантливой молодежью, детьми, имеющими проблемы здоровья и детьми-инвалидами соответствующего их потребностям дополнительного образования.
8.1.13. Увеличение детей, включенных в инновационные образовательные программы, направленные на уменьшение рисков социализации, детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, туризмом, краеведением, техническим творчеством, школьников, участвующих в социальных проектах, общественной деятельности, фестивально-конкурсном движении, программах профильной ориентации, имеющих возможности для трудоустройства в летний период.
8.1.14. Переход на персонифицированный учет в дополнительном образовании позволит детям бесплатно получать услугу по востребованным в городском округе программам.
В целом должно будет произойти значительное развитие содержания ДОД, прежде всего в области детского технического творчества, социального проектирования и менеджмента, туризма, экологии, спорта, обучения иностранным языкам, участие детей в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.
Реализация подпрограммы поможет сделать существенный шаг на пути обновления инфраструктуры сети учреждений дополнительного образования детей и подростков. В основу идеологии программы положен принцип создания интерактивного образовательного развивающего пространства, в которой дети в активной форме смогут исследовать окружающий мир и овладевать различными научными и технологическими новациями.
В запланированный период (до 2025 года) будут проведены меры по развитию данной области образования, ее материально-технического и кадрового потенциала, распространению передовых практик через краевую сеть учреждений образования, Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования" (г. Владивосток).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.