Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 7 декабря 2015 года N 466
(в редакции постановления
Правительства Ленинградской области
от 29 декабря 2021 года N 892)
(приложение)
Государственная программа
Ленинградской области "Содействие занятости населения Ленинградской области"
Паспорт государственной программы Ленинградской области "Содействие занятости населения Ленинградской области"
Общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации государственной программы
Государственная программа Ленинградской области "Содействие занятости населения Ленинградской области" направлена на обеспечение устойчивого экономического развития региона и одновременно носит социальный характер.
Сфера реализации государственной программы охватывает основные направления совершенствования регионального рынка труда.
Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Ленинградской области осуществляет комитет по труду и занятости населения Ленинградской области.
Мониторинг сферы труда и занятости населения показывает, что за последние пять лет ситуация на рынке труда Ленинградской области развивалась стабильно.
В 2016 - 2019 годах наметилась тенденция к улучшению ситуации в сфере занятости. К концу 2019 года уровень общей безработицы снизился до 3,9 проц., численность занятых увеличилась до 931,8 тыс. человек, уровень занятости составил 60 проц.
В 2020 году на рынке труда Ленинградской области отмечен рост численности безработных граждан, уровней регистрируемой и общей безработицы в результате негативных последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
В 2020 году в службу занятости обратилось порядка 72 тыс. человек (в 2019 году - 28,4 тыс. человек, то есть в 2,5 раза меньше). Безработными признаны 52 тыс. человек (в 2019 году - 10,5 тыс. человек, то есть в 5 раз меньше). С начала 2020 года численность безработных увеличилась в 8,6 раза (с 3,7 тыс. человек на начало года до 30,2 тыс. человек на конец года), уровень безработицы вырос с 0,36 проц. на начало 2020 года до 3,1 проц. (из расчета численности рабочей силы по данным Петростата на конец 2020 года).
Численность занятого населения также упала (с 931,8 тыс. человек на начало 2020 года) и составила 916,7 тыс. человек (на начало ноября 2020 года).
На 1 января 2021 года численность безработных граждан составляла 30,2 тыс. человек при уровне регистрируемой безработицы 2,89 проц. (из расчета численности рабочей силы по данным филиалов ГКУ ЦЗН ЛО), уровень общей безработицы имел значение 5,3 проц. при численности безработных граждан 51,9 тыс. человек.
По состоянию на 1 ноября 2021 года уровень регистрируемой безработицы - 0,50 проц. при численности безработных граждан 5,4 тыс. человек, что в 6 раз ниже значения на начало 2021 года.
Численность занятого населения региона по данным Петростата (август - октябрь 2021 года) составляет 967,3 тыс. человек, таким образом, она не только восстановлена до уровня IV квартала 2019 года, но и превышает его значение на 35,5 тыс. человек. Уровень общей безработицы - 3,5 проц. при численности безработных 34,9 тыс. человек.
Структура занятого населения Ленинградской области такова: 19 проц. занятого населения трудятся в сфере "оптовая и розничная торговля"; 17 проц. - в сфере "обрабатывающие производства"; 12 проц. - в сфере "строительство"; 9 проц. - в сферах "сельское хозяйство" и "транспортировка и хранение"; 6 проц. - в сфере "образование"; 5 проц. - в сфере "здравоохранение и предоставление социальных услуг" и др.
На рынке труда Ленинградской области сохраняется высокая потребность в кадрах, профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, несогласованность интересов работников и работодателей.
В этих условиях возрастает необходимость осуществления системного и комплексного регулирования процессов, происходящих на рынке труда Ленинградской области.
По оценке органов государственного управления, надзора и контроля, статистики и иных органов состояние производственного травматизма в организациях, расположенных на территории Ленинградской области, является в целом стабильным, имеет общую тенденцию к снижению как по общему количественному, так и по относительному (на 1000 работающих) показателю.
В 2020 году государственным учреждением - Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации зарегистрировано 409 несчастных случаев на территории Ленинградской области. Уровень производственного травматизма в процентном отношении в 2020 году увеличился на 1,7 проц. по сравнению с 2019 годом (402 человека), снизился на 8,3 проц. по сравнению с 2018 годом (446 человек) и на 17,7 проц. по сравнению с 2017 годом (497 человек). О снижении производственного травматизма свидетельствует коэффициент частоты несчастных случаев (количество случаев на 1000 работающих), который составил в 2020 году 0,86 (для сравнения: в 2019 году - 0,80, в 2018 году - 0,90).
В результате несчастных случаев на производстве в 2020 году на предприятиях Ленинградской области погибли 10 человек, что на 8 человек меньше, чем в 2019 году (18 человек) и на 7 человек меньше, чем в 2018 году (11 человек).
Также следует отметить, что за 2020 год произошло 27 тяжелых несчастных случаев, 7 со смертельным исходом и 1 групповой несчастный случай. За 2019 год произошло 38 тяжелых несчастных случаев, 5 со смертельным исходом и 1 групповой несчастный случай.
Таким образом, по сравнению с 2019 годом общее количество несчастных случаев со смертельным исходом, тяжелых несчастных случаев, групповых несчастных случаев снизилось на 20 проц.
Тяжелые несчастные случаи наблюдаются среди работников организаций строительства, обрабатывающего производства, сельского хозяйства, торговли.
По результатам анализа смертельных несчастных случаев установлено, что почти 80 проц. несчастных случаев со смертельным исходом квалифицируются как не связанные с производством (случаи естественной смерти).
Анализ обстоятельств возникновения несчастных случаев на производстве в Ленинградской области показывает, что основными причинами являются нарушение работниками требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, нарушение трудовой и производственной дисциплины, неудовлетворительное техническое состояние зданий, территории, недостатки в организации рабочих мест.
Мониторинг проведения специальной оценки условий труда показал, что за 2020 год 1987 организаций Ленинградской области провели специальную оценку условий труда на 76594 рабочих местах. Общее количество занятых на этих местах работников - 102241 человек. Количество декларируемых рабочих мест - 49071 единица.
Воздействие вредных производственных факторов в процессе трудовой деятельности является причиной профессиональных заболеваний, а также способствует развитию и прогрессированию общих заболеваний, которые в значительной степени угрожают здоровью работающих.
В 2020 году в Ленинградской области зарегистрировано 10 работников, получивших впервые выявленные профессиональные заболевания. За последние пять лет наблюдается стабилизация абсолютного числа первично зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний.
В условиях высокой потребности экономики региона в рабочей силе реализация мероприятий подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом" будет способствовать пополнению рынка труда квалифицированными кадрами.
К основным проблемам развития рынка труда Ленинградской области относятся:
дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов;
дефицит кадров в отдельных сферах экономической деятельности;
отток рабочей силы с территории Ленинградской области для трудоустройства в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации;
наличие дифференциации муниципальных образований Ленинградской области по уровню безработицы;
сокращение предложения рабочей силы в связи с сохраняющейся тенденцией снижения численности населения, вступающего в трудоспособный возраст;
ограниченные возможности для трудоустройства граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих проблемы при трудоустройстве.
К основным проблемам в области охраны труда в Ленинградской области относятся прежде всего несоблюдение отдельными работодателями в полном объеме требований охраны труда, наличие случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
К основным проблемам в части оказания содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом, относятся:
низкий уровень трудовой мобильности населения;
недостаточная информированность заинтересованных в переселении граждан о возможностях трудоустройства и обустройства на территории вселения.
На период до 2024 года прогнозируется положительная динамика социально-экономического развития Ленинградской области, что обеспечит постепенный рост занятых в экономике. На территории региона планируется реализация крупных инвестиционных проектов, развитие кластеров и индустриальных парков, размещение новых производств и в этой связи увеличение количества рабочих мест для жителей Ленинградской области.
Резервом для обеспечения экономики Ленинградской области трудовыми ресурсами в перспективе будет являться пополнение рабочей силы за счет вовлечения в занятость неработающего населения, снижения трудовой миграции в Санкт-Петербург и другие регионы, притока молодежи, подготовленной по профессиям, востребованным на рынке труда.
Кроме того, переселение соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Ленинградскую область с востребованными профессионально-квалификационными, образовательными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество, может стать одним из источников увеличения численности населения и трудового потенциала Ленинградской области.
До конца 2024 года снижение уровня общей и регистрируемой безработицы будет обусловлено благоприятной с точки зрения занятости населения конъюнктурой рынка труда, которая сложится благодаря устойчивому росту экономики. В 2024 году уровень общей безработицы в среднем за год не превысит 4,0 проц., уровень регистрируемой безработицы - 0,4 проц.
Прогноз безработицы на перспективу связан с планируемой дальнейшей консолидацией усилий органов исполнительной власти региона в части обеспечения систематического, полного и объективного мониторинга рынка труда, обоснования прогноза формирования и использования трудовых ресурсов, совершенствования взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг, увеличения объема и повышения качества предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения жителям региона.
В перспективе ожидается, что потребность экономики в квалифицированных работниках, владеющих несколькими специальностями, возрастет. Прогнозируется повышенный спрос на рабочих высокой квалификации: водителей автомобиля, слесарей-ремонтников, машинистов различного технологического оборудования, электрогазосварщиков, электромонтеров всех профилей. Не будет снижаться спрос на специалистов: инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, врачей различных профилей, средних медицинских работников, специалистов торговли и общественного питания. В связи с развивающимся процессом информатизации общества возрастет спрос на специалистов, владеющих компьютерными технологиями.
Стабилизация и снижение производственного травматизма будет способствовать сохранению здоровья трудоспособного населения и более эффективному использованию рабочей силы.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы сформированы на основе положений федеральных и региональных документов, в том числе:
федерального (регионального) проекта "Содействие занятости";
государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
приказа Минтруда России от 29 декабря 2014 года N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда";
Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года, одобренной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 марта 2014 года N 61;
Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденной областным законом от 8 августа 2016 года N 76-оз.
Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:
осуществление эффективного регулирования процессов на рынке труда;
реализация мероприятий активной политики занятости в полном объеме;
повышение эффективности использования трудовых ресурсов на основе создания условий для интеграции в трудовую деятельность лиц старше и младше трудоспособного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, инвалидов и других категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе на основе развития государственной службы занятости населения и использования современных информационных технологий;
повышение конкурентоспособности незанятого населения, в том числе через профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан с учетом потребностей рынка труда;
повышение территориальной мобильности населения;
мониторинг процессов привлечения и использования иностранных работников в целях приоритетного использования трудовых ресурсов региона;
развитие системы социального партнерства в сфере труда и занятости населения;
улучшение условий и охраны труда, сохранение здоровья трудоспособного населения;
содействие добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Подпрограмма 1
"Активная политика содействия занятости населения на рынке труда Ленинградской области"
Паспорт подпрограммы "Активная политика содействия занятости населения на рынке труда Ленинградской области"
Информация о проектах и комплексах процессных мероприятий подпрограммы
Для повышения эффективности государственного регулирования рынка труда, сокращения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, обеспечения предоставления государственных услуг и реализации полномочий в области занятости населения, а также социальной поддержки безработных граждан предусмотрены:
Задача 1. Поддержание стабильного развития рынка труда путем реализации мер активной политики занятости, повышения конкурентоспособности и качества рабочей силы и обеспечения государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан.
В соответствии с федеральным (региональным) проектом "Содействие занятости" осуществляется реализация следующих мероприятий:
текущий и капитальный ремонт зданий и помещений центров занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации;
оснащение рабочих мест работников центров занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, включающее обеспечение уровня комфортности;
внедрение фирменного стиля оформления центров занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, в том числе изготовление полиграфической продукции, предназначенной для информирования граждан и работодателей об услугах и мерах поддержки, предоставляемых в центрах занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, в средствах массовой информации, изготовление и установка средств навигации, табличек и вывесок, обеспечение работников центров занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, униформой;
внедрение принципов и инструментов бережливого производства, оптимизация процессов, разработка и внедрение технологических схем предоставления услуг с учетом жизненных ситуаций граждан и бизнес-ситуаций работодателей;
организация внедрения и распространения единых требований на территории Ленинградской области, включая в том числе разработку, внедрение и организационно-методическое сопровождение функционирования автоматизированных информационных систем, задействованных в деятельности центров занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, создание и обеспечение работы каналов связи (за исключением их текущего содержания), используемых центрами занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, защищенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере защиты информации;
формирование системы контроля и оценки качества предоставления государственных услуг в органах службы занятости;
предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде посредством системы "Работа в России", в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) в соответствии с проектом "СЗН 2.0 (Модернизация государственной службы занятости населения)" Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Ленинградской области.
Для решения задачи реализуется комплекс процессных мероприятий "Активная политика содействия занятости населения и социальная поддержка безработных граждан", в рамках которых предусмотрено:
1.1. Социальные выплаты безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В рамках мероприятия 1.1 осуществляются социальные выплаты безработным гражданам, предусмотренные федеральным законодательством.
1.2. Обеспечение деятельности (услуги, работы) государственных учреждений.
В рамках мероприятия 1.2 осуществляется:
сопровождение трудоустройства инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья, получивших образовательную услугу в нетиповом учреждении;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
психологическая поддержка безработных граждан, в том числе организация мероприятий по повышению мотивации инвалидов к труду;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование отдельных категорий граждан;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
обеспечение выполнения функций государственного казенного учреждения Ленинградской области, подведомственного комитету по труду и занятости населения Ленинградской области;
проведение областного конкурса профессионального мастерства "Лучший работник Центра занятости населения Ленинградской области";
опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, работающих в режиме неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, а также работников организаций (предприятий), осуществляющих реструктуризацию и (или) модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, направленными на импортозамещение и (или) повышение производительности труда;
организация мероприятий по социальной адаптации безработных граждан на региональном рынке труда;
повышение квалификации и переподготовка работников учреждений, подведомственных комитету по труду и занятости населения Ленинградской области;
обучение специалистов в области охраны труда и проведение регионального чемпионата "Навыки мудрых" по компетенции "Охрана труда" с использованием мобильного класса.
1.3. Социальные и иные выплаты отдельным категориям граждан, ищущих работу.
В рамках мероприятия 1.3 осуществляется:
содействие в постоянном и временном трудоустройстве безработным и ищущим работу гражданам;
предоставление финансовой поддержки гражданам, направленным органами службы занятости населения Ленинградской области для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
организация мероприятий по оказанию финансовой поддержки безработным гражданам в целях содействия в переезде в другую местность Ленинградской области для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) по направлению службы занятости населения;
организация мероприятий по оказанию финансовой поддержки безработным гражданам и членам их семей в целях содействия в переселении в другую местность Ленинградской области на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) по направлению службы занятости населения;
предоставление единовременной финансовой помощи безработным гражданам при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
1.4. Реализация иных полномочий в области содействия занятости населения.
В рамках мероприятия 1.4 осуществляется:
информирование населения о ситуации на региональном рынке труда и комплексе государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в целях обеспечения кадрами предприятий и организаций Ленинградской области;
содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, в том числе проведение организационно-консультационных семинаров, обучение основам предпринимательства;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, незанятых инвалидов, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы;
организация сопровождения при содействии занятости инвалидов.
Задача 2. Реализация мер, направленных на повышение занятости граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке, включая повышение трудовой мотивации инвалидов молодого возраста и стимулирование работодателей Ленинградской области на создание рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.
Для решения задачи реализуется комплекс процессных мероприятий "Содействие трудоустройству инвалидов и граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке", в рамках которых предусмотрено:
2.1. Возмещение затрат на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов с целью их интеграции в общество.
В рамках мероприятия 2.1 предусмотрено создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов в целях их интеграции в общество. При реализации мероприятия организуется сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе молодого возраста, с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности: формирование с учетом потребностей инвалида маршрута его передвижения до места работы и по территории организации, обеспечение доступности для инвалида необходимых служебных помещений и информации, определение мероприятий по оснащению (оборудованию) специального рабочего места, определение особенностей распорядка рабочего дня инвалида с учетом норм трудового законодательства, оказание помощи в прохождении профессионального обучения и получении дополнительного профессионального образования инвалидом, являющимся безработным, консультирование специалистов организации-работодателя, работающих с инвалидом, по вопросам оказания помощи в освоении им трудовых обязанностей, организация (при необходимости) наставничества. В рамках мероприятия предоставляются субсидии как юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, так и некоммерческим организациям (не являющимся государственными учреждениями).
2.2. Возмещение затрат на оплату труда трудоустроенных граждан, освободившихся из мест лишения свободы, трудоустроенных граждан, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества, трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных выпускников образовательных организаций и трудоустроенных инвалидов, на доплаты за наставничество.
В рамках мероприятия 2.2 осуществляется:
компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы трудоустроенного гражданина, освободившегося из мест лишения свободы, трудоустроенного гражданина, отбывающего уголовное наказание без изоляции от общества, несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенного выпускника образовательной организации, трудоустроенного инвалида и доплату за наставничество сотруднику работодателя, на которого возлагаются обязанности по контролю за осуществлением трудоустроенным инвалидом и (или) лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудовой деятельности, оказанию помощи в исполнении функциональных обязанностей, а также в получении необходимых профессиональных навыков. При реализации мероприятия по согласованию с работодателем организуется ознакомление наставника с трудовыми обязанностями и условиями труда инвалида в целях оказания инвалиду помощи при осуществлении сопровождаемого содействия занятости. В рамках мероприятия предоставляются субсидии как юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, так и некоммерческим организациям (не являющимся государственными учреждениями).
2.3. Гранты государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, некоммерческим организациям (не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями) Ленинградской области на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время на территории Ленинградской области.
В рамках мероприятия 2.3 осуществляется предоставление грантов государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, некоммерческим организациям (не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями) Ленинградской области на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время на территории Ленинградской области.
2.4. Финансовое обеспечение затрат на организацию общественных работ.
В рамках мероприятия 2.4 осуществляется предоставление субсидии юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат на организацию общественных работ.
2.5. Организация взаимодействия по реализации реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренной ИПРА, относящихся к сфере занятости населения.
В рамках мероприятия 2.5 осуществляется:
взаимодействие с инвалидом в целях уточнения его пожеланий и готовности к реализации мер по трудоустройству, информирования его об имеющихся возможностях содействия занятости, составления резюме и направления его работодателям;
организация взаимодействия инвалида с представителем работодателя как на собеседовании, так и при трудоустройстве;
организация (при необходимости) получения инвалидом молодого возраста помощи наставника из числа сотрудников работодателя.
2.6. Организация взаимодействия по обмену информацией о гражданах трудоспособного возраста, имеющих инвалидность и зарегистрированных в ЕРАИС "Социальная защита Ленинградской области", для принятия мер по их трудоустройству и социальной адаптации.
В рамках мероприятия 2.6 осуществляется организация персонифицированного учета выпускников из числа инвалидов молодого возраста и проведение мониторинга их трудоустройства.
В реализации подпрограммы участвуют:
муниципальные образования Ленинградской области (муниципальные районы и городской округ);
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области "Мультицентр социальной и трудовой интеграции";
государственные учреждения Ленинградской области, подведомственные комитету по труду и занятости населения Ленинградской области;
государственные профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Ленинградской области.
Подпрограмма 2
"Улучшение условий и охраны труда в Ленинградской области"
Паспорт подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Ленинградской области"
Информация о комплексах процессных мероприятий подпрограммы
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Ленинградской области имеют следующую динамику:
Таблица 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2019 - 2020 годах, человек (по данным государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
2019 год |
2020 год |
402 |
409 |
Таблица 2
Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием (отравлением) в 2019 - 2020 годах, человек (по данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области)
2019 год |
2020 год |
12 |
10 |
При анализе причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Ленинградской области в 2020 году выявлена статистика (по данным Государственной инспекции труда в Ленинградской области): более чем в 30 проц. несчастных случаев одной из причин является нарушение пострадавшим требований законодательных и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, таких как:
правил по охране труда;
локальных документов работодателя, то есть инструкций по охране труда, и (или) иные документов, регламентирующих требования по охране труда при выполнении работ.
При этом важно отметить факт, что согласно документам, которые анализируются при расследовании несчастных случаев, работодателем с пострадавшим проводятся инструктажи (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой), а также обучение и проверка знаний требований охраны труда.
Основными причинами возникновения несчастных случаев являлись (по данным Государственной инспекции труда в Ленинградской области):
неудовлетворительная организация производства работ;
нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда;
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда;
конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования;
нарушение правил дорожного движения; нарушение работниками требований безопасности; неудовлетворительная организация производства работ.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах. Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда позволяет сделать вывод о последовательном увеличении количества рабочих мест с проведенной оценкой условий труда.
Таблица 3
Количество рабочих мест, в отношении которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда/специальная оценка условий труда в 2019 - 2020 годах, тыс. рабочих мест
2019 год |
2020 год |
100,5 |
76,5 |
Таблица 4
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в 2019 - 2020 годах, тыс. человек (по данным государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
2019 год |
2020 год |
24,5 |
30,4 |
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество нарушений связано с обучением и инструктированием работников по охране труда, проведением медицинских осмотров, проведением специальной оценки условий труда, обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, соблюдением порядка расследования несчастных случаев на производстве.
В целях снижения численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, увеличения количества работников, прошедших обучение и проверку знания требований охраны труда в аккредитованных обучающих организациях, снижения численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности предусмотрены:
Задача 1. Улучшение условий и охраны труда в Ленинградской области.
Для решения задачи реализуется комплекс процессных мероприятий "Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости", в рамках которых предусмотрено:
1.1. Обеспечение деятельности (услуги, работы) государственных учреждений.
В рамках мероприятия 1.1 осуществляется:
обучение и повышение квалификации по охране труда руководителей и специалистов государственных и муниципальных учреждений и предприятий Ленинградской области;
согласование учебных программ по охране труда, используемых обучающими организациями, осуществляющими деятельность на территории Ленинградской области;
координация деятельности обучающих организаций, аккредитованных на проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда в Ленинградской области;
организация работы Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда;
оказание консультационной помощи работодателям по вопросам распространения и внедрения передового опыта в сфере охраны труда, в том числе посредством проведения семинаров;
организация и проведение семинаров, конференций, выставок по вопросам улучшения условий и охраны труда в Ленинградской области.
1.2. Подготовка информационных материалов по охране труда.
В рамках мероприятия 1.2 осуществляется:
размещение в средствах массовой информации материалов (статей, обзоров и т.п.) по актуальным вопросам в области охраны труда;
информирование и популяризация культуры охраны труда в формате семинаров, совещаний и смотров-конкурсов по вопросам охраны труда;
информирование трудоспособного населения по актуальным вопросам охраны труда посредством общедоступных информационных интернет-ресурсов;
организация и проведение конкурсов.
1.3. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В рамках мероприятия 1.3 осуществляется оказание консультационной помощи работодателям по вопросам сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний (включая обеспечение средствами индивидуальной защиты) и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Задача 2. Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Для решения задачи реализуется комплекс процессных мероприятий "Нормативное правовое регулирование охраны труда и оценка условий труда работников", в рамках которых предусмотрено:
2.1. Совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере охраны труда.
В рамках мероприятия 2.1 осуществляется:
принятие и актуализация законов и иных нормативных правовых актов Ленинградской области в сфере охраны труда;
разработка нормативных правовых актов, устанавливающих требования в сфере охраны труда по различным направлениям;
переход на оформление трудовых отношений с работниками.
2.2. Повышение эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В рамках мероприятия 2.2 осуществляется:
оказание консультационной помощи работодателям по вопросам внедрения передового опыта внедрения систем добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями для соблюдения требований трудового законодательства;
обеспечение ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
рассмотрение вопросов по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
2.3. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах.
В рамках мероприятия 2.3 осуществляется:
проведение специальной оценки условий труда;
оказание консультационной помощи работодателям по проведению специальной оценки условий труда;
оказание консультационной помощи организациям, проводящим специальную оценку условий труда;
осуществление государственной экспертизы условий труда.
В реализации подпрограммы участвуют:
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Ленинградской области "Центр опережающей профессиональной подготовки "Профстандарт";
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Центр профессиональной патологии";
государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
государственная инспекция труда в Ленинградской области;
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области;
федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области";
общественная организация "Межрегиональное Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединение организаций профессиональных союзов "Ленинградская Федерация Профсоюзов";
региональные объединения работодателей;
государственные учреждения и акционерные общества с государственным участием, иные юридические лица.
Муниципальные образования Ленинградской области (муниципальные районы и городской округ) не принимают участия в реализации основных мероприятий подпрограммы.
Подпрограмма 3
"Оказание содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
Паспорт подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
Информация о комплексах процессных мероприятий подпрограммы
Ленинградская область является одним из 11 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа.
Ленинградская область имеет государственную границу с входящими в Европейский Союз Финляндской Республикой и Эстонской Республикой, административную границу с пятью субъектами Российской Федерации - Республикой Карелия, Новгородской, Псковской, Вологодской областями и городом федерального значения Санкт-Петербургом.
Выгодное геополитическое положение, развитая транспортная инфраструктура и многоотраслевая промышленность, значительный ресурсно-сырьевой потенциал, трудовой потенциал и емкий внутренний рынок, применение и внедрение инновационных разработок и технологий, благоприятный инвестиционный климат, курс на информационную открытость позволили Ленинградской области войти в число субъектов Российской Федерации с высоким уровнем экономического развития.
Благодаря инвестиционной политике на территории Ленинградской области работают предприятия таких мировых концернов, как "Филип Моррис Интернэшнл", "Катерпиллер", "Хенкель", "Нокиан Тайерс", объединенная компания "РУСАЛ", Минерально-химическая компания "ЕвроХим", "Газпром", АК "Транснефть", "Сургутнефтегаз".
В 2021 - 2024 годах в результате строительства новых объектов в различных сферах экономики планируется создание порядка 48 тыс. новых рабочих мест.
Вопрос привлечения в экономику Ленинградской области соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях русской культуры и уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией, приобретает особую актуальность.
Указанные граждане обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
В планах развития экономики Ленинградской области предполагается увеличение спроса на квалифицированных работников, который не в полной мере может удовлетворяться за счет существующих трудовых ресурсов. В этой ситуации внешняя трудовая миграция будет способствовать социально-экономическому развитию Ленинградской области.
Переселение соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Ленинградскую область с востребованными профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество, становится одним из источников увеличения численности населения Ленинградской области и будет способствовать увеличению ее трудового потенциала.
Территорией вселения является вся Ленинградская область - 17 муниципальных районов и городской округ. Вместе с тем наиболее перспективными территориями вселения являются Кингисеппский и Тихвинский муниципальные районы Ленинградской области. Выбор обусловлен наиболее динамичным социально-экономическим развитием этих территорий, на которых ведется строительство новых предприятий и социально значимых объектов, в том числе морского торгового порта Усть-Луга, Тихвинского вагоностроительного завода. Указанные предприятия осуществляют строительство и продажу жилья своим работникам на льготных условиях.
Реализация подпрограммы предусматривает организацию выполнения мероприятий подпрограммы ответственным исполнителем и участниками подпрограммы.
Предметом регулирования подпрограммы является система государственных гарантий и мер социальной поддержки соотечественников, направленная на стимулирование и оказание содействия их добровольному переселению в Ленинградскую область, рост численности постоянного населения Ленинградской области в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637.
Подпрограмма направлена на создание условий для выполнения запланированного комплекса мероприятий по оказанию правовых, социально-экономических, организационных и информационных услуг соотечественникам.
Для увеличения численности населения и трудовых ресурсов региона, создания условий для адаптации и интеграции участников подпрограммы и членов их семей в принимающее сообщество предусмотрены:
Задача 1. Увеличение численности населения и трудовых ресурсов региона.
Для решения задачи реализуется комплекс процессных мероприятий "Создание условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Ленинградскую область, и содействие их трудоустройству", в рамках которых предусмотрено:
1.1. Реализация мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
В рамках мероприятия 1.1 осуществляется:
принятие нормативных правовых актов Ленинградской области в целях реализации подпрограммы и обеспечения участников подпрограммы и членов их семей равными с жителями Ленинградской области правами на получение государственных и муниципальных услуг в области социального обеспечения и медицинского обслуживания;
формирование и ежеквартальное обновление информационно-справочных материалов по реализации подпрограммы на информационных порталах и в средствах массовой информации;
предоставление информационных, консультационных, юридических и других услуг участникам подпрограммы и членам их семей;
информирование потенциальных участников подпрограммы;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; социальная адаптация на рынке труда; психологическая поддержка; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование; проведение оплачиваемых общественных работ; ярмарки вакансий и учебных рабочих мест; содействие в поиске подходящей работы; оценка соответствия квалификационным требованиям участников и членов их семей для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
1.2. Содействие трудоустройству соотечественников, переселяемых в Ленинградскую область.
В рамках мероприятия 1.2 осуществляется:
проведение ежемесячного мониторинга потребности организаций Ленинградской области в квалифицированной рабочей силе для замещения имеющихся вакантных рабочих мест, должностей специалистов и служащих с последующим размещением информации об имеющихся вакантных рабочих местах в Ленинградской области на информационных порталах Правительства Ленинградской области;
оказание участникам подпрограммы консультационной, информационной, обучающей поддержки по вопросам создания бизнеса.
Задача 2. Адаптация и интеграция участников подпрограммы и членов их семей в принимающее сообщество.
Для решения задачи реализуется комплекс процессных мероприятий "Создание условий для адаптации и интеграции участников подпрограммы и членов их семей в принимающее сообщество", в рамках которых предусмотрено:
2.1. Привлечение талантливой молодежи для получения образования в образовательных организациях, расположенных на территории Ленинградской области.
В рамках мероприятия 2.1 осуществляется:
предоставление возможности участия в олимпиадах детям из числа переселяемых соотечественников с целью выявления талантливой молодежи и ее привлечения для обучения в образовательных организациях Ленинградской области;
использование возможностей 11 многопрофильных ресурсных центров, созданных в регионе на базе профессиональных образовательных организаций, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, в целях подготовки рабочих кадров и специалистов, в том числе из числа молодежи (восемь - по укрупненным группам специальностей в соответствии с направлениями развития промышленности, три - по направлениям развития агропромышленного комплекса).
2.2. Оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве.
В рамках мероприятия 2.2 осуществляется:
создание в каждом муниципальном районе (городском округе) Ленинградской области территориальной межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом, утверждение положения и состава территориальной межведомственной комиссии;
оказание за счет средств областного бюджета Ленинградской области медицинской помощи участникам подпрограммы и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации (до получения полиса обязательного медицинского страхования участнику подпрограммы и членам его семьи медицинская помощь оказывается в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая включает в том числе оказание скорой, скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в государственных медицинских организациях, иных видов медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента);
предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
обеспечение местами в образовательных организациях детей участника подпрограммы;
оказание содействия участникам подпрограммы в жилищном обустройстве;
формирование толерантного отношения коренного населения к участникам подпрограммы.
В целях снижения рисков реализации подпрограммы и решения проблемы обеспечения потребности экономики Ленинградской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства решение об участии соотечественников в подпрограмме принимается в персональном порядке.
Принять участие в подпрограмме могут трудоспособные соотечественники, свободно владеющие русским языком, постоянно проживающие за рубежом либо проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации, либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, которые должны соответствовать не менее чем одному из следующих требований:
иметь среднее профессиональное или высшее образование и стаж работы не менее двух лет за последние 10 лет;
иметь среднее профессиональное или высшее образование и осуществлять на территории Ленинградской области трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, приносящую доход;
обучаться в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Ленинградской области.
Основанием для отказа в согласовании заявления соотечественника об участии в подпрограмме является несоответствие указанным требованиям, а также отсутствие вакансий для соотечественника на портале ''Работа в России" в Ленинградской области, соответствующих его профессии, специальности, квалификации, стажу и опыту работы.
Приложение
к подпрограмме 3...
Программа
Ленинградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
Паспорт программы Ленинградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
Дата согласования Правительством Российской Федерации |
25 декабря 2014 года |
|
Полное наименование |
Программа Ленинградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом" |
|
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы |
Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области |
|
Исполнители основных мероприятий программы |
Комитет по здравоохранению Ленинградской области; государственные учреждения, подведомственные Комитету по здравоохранению Ленинградской области; комитет по труду и занятости населения Ленинградской области; государственные учреждения Ленинградской области, подведомственные комитету по труду и занятости населения Ленинградской области; комитет общего и профессионального образования Ленинградской области; государственные профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Ленинградской области; комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области; комитет по социальной защите населения Ленинградской области; Ленинградские областные государственные стационарные казенные учреждения социального обслуживания *; комитет по внешним связям Ленинградской области |
|
Цель программы |
Создание благоприятных условий для переселения на территорию Ленинградской области соотечественников, проживающих за рубежом |
|
Задачи программы |
Увеличение численности населения и трудовых ресурсов региона; создание условий для адаптации и интеграции участников программы и членов их семей в принимающее сообщество |
|
Этапы и сроки реализации программы |
2016 - 2024 годы |
|
Финансовое обеспечение программы - всего, в том числе по годам реализации |
Общий объем финансирования программы - 23173,20 тыс. рублей, в том числе: 2017 год - 3606,80 тыс. рублей, 2018 год - 1956,40 тыс. рублей, 2019 год - 4700,00 тыс. рублей, 2020 год - 4400,00 тыс. рублей, 2021 год - 1650,00 тыс. рублей, 2022 год - 3300,00 тыс. рублей, 2023 год - 34500,00 тыс. рублей, 2024 год - 3600,00 тыс. рублей |
|
Основные показатели эффективности программы |
Количество участников программы, прибывших в Ленинградскую область и зарегистрированных в территориальных подразделениях по вопросам миграции: 2017 год - 800 чел.; 2018 год - 800 чел.; 2019 год - 800 чел.; 2020 год - 300 чел.; 2021 год - 300 чел.; 2022 год - 600 чел.; 2023 год - 600 чел.; 2024 год - 600 чел. Доля участников программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа участников программы и членов их семей, обратившихся в медицинские организации государственной системы здравоохранения Ленинградской области: 2017 год - 100 проц.; 2018 год - 100 проц.; 2019 год - 100 проц.; 2020 год - 100 проц.; 2021 год - 100 проц.; 2022 год - 100 проц.; 2023 год - 100 проц.; 2024 год - 100 проц. Доля участников программы и членов их семей, получивших государственные услуги в сфере содействия занятости населения, от общего числа участников программы и членов их семей, обратившихся в службу занятости населения Ленинградской области: 2017 год - 80 проц.; 2018 год - 80 проц.; 2019 год - 80 проц.; 2020 год - 80 проц.; 2021 год - 100 проц.; 2022 год - 100 проц.; 2023 год - 100 проц.; 2024 год - 100 проц. Доля участников программы и членов их семей, получающих среднее профессиональное или высшее образование в образовательных организациях Ленинградской области, от числа прибывших участников программы и членов их семей в возрастной категории до 25 лет, обратившихся в образовательные организации Ленинградской области: 2017 год - 14 проц.; 2018 год - 14 проц.; 2019 год - 14 проц.; 2020 год - 14 проц.; 2021 год - 80 проц.; 2022 год - 80 проц.; 2023 год - 80 проц.; 2024 год - 80 проц. |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
К концу 2024 года: переселение на территорию Ленинградской области 15010 соотечественников |
-----------------------------
* Реорганизованы в Ленинградские областные государственные стационарные бюджетные учреждения социального обслуживания.
-----------------------------
Обоснование цели, задач и ожидаемых результатов
Ленинградская область является одним из 11 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа.
Ленинградская область имеет государственную границу с входящими в Европейский Союз Финляндской Республикой и Эстонской Республикой, административную границу с пятью субъектами Российской Федерации - Республикой Карелия, Новгородской, Псковской, Вологодской областями и городом федерального значения Санкт-Петербургом.
Выгодное геополитическое положение, развитая транспортная инфраструктура и многоотраслевая промышленность, значительный ресурсно-сырьевой потенциал, трудовой потенциал и емкий внутренний рынок, применение и внедрение инновационных разработок и технологий, благоприятный инвестиционный климат, курс на информационную открытость позволили Ленинградской области войти в число субъектов Российской Федерации с высоким уровнем экономического развития.
Благодаря инвестиционной политике на территории Ленинградской области работают предприятия таких мировых концернов, как "Форд Мотор Компани", "Филип Моррис Интернэшнл", "Катерпиллер", "Хенкель", "Нокиан Тайерс", объединенная компания "РУСАЛ", Минерально-химическая компания "ЕвроХим", "Газпром", АК "Транснефть", "Сургутнефтегаз".
В 2015 - 2020 годах в результате строительства новых объектов в различных сферах экономики планируется создание порядка 22,5 тыс. новых рабочих мест.
Вопрос привлечения в экономику Ленинградской области соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях русской культуры и уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией, приобретает особую актуальность.
Указанные граждане обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
В планах развития экономики Ленинградской области предполагается увеличение спроса на квалифицированных работников, который не в полной мере может удовлетворяться за счет существующих трудовых ресурсов. В этой ситуации внешняя трудовая миграция будет способствовать социально-экономическому развитию Ленинградской области.
Переселение соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Ленинградскую область с востребованными профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество, становится одним из источников увеличения численности населения Ленинградской области и будет способствовать увеличению ее трудового потенциала.
Территорией вселения является вся Ленинградская область - 17 муниципальных районов и городской округ. Вместе с тем наиболее перспективными территориями вселения являются Кингисеппский и Тихвинский муниципальные районы Ленинградской области. Выбор обусловлен наиболее динамичным социально-экономическим развитием этих территорий, на которых ведется строительство новых предприятий и социально значимых объектов, в том числе морского торгового порта Усть-Луга, Тихвинского вагоностроительного завода. Указанные предприятия осуществляют строительство и продажу жилья своим работникам на льготных условиях.
Реализация программы предусматривает организацию выполнения мероприятий программы ответственным исполнителем и участниками программы.
Предметом регулирования программы является система государственных гарантий и мер социальной поддержки соотечественников, направленная на стимулирование и оказание содействия их добровольному переселению в Ленинградскую область, рост численности постоянного населения Ленинградской области в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - Государственная программа).
Программа направлена на создание условий для выполнения запланированного комплекса мероприятий по оказанию правовых, социально-экономических, организационных и информационных услуг соотечественникам.
С учетом приоритетов государственной политики целью реализации программы является создание благоприятных условий для переселения на территорию Ленинградской области соотечественников, проживающих за рубежом.
Достижение цели программы обеспечивается решением следующих задач:
Задача 1. Увеличение численности населения и трудовых ресурсов региона.
Задача 2. Создание условий для адаптации и интеграции участников программы и членов их семей в принимающее сообщество.
Ожидаемые результаты реализации программы к концу 2024 года:
переселение на территорию Ленинградской области 15010 соотечественников;
доля участников программы, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших в Ленинградскую область участников программы - не менее 80,0 проц.
Характеристика основных мероприятий программы
Программа включает следующие основные мероприятия:
основное мероприятие 3.1 "Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Ленинградскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона";
основное мероприятие 3.2 "Создание условий для адаптации и интеграции участников программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание им мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве, в том числе предоставление медицинской помощи";
основное мероприятие 3.3 "Содействие трудоустройству соотечественников, переселяемых в Ленинградскую область";
основное мероприятие 3.4 "Привлечение талантливой молодежи для получения образования в образовательных организациях, расположенных на территории Ленинградской области".
В рамках реализации основного мероприятия 3.1 предусматриваются:
принятие нормативных правовых актов Ленинградской области в целях реализации программы и обеспечения участников программы и членов их семей равными с жителями Ленинградской области правами на получение государственных и муниципальных услуг в области социального обеспечения и медицинского обслуживания;
формирование и ежеквартальное обновление информационно-справочных материалов по реализации программы на информационных порталах и в средствах массовой информации;
предоставление информационных, консультационных, юридических и других услуг участникам программы и членам их семей;
информирование потенциальных участников программы.
В рамках реализации основного мероприятия 3.2 предусматриваются:
создание в каждом муниципальном районе (городском округе) Ленинградской области территориальной межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом, утверждение положения и состава территориальной межведомственной комиссии;
оказание за счет средств областного бюджета Ленинградской области медицинской помощи участникам программы и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации (до получения полиса обязательного медицинского страхования участнику программы и членам его семьи медицинская помощь оказывается в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая включает в том числе оказание скорой, скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в государственных медицинских организациях, иных видов медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента);
предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
обеспечение местами в образовательных организациях детей участника программы;
оказание содействия участникам программы в жилищном обустройстве;
формирование толерантного отношения коренного населения к участникам программы.
В рамках реализации основного мероприятия 3.3 предусматриваются:
проведение ежемесячного мониторинга потребности организаций Ленинградской области в квалифицированной рабочей силе для замещения имеющихся вакантных рабочих мест, должностей специалистов и служащих с последующим размещением информации об имеющихся вакантных рабочих местах в Ленинградской области на информационных порталах Правительства Ленинградской области;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; социальная адаптация на рынке труда; психологическая поддержка; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование; проведение оплачиваемых общественных работ; ярмарки вакансий и учебных рабочих мест; содействие в поиске подходящей работы; оценка соответствия квалификационным требованиям участников и членов их семей для повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
оказание участникам программы консультационной, информационной, обучающей поддержки по вопросам создания бизнеса.
В рамках реализации основного мероприятия 3.4 предусматриваются:
предоставление возможности участия в олимпиадах детям из числа переселяемых соотечественников с целью выявления талантливой молодежи и ее привлечения для обучения в образовательных организациях Ленинградской области;
использование возможностей 11 многопрофильных ресурсных центров, созданных в регионе на базе профессиональных образовательных организаций, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, в целях подготовки рабочих кадров и специалистов, в том числе из числа молодежи (восемь - по укрупненным группам специальностей в соответствии с направлениями развития промышленности, три - по направлениям развития агропромышленного комплекса).
В целях снижения рисков реализации программы и решения проблемы обеспечения потребности экономики Ленинградской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства решение об участии соотечественников в программе принимается в персональном порядке.
Принять участие в программе могут трудоспособные соотечественники, свободно владеющие русским языком, постоянно проживающие за рубежом либо проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации, либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, которые должны соответствовать не менее чем одному из следующих требований:
иметь среднее профессиональное или высшее образование и стаж работы не менее двух лет за последние 10 лет;
иметь среднее профессиональное или высшее образование и осуществлять на территории Ленинградской области трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, приносящую доход;
обучаться в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Ленинградской области.
Основанием для отказа в согласовании заявления соотечественника об участии в программе является несоответствие указанным требованиям, а также отсутствие вакансий для соотечественника на портале "Работа в России" в Ленинградской области, соответствующих его профессии, специальности, квалификации, стажу и опыту работы.
Сведения об участии органов местного самоуправления, юридических и физических лиц
Муниципальные образования Ленинградской области (муниципальные районы и городской округ) принимают участие в реализации следующих основных мероприятий программы:
мероприятие 3.1 "Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Ленинградскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона";
мероприятие 3.2 "Создание условий для адаптации и интеграции участников программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание им мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве, в том числе предоставление медицинской помощи".
Таблица 1
Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы и их значениях
Таблица 2
Сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов) государственной программы
Таблица 3
План реализации государственной программы
Таблица 4
Сведения о налоговых расходах областного бюджета, направленных на достижение цели государственной программы
Наименование налога, по которому предусматривается налоговая льгота |
Реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего налоговую льготу |
Целевая категория налогоплательщиков |
Показатели достижения целей государственной программы |
Финансовый год |
Численность плательщиков налога, воспользовавшихся льготой (ед.) |
Размер налогового расхода (тыс. руб.) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
Налог на прибыль организаций |
Областной закон от 20 ноября 2000 года N 35-оз "О льготном налогообложении общественных организаций инвалидов, а также организаций, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов" (статья 4) |
Общественные организации инвалидов и организации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов |
Доля трудоустроенных инвалидов из числа инвалидов, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы; доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение трех месяцев после прохождения профессионального обучения |
2020 |
Фактическое значение |
2 |
Фактическое значение |
18,0 |
2021 |
Фактическое значение (оценка) |
н/д |
Фактическое значение (оценка) |
н/д |
||||
2022 |
Плановое значение |
2 |
Плановое значение |
25,0 |
||||
Фактическое значение |
|
Фактическое значение |
|
|||||
Транспортный налог |
Областной закон от 22 ноября 2002 года N 51-оз "О транспортном налоге" (абзац шестой статьи 3) |
Общественные организации инвалидов, а также организации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, и предприятия Всероссийского общества слепых, использующие транспортные средства (автобусы, легковые автомобили с мощностью двигателя не более 150 лошадиных сил) для осуществления своей уставной деятельности |
Доля трудоустроенных инвалидов из числа инвалидов, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы; доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение трех месяцев после прохождения профессионального обучения |
2020 |
Фактическое значение |
3928 |
Фактическое значение |
28,0 |
2021 |
Фактическое значение (оценка) |
н/д |
Фактическое значение (оценка) |
н/д |
||||
2022 |
Плановое значение |
3928 |
Плановое значение |
40,0 |
||||
Фактическое значение |
|
Фактическое значение |
|
|||||
2023 |
Плановое значение |
3928 |
Плановое значение |
40,0 |
||||
Фактическое значение |
|
Фактическое значение |
|
|||||
2024 |
Плановое значение |
3928 |
Плановое значение |
40,0 |
||||
Фактическое значение |
|
Фактическое значение |
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2021 г. N 892 "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.