Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 31 января 2022 г. N 37
Рекомендации
по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда
I. Общие положения
1. Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее - Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Рекомендации не распространяются на работодателей-индивидуальных предпринимателей, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников не более 50 человек, работодателей - субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющие производственную деятельность, предоставляющие социально-бытовые услуги без предоставления проживания, принявших решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.
2. Рекомендации рекомендуются к применению работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при формировании структуры службы охраны труда, определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей и их распределения между указанными работниками с учетом специфики деятельности работодателя. На основании Рекомендаций и специфики своей деятельности работодатель устанавливает конкретные требования к структуре службы охраны труда и штатной численности ее работников.
3. Рекомендации содержат положения о формировании структуры службы охраны труда (специалист, бюро, группа, отдел, управление/подразделение, департамент и в соответствии с утвержденной работодателем организационной (штатной) структурой), методику расчета нормативной численности работников службы охраны труда в зависимости от выполняемых данными категориями работников основных функций.
4. В основу разработки Рекомендаций положены:
нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда и определяющие порядок функционирования системы управления охраной труда у работодателя;
данные оперативного учета, статистической и управленческой отчетности по охране труда у работодателей;
требования профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда";
научные исследования лучших отечественных и международных практик по охране труда;
результаты изучения существующей организации труда у работодателей различных видов экономической деятельности и рекомендации по ее совершенствованию.
5. Рекомендациями охвачены следующие должности: руководитель (начальник) службы (бюро, группы, отдела, управления, департамента) охраны труда и специалисты по охране труда всех категорий, наименование должностей работодатель устанавливает в соответствии со штатным расписанием.
6. Рекомендации охватывают следующие направления деятельности службы охраны труда у работодателя и ее специалистов:
а) обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя и, при необходимости, контроль функционирования систем управления охраной труда подрядных (сервисных) организаций по обеспечению безопасных условий труда;
б) контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;
в) участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков;
г) обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных подразделениях;
д) участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
е) подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;
ж) участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;
з) составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.
7. Данные Рекомендации не применяются для расчета штатной численности работников испытательных лабораторий по условиям труда, врачей по производственной медицине, специалистов по промышленной, экологической и пожарной безопасности и иных специальностей.
8. Приведенные в Рекомендациях числовые значения нормативов с указанием "до" понимаются включительно.
II. Организация службы охраны труда
9. Служба охраны труда (далее - Служба) является структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю). Работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя работодателя, обладающего компетенциями в сфере охраны труда, у которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции, с обеспечением отсутствия конфликта интересов. В случае отсутствия у работодателя заместителей, обладающих соответствующими компетенциями, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.
10. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения работодателя, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.
Служба обеспечивает функционирование системы управления охраной труда у работодателя.
11. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями работодателя, комитетом (комиссией) по охране труда, выборным органом первичной профсоюзной организации, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии), а также, при необходимости, с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
12. Работникам Службы в своей деятельности рекомендуется руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным и др.), коллективным договором, другими локальными нормативными актами работодателя.
13. Структуру и численность работников Службы работодателю рекомендуется определять, исходя из возлагаемых на нее следующих задач и функций:
а) организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда;
б) контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда;
в) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда;
г) информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;
д) изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.
14. При организации труда работников Службы рекомендуется регламентировать их должностные обязанности с закреплением за каждым из них определенных функций и направлений работы по охране труда у работодателя в целом и (или) в его структурных подразделениях в соответствии с должностными инструкциями.
15. Работодателю (его уполномоченному представителю) рекомендуется обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих функций и полномочий, организовать для работников Службы обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении с оснащением современным оборудованием, включая приборы аудио- и видео записи для проведения оперативного контроля и иные материальные средства, необходимые для выполнения работ с учетом специфики деятельности работодателя, средствами связи с доступом к информационно-коммуникационной сети "Интернет" и электронной базе профильной нормативно-справочной литературы и документации, в том числе с учетом возможности ведения электронного документооборота в области охраны труда, а также обеспечением возможности приема посетителей.
17. Для осуществления выполнения некоторых функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) рекомендуется предусматривать организацию кабинета по охране труда и (или) уголка по охране труда, оснащенного необходимым оборудованием и комплектами нормативно-правовых и справочных документов по охране труда.
18. Работодатель вправе в соответствии со своим поручением или по поручению своего уполномоченного представителя разрешить работникам Службы представлять интересы работодателя в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
III. Определение структуры Службы
19. Структуру Службы рекомендуется формировать с учетом организационной (штатной) структуры, специфики вида деятельности предприятия (организации), наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда, штатной численности работников у работодателя, а также установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.
20. При формировании структуры Службы рекомендуется учитывать взаимосвязь элементов системы управления охраной труда у работодателя, направленных на выполнение принятой политики в области охраны труда, постановленных целей по охране труда, мероприятий и внутренних процедур, направленных на их достижение.
IV. Определение нормативной численности работников Службы
21. Рекомендуемая нормативная численность работников Службы определяется исходя из 40-часовой рабочей недели.
22. Рекомендуемая нормативная численность работников Службы представлена в виде таблиц, выражающих зависимость нормативов от одного или нескольких наиболее существенных для каждой из функций факторов (далее - нормофакторов), которые оказывают основное влияние на трудоемкость выполняемых работ.
В случаях, когда рекомендуемая нормативная численность зависит от двух нормофакторов, она определяется по таблице на пересечении строки и столбца соответствующих числовым значениям нормофакторов.
23. Полученная рекомендуемая нормативная численность по таблицам 1 - 5 и пункту 30.6 Рекомендаций суммируется и в соответствии с методикой расчета нормативной численности работников службы охраны труда, представленной в разделе 5 Рекомендаций, рассчитывается итоговая рекомендуемая нормативная численность работников Службы.
24. В приложении N 1 к Рекомендациям приведен пример расчета рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя.
25. Методика расчета нормативной численности работников Службы рекомендуется для самостоятельного расчета работодателем рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда. Расчет численности работников Службы рекомендуется проводить с учетом сложившихся организационно технических условий у работодателя на основании данных из таблиц 1 - 5 и параметров, заложенных в расчет нормативной численности, представленных в разделах 4 и 5 Рекомендаций.
26. В случае значительного удаления отдельных не являющихся самостоятельными производственных подразделений, обособленных подразделений (в том числе филиалов) друг от друга у одного работодателя, к рассчитанной по рекомендуемым нормативам численности рекомендуется применять коэффициенты, учитывающие связанные с этим особенности организации производства и обеспечения охраны труда, исходя из следующего: при удалении производственных подразделений у работодателя в друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности рекомендуется устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км до 30 км - коэффициент 1,4; на расстоянии от 30 км до 50 км - коэффициент 1,6; более 50 км - коэффициент 2.
27. Все значения для расчета нормативной численности рекомендуется брать в среднем за предыдущий год, предшествующий расчету и утверждению рекомендуемой нормативной численности, кроме положений, приведенных в пунктах 30.4 и 30.6.
28. В обособленных самостоятельных производственных структурах (филиалах) работодателя численностью свыше 400 человек, численность специалистов Службы рекомендуется рассчитывать отдельно для каждой обособленной единицы производственной структуры. К обособленным производственным структурам относятся предприятия, филиалы, представительства, цеха, транспортные (логистические), обслуживающие и жилищно-коммунальные подразделения, входящие в структуру работодателя, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
29. Разработка, пересмотр и утверждение нормативов штатной численности работников службы охраны труда осуществляется работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
30. Далее приведены основные должностные обязанности работников Службы, которые рекомендуется учитывать работодателем при определении численности работников службы охраны труда.
В случае, если на работников Службы возлагаются (возложены) работодателем дополнительные трудовые функции, не входящие в трудовые функции, определенные настоящими Рекомендациями, профессиональным стандартом специалиста в области охраны труда или иным нормативным правовым актом, суммарная рекомендуемая нормативная численность Службы, рассчитанная в соответствии с пунктом 35 Рекомендаций, увеличивается на единицу.
30.1. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда
Состав работ:
а) разработка совместно с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений политики, целей и задач по охране труда, документированных процедур для функционирования СУОТ, согласование и актуализация проектов локальных нормативных актов, содержащих требования по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
б) разработка совместно с руководителями структурных подразделений работодателя планов профилактических мероприятий по охране труда и управлению профессиональными рисками (полугодие, квартал, месяц), план-графиков их реализации и определение ответственных исполнителей;
в) разработка совместно с руководителями структурных подразделений и другими службами работодателя планов профилактических мероприятий по улучшению условий труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, в том числе по результатам проведения специальной оценки условий труда производственного контроля условий труда, выявления опасностей и управления профессиональными рисками на рабочих местах;
г) координация, консультации и методологическая помощь руководителям структурных подразделений работодателя при разработке и реализации профилактических мероприятий по охране труда;
д) проведение совместно с соответствующими службами работодателя и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий и сооружений; оборудования, машин, механизмов и инструментов на соответствие их государственным нормативным требованиям охраны труда; эффективности работы систем и устройств, оказывающих влияние на условия труда; санитарно-гигиенического состояния бытовых помещений; применения средств коллективной и индивидуальной защиты работников и т.п.;
е) контроль исполнения требований по охране труда и реализации ежегодного плана мероприятий по охране труда в закрепленных структурных подразделениях согласно плану-графику проверок;
ж) организация, координация и сопровождение мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний у работодателя и в его структурных подразделениях, разработанных на основании результатов расследований несчастных случаев на производстве, инцидентов и аварий, выявления обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
з) анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения, осуществление контроля за целевым и рациональным расходованием в структурных подразделениях работодателя средств, выделенных на реализацию мероприятий по охране труда;
и) составление совместно с руководителями структурных подразделений работодателя списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и (или) психиатрические освидетельствования;
к) составление совместно с руководителями структурных подразделений работодателя списков профессий и должностей, в соответствии с которыми, работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда на основании действующего законодательства;
л) работа в комитете (комиссии) по охране труда, работа с уполномоченными по охране труда или иными представителями работников по вопросам охраны труда;
м) работа в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков, машин и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда (при условии, что данный состав работ закреплён в функциональных обязанностях работника службы охраны труда);
н) согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней государственных нормативных требований охраны труда (при условии, что данный состав работ закреплён в функциональных обязанностях работника службы охраны труда);
о) оценка результативности реализации мероприятий по охране труда на основе полученных данных по результатам контроля (аудита) эффективности системы управления охраной труда у работодателя;
п) обеспечение проведения предварительного анализа состояния системы управления охраны труда у работодателя совместно с руководителями структурных подразделений, уполномоченными по охране труда или иными представителями работников.
30.2. Составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя
Состав работ:
а) участие в составлении всех видов отчетности по охране труда по установленным формам, включая установленные Росстатом, и в соответствующие сроки с учетом требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов работодателя;
б) взаимодействие с представителями органов государственного надзора (контроля) и иных заинтересованных сторон, подготовка ответов по официальным запросам, ведение деловой переписки;
в) разработка совместно с руководителями структурных подразделений и другими службами работодателя локальных нормативных актов по порядку обеспечения и применения средств индивидуальной и коллективной защиты;
г) ведение деловой переписки и подготовка профильных ответов по внутренним запросам со стороны работников и руководства работодателя;
д) ведение базы данных (реестра) документов организации (структурного подразделения) по системе управления охраны труда как в бумажной форме, так и в электронном виде;
е) ведение реестра договоров по оказанию услуг по охране труда, заключенных работодателем (если функция возложена на Службу);
ж) ведение регулярного мониторинга законодательных изменений по охране труда, формирование реестра нормативно-правовых актов по охране труда и здоровья, применимых к деятельности работодателя, информирование работодателя об изменениях законодательства и нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
з) участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с профессиональными заболеваниями;
и) рассмотрение обращений работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений работодателю (его уполномоченному представителю) или руководству его структурных подразделений работодателя по устранению выявленных недостатков.
Рекомендуемая нормативная численность по функциям 30.1 и 30.2 представлена в таблице 1.
Таблица 1
Рекомендуемая нормативная численность работников по обеспечению функционирования системы управления охраной труда, консультациям и координации по вопросам охраны труда, планированию мероприятий по охране труда, а также составлению отчетности по установленным формам, ведению документированной информации по охране труда у работодателя
N п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений 1 у работодателя |
||||
Рекомендуемая нормативная численность, человек | ||||||
до 5 |
6 - 10 |
11 - 20 |
21 - 50 |
51 - 125 |
||
1 |
до 500 |
0,34 |
0,39 |
0,45 |
0,51 |
|
2 |
501 - 750 |
0,38 |
0,45 |
0,52 |
0,61 |
|
3 |
751 - 1000 |
0,42 |
0,48 |
0,56 |
0,68 |
|
4 |
1001 - 1500 |
0,5 |
0,57 |
0,66 |
0,82 |
1,12 |
5 |
1501 - 3000 |
0,65 |
0,82 |
0,89 |
1,1 |
1,37 |
6 |
3001 - 5000 |
|
1,07 |
1,28 |
1,53 |
1,82 |
7 |
5001 - 7500 |
|
|
1,54 |
1,97 |
2,83 |
8 |
7501 - 10000 |
|
|
1,82 |
2,39 |
3,46 |
9 |
10001 - 20000 |
|
|
2,06 |
3,04 |
4,49 |
10 |
20001 и свыше |
|
|
2,53 |
3,61 |
4,64 |
30.3. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях
Состав работ:
а) осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:
беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;
предъявления руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда согласно приведенной в приложении N 2 к Рекомендациям рекомендуемой форме предписания, а также контроля за выполнением выданных предписаний;
привлечения по согласованию с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда;
запроса и получения от руководителей структурных подразделений работодателя необходимых сведений, информации, документов для осуществления полномочий;
запроса и получения письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
б) осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром;
в) осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
г) осуществление контроля за своевременностью, полнотой выдачи работникам средств индивидуальной защиты и правильностью их применения работниками в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты;
д) осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями;
е) осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах;
ж) участие в переработке локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
з) принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников, в том числе, посредством:
приостановления работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;
направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда;
направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;
и) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.
Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.3 представлена в таблице 2.
Таблица 2
Рекомендуемая нормативная численность работников по контролю за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях
N п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда |
|||||
до 100 |
101 - 350 |
351 - 500 |
501 - 1000 |
1001 - 3500 |
3501 и свыше |
||
Рекомендуемая нормативная численность, человек | |||||||
1 |
до 500 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
|
|
|
2 |
501 - 750 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
|
|
|
3 |
751 - 1000 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
|
|
|
4 |
1001 - 1500 |
0,10 |
0,12 |
0,14 |
0,17 |
|
|
5 |
1501 - 3000 |
0,14 |
0,17 |
0,20 |
0,24 |
0,28 |
|
6 |
3001 - 5000 |
0,20 |
0,24 |
0,29 |
0,35 |
0,42 |
0,48 |
7 |
5001 - 7500 |
0,28 |
0,32 |
0,38 |
0,45 |
0,56 |
0,70 |
8 |
7501 - 10000 |
0,35 |
0,41 |
0,48 |
0,57 |
0,68 |
0,82 |
9 |
10001 - 20000 |
0,65 |
0,72 |
0,79 |
0,93 |
1,07 |
1,23 |
10 |
20001 и свыше |
0,80 |
0,87 |
0,94 |
1,01 |
1,11 |
1,26 |
30.4. Участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах 2
Состав работ:
а) организационное обеспечение работ по проведению специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, осуществление контроля за их проведением;
б) формирование и ведение локальной нормативной документации работодателя, необходимой для проведения специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда. Подготовка соответствующих разъяснений в процессе проведения специальной оценки условий труда и производственного контроля условий труда;
в) участие в составлении перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда (производственный контроль условий труда) у работодателя, с учетом особенностей их организации, наименований профессий (должностей) и квалификации занятых на них работников, особенностей выполнения работ (подвижные, сезонные, периодического использования и другие), категорий работ по энергозатратам, а также с учетом возможности отнесения отдельных рабочих мест к аналогичным в соответствии с требованиями законодательства о специальной оценке условий труда;
г) участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя, контроль за проведением специальной оценки условий труда и оформлением ее результатов, контроль за проведением производственного контроля условий труда и оформлением его результатов;
д) организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда;
е) разработка предложений в план мероприятий по улучшению условий труда с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда;
ж) организационное обеспечение работ по выявлению опасностей и управлению профессиональными рисками;
з) формирование и ведение необходимой локальной нормативной документации работодателя, необходимой для выявления опасностей и управления профессиональными рисками, с учетом требований действующей у работодателя системы управления охраной труда;
и) сбор и анализ данных по выявленным опасностям, процедурам управления, управлению профессиональными рисками на рабочих местах и структурных подразделениях работодателя, в том числе с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда (производственного контроля условий труда) и действующей у работодателя системы управления охраной труда;
к) участие в разработке рекомендаций и предложений по реализации профилактических мероприятий по результатам, проведенной работы по выявлению опасностей и управлению профессиональными рисками.
30.5. Обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях
Состав работ:
а) оперативный контроль за функционированием системы управления охраной труда в структурных подразделениях и в целом у работодателя;
б) оперативный контроль за организацией содержания производственных и вспомогательных помещений, безопасной эксплуатацией оборудования, в том числе своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, использования инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств и т.п. в структурных подразделениях работодателя;
в) оперативный контроль за организацией рабочих мест в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда;
г) оперативный контроль за выполнением в структурных подразделениях работодателя мер инструментального контроля за состоянием производственного оборудования и машин, зданий и сооружений;
д) оперативный контроль за организацией санитарно-гигиенического содержания помещений и рабочих мест, эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, поддержанием питьевого и температурного режимов в структурных подразделениях работодателя;
е) оперативный контроль за организацией обеспечения работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами и требованиями, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты;
ж) оперативный контроль за своевременным предоставлением работникам в соответствии с установленными требованиями гарантий (компенсаций) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов согласно установленным нормам;
з) оперативный контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора по вопросам охраны труда, разделом отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве согласно информации из акта по форме Н-1, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию безопасных условий труда, а также средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
и) координация действий руководителей структурных подразделений работодателя при проведения периодического контроля за состоянием охраны труда, выполнением профилактических мероприятий;
к) консультация и методологическая помощь в организации работы уполномоченных по охране труда (при наличии) при выполнении общественного контроля за охраной труда в структурных подразделениях работодателя;
л) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию, контролем производственных объектов, в части соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда;
м) принятие мер по устранению выявленных нарушений требований охраны труда по результатам оперативного контроля, выданных предписаний.
Рекомендуемая нормативная численность по функциям 30.4 и 30.5 представлена в таблице 3.
Таблица 3
Рекомендуемая нормативная численность работников по участию в проведении специальной оценки условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, обеспечении и координации проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях 3
N п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и(или) опасными условиями труда |
|||||
до 100 |
101 - 350 |
351 - 500 |
501 - 1000 |
1001 - 3500 |
3501 и свыше |
||
Рекомендуемая нормативная численность, человек | |||||||
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя до 5 | |||||||
1 |
до 500 |
0,39 |
0,44 |
0,5 |
|
|
|
2 |
501 - 750 |
0,44 |
0,5 |
0,56 |
|
|
|
3 |
751 - 1000 |
0,48 |
0,54 |
0,6 |
|
|
|
4 |
1001 - 1500 |
0,57 |
0,65 |
0,75 |
0,86 |
|
|
5 |
1501 - 3000 |
0,84 |
0,95 |
1,05 |
1,13 |
1,19 |
|
6 |
3001 - 5000 |
1,2 |
1,31 |
1,44 |
1,49 |
1,58 |
|
7 |
5001 и свыше |
1,7 |
1,82 |
1,92 |
2,01 |
2,12 |
2,31 |
|
|
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 6 до 10 |
|||||
8 |
до 500 |
0,44 |
0,48 |
|
|
|
|
9 |
501 - 750 |
0,48 |
0,54 |
|
|
|
|
10 |
751 - 1000 |
0,53 |
0,63 |
|
|
|
|
11 |
1001 - 1500 |
0,62 |
0,68 |
0,77 |
0,86 |
|
|
12 |
1501 - 3000 |
0,88 |
0,98 |
1,07 |
1,18 |
|
|
13 |
3001 - 5000 |
1,25 |
1,34 |
1,46 |
1,58 |
|
|
14 |
5001 - 7501 |
1,7 |
1,82 |
1,92 |
2,01 |
2,12 |
2,31 |
15 |
7501 - 10000 |
2,15 |
2,27 |
2,42 |
2,52 |
2,61 |
2,76 |
16 |
10001 и свыше |
2,18 |
2,43 |
2,67 |
2,84 |
3,21 |
3,8 |
|
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 11 до 20 |
||||||
17 |
до 500 |
0,6 |
0,66 |
|
|
|
|
18 |
501 - 750 |
0,68 |
0,8 |
0,93 |
|
|
|
19 |
751 - 1000 |
0,8 |
0,93 |
1,1 |
1,29 |
|
|
20 |
1001 - 1500 |
0,93 |
1,1 |
1,29 |
1,41 |
1,53 |
|
21 |
1501 - 3000 |
1,1 |
1,29 |
1,41 |
1,56 |
1,86 |
|
22 |
3001 - 5000 |
1,29 |
1,37 |
1,53 |
1,98 |
2,3 |
2,78 |
23 |
5001 - 7500 |
1,53 |
1,8 |
2,13 |
2,37 |
2,75 |
3,06 |
24 |
7501 - 10000 |
1,8 |
2,07 |
2,38 |
2,64 |
2,81 |
3,29 |
25 |
10001 - 20000 |
2,25 |
2,48 |
2,7 |
2,87 |
3,24 |
3,88 |
26 |
20001 и свыше |
2,7 |
2,85 |
3,08 |
3,3 |
3,75 |
4,5 |
|
|
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 21 до 50 |
|||||
27 |
до 750 |
0,68 |
0,82 |
0,98 |
|
|
|
28 |
751 - 1000 |
0,8 |
0,99 |
1,17 |
|
|
|
29 |
1001 - 1500 |
0,98 |
1,18 |
1,47 |
1,74 |
|
|
30 |
1501 - 3000 |
1,18 |
1,46 |
2,07 |
2,19 |
2,58 |
|
31 |
3001 - 5000 |
1,46 |
2,07 |
2,21 |
2,58 |
2,84 |
|
32 |
5001 - 7500 |
1,79 |
2,21 |
2,58 |
2,82 |
3,02 |
3,24 |
33 |
7501 - 10000 |
2,19 |
2,55 |
2,84 |
3,02 |
3,24 |
3,6 |
34 |
10001 - 20000 |
2,72 |
3,02 |
3,17 |
3,6 |
4,07 |
4,68 |
35 |
20001 и свыше |
2,85 |
3,08 |
3,3 |
3,75 |
4,13 |
4,73 |
|
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 51 до 125 |
||||||
36 |
до 1000 |
0,92 |
1,08 |
1,34 |
1,64 |
2,01 |
|
37 |
1001 - 1500 |
1,11 |
1,34 |
1,67 |
2,07 |
2,34 |
|
38 |
1501 - 3000 |
1,37 |
1,64 |
2,01 |
2,34 |
2,57 |
|
39 |
3001 - 5000 |
1,67 |
2,01 |
2,34 |
2,55 |
3,12 |
3,62 |
40 |
5001 - 7500 |
2,07 |
2,31 |
2,57 |
3,02 |
3,57 |
3,87 |
41 |
7501 - 10000 |
2,55 |
3,02 |
3,57 |
3,83 |
4,4 |
4,71 |
42 |
10001 - 20000 |
3,12 |
3,15 |
3,83 |
4,4 |
4,71 |
5,52 |
43 |
20001 и свыше |
3,15 |
3,23 |
3,9 |
4,59 |
4,8 |
5,7 |
30.6. Участие в расследовании и учете несчастных случаев, установлении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников
Состав работ:
а) обеспечение соблюдения требований Трудового кодекса Российской Федерации в части расследования несчастных случаев на производстве, учета и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях;
б) координация предпринимаемых действий при наступлении несчастного случая на производстве - оказание первой помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинскую. организацию; принятии неотложных мер по предотвращению дальнейшего развития инцидента, аварийной ситуации, а также воздействия травмирующего фактора на других работников;
в) подготовка и отправка сообщения о происшедшем несчастном случае на производстве в соответствии с установленными законодательными требованиями и локальными нормативными актами;
г) работа в комиссии по расследованию несчастного случая; координация мероприятий, направленных на организацию эффективной работы комиссии - сбор данных с места происшествия, опрос свидетелей и пострадавших, запросы на экспертизы, оформление протоколов и т.п.;
д) участие в оформлении документов, необходимых для проведения расследования и учета несчастных случаев, микроповреждений (микротравм) на производстве и профессиональных заболеваний, а также для страхового обеспечения пострадавших на производстве, в том числе назначения выплат по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
е) выявление и анализ причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обоснование необходимых мероприятий (мер) по предотвращению аналогичных происшествий;
ж) участие и координация действий в определении по результатам расследования нечастного случая мер, направленных на устранение причин и предупреждение аналогичных несчастных случаев на производстве;
з) участие в составлении акта по форме Н-1 (форме 4) и в его направлении в соответствующие государственные органы и заинтересованным лицам с учетом установленных законодательных требований;
и) подготовка материалов по итогам расследования несчастного случая с указанием причин и мероприятий, направленных на исключение повторения данного события, с ознакомлением работников с указанными материалами в рамках мероприятий в области охраны труда;
к) установление обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, учет полученных микроповреждений (микротравм) работников.
Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию 4:
- не являющегося тяжелым, групповым или со смертельным исходом несчастного случая на производстве, микроповреждений (микротравм) и профессиональных заболеваний - 24 часа;
- тяжелого несчастного случая на производстве - 120 часов;
- несчастного случая со смертельным исходом - 120 часов;
- группового несчастного случая на производстве - 120 часов.
Норма времени на установление обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, учет полученных микроповреждений (микротравм) работников - 6 часов.
Нормативную численность по данной функции 30.6 рекомендуется определять путем деления нормы времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (по видам случаев) на фактический фонд рабочего времени одного работника службы охраны труда, определяемый ежегодно по производственному календарю, утверждаемому в соответствии с законами Российской Федерации, а также исходя из средневзвешенного фонда рабочего времени одного работника, составляющего 1972 часа в год.
30.7. Подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя
Состав работ:
а) составление (при участии руководителей структурных подразделений и соответствующих служб работодателя) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
б) выявление потребностей в обучении и планирование обучения работников по вопросам охраны труда;
в) координация разработки и согласование проектов инструкций по охране труда для работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;
г) консультационная помощь руководителям структурных подразделений работодателя при разработке проектов инструкций по охране труда для работников, программ проведения обучения и инструктажей по охране труда;
д) участие в разработке компетенций по охране труда работников у работодателя и руководителей его структурных подразделений;
е) контроль качества оказания образовательных услуг, проведения тестирований со стороны организаций, оказывающих услуги по обучению по охране труда, на основании заключенных с работодателем договоров (при условии, что данный состав работ закреплён в функциональных обязанностях работника служб охраны труда);
ж) разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
з) проведение вводного инструктажа по охране труда, контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажей по охране труда, организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и по оказанию первой помощи пострадавшим;
и) проведение консультаций по вопросам охраны труда;
к) участие в работе комиссий работодателя по проверке знаний требований охраны труда у работников;
л) оказание методической помощи руководителям структурных подразделений работодателя при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников;
м) изучение, внедрение и использование современных технических средств обучения (тренажеры, средства мультимедиа, электронные базы обучения).
Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.7 представлена в таблице 4.
Таблица 4
Рекомендуемая нормативная численность работников по подготовке и организации проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя
N п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Среднемесячная численность вновь принятых работников |
|||||
Рекомендуемая нормативная численность, человек | |||||||
до 20 |
21 - 30 |
31 - 40 |
41 - 50 |
51 - 70 |
71 - 100 |
||
1 |
до 500 |
0,38 |
0,40 |
0,43 |
0,46 |
|
|
2 |
501 - 750 |
0,42 |
0,45 |
0,48 |
0,52 |
0,57 |
|
3 |
751 - 1000 |
0,47 |
0,50 |
0,54 |
0,59 |
0,64 |
0,70 |
4 |
1001 - 1500 |
0,55 |
0,59 |
0,65 |
0,75 |
0,83 |
0,91 |
5 |
1501 - 3000 |
0,81 |
0,86 |
0,92 |
1,00 |
1,08 |
1,17 |
6 |
3001 - 5000 |
1,16 |
1,24 |
1,32 |
1,41 |
1,54 |
1,72 |
7 |
5001 - 7500 |
1,60 |
1,68 |
1,77 |
1,90 |
2,08 |
2,21 |
8 |
7501 - 10000 |
|
2,12 |
2,24 |
2,43 |
2,56 |
2,76 |
9 |
10001 - 20000 |
|
|
3,98 |
4,24 |
4,43 |
4,78 |
10 |
20001 и свыше |
|
|
4,64 |
4,80 |
5,00 |
5,30 |
30.8. Участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда
Состав работ:
а) организация хранения документации (актов, формы Н-1, формы 4 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по учету микроповреждений (микротравм), отчета о проведении специальной оценки условий труда, результатов производственного контроля условий труда, идентификации опасностей и оценки рисков травмирования) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами;
б) участие в подготовке, составлении и согласовании раздела "Охрана труда" коллективного договора, отраслевого (межотраслевого) соглашения;
в) определение основных направлений совершенствования условий труда у работодателя;
г) организация и обеспечение структурных подразделений работодателя печатными и электронными версиями локальных нормативных актов по охране труда (правила, инструкции, стандарты и т.п.), плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда;
д) организация обмена передовым опытом по охране труда с работниками обособленных структурных подразделений работодателя, либо с другими работодателями, расположенными в других субъектах Российской Федерации;
е) организация работы кабинета (уголков) по охране труда (при наличии);
ж) организация информационных мероприятий по охране труда с использованием аудио- и видео- средств, цифровых решений, корпоративных и региональных средств массовой информации, печатной продукции (листовки, буклеты, брошюры, плакаты) и т.д.;
з) организация и проведение лекций, бесед по охране труда, по безопасным методам работы, культуре безопасного труда и т.п.;
и) участие в профильных мероприятиях (конференции, семинары, круглые столы) по охране труда на уровне субъекта Российской Федерации и всероссийском уровне.
Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.8 представлена в таблице 5.
Таблица 5
Рекомендуемая нормативная численность работников по участию в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя, а также по организации информационных мероприятий по охране труда
N п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений 5 у работодателя |
||||
Рекомендуемая нормативная численность, человек | ||||||
до 5 |
6 - 10 |
11 - 20 |
21 - 50 |
51 - 125 |
||
1 |
до 500 |
0,34 |
0,39 |
0,45 |
0,51 |
|
2 |
501 - 750 |
0,38 |
0,45 |
0,52 |
0,61 |
|
3 |
751 - 1000 |
0,42 |
0,48 |
0,56 |
0,68 |
|
4 |
1001 - 1500 |
0,5 |
0,57 |
0,66 |
0,82 |
1,12 |
5 |
1501 - 3000 |
0,65 |
0,82 |
0,89 |
1,1 |
1,37 |
6 |
3001 - 5000 |
|
1,07 |
1,28 |
1,53 |
1,82 |
7 |
5001 - 7500 |
|
|
1,54 |
1,97 |
2,83 |
8 |
7501 - 10000 |
|
|
1,82 |
2,39 |
3,46 |
9 |
10001 - 20000 |
|
|
2,06 |
3,04 |
4,49 |
10 |
20001 и свыше |
|
|
2,53 |
3,61 |
4,64 |
V. Методика расчета численности работников службы охраны труда
31. Методика расчета численности работников Службы предназначена для самостоятельного расчета работодателями рекомендуемой нормативной численности работников с учетом вида деятельности и особенностей организации работы, организационной структуры работодателя и иных факторов, оказывающих влияние на эффективность системы управления охраной труда у работодателя.
32. Методика представляет собой инструкцию по расчету рекомендуемой нормативной численности работников Службы у работодателя. Нормативы численности основаны на статистическом анализе фактически сложившейся численности работников и ее зависимости от факторов, отражающих трудоемкость, а также организационные, экономические, технические и иные условия выполнения работ и функций.
33. На первом этапе собирается вся статистическая информация о штатной и фактической численности работников, организационных, технических и иных условиях, характеризующих факторы, влияющие на трудоемкость выполнения работ, а также устанавливается содержание работ по трудовым функциям, выполняемым работниками службы охраны труда, которые представлены в разделе 4 Рекомендаций.
34. На втором этапе рассчитывается рекомендуемая нормативная численность по следующей формуле:
(1),
где:
Ч сот - численность сотрудников службы охраны труда у работодателя, чел;
Н уп - норма управляемости, чел;
- суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на выполнение всех трудовых функций, указанных в пунктах 30.1 - 30.8, в том числе участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, чел;
Н ком - рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на нахождение в командировках, чел.;
K риск - коэффициент уровня риска работодателя;
K нев - коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.;
K уд - коэффициент удаленности.
35. Сначала рассчитывается суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда (Н) на выполнение всех трудовых функций согласно разделу 4 настоящих Рекомендаций в соответствии с существующими критериями (нормофакторами), а именно:
среднесписочной численности работников у работодателя;
численности работников, занятых на работах с вредными условиями труда;
количества самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя;
среднемесячной численности вновь принятых работников.
Далее по таблицам 1-5 раздела 4 определяется рекомендуемая нормативная численность по указанным в таблицах функциям и суммируется. По функции 30.6 раздела 4 настоящих Рекомендаций рекомендуемая нормативная численность рассчитывается путем деления нормы времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (по видам случаев) на фактический фонд рабочего времени одного работника, равный 1972 часам.
В случае, если Службу или специалиста по охране труда возлагаются (возложены) работодателем дополнительные трудовые функции, не входящие в непосредственные трудовые обязанности, в том числе определенные профессиональным стандартом специалиста в области охраны труда или иным нормативным правовым актом, суммарная рекомендуемая нормативная численность Службы, рассчитанная по таблицам 1-5 раздела 4, увеличивается на единицу.
Расчет нормативной численности по функции 30.6 раздела 4, командировкам и дополнительным функциям производится по формуле:
(2),
где:
Н ком - норматив численности, чел./час;
Тр - фактическая трудоемкость функции/действия, определяемая методом прямого нормирования (по командировкам рассчитывается как количество календарных дней нахождения специалистов по охране труда в командировках в среднем за предыдущий год, умноженное на 8 часов), чел. час;
Ф н - фактический фонд (норма) рабочего времени одного работника в год (1972 часа), час.
36. Полученная в соответствии с пунктом 35 суммарная нормативная численность работников по всем трудовым функциям согласно формуле (1) умножается на перечисленные коэффициенты:
коэффициент уровня риска организации (K риск);
коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (K нев);
коэффициент удаленности (K уд).
36.1. Расчет коэффициента уровня риска организации (K риск).
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230 "Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" 6 плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 2 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 3 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 5 лет;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 6 лет.
Коэффициенты риска рассчитаны в таблице 6 с учетом трудозатрат на сопровождение проверок специалистом по охране труда и фондом рабочего времени работника.
Таблица 6
Категория уровня риска организации |
Частота плановых проверок |
K риск |
Категория высокого риска |
1 раз в 2 года |
1,05 |
Категория значительного риска |
1 раз в 3 года |
1,03 |
Категория среднего риска |
1 раз в 5 лет |
1,02 |
Категория умеренного риска |
1 раз в 6 лет |
1,01 |
Категория низкого риска |
Плановые проверки не проводятся |
1,0 |
36.2. Расчет коэффициента невыходов, учитывающего планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (K нев).
Коэффициент невыходов K нев определяется по формуле:
(3)
36.3. Определение коэффициента удаленности (K уд).
Коэффициент удаленности структурных подразделений на территории одной организации (K уд) составляет в зависимости от расстояния между структурными подразделениями:
от 0,5 км до 1,5 км - K уд = 1,2,
от 1,5 км до 30 км - K уд = 1,4,
от 30 км до 50 км - Куд = 1,6,
более 50 км - Куд = 2.
37. Далее определяется норма управляемости (количество руководителей и их заместителей) в зависимости от полученной суммарной нормативной численности работников по всем трудовым функциям, определяемой в соответствии с пунктами 34 - 36 Рекомендаций.
Норма управляемости Н уп. Определяется по таблице 7.
Таблица 7
Рекомендуемая нормативная численность сотрудников службы охраны труда, чел. |
Норма управляемости (численность руководителей и их заместителей), чел. |
До 3 |
0 7 |
4 - 9 |
1 8 |
10 - 15 |
2 |
16 - 26 |
3 |
27 - 42 |
4 |
43 - 55 |
5 |
свыше 56 |
6 |
38. Итоговая рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя определяется путем суммирования нормы управляемости, определяемой в соответствии с пунктом 37 Рекомендаций, с полученной суммарной нормативной численностью работников по всем трудовым функциям, определяемой в соответствии с пунктами 34 - 36 Рекомендаций.
39. При определении итоговой рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя округление полученного значения производится в порядке, указанном в таблице 8. Данные нормативы численности определяют рекомендуемое количество штатных ставок службы охраны труда у работодателя. При определении фактической штатной численности работников службы охраны труда полученное значение итоговой рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя дополнительно округляется до целого числа.
Таблица 8
N п/п |
Рассчитанная рекомендуемая численность |
Правила округления |
1 |
менее 0,13 |
Отбрасываются (0) |
2 |
0,13 - 0,37 |
Округляются до 0,25 |
3 |
0,38-0,62 |
Округляются до 0,5 |
4 |
0,63 - 0,87 |
Округляются до 0,75 |
5 |
свыше 0,87 |
Округляются до 1,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.