Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Комитета города Москвы
по ценовой политике в строительстве
и государственной экспертизе проектов
от 24 декабря 2021 г. N МКЭ-ОД/21-107
Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов
(Москомэкспертиза)
Государственное автономное учреждение города Москвы "Научно-исследовательский аналитический центр"
(ГАУ "НИАЦ")
Порядок
разработки, актуализации и утверждения сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, подлежащих включению в территориальную сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001
МОС.01.01-008.2021
Издание официальное
Москва 2021
Предисловие
Настоящий Порядок разработки, актуализации и утверждения сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, подлежащих включению в территориальную сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001 (далее - Порядок), разработан Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов в соответствии с Положением о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 г. N 48-ПП.
Положения настоящего Порядка являются обязательными для организаций независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в области разработки сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов и сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ для города Москвы, а также органов исполнительной власти города Москвы и организаций строительного комплекса, заинтересованных в разработке сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов и сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ для города Москвы.
В соответствии с Положением о системе документов, классификации и присвоения обозначений документам в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве в городе Москве, утвержденного приказом Москомэкспертизы N МКЭ-ОД/20-96 от 30 декабря 2020 г., Порядку присвоен шифр обозначения документа МОС.01.01-008.2021.
1. Общие положения
1.1 Настоящий Порядок устанавливает правила: планирования, разработки (актуализации), рассмотрения и утверждения сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, подлежащих включению в территориальную сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001 (далее - Порядок).
1.2 Разработка (актуализация) сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, утвержденными Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (далее - Москомэкспертиза) в установленном порядке.
1.3 Планирование разработки (актуализации) сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ осуществляется структурным подразделением Москомэкспертизы. осуществляющим функции сопровождения и экспертизы территориальных сметных нормативов.
2. Термины и определения
В настоящем документе используются следующие термины с соответствующими определениями:
а) территориальная сметно-нормативная база для города Москвы ТСН-2001 (далее - ТСН-2001) - совокупность сборников сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, применяемых для оценки и определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства при размещении объектов регионального значения города Москвы, включая объекты, строительство которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы, в том числе объекты, строительство которых осуществляется в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в городе Москве, предусмотренного постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве", а также работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы (далее - объекты регионального значения города Москвы);
б) строительные ресурсы - материалы, изделия, конструкции и оборудование, затраты труда работников в строительстве, время эксплуатации машин и механизмов;
в) сметная норма (далее - СН) - совокупность строительных ресурсов и иных затрат, установленных на принятую единицу измерения, применяемых при определении сметной стоимости строительства;
г) единичная расценка (далее - ЕР) - показатель потребности в денежных средствах, необходимых для выполнения конкретного вида работ;
д) сметная цена строительного ресурса (далее - СЦ) - информация о стоимости строительного ресурса, установленной расчетным путем на принятую единицу измерения, учитывающая все виды затрат, принятых для учета в составе единичной расценки, либо применяемая самостоятельно при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов регионального значения города Москвы;
е) сметные нормативы и цены на выполнение комплексов работ (далее - НЦКР) - сметные нормативы для города Москвы, выражающие количественные и стоимостные показатели финансовых и материальных ресурсов, в том числе затрат труда рабочих и времени эксплуатации машин и механизмов, установленные на соответствующий комплекс работ, учитывающие условия выполнения работ на территории города Москвы;
ж) заявитель разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ, НЦКР) - инициатор разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ, НЦКР), которым могут являться функциональные органы исполнительной власти города Москвы (далее - профильные ОИВ города Москвы), их структурные подразделения и подведомственные организации, организации Строительного комплекса города Москвы, участвующие в проектировании и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства при размещении объектов регионального значения города Москвы (далее - организации Строительного комплекса города Москвы), иные юридические и физические лица, Москомэкспертиза, Экспертный совет по оценке возможности и целесообразности разработки сметных нормативов для включения в сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001 при Москомэкспертизе (далее - Экспертный совет), а также Рабочая группа по разработке укрупненных показателей и сметных нормативов, созданная при Москомэкспертизе (далее - Рабочая группа);
з) нормативное наблюдение - исследование технологического (строительного, специального строительного, ремонтно-строительного, ремонтно-реставрационного, монтажного) процесса, состоящее в учете затрат труда (времени) рабочих, времени использования машин, в замерах полученной продукции, в определении расхода необходимых материальных ресурсов и в описании условий, характеризующих технологию и организацию исследуемого процесса, с занесением полученных данных в соответствующие формы;
и) технологическая карта - организационно-технологический документ, содержащий комплекс мероприятий по организации и выполнению технологического процесса и в его составе рабочих операций с эффективным использованием современных средств механизации, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, мероприятий по безопасности, предназначенный для разработки территориальных сметных норм и единичных расценок.
3. Порядок планирования разработки (актуализации) сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов и сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, подлежащих включению в ТСН-2001
3.1 Разработка СН, ЕР, СЦ и НЦКР, подлежащих включению в ТСН-2001, организуется Москомэкспертизой в соответствии с Планом разработки (актуализации) сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, подлежащих включению в территориальную сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001 (далее - План).
3.2 План на очередной год разрабатывается ежегодно Москомэкспертизой по форме согласно Приложению А к настоящему Порядку.
3.3 К формированию проекта Плана Москомэкспертиза вправе привлекать подведомственные ей учреждения.
3.4 Включение мероприятий по разработке (актуализации) СН, ЕР, СЦ и НЦКР в План осуществляется Москомэкспертизой в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, поручениями Мэра и Правительства Москвы, на основании предложений Заявителей после рассмотрения обоснования их разработки (актуализации) и принятия решения о целесообразности разработки (актуализации) для применения в Строительном комплексе города Москвы, предложений Экспертного совета, а также предложений Рабочей группы.
3.5 В целях своевременного формирования проекта Плана уполномоченное подразделение Москомэкспертизы в срок до 28 февраля года, предшествующего году начала разработки проектов СН, ЕР, СЦ и НЦКР, размещает уведомление о формировании проекта Плана на официальном сайте Москомэкспертизы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.6 В целях включения мероприятий по разработке (актуализации) СН, ЕР, СЦ в План Заявители, за исключением Москомэкспертизы и Экспертного совета, направляют в Москомэкспертизу предложения, оформленные в виде сопроводительного письма с обязательным приложением следующих документов (далее - Предложение):
а) заявления о разработке (актуализации) сметной нормы (единичной расценки, сметной цены строительного ресурса) по форме согласно приложению Б к настоящему Порядку;
б) пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ);
в) информации об объекте капитального строительства, на котором могут быть выполнены нормативные наблюдения, необходимые для разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ) с указанием планируемой даты и места производства работ с применением технологии, для которой предлагается разработка (актуализация) СН (ЕР, СЦ);
г) технико-экономического обоснования внедрения предлагаемых для разработки СН (ЕР, СЦ) технологий, материалов, оборудования, в том числе сравнительный анализ экономической эффективности в сопоставлении с ранее применяемыми аналогами;
д) комплекта документов согласно Приложению Г к настоящему Порядку.
Заявление о разработке (актуализации) СН (ЕР, СЦ) в обязательном порядке должно быть согласовано ОИВ города Москвы, являющимся Государственным заказчиком по объекту капитального строительства, строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, снос, работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)) которого планируется выполнять с применением технологии, материала, изделия, конструкции, оборудования, инвентаря, мебели, по которому должен быть разработан СН (ЕР, СЦ).
3.7 В целях включения мероприятий по разработке (актуализации) НЦКР в План Заявители, за исключением Москомэкспертизы, Экспертного совета и Рабочей группы, направляют в Москомэкспертизу предложения, оформленные в виде сопроводительного письма с обязательным приложением следующих документов:
а) заявления о разработке (актуализации) сметного норматива и цены на выполнение комплекса работ по форме согласно Приложению В к настоящему Порядку;
б) пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости разработки (актуализации) НЦКР;
в) информации об объектах капитального строительства, которые могут быть объектами-представителями;
г) номера и даты положительного заключения экспертизы проектной документации и/или инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпункте в) настоящего пункта.
3.7.1 Москомэкспертиза направляет полученные документы на рассмотрение Рабочей группы.
3.8 По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 3.7 настоящего Порядка, Рабочая группа представляет в Москомэкспертизу предложения с отражением в них следующей информации:
а) типов объектов, при необходимости, наименований конструктивных элементов, комплексов работ, систем, по которым в приоритетном порядке требуется разработка НЦКР;
б) наименований объектов-аналогов, на основе проектной документации которых может вестись разработка НЦКР.
3.9 Документы Заявителя, указанные в пунктах 3.6 и 3.7 настоящего Порядка, представляются на бумажном носителе и должны быть сброшюрованы в единый том, пронумерованы и скреплены печатью и подписью руководителя Заявителя.
3.10 Документы Заявителя, указанные в пунктах 3.6 и 3.7 настоящего Порядка, прилагаемые к предложению, дополнительно представляются на электронном носителе в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.xml, *.pdf с приложением описи данных по форме согласно Приложению Г, содержащихся на электронном носителе, с указанием содержащихся на нем сведений, а именно: наименование файлов, дата их создания, размер файла.
3.11 Документы Заявителя, указанные в пунктах 3.6 и 3.7 настоящего Порядка, могут быть представлены Заявителем в электронной форме после получения соответствующего вида доступа к подсистеме "личный кабинет" в соответствующей информационной системе.
3.12 Рассмотрение Москомэкспертизой представленных в соответствии с пунктами 3.6 и 3.7 настоящего Порядка документов включает в себя проверку комплектности представленных документов.
В случае если состав представленного в Москомэкспертизу комплекта документов не соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком, материалы возвращаются Заявителю без рассмотрения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их регистрации в Москомэкспертизе.
3.13 Предложения по разработке (актуализации) СП (ЕР, СЦ) принимаются Москомэкспертизой в срок до 1 ноября года, предшествующего году начала разработки (актуализации) проектов СН (ЕР, СЦ). Предложения по разработке (актуализации) НЦКР принимаются Москомэкспертизой в срок до 1 августа года, предшествующего году начала разработки (актуализации) проектов НЦКР.
3.14 Каждое поступившее в Москомэкспертизу предложение должно быть рассмотрено на Экспертном совете с выдачей заключения о возможности и целесообразности разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ, НЦКР).
3.15 Основаниями для принятия решения о возможности и целесообразности разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ, НЦКР) являются:
- отсутствие в ТСН-2001 предлагаемого СН (ЕР, СЦ, НЦКР);
- наличие технико-экономического обоснования, подтверждающего необходимость разработки СН (ЕР, СЦ);
- наличие объектов для разработки НЦКР;
- наличие объектов капитального строительства в городе Москве для применения технологии, материалов, оборудования, комплекса работ (конструктивного решения/конструктивного элемента) по которым предлагается разработка СН (ЕР, СЦ, НЦКР);
- результаты рассмотрения предложений по разработке (актуализации) НЦКР Рабочей группой;
- несоответствие наименований строительных ресурсов, содержащихся в ТСН-2001, нормативно-техническим документам (техническим регламентам, ГОСТам, ГОСТам Р, ТУ, СП и др.);
- изменение требований нормативно-технических документов, которые приводят к изменению технологии производства работ или расхода строительных ресурсов, данные об изменении времени выполнения технологических операций на основании технических характеристик новых машин и механизмов, технических характеристик и свойств материалов;
- необходимость создания параметрических рядов в связи с разработкой СН (ЕР, СЦ, НЦКР);
- прекращение выпуска (ввоза на территорию Российской Федерации) строительных ресурсов;
- замена производителем (поставщиком) строительных ресурсов на их аналоги;
- использование в наименовании строительных ресурсов информации, указывающей на производителя (поставщика): наименования изготовителя, ТУ, артикулов, марок, выпускаемых конкретным производителем;
- выявление в наименовании строительных ресурсов технических характеристик, не предусмотренных нормативно-технической документацией;
- выявление технических ошибок, в том числе в наименовании строительных ресурсов, присвоенных им кодах, единице измерения, технической характеристике, массах нетто и брутто, количества расхода используемых ресурсов, описок, опечаток, арифметических ошибок и др.;
- необходимость по перемещению позиций строительных ресурсов в другие разделы и подразделы ТСН-2001.1 и (или) ТСН-2001.13-2;
- непредоставление ценовых предложений на строительные ресурсы от производителей (поставщиков) более чем в течение двух календарных лет и (или) отсутствие ценовых предложений, указанных в договорах поставки, счетах, каталогах, прайс-листах производителей (поставщиков), в том числе размещенных на сайтах или полученных по запросу (официальное письмо, факс, электронная почта), котировок на товарно-сырьевых биржах, а также результатов конкурсов и аукционов более чем в течение двух календарных лет;
- отсутствие применения строительных ресурсов, выявленное при проведении экспертизы раздела 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" или раздела 9 "Смета на строительство" для линейного объекта капитального строительства в составе проектной документации в течение пяти лет;
- выявление в СН (ЕР) неполного (избыточного) перечня необходимых строительных ресурсов для выполнения работ, предусмотренных СН (ЕР);
- внесение изменений в ЕР, с применением которых были разработаны НЦКР;
- включение новых ЕР в ТСН-200Е
3.16 По результатам рассмотрения предложений на Экспертном совете могут быть уточнены состав, наименования и количество разрабатываемых (актуализируемых) СН (ЕР, СЦ, НЦКР).
3.17 Уполномоченное структурное подразделение Москомэкспертизы обеспечивает сбор, обработку, рассмотрение на Экспертном совете предложений от Заявителей по мере их поступления и формирует проект Плана.
В проект Плана включаются предложения, представленные с соблюдением установленных настоящим Порядком требований и получившие Заключение Экспертного совета о возможности и целесообразности разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ, НЦКР).
В обязательном порядке в проект Плана включаются мероприятия по разработке (актуализации) СН (ЕР, СЦ, НЦКР), подлежащие выполнению в соответствии с актами Правительства Москвы и Правительства Российской Федерации, поручениями Мэра Москвы, Правительства Москвы и Правительства Российской Федерации.
3.18 Заключение о возможности и целесообразности разработки (актуализации) НЦКР формируется Экспертным советом при Москомэкспертизе на основании предложений Рабочей группы.
3.19 В случае неисполнения Заявителем обязательства по разработке (актуализации) разработки (актуализации) СН, ЕР, СЦ и (или) переноса срока разработки более двух раз, такой СН, ЕР, СЦ может быть исключен из Плана по решению Экспертного совета. Перенос срока разработки сметного норматива осуществляется на основании письменного обращения Заявителя в Москомэкспертизу с указанием причин необходимости такого переноса.
3.20 При разработке Плана Москомэкспертиза вправе взаимодействовать с Заявителями в части получения дополнительных разъяснений и обосновывающих материалов, уточнения сроков проведения нормативных наблюдений.
3.21 План утверждается Председателем Москомэкспертизы и размещается на официальном сайте Москомэкспертизы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.22 Москомэкспертиза уведомляет Заявителей о включении предложений в План или об отказе включения с обоснованием такого решения.
4. Организация внеплановой разработки (актуализации) сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов и сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, подлежащих включению в ТСН-2001
4.1 Внеплановая разработка (актуализация) СН, ЕР, СЦ и НЦКР осуществляется на основании обращений Заявителей, а также актов и поручений Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы, поручений Мэра Москвы.
4.2 Требования к оформлению, представлению и рассмотрению Москомэкспертизой Предложений о внеплановой разработке (актуализации) СН, ЕР, СЦ и НЦКР аналогичны требованиям, приведенным в пунктах 3.6 - 3.11, 3.18 настоящего Порядка.
4.3 В случае соответствия предложения требованиям настоящего Порядка уполномоченное структурное подразделение Москомэкспертизы организовывает его рассмотрение на Экспертном совете.
4.4 По результатам рассмотрения предложения на Экспертном совете оформляется заключение о целесообразности разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ, НЦКР) и принимается решение о внесении изменений в План на текущий или следующий календарный год.
4.5 Изменение в План на текущий или следующий календарный год мероприятий по разработке (актуализации) НЦКР вносится на основании предложения Рабочей группы по результатам его рассмотрения Экспертным советом.
4.6 Принятые решения доводятся до Заявителя письмом Москомэкспертизы с приложением заключения Экспертного совета.
5. Порядок разработки и утверждения технологических карт
5.1 Технологические карты могут быть разработаны за счет собственных средств Заявителя путем привлечения специализированных организаций (далее - Разработчик), а также Москомэкспертизой за счет средств бюджета города Москвы силами подведомственных учреждений в рамках Государственного задания или силами специализированных организаций в рамках Государственного контракта.
5.2 При разработке технологической карты силами подведомственных Москомэкспертизе учреждений объект для проведения нормативных наблюдений, необходимых для разработки технологической карты, предоставляет Заявитель. В случае отказа Заявителя от предоставления объекта для проведения нормативных наблюдений, необходимых для разработки технологической карты, Москомэкспертиза вправе исключить из Плана соответствующий СН (ЕР, СЦ).
5.3 Требования к составу и содержанию технологической карты приводятся в Методике по разработке технологических карт для территориальной сметно-нормативной базы для города Москвы ТСН-2001, утвержденной приказом Москомэкспертизы.
5.4 Профильный ОИВ города Москвы подтверждает соответствие технических решений, технологии выполнения работ, принятых в технологической карте, требованиям действующих нормативных документов (СП, ГОСТ, ТУ и т.п.), нормативных правовых актов города Москвы и Российской Федерации.
5.5 Проект технологической карты до его утверждения подлежит экспертизе в Москомэкспертизе.
5.6 Проект технологической карты представляется Заявителем с сопроводительным письмом на рассмотрение в Москомэкспертизу на бумажном носителе, а также на электронном носителе в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.xml, *.pdf с приложением описи данных по форме согласно Приложению Г, содержащихся на электронном носителе, с указанием содержащихся на нем сведений, а именно: наименование файлов, дата их создания, размер файла.
5.7 В случае, если представленные материалы не соответствуют требованиям пунктов 5.3 и 5.6 настоящего Порядка, указанные материалы возвращаются Разработчику (Заявителю) без рассмотрения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их предоставления в Москомэкспертизу.
5.8 Рассмотрение Москомэкспертизой представленных материалов производится в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней и включает в себя:
- проверку комплектности представленных материалов;
- экспертизу разработанного проекта технологической карты, в том числе на предмет проверки наличия и качества нормативных наблюдений, организованных и проведенных в соответствии с нормативно-методической документацией;
- подготовку и направление Разработчику (Заявителю) отчета, содержащего сведения о положительном или отрицательном решении по результатам экспертизы рассмотрения представленных материалов.
При выявлении в ходе рассмотрения проекта технологической карты недостатков в результатах нормативных наблюдений, в том числе в случае, если время выполнения операций существенно отличается от норм времени, используемых при формировании СН (ЕР), включенными в ТСН-2001, или от ранее проведенных наблюдений, а также выявления нарушений технологии выполнения работ Москомэкспертизой может быть принято решение о необходимости проведения контрольных нормативных наблюдений.
5.9 В случае необходимости представления дополнительных материалов или выезда на объект для проведения дополнительных контрольных нормативных наблюдений срок рассмотрения материалов увеличивается на время проведения дополнительных мероприятий.
Заявитель обеспечивает предоставление объекта для проведения контрольных нормативных наблюдений.
В случае отказа Заявителя от предоставления объекта для проведения контрольных нормативных наблюдений Москомэкспертиза вправе принять отрицательное решение по результатам экспертизы проекта технологической карты.
5.10 В случае отрицательного решения по результатам экспертизы Разработчик (Заявитель) обеспечивает доработку технологической карты и повторное ее предоставление в Москомэкспертизу. Порядок проведения повторной экспертизы соответствует требованиям пунктов 5.5 - 5.9 настоящего Порядка.
5.11 Проект технологической карты согласовывается руководителем профильного ОИВ (или заместителем, курирующим основное направление деятельности по технологии выполнения работ) и утверждается Председателем Москомэкспертизы.
6. Порядок разработки и утверждения проектов сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов и сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ
6.1 Разработка (актуализация) проектов СН (ЕР, СЦ) в соответствии с Планом может быть осуществлена Заявителем за счет собственных средств путем привлечения специализированных организаций либо организована Москомэкспертизой за счет средств бюджета города Москвы силами подведомственных организаций в рамках Государственного задания или силами специализированных организаций в рамках Государственного контракта.
6.2 Разработка проекта СН (ЕР, СЦ) осуществляется в соответствии положениями нормативно-методических документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, а также требованиями для проведения нормативных наблюдений, приведенными в Приложении Е к настоящему Порядку.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Приложение Д к Порядку
6.3 Проекты СН (ЕР, СЦ) вне зависимости от источника финансирования в обязательном порядке подлежат экспертизе и утверждению в Москомэкспертизе.
6.4 Проекты СН (ЕР, СЦ), разработанные в соответствии с требованиями настоящего Порядка, представляются Заявителем на рассмотрение в Москомэкспертизу в составе следующих материалов:
- заявления в произвольной форме о рассмотрении и утверждении проекта СН (ЕР, СЦ) на имя руководителя Москомэкспертизы с указанием реквизитов заявления о разработке (актуализации) СН (ЕР, СЦ) и заключения Экспертного совета о возможности и целесообразности разработки СН (ЕР, СЦ);
- пояснительной записки, содержащей информацию о разработанном проекте СН (ЕР, СЦ), наименование и адрес разработчика СН (ЕР, СЦ), наименование и адрес Заявителя, основание для разработки СН (ЕР, СЦ), перечень использованных при разработке нормативных и методических документов, иную информацию, имеющую, по мнению Заявителя, отношение к разработке представляемого СН (ЕР, СЦ);
- расчетные обоснования к проекту СН (ЕР, СЦ), в том числе:
а) технологические карты, утвержденные в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком;
б) таблицы вывода норм с приложением карт нормативных наблюдений, фотоотчетов и других документов, подтверждающих обоснованность вывода норм;
в) калькуляции сметных ресурсов;
г) сводка затрат труда и машинного времени;
д) расчеты сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов, отсутствующих в ТСН-2001, с исходными данными, принятыми для расчета сметной цены;
е) расчеты средних сметных цен на новые материалы, изделия, конструкции и оборудование в соответствии с требованиями действующих нормативно-методических документов в области ценообразования и сметного нормирования и с исходными данными, принятыми для расчета цены, и указанием присвоенных кодов;
- проект СН (ЕР, СЦ) в двух экземплярах на бумажном носителе, подписанный руководителем Организации-Разработчика.
6.5 Документы, указанные в пункте 6.4 настоящего Порядка, представляются на бумажном носителе и должны быть сброшюрованы в единый том, пронумерованы и скреплены печатью и подписью руководителя Заявителя.
Для оптимизации процедуры рассмотрения проектов СН (ЕР, СЦ) допускается разброшюровка проекта СН (ЕР, СЦ) и прилагаемых к нему документов.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных им сведений и документов.
6.6 Документы, указанные в пункте 6.4 настоящего Порядка, дополнительно представляются на электронном носителе в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.xml, *.pdf с приложением описи данных по форме согласно Приложению Г, содержащихся на электронном носителе, с указанием содержащихся на нем сведений, а именно: наименование файлов, дата их создания, размер файла.
6.7 В случае если представленные материалы не соответствуют требованиям пункта 6.4 настоящего Порядка по комплектности, указанные материалы возвращаются Заявителю без рассмотрения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их предоставления в Москомэкспертизу.
6.8 Рассмотрение Москомэкспертизой представленных материалов производится в течение 20 (двадцати) рабочих дней и включает в себя:
- проверку комплектности представленных материалов;
- экспертизу проекта СН (ЕР, СЦ) на предмет его соответствия требованиям настоящего Порядка, достаточности представленных данных для принятия решения о включении разработанного СН (ЕР, СЦ) в ТСН-2001, оценку достоверности и корректности выполненных расчетов, проверку соответствия расчетов первичным обосновывающим документам;
- подготовку и направление Заявителю копии положительного или отрицательного заключения по результатам рассмотрения представленных материалов.
6.9 При необходимости дополнительного рассмотрения представленных материалов срок их рассмотрения может быть продлен на 10 (десять) рабочих дней, при этом в адрес Заявителя направляется письмо с указанием причин продления срока рассмотрения материалов.
6.10 В целях оперативного внесения Заявителем изменений в проекты СН (ЕР, СЦ) Москомэкспертиза или подведомственные ей учреждения могут осуществлять рабочее взаимодействие с Заявителем с использованием различных средств коммуникации, в пределах сроков, установленных пунктами 6.7 - 6.9 настоящего Порядка.
6.11 В случае отрицательного заключения по результатам экспертизы Заявитель обеспечивает доработку проекта СН (ЕР, СЦ) и повторное его предоставление в Москомэкспертизу. Порядок проведения повторной экспертизы соответствует требованиям пунктов 6.4 - 6.8 настоящего Порядка. Срок повторного рассмотрения не должен превышать 10 (десять) рабочих дней со дня повторного предоставления документов в Москомэкспертизу.
6.12 Проекты СН (ЕР, СЦ), разработанные в соответствии с требованиями настоящего Порядка за счет средств бюджета города Москвы силами подведомственных учреждений в рамках Государственного задания, направляются в Москомэкспертизу в порядке, предусмотренном Техническим заданием на выполнение Государственного задания на соответствующий год.
О результатах рассмотрения и согласования предоставленных материалов Москомэкспертиза уведомляет подведомственное учреждение в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты сдачи соответствующего отчета.
При наличии у Москомэкспертизы замечаний по проектам СН (ЕР, СЦ) подведомственное учреждение устраняет замечания в течение 10 (десяти) рабочих дней и повторно предоставляет их на рассмотрение и утверждение.
6.13 Проект СН (ЕР, СЦ), получивший положительное заключение, утверждается приказом Москомэкспертизы в составе очередного ежеквартального дополнения к ТСН-2001.
7. Порядок разработки (актуализации) и утверждения сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ
7.1 Разработка (актуализация) проектов НЦКР в соответствии с Планом, проектов поправочных коэффициентов и проектов, корректирующих НЦКР (поправок) к НЦКР (далее - проект НЦКР) осуществляется Заявителем за счет собственных средств либо может быть организована Москомэкспертизой за счет средств бюджета города Москвы силами подведомственных учреждений в рамках Государственного задания или силами специализированных организаций в рамках Государственного контракта.
7.2 Разработка проекта НЦКР производится в соответствии с Методикой разработки сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, утвержденной приказом Москомэкспертизы.
7.3 Разработанные проекты НЦКР представляются Заявителем на рассмотрение в Москомэкспертизу в составе следующих материалов:
а) заявления в произвольной форме о рассмотрении и утверждении проекта НЦКР на имя председателя Москомэкспертизы;
б) пояснительной записки, содержащей информацию о разработанном проекте НЦКР, наименование и адрес Разработчика, наименование и адрес Заявителя, а также иную информацию, имеющую, по мнению Заявителя, отношение к разработке представляемого НЦКР;
в) расчетных обоснований к проекту НЦКР;
г) комплекта проектной документации объекта-представителя с заключениями государственной экспертизы, являющейся исходными данными проекта НЦКР;
д) проект НЦКР в двух экземплярах на бумажном носителе, подписанный руководителем Организации-Разработчика.
Указанные в настоящем пункте материалы должны отвечать требованиям Методики разработки сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ.
7.4 Документы, указанные в пункте 7.3 настоящего Порядка (кроме подпункта г), представляются на бумажном носителе и должны быть сброшюрованы в единый том, пронумерованы и скреплены печатью и подписью руководителя Заявителя.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных им сведений и документов.
7.5 Документы, указанные в пункте 7.3 настоящего Порядка, прилагаемые к заявлению о рассмотрении и утверждении проекта НЦКР, дополнительно представляются на электронном носителе в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.xml, *.pdf с приложением описи данных по форме согласно Приложению Г, содержащихся на электронном носителе, с указанием содержащихся на нем сведений, а именно: наименование файлов, дата их создания, размер файла.
7.6 В случае если представленные материалы не соответствуют требованиям пункта 7.3 настоящего Порядка по комплектности, указанные материалы возвращаются Заявителю без рассмотрения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их предоставления в Москомэкспертизу.
7.7 Рассмотрение Москомэкспертизой представленных материалов производится в течение 25 (двадцати пяти) рабочих дней и включает в себя:
- экспертизу проекта НЦКР на предмет его соответствия требованиям Методики разработки сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, достаточности представленных данных для принятия решения о включении разработанного НЦКР в ТСН-2001, оценку достоверности и корректности выполненных расчетов, проверку соответствия расчетов первичным обосновывающим документам. К экспертизе проекта НЦКР Москомэкспертиза вправе привлекать подведомственные ей учреждения, а также иных специалистов;
- подготовку и направление Заявителю положительного или отрицательного заключения по результатам рассмотрения представленных материалов.
7.8 При необходимости дополнительного рассмотрения представленных материалов срок их рассмотрения может быть продлен на 10 (десять) рабочих дней, при этом в адрес Заявителя направляется письмо с указанием причин продления срока рассмотрения материалов.
7.9 В случае отрицательного заключения по результатам экспертизы Заявитель обеспечивает доработку проекта НЦКР и повторное его предоставление в Москомэкспертизу. Порядок проведения повторной экспертизы соответствует требованиям пунктов 7.3 - 7.7 настоящего Порядка. Срок повторного рассмотрения без изменения объекта-представителя не должен превышать 10 (десять) рабочих дней, с изменением объекта-представителя в соответствии с пунктом 7.7.
7.10 Проекты НЦКР, разработанные в соответствии с требованиями настоящего Порядка за счет средств бюджета города Москвы силами подведомственных учреждений в рамках Государственного задания, направляются в Москомэкспертизу в порядке, предусмотренном Техническим заданием на выполнение Государственного задания на соответствующий год.
О результатах рассмотрения и согласования предоставленных материалов Москомэкспертиза уведомляет подведомственное учреждение в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты сдачи соответствующего отчета.
При наличии у Москомэкспертизы замечаний по проектам НЦКР подведомственное учреждение устраняет замечания в течение 10 (десяти) рабочих дней и повторно предоставляет их на рассмотрение и утверждение.
7.11 Проект НЦКР, получивший положительное заключение или согласование в порядке, предусмотренном п. 7.10 настоящего Порядка, утверждается приказом Москомэкспертизы в составе очередного ежеквартального дополнения к ТСН-2001.
8. Мероприятия по сопровождению ТСН-2001
8.1 Москомэкспертиза в рамках предоставленных полномочий осуществляет ведение и сопровождение ТСН-2001 с целью:
- поддержания в актуальном состоянии содержащихся в ней СН, ЕР, СЦ и НЦКР;
- своевременного учета изменений, вносимых в нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы в области градостроительной деятельности и строительства, в том числе в части ценообразования и сметного нормирования;
- своевременного учета и отражения в СН, ЕР, СЦ и НЦКР изменений стоимости строительных ресурсов, применяемых при строительстве (капитальном ремонте, реконструкции, сносе) объектов регионального значения города Москвы, а также при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- оперативного включения в сборники СН, ЕР, СЦ и НЦКР информации на новые (в том числе инновационные и импортозамещающие) технологии, материалы, изделия, конструкции, оборудование;
- своевременного учета и отражения в СН, ЕР, СЦ и НЦКР изменений стоимости трудовых ресурсов в городе Москве.
8.2 В рамках ведения и сопровождения ТСН-2001 Москомэкспертиза утверждает своими приказами и публикует в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
- сборники дополнений к ТСН-2001 - ежеквартально;
- сборники дополнений к сборнику средних сметных цен на оборудование, мебель, инвентарь, принадлежности (ТСН-2001.13-2) - ежеквартально;
- сборники коэффициентов (индексов) пересчета в текущий уровень цен сметной стоимости работ и ресурсов, определенной в ТСН-2001, - ежемесячно;
- коэффициенты (индексы) пересчета в текущий уровень цен сметной стоимости оборудования, мебели, инвентаря, принадлежностей - ежеквартально;
- коэффициенты (индексы) изменения прочих работ и затрат сводного сметного расчета в текущем уровне цен к базисному уровню цен - ежеквартально;
- нормативы накладных расходов и сметной прибыли - ежегодно;
- нормативно-методические документы - по мере разработки (актуализации).
Приложение А
(Форма)
Утверждено
Председатель Комитета
города Москвы по ценовой политике
в строительстве и государственной
экспертизе проектов
_________/_______________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
"__" ____________________ 20__ г.
М.П.
План
разработки (актуализации) сметных норм, единичных расценок, сметных цен
строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов
работ, подлежащих включению в территориальную сметно-нормативную базу
для города Москвы ТСН-2001, на _____ год
(Форма 1)
(Форма 2)
N |
Наименование отдела сметного норматива и цены на выполнение комплекса работ (НЦКР) |
Вид разработки (разработка/ актуализация) |
Основание для разработки НЦКР (дата и N протокола Рабочей группы) |
Дата и N заключения Экспертного совета |
Плановый срок разработки и утверждения НЦКР |
Ответственный за разработку НЦКР |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласовано Согласовано
Заместитель Председателя Комитета _________________________________
города Москвы по ценовой политике (наименование государственного
в строительстве и государственной учреждения, подведомственного
экспертизе проектов Москомэкспертизе, ответственного
__________/______________________ за планирование)
(подпись) (И. О. Фамилия) __________/______________________
"__" ___________________ 20__ г. (подпись) (И. О. Фамилия)
"__" ____________________ 20__ г.
Начальник Управления сопровождения
и экспертизы территориальных сметных
нормативов Комитета города Москвы
по ценовой политике в строительстве
и государственной экспертизе проектов
__________/__________________________
(подпись) (И. О. Фамилия)
"__" ________________________ 20__ г.
Приложение Б
(Форма)
Председателю Комитета
города Москвы по ценовой политике
в строительстве и государственной
экспертизе проектов
_________________________________
(И.О. Фамилия)
Заявление
о разработке (актуализации) сметной нормы (единичной расценки, сметной
цены строительного ресурса)
N |
Наименование разрабатываемой (актуализируемой) сметной нормы (СН) (единичной расценки ЕР, сметной цены строительного ресурса (СЦ)) |
Лица, ответственные за разработку технологической карты и сметной нормы (СН) (единичной расценки (ЕР), сметной цены строительного ресурса(СЦ)) (наименование юридического лица, организационно-правовая форма, юридический (фактический) адрес, контактный телефон, ФИО руководителя) |
Предполагаемый источник финансирования (бюджет города Москвы/внебюджетный источник) |
Ожидаемый результат разработки (актуализации) сметной нормы (СН) (единичной расценки (ЕР), сметной цены строительного ресурса(СЦ)) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Согласовано
___________________________________ ___________________________________
(наименование профильного органа (наименование организации)
исполнительной власти)
___________________________________ ___________________________________
(должность руководителя) (должность руководителя организации)
______________/____________________ ______________/____________________
(подпись, расшифровка подписи) (подпись, расшифровка подписи)
___________________________________ ___________________________________
(дата) (дата)
М.П. М.П.
Приложение В
(Форма)
Председателю Комитета
города Москвы по ценовой политике
в строительстве и государственной
экспертизе проектов
_________________________________
(И.О. Фамилия)
Заявление
о разработке (актуализации) сметного норматива и цены на выполнение
комплекса работ
N |
Наименование разрабатываемого (актуализируемого) НЦКР |
Лица, ответственные за разработку НЦКР (наименование юридического лица, организационно-правовая форма, юридический (фактический) адрес, контактный телефон, ФИО руководителя) |
Предполагаемый источник финансирования (бюджет города Москвы/внебюджетный источник) |
Ожидаемый результат разработки НЦКР |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
___________________________________
(наименование организации)
___________________________________
(должность руководителя организации)
______________/____________________
(подпись, расшифровка подписи)
___________________________________
(дата)
М.П.
Приложение Г
(Форма 1)
Состав
комплекта документов, представляемых в Москомэкспертизу для организации
разработки (актуализации) сметной нормы (единичной расценки, сметной цены
строительного ресурса)
1. Информационная справка об Организации-Заявителе, содержащая:
- полное наименование организации;
- сокращенное наименование организации;
- организационно-правовая форма;
- юридический адрес;
- фактический адрес;
- место расположения склада, почтовый индекс;
- контактные данные: тел., факс, e-mail, сайт;
- Ф.И.О. и должность руководителя;
- ИНН, КПП, ОКАТО; ОГРН;
- код деятельности организации по ОКДП, ОКВЭД;
- банковские реквизиты;
- краткое описание деятельности, видов услуг.
2. Технико-экономические показатели, характеризующие
(подтверждающие) техническую новизну, эффективность и экономичность
нового продукта (технологии, изделия и т.п.):
- краткое описание;
- иллюстрации;
- код вида (подвида) согласно кодировке классификаторов ОКП, ОКДП и
ОКПД;
- технические характеристики;
- конкурентные преимущества - краткое описание отличительных
характеристик в сравнении с аналогами, в том числе аналогами ТСН-2001;
- стандарт организации (СТО);
- чертежи конструктивных решений с использованием данного продукта
(проектные решения);
- описание технологий применения, инструкции (рекомендации) по
применению (нанесению, монтажу и т.п.);
- технические условия (ТУ);
- технические паспорта;
- каталоги, альбомы технических решений;
- данные о массе нетто, брутто.
3. Техническая документация с описанием процесса или технологией
применения материалов, изделий, конструкций, оборудования
(технологические карты, регламенты, инструкции, ППР и др.).
4. Документ о сертификации (копии сертификатов соответствия,
гигиенических, пожарных и др. сертификатов), документ и/или письмо за
подписью руководителя организации о том, что продукция не подлежит
обязательной сертификации (при отсутствии сертификатов).
5. Перечень объектов, на которых реализована продукция, технологии и
технические решения и предполагается реализация в городе Москве.
6. Дополнительная информация:
- единица измерения материального ресурса и оборудования;
- три коммерческих предложения, подтверждающих стоимость материалов,
изделий, конструкций, оборудования на заявленную единицу измерения
оформленных на бланке организации, заверенных подписями уполномоченных
лиц, скрепленные оттисками основной печати и содержащие следующую
обязательную информацию: дату, организационно-правовую форму, полное
наименование, ИНН, КПП, адрес, телефон, факс, электронная почта, сайт
организации, адрес склада, наличие/отсутствие НДС;
- пакет расчетно-калькуляционных материалов по расчету стоимости
уникальных (нетиповых, нестандартизированных, изготовленных по
индивидуальному заказу) и/или производимых/поставляемых только одним
производителем/поставщиком материалов, изделий, конструкций,
оборудования, поставляемых на объекты строительства города Москвы в
соответствии с действующими нормативно-методическими документами.
- иная информация по усмотрению Заявителя.
(Форма 2)
Опись передаваемых материалов
N |
Наименование и реквизиты информационного носителя |
Количество файлов/наименование/объем информационного носителя |
Содержание информации |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение Д
Перечень
требований, предъявляемых к организации производственного процесса на объектах строительства, представленных для проведения нормативных наблюдений, с целью дальнейшей разработки (актуализации) сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов для включения в территориальную сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001
Для проведения нормативных наблюдений на объектах строительства с целью дальнейшей разработки (актуализации) сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов для включения в территориальную сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001 должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:
1. Участие в проведении нормативных наблюдений уполномоченных компетентных представителей технического заказчика строительства объекта и заявителя.
2. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности, а также обеспечение безопасных условий производства работ для специалистов, осуществляющих нормативные наблюдения непосредственно на объекте строительства, при необходимости - обеспечение средствами индивидуальной защиты.
3. Начало производства работ на объекте строительства в заранее согласованное всеми организациями, участвующими в проведении работ, время.
4. Сопровождение специалистов, осуществляющих нормативные наблюдения на объекте строительства, представителем заявителя в течение всего времени нахождения на территории объекта строительства с целью разрешения организационных, технических и иных вопросов, которые могут возникнуть при проведении работ.
5. Возможность наблюдения и фиксации (в том числе фото и видео) всех технологических операций, являющихся частью нормируемого строительного процесса, а в случае наличия "скрытых" операций и/или отсутствия доступа наблюдателей к обозрению/фиксации технологических операций обеспечение их фиксации с использованием специальных технических средств.
6. Соответствие применяемых материально-технических ресурсов, инструментов и производственного инвентаря требованиям утвержденной в установленном порядке проектной и технической документации.
7. Выполнение технологических операций в строгом соответствии с технологией производства работ, принятой в утвержденной в установленном порядке проектной и технической документации (последовательность выполнения операций, качество выполняемых работ и т.п.).
8. Наличие на месте производства работ необходимого и достаточного количества материально-технических ресурсов для обеспечения непрерывного производства работ до их полного завершения.
9. До начала проведения нормативных наблюдений должны быть завершены в полном объеме все подготовительные (предшествующие) работы, предусмотренные технологией производства работ, принятой в утвержденной в установленном порядке проектной и технической документации.
10. Соответствие технологической схемы организации строительного процесса утвержденной в установленном порядке технической и проектной документации, в частности, схема складирования материалов и оборудования, расстановки техники, схема разгрузки и подачи материалов в дело.
11. Специалисты, осуществляющие нормативные наблюдения, вправе: получать разъяснения по техническим и организационным вопросам, связанным с нормируемым строительным процессом; иметь доступ к проектной, технической и исполнительной документации по данному объекту; выдавать замечания производителям работ при обнаружении нарушений технологии производства работ, принятой в утвержденной в установленном порядке проектной и технической документации; при не устранении замечаний производителем работ прекращать работы по ведению нормативных наблюдений (в данном случае работы будут признаны несостоявшимися по вине заявителя).
12. Согласование результатов нормативных наблюдений всеми ответственными представителями, присутствовавшими при их проведении.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета г. Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 24 декабря 2021 г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.