В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 24 августа 2020 года N 390-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области постановляет:
1. Внести в государственную программу "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области", утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 27 декабря 2018 года N 729-п "Об утверждении государственной программы "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области" (в редакции постановлений Правительства Брянской области от 15 апреля 2019 года N 160-п, от 5 августа 2019 года N 342-п, от 30 августа 2019 года N 403-п, от 2 декабря 2019 года N 562-п, от 14 января 2020 года N 2-п, от 27 января 2020 года N 16-п, от 16 марта 2020 года N 104-п, от 16 июня 2020 года N 251-п, от 27 июля 2020 года N 317-п, от 26 октября 2020 года N 491-п, от 21 декабря 2020 года N 659-п, от 28 декабря 2020 года N 670-п, от 26 апреля 2021 года N 150-п, от 16 августа 2021 года N 335-п, от 20 декабря 2021 года N 547-п, от 28 декабря 2021 года N 644-п, от 29 декабря 2021 года N 659-п, от 24 января 2022 года N 15-п), следующие изменения:
1.1. Позицию паспорта "Показатели (индикаторы) государственной программы" государственной программы изложить в редакции:
1.2. Позицию паспорта "Показатели (индикаторы) основных мероприятий (проектов)" подпрограммы "Развитие промышленности Брянской области" государственной программы изложить в редакции:
1.3. Раздел "Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области", показателях (индикаторах) основных мероприятий (проектов)" изложить в редакции:
"Сведения
о показателях (индикаторах) государственной программы "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области", показателях (индикаторах) основных мероприятий (проектов)
1.4. Приложение 1 к государственной программе "Методика расчета значений показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области" изложить в редакции:
"Приложение 1
к государственной программе
"Развитие промышленности,
транспорта и связи
Брянской области"
Методика
расчета значений показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области"
Показатели (индикаторы) государственной программы
1. Значение индикатора "Индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам за исследуемый период" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области.
2. Значение индикатора "Количество выполненных самолето-вылетов" определяется на основании отчетности авиапредприятий, осуществляющих пассажирские авиационные перевозки.
3. Значение индикатора "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области с нарастающим итогом.
Значение индикатора "В том числе: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 194)" определяется на основании данных предприятий, реализующих инвестиционные проекты.
Показатели (индикаторы) основных мероприятий (проектов)
4. Значение индикатора "Объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции Брянской области" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области и Брянской таможни.
5. Значение индикатора "Выполнение мероприятий государственной программы", процентов, рассчитывается по формуле:
, где
- выполнение мероприятий государственной программы, процентов;
- количество показателей (индикаторов) государственной программы и основных мероприятий (проектов), выполненных в полном объеме за отчетный период, единиц;
- общее количество показателей (индикаторов) государственной программы и основных мероприятий (проектов), предусмотренных к выполнению в отчетном периоде, единиц.
Источником информации для расчета индикатора (показателя) является результат мониторинга выполнения показателей (индикаторах) государственной программы "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области", показателей (индикаторов) основных мероприятий (проектов) в отчетном периоде.
6. Значение индикатора "Доля исполненных в отчетном периоде предписаний об устранении нарушений от общего количества предписаний, которые должны быть исполнены в отчетном периоде", процентов, определяется следующим образом:
, где
- доля исполненных в отчетном периоде предписаний об устранении нарушений от общего количества предписаний, которые должны быть исполнены в отчетном периоде, процентов;
- количество устраненных нарушений в отчетном периоде по вынесенным предписаниям, штук;
- общее количество вынесенных предписаний об устранении в отчетном периоде нарушений состояния поднадзорной техники, штук.
Источником информации о значениях индикатора является официальный сайт инспекции гостехнадзора Брянской области (www.igtn.debryansk.ru/itogi.html).
7. Значение индикатора "Доля поднадзорной техники, предоставленной на техосмотр, от общего количества поднадзорной техники, состоящей на учете", процентов, определяется следующим образом:
, где
- доля поднадзорной техники, представленной на техосмотр, от общего количества поднадзорной техники, состоящей на учете, процентов;
- количество машин, состоящих на регистрационном учете, единиц;
- количество техники, представленной на технический осмотр, единиц.
Источником информации о значениях индикатора является официальный сайт инспекции гостехнадзора Брянской области (www.igtn.debryansk.ru/itogi.html).
8. Значение индикатора "Доля поднадзорной техники, проверенной в процессе эксплуатации", процентов, определяется следующим образом:
, где:
- доля поднадзорной техники, проверенной в процессе эксплуатации, процентов;
- количество машин, проверенных в процессе эксплуатации, единиц;
- количество машин, состоящих на регистрационном учете, единиц.
Источником информации о значениях индикатора является официальный сайт инспекции гостехнадзора Брянской области (www.igtn.debryansk.ru/itogi.html).
9. Значение индикатора "Доля поднадзорных машин, у которых в результате проверок выявлены неисправности, нарушающие требования дорожного движения, техники безопасности и охраны окружающей среды", процентов, определяется следующим образом:
, где:
- доля поднадзорных машин, у которых в результате проверок выявлены неисправности, нарушающие требования дорожного движения, техники безопасности и охраны окружающей среды, процентов;
- количество машин, проверенных в процессе эксплуатации, у которых были выявлены неисправности, нарушающие требования дорожного движения, техники безопасности и охраны окружающей среды, единиц;
- количество машин, проверенных в процессе эксплуатации, единиц.
Источником информации о значениях индикатора является официальный сайт инспекции гостехнадзора Брянской области (www.igtn.debryansk.ru/itogi.html).
10. Значение индикатора "Доля автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки в пригородном сообщении, оснащенных бортовой навигационной системой "ГЛОНАСС", процентов, определяется по формуле:
, где:
- доля автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки в пригородном сообщении, оснащенных бортовой навигационной системой "ГЛОНАСС", процентов;
- количество автотранспортных предприятий региона, осуществляющих пассажирские перевозки в пригородном сообщении, оснащенных бортовой навигационной системой "ГЛОНАСС", единиц;
К - общее количество автотранспортных предприятий региона, единиц.
11. Значение индикатора "Коэффициент доступности транспортных средств для маломобильных групп населения" определяется отношением количества транспортных средств, оснащенных вспомогательными средствами для перемещения человека, сидящего в кресле-коляске, при посадке в транспортное средство или высадке из него, к общему количеству транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, рассчитывается по формуле:
, где:
- коэффициент доступности транспортных средств для маломобильных групп населения, процентов;
- количество транспортных средств, оснащенных вспомогательными средствами для перемещения человека, сидящего в кресле-коляске, при посадке в транспортное средство или высадке из него, единиц;
- общее количество транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, единиц.
12. Значение индикатора "Коэффициент технической готовности подвижного состава" определяется отношением количества машино-дней нахождения троллейбусов в технически исправном состоянии к общему количеству машино-дней пребывания троллейбусов в инвентаре предприятия за рассматриваемый период, рассчитывается по формуле:
, где:
КТГ - коэффициент технической готовности;
- машино-дни в хозяйстве, дней;
- общий простой неисправных троллейбусов, дней.
13. Значение индикатора "Обеспечение стабильности перевозок пассажиров железнодорожным транспортом" определяется на основании отчетности предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки железнодорожным транспортом.
14. Значение индикатора "Пассажиропоток" определяется на основании отчетности авиапредприятий, осуществляющих пассажирские авиационные перевозки.
15. Значение индикатора "Предоставление займа для развития промышленных предприятий" подтверждается фактическими данными постоянного мониторинга департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области - ответственного исполнителя государственной программы "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области" (источник данных - сведения департамента экономического развития Брянской области).
16. Значение индикатора "Динамика роста объемов отгруженной продукции собственного производства по обрабатывающим производствам в действующих ценах" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области.
17. Значение индикатора "Количество проведенных выставок продукции промышленных предприятий" определяется на основе данных департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области.
18. Значение индикатора "Количество созданных новых рабочих мест (накопленным итогом)" определяется на основании отчетности промышленных предприятий с нарастающим итогом.
Значение индикатора "В том числе: количество созданных новых рабочих мест (накопленным итогом) (постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 194)" определяется на основании данных предприятий, реализующих инвестиционные проекты.
19. Значение индикатора "Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области с нарастающим итогом.
Значение индикатора "В том числе: объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 194)" определяется на основании данных предприятий, реализующих инвестиционные проекты.
Расчетные данные для показателей (индикаторов) государственной программы публикуются на официальном сайте департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области (www.dpts.bryanskprom.ru).".
1.5. Приложение 3 к государственной программе изложить в редакции:
"Приложение 3
к государственной программе
"Развитие промышленности,
транспорта и связи
Брянской области"
Подпрограмма
"Развитие промышленности Брянской области"
1. Характеристика текущего состояния развития промышленности Брянской области
Брянская область - регион Центрального федерального округа России с развитой промышленной базой. Западные и южные границы области совпадают с государственными границами Российской Федерации с Украиной и Белоруссией. На территории области действует около тысячи крупных, средних и малых предприятий, основную долю в структуре которых занимают предприятия машиностроительного комплекса. На долю машиностроения приходится треть выпускаемой в области продукции.
Ведущими видами экономической деятельности являются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, на долю которых приходится около 70% произведенного ВРП, поэтому для экономики Брянской области характерен индустриальный тип развития, то есть существенная часть созданной добавленной стоимости создается в промышленном производстве.
Промышленными предприятиями области по обрабатывающим производствам в 2020 году отгружено товаров собственного производства в действующих ценах на 255,6 млрд. рублей. Индекс промышленного производства по обрабатывающим отраслям в Брянской области составил 101,9%.
В структуре промышленного сектора Брянской области в 2020 году наибольшую долю занимали такие отрасли промышленности, как "Производство пищевых продуктов, включая напитки, и производство табака" (44,0%), "Производство транспортных средств и оборудования" (16,2%), "Производство машин и оборудования" (4,2%), "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" (5,3%), "Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов" (4,3%), "Металлургическое производство" (2,5%). Наименьшие значения наблюдаются в отраслях, занимающихся производством кожи, изделий из кожи и производством обуви.
На основании изложенной информации можно сделать вывод, что в структуре промышленных отраслей Брянской области по показателю "Объем товарной продукции в действующих ценах" лидирующее значение по относительной доле имеет отрасль "Машиностроение", наименьшее значение - "Стекольная промышленность".
Основная часть работающих в промышленности сосредоточена в обрабатывающих отраслях.
Среднемесячная заработная плата на предприятиях обрабатывающих производств, курируемых департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области, за истекший период 2020 года составила 37 912 рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 1,1%, в том числе по отраслям: в машиностроении - 40 710 рублей (рост - на уровне 2019 года), на предприятиях оборонно-промышленного комплекса - 35 546 рублей (падение - 4,2%), на предприятиях производства металлургии - 40 287 рублей (рост - 13,8%).
Средняя заработная плата в Брянской области постоянно растет, причем наиболее высокие значения данного показателя за несколько лет отмечены в отраслях "Машиностроение", "Деревообрабатывающий комплекс", "Оборонно-промышленный комплекс" и "Строительная промышленность". Наименьшие значения наблюдаются в отраслях "Легкая и текстильная промышленность" и "Стекольная промышленность".
В структуре промышленных отраслей Брянской области по показателю "Объем бюджетных платежей" и "Объем внебюджетных платежей" лидирующее значение по относительной доле имеют отрасли "Машиностроение" и "Оборонно-промышленный комплекс", наименьшее значение имеет отрасль "Легкая и текстильная промышленность".
Одной из серьезных проблем в Брянской области остается значительный дисбаланс в развитии территорий. Производство в основном концентрируется в больших городах (Брянск, Клинцы, Карачев, Новозыбков, Дятьково, Трубчевск), которые рассматриваются как опорные точки осуществления инновационной политики, развития деловой инфраструктуры, подготовки кадров, создания базовых центров внедрения научных достижений в производство.
С учетом того, что для муниципальных районов характерен свойственный только им уровень экономического, социального, природно-экологического, инфраструктурного развития, целесообразно выделение в составе региона зон инновационного потенциала по уровню развития. В основу ранжирования положен анализ инновационного потенциала территорий исходя из динамики показателей, характеризующих организационно-технические, кадровые, научные, маркетинговые, финансовые компоненты. Были выделены три зоны в составе Брянской области по уровню развития инновационного потенциала.
Анализ существующей ситуации позволяет сделать вывод о том, что лидерами области по уровню инновационного потенциала являются районы, выделенные в первую зону (городской округ город Брянск, Карачевский, Дятьковский, Трубчевский районы, городской округ город Клинцы, Новозыбковский городской округ). Они характеризуются высокими показателями развития уровня инновационного потенциала, от которых напрямую зависит создание благоприятного инновационно-инвестиционного климата в регионе. Муниципальные районы первой группы создают условия для обеспечения устойчивого уровня инновационного развития. В данной зоне функционируют такие лидеры промышленности Брянской области, как АО УК "Брянский машиностроительный завод", АО ПО "Бежицкая сталь", ЗАО СП "Брянсксельмаш", ЗАО "Брянский арсенал", ПАО "Брянский арсенал", ЗАО "Группа Кремний Эл", АО "Карачевский завод "Электродеталь", ООО "Дятьковский хрустальный завод плюс", АО "МЕТАКЛЭЙ", АО "Монолит", АО "Клинцовский автокрановый завод", ОАО "Клинцовский завод поршневых колец", ООО "Брянский камвольный комбинат", ОАО "Силуэт", АО "Мальцовский портландцемент", ООО "Астера".
Муниципальные районы, входящие в состав второй зоны, имеют резервы быстрого наращивания конкурентных преимуществ для ведения активной инновационной деятельности, однако существует ряд проблем, требующих скорейшего решения. В данной зоне функционируют такие предприятия, как ОАО "Навлинский автоагрегатный завод", ПАО "Навлинский завод "Промсвязь", АО "Пролетарий", ООО "Унечский завод тугоплавких металлов", ООО "Жуковский веломотозавод".
К третьей зоне отнесены муниципальные районы, состояние инновационного потенциала которых не способствует развитию инновационной деятельности, что в первую очередь требует скорейших мер по повышению инновационно-инвестиционной привлекательности района. В данной зоне функционируют такие предприятия, как ОАО "Экстра-шов", АО "Пластик", ПАО "Стрела", ЗАО "Дубровская швейная фабрика".
Целесообразно из всей совокупности зон развития производственно-инновационного потенциала на мезо уровне выделять перспективные с позиции активизации инновационных процессов и повышения эффективности инвестиционной деятельности.
Уровень машиностроения и промышленности в целом - индикатор степени развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отражающий ценность разработок в области проектирования современных технологий и оборудования. Предприятия машиностроительного комплекса Брянской области в 2020 году выпускали более 31% российских автогрейдеров, 100% российских магистральных тепловозов, 100% специальных колесных шасси, 75% маневровых тепловозов, 75% квадроциклов, 35% снегоходов, 31% автогрейдеров, 29% кранов на автомобильном ходу.
Самыми крупными предприятиями г. Брянска и области являются:
АО УК "Брянский машиностроительный завод" - производит маневровые и магистральные тепловозы;
ЗАО "Группа Кремний Эл" - в последние годы прочно занимает второе место в России по выпуску изделий микроэлектроники для Минобороны России;
АО "Карачевский завод "Электродеталь" - лидирующее предприятие России по разработке и производству электрических прямоугольных соединителей;
АО "Брянский автомобильный завод" - производитель большегрузных колесных шасси для нефтегазового комплекса России;
ООО "Жуковский веломотозавод" - производитель квадроциклов, снегоходов, велосипедов;
АО ПО "Бежицкая сталь" - производитель стального литья для изготовления и ремонта грузового железнодорожного транспорта. Завод выпускает каркасы тележек для грузовых вагонов, надрессорные балки, рамы, автосцепки, буксы и др.;
ЗАО "Брянский арсенал" - производитель автогрейдеров;
АО "Клинцовский автокрановый завод" - крупнейший производитель автокранов в России.
Базу инновационного развития Брянской области составляют:
промышленные предприятия, имеющие в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, разрабатывающие новые высокотехнологичные изделия;
учебные заведения (вузы, колледжи и т.д.), обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой;
отраслевые институты;
малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере;
научные общественные организации.
В соответствии с Законом Брянской области от 9 июня 2015 года N 41-З "Об инвестиционной деятельности в Брянской области" предусмотрено, что инвесторам, реализующим на территории Брянской области инвестиционные проекты, на основании договора об инвестировании, заключенного с Правительством Брянской области, и в соответствии с законодательством Брянской области могут предоставляться следующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности:
а) налоговые льготы;
б) субсидии для реализации инвестиционных проектов на территории Брянской области;
в) залоговые обеспечения исполнения обязательств инвесторов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов;
г) бюджетные инвестиции;
д) инвестиционные налоговые кредиты;
е) организационные (нефинансовые) меры поддержки инвестиционной деятельности.
В 2020 году субъектам промышленной деятельности была предоставлена государственная поддержка в виде льгот по налогу на имущество и прибыль организаций в объеме 885,6 млн. рублей. Предоставление государственной поддержки Правительством Брянской области за 2021 год оценивается в сумме 793,3 млн. рублей, из них 633,1 млн. рублей - льгота по налогу на имущество организаций, 160,2 млн. рублей - льгота по налогу на прибыль организаций.
В целях оказания реальной помощи предприятиям производственного сектора экономики утвержден перечень объектов организаций оборонно-промышленного комплекса Брянской области, участвующих в реализации федеральных и региональных программ, соглашений Правительства Брянской области с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и ГК "Ростехнологии" (ГК "Ростех"), согласно которому предоставляются льготы по налогу на имущество организаций в доле, зачисляемой в областной бюджет, предприятиям и организациям оборонно-промышленного комплекса.
В 2014 году от уплаты налога на имущество организаций был освобожден ряд организаций оборонно-промышленного комплекса области на сумму 20,4 млн. рублей, в 2015 году - на сумму 18,2 млн. рублей, в 2016 году - на сумму 24,1 млн. рублей, в 2017 году - на сумму 33,0 млн. рублей, в 2018 году - на сумму 51,2 млн. рублей, в 2019 году - на сумму 34,6 млн. рублей, в 2020 год - на сумму 31,4 млн. рублей, прогнозируемый на 2021 год - 31,4 млн. рублей.
Налоговые льготы по налогу на имущество организаций дали предприятиям послабление в содержании незадействованных мобилизационных площадей для выпуска военной продукции. Предоставляемые налоговые льготы позволят обеспечить рост объемов товарной продукции, производимой предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
При оценке эффективности налоговых льгот (расходов) используются показатели "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам" и "Индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам".
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации подпрограммы, перечень целей и задач подпрограммы
Основными направлениями промышленной политики в Брянской области в соответствии с Законом Брянской области от 10 августа 2015 года N 66-З "О промышленной политике в Брянской области", разработанным на основе Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", являются:
1) техническое перевооружение и модернизация производства в отраслях промышленности в Брянской области;
2) привлечение инвестиций в промышленность Брянской области;
3) реструктуризация промышленности в Брянской области с учетом необходимости формирования и развития индустриальных (промышленных) парков;
4) развитие инженерного, энергетического и транспортного обеспечения промышленности в Брянской области;
5) кадровое обеспечение промышленности в Брянской области;
6) повышение производительности труда в отраслях промышленности и создание высокопроизводительных рабочих мест;
7) внедрение субъектами деятельности в сфере промышленности эффективных систем и методов корпоративного управления, в том числе систем менеджмента качества;
8) продвижение товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) субъектами деятельности в сфере промышленности, в том числе посредством осуществления их закупок для обеспечения государственных нужд Брянской области;
9) развитие внутрирегиональной кооперации, внешнеэкономических связей с другими субъектами Российской Федерации, субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями иностранных государств;
10) развитие выставочно-ярмарочной деятельности для субъектов деятельности в сфере промышленности;
11) поддержка инициатив по созданию и развитию региональных и межрегиональных промышленных кластеров;
12) развитие регионального фонда развития промышленности.
Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2030 года выделяет в качестве стратегической цели - создание современных высокотехнологичных производств путем проведения сбалансированной промышленной политики, в том числе в области промышленной кооперации, обеспечение развития традиционных отраслей промышленности и услуг, развитие предпринимательства, внедрение новейших технологий, обеспечение потребностей рынка труда.
В рамках Стратегии предполагается решение следующих задач:
1. Развитие отрасли машиностроения, усиление промышленной кооперации, выполнение государственного оборонного заказа, диверсификация производств.
2. Развитие сектора радио- и микроэлектроники, поддержка процессов импортозамещения, развитие реверсивного инжиниринга.
3. Развитие производств глубокой переработки в области промышленности строительных материалов.
4. Развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, развитие производства экологически чистой бумажной упаковки.
5. Развитие новых фармацевтических производств в Брянской области, в перспективе - создание промышленного фармацевтического кластера.
6. Проведение современной промышленной политики, направленной на развитие кооперационных связей между предприятиями, активизацию научно-технической деятельности, модернизацию основных фондов.
7. Создание и развитие инфраструктуры индустриальных промышленных парков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 194 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности, в которых указаны ряд направлений финансирования, востребованных субъектами промышленной деятельности, расположенными в Брянской области:
возмещение части затрат промышленных предприятий на оплату услуг ресурсоснабжающих организаций по подключению к коммунальной инфраструктуре в рамках реализации инвестиционного проекта;
финансовое обеспечение создания (капитализации) и (или) деятельности (докапитализации) регионального фонда развития промышленности, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату 1-го взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями;
возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования.
Региональные программы отбираются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при соблюдении ряда условий.
Таким образом, целью подпрограммы является обеспечение повышения общей конкурентоспособности и обеспечение устойчивого развития регионального промышленного комплекса на основе повышения эффективности использования инновационного и производственного потенциала, создания новых и высокооплачиваемых рабочих мест, инвестиционной привлекательности в соответствии с федеральной и региональной промышленной политикой.
Задачами подпрограммы являются:
содействие разработке, освоению и производству продукции, обновлению производственных мощностей, увеличению роста объемов реализации произведенной продукции, созданию новых рабочих мест на предприятиях региона; привлечение инвестиций в основной капитал.
создание условий для повышения общей конкурентоспособности и обеспечение устойчивого развития регионального промышленного комплекса на основе повышения эффективности использования инновационного и производственного потенциала новых и высокооплачиваемых рабочих мест, повышения инвестиционной привлекательности в соответствии с федеральной и региональной промышленной политикой, в том числе на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий в рамках мероприятий региональной подпрограммы.
3. Создание и развитие инфраструктуры индустриальных промышленных парков
В течение 2022 года и последующие периоды планируется создание на территории Брянской области трех индустриальных промышленных парков. Индустриальные промышленные парки будут созданы в трех муниципальных образованиях: г. Брянск, г. Дятьково и г. Новозыбков. Индустриальный парк в г. Дятьково будет иметь специализацию оптико-механической и стекольной отраслей. Индустриальные парки в гг. Брянск и Новозыбков будут иметь специализацию общего машиностроения. Вместе с тем индустриальный парк в г. Новозыбков будет иметь высокий потенциал для привлечения резидентов-инвесторов из Республики Беларусь.
4. Диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения на предприятиях ОПК Брянской области
В настоящее время предприятия оборонно-промышленного комплекса, расположенные на территории Брянской области, при осуществлении намерения о реализации политики диверсификации производства и переориентации на выпуск высокотехнологической гражданской продукции столкнулись с рядом проблем:
необходимость выбора и связанные с этим риски продукции к изготовлению в рамках диверсификации;
необходимость переоборудования производственного процесса в целях производства конкурентоспособной продукции гражданского назначения и удовлетворения существующего спроса на рынке, которое может нести значительные объемы затрат;
необходимость профессиональной переориентации сотрудников предприятий в целях обеспечения компетентного подхода при работе на новом оборудовании;
необходимость обучения персонала предприятий в целях изучения спроса и рынков сбыта вновь выпускаемой высокотехнологичной гражданской продукции для обеспечения гарантированного сбыта;
необходимость пополнения оборотных средств предприятия, необходимых для расширения номенклатуры выпускаемой высокотехнологичной продукции;
необходимость привлечения государственного финансирования в области НИОКР;
необходимость наличия базы данных высокотехнологичной продукции, не производящейся на территории Российской Федерации;
необходимость на федеральном уровне плановой координации процессов, связанных с диверсификацией ОПК страны, с целью выявления субъектов промышленной деятельности, на которых возможна или необходима переориентация производства и на которых это осуществлять невозможно или нецелесообразно.
По итогам деятельности рабочей группы по диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса Брянской области был сформирован сводный перечень предложений по вопросам совершенствования федерального законодательства в целях обеспечения диверсификации продукции предприятий ОПК.
Сводный перечень предложений по вопросам совершенствования федерального законодательства в целях обеспечения диверсификации продукции предприятий ОПК был направлен в Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
В настоящее время Правительством Брянской области сформирован единый перечень выпускаемой продукции предприятиями ОПК Брянской области гражданского или двойного назначения, а также аккумулируются сведения о номенклатуре выпускаемой продукции гражданского назначения на предприятиях региона с целью дальнейшего вовлечения продукции гражданского назначения организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Брянской области, в государственные и муниципальные закупки.
Предприятия ОПК Брянской области, выпускающие продукцию в рамках диверсификации производства: АО "192 центральный завод железнодорожной техники", АО "Брянский автомобильный завод", ПАО "Брянское специальное конструкторское бюро", АО "Брянский химический завод имени 50-летия СССР", АО "Брянский электромеханический завод", АО "Группа Кремний Эл", АО "Монолит", АО "Завод "Снежеть", АО "Карачевский завод "Электродеталь".
5. Реестр инновационных и инвестиционных проектов по развитию промышленности Брянской области (2021 - 2025 годы)
В соответствии с Законом Брянской области "О реализации промышленной политики в Брянской области", в целях осуществления информационно-аналитического обеспечения промышленной политики Брянской области департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области осуществляется мониторинг и анализ деятельности промышленных предприятий области, создан и ведется реестр отраслевых субъектов промышленной деятельности, а также реестр инновационных и инвестиционных проектов.
Реестр инновационных и инвестиционных проектов по развитию промышленности Брянской области (2021 - 2025 годы) утвержден приказом департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области от 20 декабря 2021 года N 110-п.
Реестром предусмотрено выполнение 35 инновационных и инвестиционных проектов 16 предприятиями области.
Показателями результативности и эффективности реализации проектов реестра являются:
привлечение инвестиций в основной капитал;
разработка, освоение и производство новых конкурентоспособных изделий;
обновление и модернизация производственных мощностей;
рост объемов произведенной и отгруженной продукции;
создание новых рабочих мест.
6. Развитие промышленного (индустриального) туризма
Промышленные туры - это способ раскрытия возможностей Брянской области и одновременно форма профориентации.
Промышленное направление в Брянской области реализуется экскурсиями в ООО "Дятьковский хрустальный завод" и крупнейший в стране Музей Хрусталя, ООО "Интерьер-промысел" (фабрику елочных игрушек) в г. Карачеве.
Дятьковский "хрустальный город" - это развитая инфраструктура на территории в 21 гектар, центром которой станет хрустальное производство: презентационный зал, где на глазах присутствующих будут появляться на свет хрустальные изделия. Проект вошел в реестр инвестиционных проектов и федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации".
В планах развития промышленного туризма следующие мероприятия:
1. Проведение встреч и достижение договоренностей с представителями объектов промышленности.
2. Увеличение спроса на туристские услуги Брянской области, укрепление позитивного туристского имиджа, рост потребительской лояльности.
3. Разработка единой карты промышленного туризма, а также формирование маршрутов и программ промышленного туризма Брянской области.
Перспективные объекты промышленного туризма: ЗАО УК "Брянский машиностроительный завод", ОАО ПО "Бежицкая сталь", ЗАО "Брянский арсенал", ОАО "Клинцовский автокрановый завод", ООО "Жуковский веломотозавод", ЗАО "Брянский автомобильный завод", ЗАО "Группа Кремний Эл", ООО "Брянский камвольный комбинат", ООО "Пролетарий".
7. Подготовка кадров для промышленности
В целях подготовки кадров для промышленности планируется реализация следующих мероприятий:
1. Создание на предприятиях Брянской области базовых кафедр по развитию инженерно-технического образования.
2. Вовлечение промышленных предприятий региона в сотрудничество по реализации государственной программы "Развитие образования и науки Брянской области".
3. Организация подготовки по программам дополнительного профессионального образования, включая краткосрочную подготовку, переподготовку кадров под выявленные потребности, в том числе под гарантии трудоустройства.
4. Привлечение кадров под инвестиционные проекты, включение в паспорт инвестиционного проекта региона раздела о потребности в кадровых ресурсах.
8. Срок реализации подпрограммы
Подпрограмма развития промышленности Брянской области рассчитана на среднесрочную перспективу в период 2022 - 2024 годов.
9. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование программы осуществляется за счет бюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 410,0 млн. рублей, в том числе:
2018 год - 0,00 рубля;
2019 год - 0,00 рубля;
2020 год - 0,00 рубля;
2021 год - 0,00 рубля;
2022 год - 150,00 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета - 100,0 млн. рублей, из регионального бюджета - 50,00 млн. рублей);
2023 год - 120,00 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета - 60 млн. рублей, из регионального бюджета - 60,00 млн. рублей);
2024 год - 140,00 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета - 70 млн. рублей, из регионального бюджета - 70,00 млн. рублей).
Планируется участие подпрограммы "Развитие промышленности Брянской области" в конкурсе, проводимом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, с целью привлечения финансовых средств из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 194.
10. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и конечных результатов подпрограммы
В целях взаимодействия в сфере промышленной политики и политики в области торговой деятельности заключено соглашение между Правительством Брянской области и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 22 октября 2014 года.
В целях реализации экономического потенциала региона и содействия государственной программе "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" заключено соглашение между Правительством Брянской области и ФГАУ "Российский фонд технологического развития" от 2 октября 2015 года.
11. Состав подпрограммы "Развитие промышленности Брянской области"
В состав подпрограммы включен региональный проект "Промышленный экспорт (Брянская область)".
В состав подпрограммы включено мероприятие "Финансовое обеспечение создания (капитализации) и (или) деятельности (докапитализации) регионального фонда развития промышленности".
Докапитализация регионального фонда развития промышленности и, соответственно, предоставление субъектам промышленной деятельности заемных денежных средств с учетом минимальной процентной ставкой позволит достичь следующих показателей:
Мероприятие |
Сумма расходных обязательств субъекта РФ (с учетом планируемого к представлению размера иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета (млн. руб.) |
В том числе |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам (накопленным итогом) В том числе: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [....], млн. руб. |
Количество созданных новых рабочих мест на промышленных предприятиях (накопленным итогом). В том числе: количество созданных новых рабочих мест (накопленным итогом) [....], единиц |
Объем инвестиций в основной капитал (накопленным итогом) ("Обрабатывающие производства"). В том числе: объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [....], млн. руб. |
||||||||||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
итого |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
итого |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
итого |
||||
за счет средств иного межбюджетного трансферта (планируемого к предоставлению из федерального бюджета), млн. руб. |
за счет средств регионального бюджета, млн. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Финансовое обеспечение создания (капитализации) и (или) деятельности (докапитализации) регионального фонда развития промышленности |
150,0 |
100,0 |
50 |
313028,6 [20,0] |
657792,4 [320,0] |
1049557,4 [470,0] |
1049557,7 [470,0] |
50 [5] |
105 [20] |
160 [30] |
160 [30] |
8031,6 [200,0] |
16563,2 [250,0] |
25594,8 [300,0] |
25594,8 [300,0] |
12. Целевые индикаторы и показатели реализации подпрограммы
Показатели (индикаторы) результативности и эффективности реализации подпрограммы и конечные результаты реализации подпрограммы, характеризующие состояние социально-экономического развития, приведены в приложении к подпрограмме "Развитие промышленности Брянской области".
Приложение
к подпрограмме
"Развитие промышленности
Брянской области"
N пп |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Целевые значения показателей (индикаторов) |
||||||
2018 год (факт) |
2019 год (факт) |
2020 год (факт) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
1. |
Динамика роста объемов отгруженной продукции собственного производства по обрабатывающим производствам в действующих ценах |
% к предыдущему периоду |
111,8 |
114,0 |
105,2 |
111,7 |
109,6 |
110,1 |
110,7 |
2. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам (накопленным итогом) |
млн. руб. |
- |
- |
255686,2 |
541363,0 |
854391,6 |
1199154,8 |
1590919,8 |
|
В том числе: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 194) |
млн. руб. |
- |
- |
- |
- |
20,0 |
320,0 |
470,0 |
3. |
Индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам за исследуемый период |
% к предыдущему периоду |
103,0 |
118,1 |
101,9 |
105,9 |
105,2 |
105,5 |
105,9 |
4. |
Количество созданных новых рабочих мест на промышленных предприятиях (накопленным итогом) |
единиц |
- |
- |
124 |
180 |
230 |
285 |
340 |
|
В том числе: количество созданных новых рабочих мест (накопленным итогом) (постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 194) |
единиц |
|
|
|
|
5 |
20 |
30 |
5. |
Объем инвестиций в основной капитал (накопленным итогом) ("Обрабатывающие производства") |
млн. руб. |
_ |
_ |
7031,6 |
14563,2 |
22594,8 |
31126,4 |
40158,0 |
|
В том числе: объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 194) |
млн. руб. |
- |
- |
- |
- |
200,0 |
250,0 |
300,0 |
6. |
Предоставление займа для развития промышленных предприятий |
штук |
- |
- |
- |
0 |
4 |
5 |
7 |
7. |
Количество проведенных промышленных выставок |
единиц |
3 |
5 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8. |
Объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции Брянской области |
млн. долл. США |
- |
212,0 |
221,0 |
243,0 |
270,0 |
302,0 |
341,0". |
2. Опубликовать постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru).
3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области Лучкина Н.С.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Брянской области от 4 февраля 2022 г. N 26-п "О внесении изменений в государственную программу "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области"
Вступает в силу с 9 февраля 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 февраля 2022 г. N 3200202202080001