Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Методическим указаниям
Справочник категорийных стратегий*
Таблица N 1. Базовые группы категорийных стратегий на матрице соотношения сил спроса и предложения.
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
|
8 |
Базовая группа стратегий "Изменение природы спроса" |
Базовая группа стратегий "Поиск совместных преимуществ" |
8 |
||||||
7 |
7 |
||||||||
6 |
6 |
||||||||
5 |
5 |
||||||||
4 |
Базовая группа стратегий "Управление спросом/затратами" |
Базовая группа стратегий "Конкуренция между поставщиками" |
4 |
||||||
3 |
3 |
||||||||
2 |
2 |
||||||||
1 |
1 |
||||||||
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
|
Таблица N 2
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО первого уровня на матрице соотношения сил спроса и предложения
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
|
|
Внедрение инноваций |
Оптимизация технических характеристик продукции (МТРиО) собственного изготовления |
Управление цепочкой создания потребительской ценности |
Сотрудничество при создании потребительской ценности |
|
||||
8 |
8 |
||||||||
|
|
||||||||
7 |
7 |
||||||||
|
|
||||||||
|
Управление рисками перебоев со снабжением |
Анализ технических особенностей аналогов приобретаемых товаров, работ, услуг |
Совместная координация процессов планирования |
Сотрудничество для снижения затрат |
|
||||
6 |
6 |
||||||||
|
|
||||||||
5 |
5 |
||||||||
|
|
||||||||
|
Передача функции управления материально-техническим обеспечением |
Анализ исторических данных |
Повышение эффективности при выборе поставщиков/подрядчиков/исполнителей |
Анализ цен потенциальных поставщиков/подрядчиков/исполнителей |
|
||||
4 |
4 |
||||||||
|
|
||||||||
3 |
3 |
||||||||
|
|
||||||||
|
Контроль потребности |
Консолидация потребности |
Использование преимуществ производств с низкой себестоимостью ресурсов |
Определение целевого уровня цены |
|
||||
2 |
2 |
||||||||
|
|
||||||||
1 |
1 |
||||||||
|
|
||||||||
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
|
Таблица N 3. Описание категорийных стратегий первого уровня.
1. Базовая группа стратегий "Управление спросом/затратами"
N |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО первого уровня |
Описание категорийных стратегий, методов и инструментов МТО первого уровня |
Позиция на матрице |
1.1. |
Контроль потребности |
Контроль потребности позволяет достигать экономии денежных средств за счет отказа от потребности, проведения анализа заявленной потребности в части предъявляемых технических требований, требований к объемам и срокам, повышения своевременности процессов планирования |
А1, А2, Б1, Б2 |
1.2. |
Передача функции управления МТО |
Передача функции управления процессом приобретения товаров, работ, услуг осуществляется с целью увеличения силы спроса путем централизации, проведения совместных закупок |
А3, А4, Б3, Б4 |
1.3. |
Консолидация потребности |
Консолидация потребности осуществляется с целью увеличения силы спроса на базе: разработки унифицированных типовых технических требований; оптимизации и унификации технических требований нескольких заказчиков с разработкой единых технических требований |
В1, В2, Г1, Г2 |
1.4. |
Анализ исторических данных |
Анализ исторических данных осуществляется с целью повышения экономической эффективности и проводится в разрезе информации о товарных рынках, технических характеристиках, договорных условиях и совокупных затратах по категориям товаров, работ, услуг |
В3, В4, Г3, Г4 |
2. Базовая группа стратегий "Изменение природы спроса"
N |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО первого уровня |
Описание категорийных стратегий, методов и инструментов МТО первого уровня |
Позиция на матрице |
2.1. |
Управление рисками перебоев со снабжением |
Управление рисками перебоев со снабжением включает совокупность предупредительных мероприятий для своевременного и полного обеспечения потребности, и осуществляется на базе: проведения активной работы для стимулирования конкуренции; диверсификации и развития производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий; реализации стратегий вертикальной интеграции; декомпозиции в договоры с поставщиками/подрядчиками/исполнителями основных показателей эффективности; построения оперативного контроля над процессом снабжения на уровне договорных условий |
А5, А6, Б5, Б6 |
2.2. |
Внедрение инноваций |
Инновации позволяют преодолевать зависимость от товарного рынка единственного производителя/предприятия-подрядчика/сервисного предприятия за счет: упрощения технических требований и использования стандартных решений при проектировании; разработки аналогов; осуществления новых разработок на базе создания внутрикорпоративной и общей с потенциальными поставщиками/подрядчиками/исполнителями среды для выработки и воплощения новых идей и решений |
А7, А8, Б7, Б8 |
2.3. |
Анализ технических особенностей аналогов приобретаемых товаров, работ, услуг |
Анализ осуществляется с целью перехода на конкурентный товарный рынок и сокращения затрат. Проводится на предмет: наличия возможностей для замены приобретаемых товаров, работ, услуг на аналогичные; выявления потенциала для оптимизации собственного производственного цикла и производственной номенклатуры на основе сравнения технических особенностей выпускаемой продукции с аналогами, которые предлагают конкуренты |
В5, В6, Г5, Г6 |
2.4. |
Оптимизация технических характеристик продукции собственного изготовления |
Оптимизация технических характеристик осуществляется с целью сокращения затрат на базе: сравнения структуры продукции собственного производства с конкурирующей; оценок функциональности и актуальности технических характеристик; обеспечения простоты технологического процесса и экономичности производства |
В7, В8, Г7, Г8 |
3. Базовая группа стратегий "Конкуренция между поставщиками"
N |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО первого уровня |
Описание категорийных стратегий, методов и инструментов МТО первого уровня |
Позиция на матрице |
3.1. |
Использование преимуществ производств с низкой себестоимостью ресурсов |
Использование преимуществ производств с низкой себестоимостью ресурсов осуществляется на основе: ориентации на наиболее конкурентоспособные товарные рынки; выбора между организацией собственного производства и приобретением у сторонней организации; определения места для размещения производства продукции (МТРиО) |
Д1, Д2, Е1, Е2 |
3.2. |
Повышение эффективности при выборе поставщиков/подрядчиков/исполнителей |
Повышение экономической эффективности при выборе поставщиков/подрядчиков/исполнителей за счет проведения конкурентных процедур закупки и на базе систематического анализа товарных рынков и использования ТКП с ранжированием цены |
Д3, Д4, Е3, Е4 |
3.3. |
Определение целевого уровня цены |
Определение целевого уровня цены может осуществляться с использованием: сравнительного анализа затрат производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий на изготовление продукции (МТРиО)/выполнение работ/оказание услуг; регрессионного и линейного анализа цен; анализа затрат ресурсным методом |
Ж1, Ж2, З1, З2 |
3.4. |
Анализ цен потенциальных поставщиков/подрядчиков/исполнителей |
Проведение с целью повышения экономической эффективности: сравнения полученных ТКП с ценами договоров, которые заключались другими организациями; оценки общей стоимости владения; анализа цен на элементы систем; анализа рыночных диспропорций и различий |
Ж3, Ж4, З3, З4 |
4. Базовая группа стратегий "Поиск совместных преимуществ"
N |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО первого уровня |
Описание категорийных стратегий, методов и инструментов МТО первого уровня |
Позиция на матрице |
4.1. |
Совместная координация процессов планирования |
Совместная координация процессов планирования реализуется на базе обеспечения их прозрачности, а также на основе: заблаговременного информирования производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий о потребности для оптимальной загрузки производственных мощностей/оптимизации процессов выполнения работ, оказания услуг; передачи функции хранения запасов; управления запасами |
Д5, Д6, Е5, Е6 |
4.2. |
Управление цепочкой создания потребительской ценности |
Управление цепочкой создания потребительской ценности реализуется на базе проведения: анализа цепочки и контроля над ее ключевыми этапами; ранжирования производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий; мероприятий по повышению заинтересованности потенциальных поставщиков/подрядчиков/исполнителей |
Д7, Д8, Е7, Е8 |
4.3. |
Сотрудничество для снижения затрат |
Сотрудничество с производителями/предприятиями-подрядчиками/сервисными предприятиями для снижения затрат может осуществляться в формах: развития, повышения конкурентоспособности производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий; проработки вопросов приобретения товаров, работ, услуг на этапе модификации продукции (МТРиО) собственного изготовления, которая проводится на базе анализа полного жизненного цикла; создания совместных "фабрик идей" |
Ж5, Ж6, З5, З6 |
4.4. |
Сотрудничество при создании потребительской ценности |
Сотрудничество с производителями/предприятиями-подрядчиками/сервисными предприятиями при создании потребительской ценности может осуществляться в рамках совместных производственных, венчурных, инновационных и прочих проектов, а также в рамках налаживания долгосрочного сотрудничества |
Ж7, Ж8, З7, З8 |
Таблица N 4. Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО второго уровня на матрице соотношения сил спроса и предложения.
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
|
8 |
Изобретение по необходимости |
Развитие инновационной сети |
Оценка функциональности |
Оценка технических характеристик изготавливаемой продукции (МТРиО) |
Анализ и контроль цепочки создания ценности |
Стимулирование увеличением объемов продаж |
Стимулирование потенциальным увеличением прибыли |
Стратегический альянс |
8 |
7 |
Разработка продукции (МТРиО) на основе анализа базовых затрат |
Проектирование на базе технических требований к стандартным товарам, работам, услугам |
Анализ структуры продукции |
Проектирование на базе принципа обеспечения простоты и экономичности производства |
Ранжирование производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий |
Управление на принципах социальной и экологической ответственности |
Сотрудничество в рамках проектов |
Использование инноваций товарных рынков для увеличения потребительской ценности конечной продукции (МТРиО), работ, услуг |
7 |
6 |
Вертикальная интеграция |
Управление рисками невыполнения основных показателей эффективности |
Покомпонентный сравнительный анализ продукции (МТРиО) собственного изготовления с аналогами |
Сравнение цены продукции (МТРиО) собственного изготовления с аналогами по производственным переделам |
Участие в управлении загрузкой мощностей |
Управление запасами |
Мониторинг на всех этапах полного жизненного цикла |
Совместный поиск путей снижения затрат |
6 |
5 |
Управление рисками несвоевременных поставок |
Активная позиция на товарном рынке единственного производителя/предприятия-подрядчика/сервисного предприятия |
Сравнительный анализ аналогов |
Анализ на предмет сокращения числа вариантов исполнения |
Обеспечение прозрачности процессов планирования и МТО |
Передача функции хранения товаров поставщику |
Развитие производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий |
Повышение конкурентоспособности производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий |
5 |
4 |
Объединение для реализации функций МТО |
Координация МТО в рамках реализации проектов |
Анализ исторических данных о договорных условиях и затратах |
Анализ на предмет возможности проведения унификации |
Запросы общей информации и ТКП |
Получение ТКП с градацией цены |
Оценка общей стоимости владения |
Использование рыночных дисбалансов и различий |
4 |
3 |
Передача функций МТО специализированной организации |
Централизация |
Анализ базовой информации для реализации процесса МТО |
Анализ затрат посредством визуализации |
Анализ товарных рынков |
Проведение конкурентной процедуры закупки |
Сравнение с ценами договоров других организаций |
Определение цен на элементы систем |
3 |
2 |
Контроль заявленной потребности на предмет соответствия стандартам |
Оптимизация взаимодействия процесса МТО со смежными процессами |
Определение повышенных технических требований к товарам, работам, услугам |
Консолидация потребности по поколениям изготавливаемой продукции (МТРиО) |
"Изготавливать или приобретать?" |
Выбор оптимального месторасположения производства |
Регрессионный анализ цен |
Определение затрат ресурсным методом |
2 |
1 |
Отказ от потребности |
Контроль объемов заявленной потребности на основе создания единой договорной базы |
Унификация технических требований к материалам и комплектующим изготавливаемой номенклатуры продукции (МТРиО) |
Консолидация потребности дочерних обществ/филиалов (представительств) |
Приобретение товаров на мировом рынке |
Приобретение товаров, работ, услуг в странах с низкой себестоимостью |
Определения целевого уровня цены на базе анализа затрат по производственным переделам |
Линейный анализ цен |
1 |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
|
Таблица N 5. Описание категорийных стратегий второго уровня, методов и инструментов МТО.
1. Базовая группа стратегий "Управление спросом/затратами"
N |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО первого уровня |
Позиция на матрице |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО второго уровня |
Описание категорийных стратегий, методов и инструментов МТО второго уровня |
1.1. |
Контроль потребности |
А1 |
Отказ от потребности |
На основе анализа существующих альтернативных возможностей достижения поставленных задач принимается решение об отказе от потребности в товарах, работах, услугах |
А2 |
Контроль заявленной потребности на предмет соответствия стандартам |
Построение контроля заявленной потребности на предмет соответствия стандартам. Планирование приобретения товаров, работ, услуг, не соответствующих стандарту, осуществляется по отдельному обоснованию |
||
Б1 |
Контроль объемов заявленной потребности на основе создания единой договорной базы |
Создается единое внутреннее информационное пространство, обеспечивающее оперативность передачи сведений о заключенных договорах, что позволяет исключить вероятность контрактации излишних объемов |
||
Б2 |
Оптимизация взаимодействия процесса МТО со смежными процессами |
На базе системы постоянного мониторинга процесса МТО во взаимодействии со смежными процессами проводится оптимизация по таким направлениям как, например, повышение своевременности планирования, осуществления платежей и др. |
||
1.2. |
Передача функции управления МТО |
А3 |
Передача функций МТО специализированной организации |
Ответственность за исполнение части функций МТО передается специализированной организации с целью оптимизации затрат за счет увеличения силы спроса и ускорения процесса МТО товарами, работами, услугами |
А4 |
Объединение для реализации функций МТО |
Для увеличения силы спроса между организациями устанавливается сотрудничество в реализации функций МТО на долгосрочной основе. Результатом такой совместной работы могут быть: консолидация спроса нескольких организаций на местном, региональном или мировом рынках либо с заключением с поставщиком/подрядчиком/исполнителем базового соглашения для дальнейшего самостоятельного исполнения организациями, либо с заключением договора, который исполняется уполномоченной организацией |
||
Б3 |
Централизация |
Выделение централизованных категорий, которое позволяет определить общий объем товаров, работ, услуг, приобретаемых разными дочерними обществами/филиалами (представительствами) децентрализованно, для осуществления контрактации на уровне управляющих компаний |
||
Б4 |
Координация функции МТО в рамках реализации проектов |
В случае работы нескольких организаций над реализацией одного проекта между ними строится система координации МТО закрепленных за ними этапов проекта |
||
1.3. |
Консолидация потребности |
В1 |
Унификация технических требований к материалам и комплектующим изготавливаемой номенклатуры продукции (МТРиО) |
На базе анализа материалов и комплектующих изготавливаемой номенклатуры продукции (МТРиО) проводится унификация требований к их техническим характеристикам. В результате унификации выделяются группы материалов и комплектующих, которые могут использоваться при изготовлении всей производственной номенклатуры (неизменяемая часть готовых изделий). После утверждения таких групп продукции, проектирование осуществляется только в части изменяемых компонентов изготавливаемой номенклатуры продукции (МТРиО) |
В2 |
Определение типовых технических требований к товарам, работам, услугам |
При приобретении товаров, работ, услуг, имеющих ярко выраженный конкурентный товарный рынок, осуществляется консолидация потребности с определением типовых технических требований к товарам, работам, услугам |
||
Г1 |
Консолидация потребности дочерних обществ/филиалов (представительств) |
На базе анализа данных о потребности осуществляется приобретение позиций централизованной категории для нескольких дочерних обществ/филиалов (представительств) либо с заключением с поставщиком/подрядчиком/исполнителем базового соглашения для дальнейшего самостоятельного исполнения организациями, либо с заключением договора, отдельные заказы в рамках которого размещает управляющая компания или одно из дочерних обществ |
||
Г2 |
Консолидация потребности по поколениям изготавливаемой продукции (МТРиО) |
Выделяются группы материалов и комплектующих, которые могут использоваться при изготовлении как текущего, так и последующих поколений продукции (неизменяемая часть готовых изделий) с последующей контрактацией на весь планируемый объем |
||
1.4. |
Анализ исторических данных |
В3 |
Анализ базовой информации для реализации процесса МТО |
Анализ реализуется на основе создания системы базовой информации для реализации процесса МТО, включающей классификацию приобретаемых товаров, работ, услуг в разрезе информации о производителях/предприятиях-подрядчиках/сервисных предприятиях, инструментарий для размещения и контроля исполнения заказов в рамках исполнения договоров и др. |
В4 |
Анализ исторических данных о договорных условиях и затратах |
Проводится анализ исторических данных по существенным условиям поставок и оплаты, размерам скидок, случаям отказов и сроку службы в разрезе категорий товаров, работ, услуг и поставщиков/подрядчиков/исполнителей |
||
Г3 |
Анализ затрат посредством визуализации |
В качестве эффективного инструмента визуализации и анализа используется "куб затрат", позволяющий наглядно представить информацию о расходах организации в разрезе производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий и категорий товаров, работ, услуг |
||
Г4 |
Анализ на предмет возможности проведения унификации |
Выделяется, например, группа материалов, узлов и комплектующих со сходными техническими и функциональными характеристиками, но приобретаемых по требованиям разных стандартов. Проводится анализ полученной номенклатуры на предмет возможности установления технических требований по единому стандарту |
2. Базовая группа стратегий "Изменение природы спроса"
N |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО первого уровня |
Позиция на матрице |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО второго уровня |
Описание категорийных стратегий, методов и инструментов МТО второго уровня |
2.1. |
Управление рисками перебоев со снабжением |
А5 |
Управление рисками несвоевременных поставок |
Реализуются мероприятия по минимизации рисков несвоевременных поставок, в частности, выявление и анализ причин несвоевременных поставок конкретных позиций, поиск и анализ аналогов, построение оперативного контроля процесса организации поставок у поставщика/выполнения работ подрядчиком/оказания услуг исполнителем, замена проблемных приобретаемых позиций, внедрение новых разработок и технологий, контрактация с несколькими поставщиками/подрядчиками/исполнителями, развитие новых производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий |
А6 |
Вертикальная интеграция |
Получение в управление специфических производственных мощностей, редких ресурсов, новаторских технологий, уникальных логистических решений |
||
Б5 |
Активная позиция на товарном рынке единственного производителя/предприятия-подрядчика/сервисного предприятия |
Поддержание высокого уровня информированности и вовлеченности в процесс формирования антимонопольного законодательства; тесное взаимодействие с государственными органами по техническому регулированию и стандартизации; работа с объединениями промышленников и предпринимателей; проведение постоянной работы, направленной на развитие конкуренции на товарном рынке |
||
Б6 |
Управление рисками невыполнения основных показателей эффективности |
На базе определения зон риска и проведения ранжирования потенциальных негативных факторов по степени их влияния на основные показатели эффективности организации определяется перечень основных целей в процессе МТО, которыми могут быть, например, не превышение бюджетных лимитов, своевременность обеспечения потребности и другие. Достижение поставленных целей осуществляется за счет включения соответствующих условий в договоры с поставщиками/подрядчиками/исполнителями |
||
2.2. |
Внедрение инноваций |
А7 |
Разработка продукции (МТРиО) на основе анализа базовых затрат |
Экспертная оценка минимальных необходимых (базовых) характеристик конечного продукта и моделирование структуры затрат в идеальном производственном процессе для обеспечения таких требуемых характеристик |
А8 |
Изобретение по необходимости |
Проведение анализа функциональных характеристик приобретаемых товаров, работ, услуг, защищенных патентом или иным документом, устанавливающим исключительное право на производство продукции (МТРиО)/выполнение работ/оказание услуг, с целью разработки аналогов. Результаты анализа используются как для организации изготовления аналогов, так и для усиления переговорной позиции с единственным производителем/предприятием-подрядчиком/сервисным предприятием |
||
Б7 |
Проектирование на базе технических требований к стандартным товарам, работам, услугам |
Определение факта, добавляют ли приобретаемые товары, работы, услуги единственного производителя/предприятия-подрядчика/сервисного предприятия необходимые потребительские характеристики конечному продукту. В случае если не добавляют, проводится проработка вопроса замены приобретаемых товаров, работ, услуг единственного производителя/предприятия-подрядчика/сервисного предприятия на стандартную (товары, работы, услуги конкурентного рынка) |
||
Б8 |
Развитие инновационной сети |
Создание, поддержание и развитие среды для разработки, оценки и реализации идей как в рамках своей организации, так и среди производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий |
||
2.3. |
Анализ технических особенностей аналогов приобретаемых товаров, работ, услуг |
В5 |
Сравнительный анализ аналогов |
Анализ заключается в выявлении на рынке товаров, работ, услуг аналогичных приобретаемым, проведении сравнения на предмет потенциальных возможностей для замены и сокращения затрат |
В6 |
Покомпонентный сравнительный анализ продукции (МТРиО) собственного изготовления с аналогами |
Анализ применяется для продукции (МТРиО), состоящей из нескольких комплектующих, и заключается в выявлении на рынке и анализе продукции (МТРиО) аналогичной изделиям собственного производства. Процесс исследования состоит: в получении от производителей информации о ценах на отдельные компоненты продукции (МТРиО) с детализацией по типам затрат и по производственным переделам; в проведении сопоставления с последующим выявлением наименьших цен на отдельные компоненты, наименьшей стоимости производственного процесса, определением продукции (МТРиО) с оптимальными техническими характеристиками при минимальной цене; в предоставлении обратной связи производителями для дальнейшего проведения исследования на предмет возможного снижения цены |
||
Г5 |
Анализ на предмет сокращения числа вариантов исполнения |
Анализ заключается в декомпозиции производимого продукта по вариантам исполнения (моделям) (с указанием диапазонов функциональных характеристик, цен компонентов, количеств, гарантийных сроков и др.) и проработки возможностей сокращения числа вариантов с заменой приобретаемых товаров на аналоги |
||
Г6 |
Сравнение цены продукции (МТРиО) собственного изготовления с аналогами по производственным переделам (стадиям изготовления) |
Анализ применяется для продукции (МТРиО), процесс изготовления которой состоит из стандартных производственных переделов. Заключается в выявлении на рынке и анализе продукции (МТРиО) аналогичной изделиям собственного производства с детализацией затрат по основным производственным переделам и определением целевого уровня цены на базе оптимальной организации процессов |
||
2.4. |
Оптимизация технических характеристик продукции (МТРиО) собственного изготовления |
В7 |
Анализ структуры продукции (МТРиО) |
Сравнение структуры продукции (МТРиО) собственного производства с конкурирующей посредством покомпонентного анализа использующихся при изготовлении комплектующих и материалов. Выявленная по результатам анализа разница в технических характеристиках является индикатором для оптимизации структуры продукции (МТРиО) собственного изготовления |
В8 |
Оценка функциональности |
Определение основных функций производимой продукции (МТРиО), проведение анализа функций на предмет степени влияния на объем продаж продукции (МТРиО) и последующая оптимизация функций в зависимости от степени их влияния на потребительскую ценность |
||
Г7 |
Проектирование на базе принципа обеспечения простоты и экономичности производства |
Классификация издержек с формированием блоков затрат и с анализом факторов их возникновения, анализ затрат на предмет проектирования/доработки продукта для достижения максимальной простоты технологического процесса при минимальных затратах |
||
Г8 |
Оценка технических характеристик изготавливаемой продукции (МТРиО) |
Проведение анализа технических характеристик изготавливаемой продукции (МТРиО) на предмет их актуальности, отсутствия более эффективных решений, позволяющих оптимизировать материально-техническое обеспечение |
3. Базовая группа стратегий "Конкуренция между поставщиками"
N |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО первого уровня |
Позиция на матрице |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО второго уровня |
Описание категорийных стратегий, методов и инструментов МТО второго уровня |
3.1. |
Использование преимуществ производств с низкой себестоимостью ресурсов |
Д1 |
Приобретение товаров на мировом рынке |
Ориентация на наиболее конкурентоспособных производителей на региональном или мировом рынках |
Д2 |
"Изготавливать или приобретать?" |
Сравнение структуры затрат на продукцию (МТРиО) своими силами с ценой приобретения у внешнего производителя и проведение анализа на предмет наличия возможности для оптимизации. По результатам анализа принимается решение о производстве продукта своими силами или его приобретение. По работам, услугам сравнительный анализ также проводится на предмет целесообразности выполнения своими силами или силами стороннего подрядчика/исполнителя |
||
Е1 |
Приобретение товаров, работ, услуг в странах с низкой себестоимостью |
Ориентация на приобретение продукции на рынках стран с низкими затратами на изготовление. Мероприятия реализуются, в том числе с использованием возможностей заграничных представительств/филиалов |
||
Е2 |
Выбор оптимального месторасположения производства |
Определение страны/региона, наилучшим образом подходящего для организации производства |
||
3.2. |
Повышение эффективности при выборе поставщиков/подрядчиков/исполнителей |
Д3 |
Анализ товарных рынков |
Анализ проводится на основе оценки динамики цен; возможностей по организации поставок в части количества и сроков; качества приобретаемых товаров, работ, услуг; данных по истории взаимодействия; информации о кредитоспособности и др. Предпочтительным инструментом для обеспечения систематического сравнения информации о производителях/предприятиях-подрядчиках/сервисных предприятиях является единая база данных |
Д4 |
Запросы общей информации и ТКП |
Анализ рынка на базе направления потенциальным поставщикам/подрядчикам/исполнителям запросов на предоставление общей информации и запросов ТКП. В ответ на полученные ТКП направляется ответ с оценкой на соответствие требованиям, на основании которого потенциальный поставщик/подрядчик/исполнитель имеет возможность улучшить свое ТКП |
||
Е3 |
Проведение конкурентной процедуры закупки |
Проведение процедуры закупки для синхронизации процессов сбора и анализа максимально широкого объема коммерческих предложений с выбором оптимального |
||
Е4 |
Получение ТКП с ранжированием цены |
Получение ТКП с ранжированием цены в зависимости от условий поставки (количества, сроков, базиса поставки, условий платежа и др.) с последующим сопоставлением полученных предложений для выбора оптимального |
||
3.3. |
Определение целевого уровня цены |
Ж1 |
Определения целевого уровня цены на базе анализа затрат по производственным переделам |
Определение затрат производителя на изготовление продукции (МТРиО) на каждом производственном переделе с учетом длительности осуществляемых на нем операций. Дальнейший сравнительный анализ предложений разных производителей позволяет рассчитать целевой уровень цены |
Ж2 |
Регрессионный анализ цен |
Определение целевого уровня цены на базе регрессионного анализа, статистического метода исследования влияния нескольких факторов на цену |
||
З1 |
Линейный анализ цен |
Определение основных затрат (составляющих) и степени их влияния на цену |
||
З2 |
Определение затрат ресурсным методом |
Анализ затрат на приобретаемые товары, работы, услуги в разрезе формирующих их ресурсов (затрат на персонал, оборудование, технологию и др.) |
||
3.4. |
Анализ цен потенциальных поставщиков/подрядчиков/исполнителей |
Ж3 |
Сравнение с ценами договоров других организаций |
Сравнение предложенной потенциальным поставщиком/подрядчиком/исполнителем цены с ценами договоров, которые заключались на приобретаемые товары, работы, услуги другими организациями |
Ж4 |
Оценка общей стоимости владения |
Определение совокупных затрат на товары, включая цену их приобретения, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и списание. Оценка включает в себя также выбор оптимальных подходов к транспортировке, упаковке, логистике, монтажу, организации производства и др. |
||
З3 |
Определение цен на элементы систем |
Разделение цены системы/модуля на отдельные составляющие с проведением сравнения таких составляющих и определением целевого уровня цены |
||
З4 |
Использование рыночных дисбалансов и различий |
Использование рыночных диспропорций и различий, например, таких как: сезонность, разница в загрузке производственных мощностей у производителей, неустойчивость механизмов ценообразования, колебания курсов валют и др. |
4. Базовая группа стратегий "Поиск совместных преимуществ"
N |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО первого уровня |
Позиция на матрице |
Категорийные стратегии, методы и инструменты МТО второго уровня |
Описание категорийных стратегий, методов и инструментов МТО второго уровня |
4.1. |
Совместная координация процессов планирования |
Д5 |
Обеспечение прозрачности процессов планирования и МТО |
Обеспечение прозрачности процессов планирования и МТО, что позволяет своевременно реагировать на изменения как во внутреннем потреблении, так и в рыночной среде, а также реализовать динамическую корректировку планов на базе организации план/факт анализа в режиме реального времени |
Д6 |
Участие в управлении загрузкой мощностей |
Построение системы заблаговременного предоставления актуальных данных о планируемой потребности в товарах производителю, который на базе этой информации получает возможность спланировать оптимальную загрузку производственных мощностей |
||
Е5 |
Передача функции хранения товаров поставщику |
Передача функции централизованного хранения товаров на своем складе поставщику, например, в форме создания у поставщика консигнационного склада |
||
Е6 |
Управление запасами |
Управление запасами заключается в построении системы визуализации, нормирования и контроля уровней всех запасов организации в реальном времени. Наиболее эффективным способом управления запасами является его организация на базе единой информационной системы |
||
4.2. |
Управление цепочкой создания потребительской ценности |
Д7 |
Ранжирование производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий |
Проведение ранжирования производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий по уровням на базе декомпозиции структуры приобретаемых товаров, работ, услуг, например, от уровня производителей целой системы (1-го уровня) до уровня производителей материалов отдельных комплектующих для такой системы (последнего уровня). Такое ранжирование, например, позволяет выстроить взаимоотношения с производителями в форме цепочки поставок, либо планировать работу с каждым уровнем напрямую |
Д8 |
Анализ и контроль цепочки создания ценности |
Анализ цепочки создания ценности с ее детализацией по этапам и сегментированием в привязке к мотивам потребителя приобретать производимую продукцию (МТРиО)/выполняемую работу/оказываемую услугу и фактическим издержкам. Целью проведения анализа является получение или поддержание необходимого контроля над ключевыми этапами цепочки создания ценности |
||
Е7 |
Управление на принципах социальной и экологической ответственности |
Реализация на уровне договорных условий мероприятий по обеспечению экономической, социальной и экологической стабильности в обществе (общей цепочки создания ценности) с целью создания/сохранения комфортных условий для жизни следующих поколений |
||
Е8 |
Стимулирование увеличением объемов продаж |
Реализация в цепочке создания ценности подхода, при котором потенциальные поставщики/подрядчики/исполнители заинтересованы в увеличении объема продаж своего заказчика, поскольку получают от этого положительную динамику собственных показателей объемов производства и реализации |
||
4.3. |
Сотрудничество для снижения затрат |
Ж5 |
Развитие производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий |
Реализация мероприятий по развитию как фактических, так и потенциальных производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий - для расширения номенклатуры производимой продукции (МТРиО)/выполняемых работ/оказываемых услуг |
Ж6 |
Мониторинг на всех этапах полного жизненного цикла |
Реализация мероприятий для повышения привлекательности продукции (МТРиО) для потребителя на основе определения и анализа текущей фазы полного жизненного цикла готового изделия для своевременного инициирования процесса модификации продукции (МТРиО) с учетом анализа рынков товаров, работ, услуг, требуемых для такой модификации |
||
З5 |
Повышение конкурентоспособности производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий |
Оптимизация затрат крупных производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий организации на базе анализа их производственного процесса/процесса выполнения работ/оказания услуг, а также затрат на приобретаемые для производства продукции/выполнения работ/оказания услуг материалы |
||
З6 |
Совместный поиск путей снижения затрат |
Оптимизации затрат на основе идей, полученных от фактических поставщиков/подрядчиков/исполнителей |
||
4.4. |
Сотрудничество при создании потребительской ценности |
Ж7 |
Сотрудничество в рамках проектов |
Открытие совместного с производителем/предприятием-подрядчиком/сервисным предприятием проекта (например, для производства вновь разрабатываемой продукции) с детализацией по этапам реализации, с определением сроков начала/завершения каждого этапа, а также порядка распределения эффектов от реализации проекта |
Ж8 |
Стимулирование потенциальным увеличением прибыли |
Привлечение ресурсов производителя/предприятия-подрядчика/сервисного предприятия для реализации венчурных проектов, в случае успешности которых привлекаемый производитель/предприятие-подрядчик/сервисное предприятие получает часть прибыли |
||
З7 |
Использование инноваций товарных рынков для увеличения потребительской ценности конечной продукции (МТРиО), работ, услуг |
Использование инновационного потенциала производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий для создания дополнительной потребительской ценности конечной продукции (МТРиО)/выполняемым работам/оказываемым услугам. Выявление факторов, создающих потребительскую ценность, и товарных рынков, которые оказывают влияние на формирование таких факторов. На выявленных по результатам анализа товарных рынках строится систематическое взаимодействие с производителями/предприятиями-подрядчиками/сервисными предприятиями для создания дополнительных конкурентных преимуществ, поддержания и увеличения потребительской ценности конечной продукции (МТРиО)/выполняемых работ/оказываемых услуг |
||
З8 |
Стратегический альянс |
Стратегические альянсы с производителями/предприятиями-подрядчиками/сервисными предприятиями применяются в рамках долгосрочного сотрудничества, например, при наличии дополняющих производственных мощностей, отсутствия возможности содержать собственные производственные мощности, реализовать стратегию вертикальной интеграции и др. |
______________________________
* Настоящий Справочник категорийных стратегий носит информационно-аналитический характер. Стратегии и мероприятия из Справочника категорийных стратегий применимы только в тех случаях, когда разработка и реализация таких стратегий и мероприятий не противоречит законодательству Российской Федерации, целям и принципам закупочной деятельности, установленным в ЕОСЗ. При этом обязательные в силу законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Корпорации мероприятия, содержащиеся в настоящем Справочнике категорийных стратегий, подлежат применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Корпорации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.