Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
города Бердска
от 30 декабря 2021 г. N 4268
"II. Обоснование необходимости разработки муниципальной программы
1. Анализ текущего состояния сферы охраны окружающей среды и природных ресурсов города Бердска
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Город Бердск относится к промышленно развитым регионам с крупными предприятиями химического, жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов.
Загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов риска для здоровья населения. Развитие промышленности, увеличение количества автомобильного транспорта в сочетании с современной дорожно-транспортной инфраструктурой обуславливает интенсивное увеличение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Качество воздуха формируется в результате сложного взаимодействия природных и антропогенных факторов.
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в городе Бердске являются: промышленные предприятия (81,79% от общей массы выбросов); печное отопление индивидуальных домов за отопительный сезон (10,67%), автотранспорт (7,54%).
От промышленных предприятий, печного отопления частного жилого сектора и автотранспорта в атмосферный воздух города Бердска ежегодно выбрасывается 11998,1 т/год загрязняющих веществ.
Выбросы осуществляются через 741 источник, из которых 437 организованных и 304 неорганизованных.
По показателям загрязнения атмосферного воздуха состояние окружающей среды города Бердска можно охарактеризовать как благополучное, т.к. 10% территории города попадает в зону умеренного загрязнения, а около 5% территории в зону значительного загрязнения.
Одним из факторов уменьшения загрязнения атмосферы города является эффективная работа газоулавливающего оборудования с коэффициентом полезного действия выше 50%, а также значительная территория, занятая городскими лесами, преобладающая сосновыми насаждениями.
Перспективным для строительства новых жилых районов является южное направление. При развитии западных районов города, где расположены городские леса, строительство приведет к значительному загрязнению атмосферы с распространением на центральную часть города.
В рамках выполнения мероприятий муниципальной программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Бердска" осуществляются работы по проведению лабораторных исследований по анализу проб сточных вод, поступающих в поверхностные водные объекты, с целью их контроля нормируемым показателям.
В рамках программы будут решаться задачи по развитию системы обращения с биологическими и прочими опасными видами отходов, вторичными материальными ресурсами, ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, раздельному сбору отходов.
Для размещения отходов в городе работает полигон твердых бытовых отходов. Муниципальное унитарное предприятие "СпецАвтоХозяйство", в чьем ведении находится полигон твердых бытовых отходов, имеет лицензию N 054 00075 от 14.12.2011 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. В 2014 году полигон твердых бытовых отходов города Бердска, один из немногих полигонов Новосибирской области, был включен в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Ежегодно на полигон твердых бытовых отходов города Бердска принимается не менее 260 тыс. м отходов, и с каждым годом это количество увеличивается.
На полигоне твердых бытовых отходов города Бердска проводится анализ воздуха, почвы и вод. Превышений предельно допустимой концентрации не установлено.
Город Бердск по праву можно назвать зеленым городом
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.03.2016 N 77 установлены границы Бердского муниципального лесничества Новосибирской области площадью 1902,1 га.
Согласно статье 102 Лесного кодекса Российской Федерации, городские леса относятся к защитным лесам, а именно к категории лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. В соответствии с лесным законодательством (статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации, Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122) городские леса располагаются на землях населенных пунктов, которые в силу требований Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 83) являются самостоятельной категорией земель в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, проводится лесоустройство. Последнее лесоустройство городских лесов города Бердска проводилось в 2014 году.
Таксация городских лесов проведена глазомерно-измерительным методом специалистами ЗАО "Сибгипролес" в 2014 году на площади 1902,1 га, поставленной на государственный кадастровый учет, без организации территории, в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122.
На основании части 2 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007, леса, лесные насаждения на территории муниципального образования города Бердска по целевому назначению отнесены к защитным, а с учетом особенностей правового режима защитных лесов - к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (городские леса).
Согласно части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях обеспечения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
На территории городских лесов города Бердска организовано 3 особо охраняемых природных территории:
1) памятник природы "Бердская лесная дача" (на основании решения Новосибирского областного Совета депутатов от 31.10.2002 и постановления администрации Новосибирской области от 16.11.2007 N 171-па "Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения "Бердская лесная дача" Новосибирской области");
2) особо охраняемая природная территория местного значения "Городской парк "Бердская коса" города Бердска (на основании постановления Главы муниципального образования города Бердска от 19.01.2009 N 84 "Об организации особо охраняемой природной территории местного значения "Городской парк "Бердская коса" города Бердска");
3) особо охраняемая природная территория местного значения в районе улицы Репина - городской парк (на основании постановления администрации города Бердска от 02.11.2015 N 3777 "Об организации особо охраняемой природной территории местного значения в районе ул. Репина города Бердска Новосибирской области - городского парка").
Для каждой особо охраняемой природной территории в соответствии с ее статусом и видом в нормативных документах о создании особо охраняемой природной территории устанавливается специальный режим охраны лесов, ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации.
Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Особо охраняемые природные территории имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Создание новых особо охраняемых природных территорий позволит повысить эффективность мер по охране биологического разнообразия, сохранению редких видов животных и растений, организации экологического и познавательного туризма.
Для сохранения природного комплекса городских лесов необходима система активных лесохозяйственных мероприятий, включающих все виды ухода за лесом (в насаждении, подросте, подлеске), санитарные рубки и восстановление не покрытых лесной растительностью земель хвойными породами.
Во исполнение федерального законодательства в сфере лесопользования первостепенной задачей является подготовка проекта освоения лесов на территории Бердского муниципального лесничества Новосибирской области, материалы лесоустройства.
В целях создания и поддержания благоприятной экологической обстановки, на территории города Бердска утверждены Правила содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений в городе Бердске (постановление администрации города Бердска от 27.08.2014 N 3042 "Об утверждении правил содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений города Бердска" (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают особенности управления в области охраны зеленого фонда города Бердска, права и обязанности физических и юридических лиц в области создания, реконструкции, охраны, содержания, сноса, замены, пересадки, обрезки зеленых насаждений, возмещения вреда, причиненного зеленому фонду города Бердска, осуществления контроля за соблюдением настоящих Правил.
2. Основные проблемы сферы охраны окружающей среды и природных ресурсов города Бердска
К основным экологическим проблемам можно отнести: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов, неудовлетворительное состояние лесонасаждений, рост антропогенного воздействия на биоразнообразие.
Одной из наиболее важных экологических проблем в городе Бердске, от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха.
Увеличивается объем ливневых и талых вод, которые загрязнены и сбрасываются в поверхностные водные объекты и на рельеф местности без очистки.
Причины возникновения проблемы:
1) низкая способность водных объектов к самовосстановлению;
2) расположенность водных объектов в селитебной зоне;
3) сток ливневых и талых вод в водные объекты по рельефу местности;
4) загрязнение и захламление прибрежных полос и водоохранных зон;
5) недостаточный уровень благоустройства большинства зон отдыха на водных объектах города.
Одной из наиболее актуальных остается проблема сбора, сортировки, размещения и обезвреживания отходов. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха. Самой острой проблемой при эксплуатации полигона остаются возгорания. В связи с тем, что на полигоне накоплено большое количество твердых бытовых отходов при естественном их разложении происходит выделение газов, которые под воздействием различных факторов воспламеняются.
Не менее важной проблемой является недостаточное правовое регулирование вопросов, связанных с использованием, охраной, защитой и воспроизводством городских лесов.
В Лесном кодексе Российской Федерации установлено, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Однако определение понятия "городские леса" не раскрывается.
Проектирование лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ (установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества) обеспечивается Федеральным агентством лесного хозяйства. Также к основным проблемам городских лесов города Бердска можно отнести:
1) уменьшение площади лесов в результате переработки берегов;
2) несанкционированные свалки.
Выполнение мероприятий данной программы приведет к исполнению норм лесного законодательства.
Для снижения негативного воздействия внешних факторов, приводящих к сокращению биоразнообразия и трансформации природной среды и природных ландшафтов, а также для сохранения рекреационных ресурсов, осуществления научной и эколого-воспитательной деятельности необходимо обеспечить дальнейшее развитие особо охраняемых природных территорий.
В результате хозяйственной деятельности на территории города наметилась тенденция к обеднению животного и растительного мира, среды их обитания.
Значительный ущерб окружающей среде наносится в результате низкой экологической культуры населения.
Негативные тенденции, проявившиеся в изменении качественных показателей состояния окружающей среды города Бердска в связи с переходом от экономического спада к его росту, имеют реальные предпосылки к ухудшению экологической обстановки.
Муниципальная программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Бердска на 2014 - 2016 годы" позволила решить только часть проблем.
Учитывая затратность большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.".
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Администрации города Бердска Новосибирской области от 30 декабря 2021 г. N 4268 "О внесении изменений в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.