Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г3
Монреальская шкала когнитивной оценки (МоСА)
Оригинальное название: The Montreal Cognitive Assessment (МоСА-test)
Источник: www.mocatest.org
Тип: шкала оценки
Назначение: выявление (скрининг) и оценка тяжести когнитивного расстройства
Шаблон:
ФИО:
Образование: ____________________________________________
Дата рождения: ___________________________________________
Дата обследования: _______________________________________
Оптико-пространственная деятельность/исполнительные функции |
Нарисуйте часы, которые показывают десять минут двенадцатого (3 пункта) |
Балл |
||||||||||
|
|
___/5 |
||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Называние |
|
|||||||||||
|
___/3 |
|||||||||||
Память Пациент повторяет прочитанные слова. Даются 2 попытки. Повторить вопрос через 5 минут. |
|
Лицо |
Вельвет |
Церковь |
Маргаритка |
Красный |
нет баллов |
|||||
1 раз |
|
|
|
|
|
|||||||
2 раза |
|
|
|
|
|
|||||||
Внимание Прочитайте ряд цифр (1 цифра/с). Повторить в прямом порядке 2 1 8 5 4. Повторить в обратном порядке 7 4 2. |
___/2 |
|||||||||||
Прочитайте ряд букв. Пациент должен хлопнуть рукой по столу на каждой букве А. Более 2 ошибки - 0 б. |
___/1 |
|||||||||||
Ф Б А В М Н А А Ж Л Л Б А Ф А К Д Е А А А Ж А М О Ф А А Б |
|
|||||||||||
Серия вычитаний из 100 по 7 [ ] 93 [ ] 86 [ ] 79 [ ] 72 [ ] 65 |
___/3 |
|||||||||||
Речь Повторить: Я не знаю ничего, кроме того что Вага сегодня дежурит. Кошка всегда пряталась под диван, когда собака была в комнате. |
___/2 |
|||||||||||
Скорость За одну минуту назовите как можно больше слов на букву "Л". ( |
___/1 |
|||||||||||
Абстрактное мышление Сходство между предметами, например, банан и апельсин - фрукты. |
___/2 |
|||||||||||
поезд и велосипед |
часы и линейка |
|
||||||||||
Отсроченное воспроизведение |
Без подсказки |
Лицо |
Вельвет |
Церковь |
Маргаритка |
Красный |
Баллы без подсказки ___/5 |
|||||
Необязательно для заполнения |
Подсказка категории |
|
|
|
|
|
||||||
Выбор из предложенного |
|
|
|
|
|
|||||||
Ориентировка |
Число День недели |
Месяц Место |
Год Город |
|
___/6 |
Сумма баллов _____/30. Прибавьте 1 балл, если образование лет.
Методика обследования и оценка результатов
Монреальская шкала когнитивной оценки (МоСА) разработана для быстрого скрининга мягких когнитивных нарушений. Она оценивает различные когнитивные функции: внимание и концентрацию, исполнительные функции, память, речь, оптикопространственную деятельность, концептуальное мышление, счет и ориентированность. Обследование пациента при помощи МоСА занимает приблизительно 10 минут. Максимальное количество баллов - 30;
Норма - 26 и больше.
1. Черчение ломаной линии:
Методика: Обследуемого просят: "Нарисуйте линию от цифры к букве в порядке увеличения. Начните здесь (указать на (1) и проведите линию от 1 к А, а затем к 2 и так далее. Закончите здесь (указать на (Д).
Оценка: Поставьте один балл, если обследуемый правильно соединяет знаки в следующем порядке: 1-А-2-Б-3-В-4-Г-5-Д так, чтобы линии не пересекались. Любая ошибка, не исправленная немедленно самостоятельно, оценивается как 0.
2. Оптико-пространственная деятельность (куб):
Методика: Дают следующие инструкции, указывая на куб: "Аккуратно перерисуйте эту фигуру на пустом пространстве под ней".
Оценка: За правильно перерисованную фигуру ставят один балл:
- фигура должна быть трехмерной;
- должны быть нарисованы все линии;
- не должно быть лишних линий;
- линии должны быть относительно параллельны и незначительно отличаться по длине (принимается рисунок прямоугольной призмы).
Задание не засчитывается, если не выполнено какое-либо из вышеуказанных условий.
3. Оптико-пространственная деятельность (часы):
Методика: Указывая на правую треть графы, дают следующие инструкции: "Нарисуйте часы. Расставьте все цифры и нарисуйте стрелки так, чтобы часы показывали десять минут двенадцатого".
Оценка: За выполнение каждого из условий дают 1 балл:
- контур (1 б): циферблат должен быть круглым, возможно с погрешностями формы (например, слегка незамкнутым);
- цифры (1 б): должны быть все цифры циферблата и не должно быть лишних; цифры должны располагаться в правильном порядке и приблизительно в соответствии с квадрантами циферблата; допускаются римские цифры; цифры могут располагаться снаружи циферблата;
- стрелки (1 б): должно быть две стрелки, показывающие правильное время; часовая стрелка должна быть отчетливо короче минутной; стрелки должны сходиться внутри контура циферблата и пересекаться близко к его центру.
Балл за пункт не засчитывается, если не выполнено какое-либо из вышеуказанных условий.
4. Называние:
Методика: Слева направо указывают на рисунок и просят: "Назовите это животное".
Оценка: За каждый ответ дают балл: (1) лев, (2) носорог, (3) верблюд.
5. Память:
Методика: Называют 5 слов со скоростью одно слово в секунду и дают следующие инструкции: "Это тест для проверки памяти. Я прочитаю набор слов, которые нужно запомнить сейчас и вспомнить через некоторое время. Слушайте внимательно. После того как я закончу, назовите слова, которые вы запомнили. Порядок не имеет значения". Ставят отметку в графе под каждым словом, которое обследуемый называет при первой попытке. После того как обследуемый заканчивает перечислять слова (говорит, что не может вспомнить больше), список слов читают второй раз и дают следующие указания:
"Я прочитаю те же слова второй раз. Постарайтесь запомнить и назвать как можно больше слов, включая те, которые вы назвали в первый раз". Ставят знак в графе, соответствующей каждому слову, которое обследуемый называет при второй попытке.
В конце второй попытки обследуемому говорят: "Я попрошу вас назвать эти же слова в конце обследования".
Оценка: За первую и вторую попытку не дают баллов.
6. Внимание:
Называние чисел в прямом порядке:
Методика: Дают следующие указания: "Я назову несколько чисел, а потом вы должны повторить их за мной". Называют пять чисел со скоростью одно число в секунду.
Называние чисел в обратном порядке:
Методика: Дают следующие указания: "Сейчас я назову еще несколько чисел, а потом вам нужно будет их назвать в обратном порядке". Называют три числа со скоростью одно число в секунду.
Оценка: Дают один балл за каждую правильно повторенную последовательность (N.B.: правильный ответ для чисел в обратном порядке - 2-4-7).
Реакция
Методика: Читают последовательность букв со скоростью одна буква в секунду и дают следующие указания: "Я прочитаю ряд букв. Каждый раз, когда я буду называть букву А, нужно будет один раз хлопнуть рукой по столу. Когда я буду называть другие буквы, хлопать по столу не нужно".
Оценка: Дают 1 балл, если задание выполнено без ошибок или с одной ошибкой (ошибка - хлопок не на ту букву или отсутствие хлопка на букву А).
Последовательное вычитание по 7:
Методика: Дают следующие указания: "Сейчас отнимите от ста семь, а затем продолжайте вычитать из полученного числа по 7, пока я вас не остановлю". При необходимости повторите указания.
Оценка: Задание оценивают тремя баллами. При отсутствии правильного вычитания дают 0 баллов, за одно правильное вычитание - 1 балл, 2 балла дают при 2-3 правильных вычитаниях, 3 - при 4-5 правильных вычитаниях. Подсчитайте все правильные вычитания по 7, начиная с 100. Каждое вычитание оценивают независимо, то есть, если обследуемый делает ошибку, но продолжает правильно вычитать из результата 7, дают балл за каждое правильное действие.
Например, обследуемый может отвечать: "92-85-78-71-64", но даже учитывая, что 92 - неправильный результат, все последующие действия выполнены правильно. Такой результат будет оценен в 3 балла.
7. Повторение предложений:
Методика: Дают следующие указания: "Я прочитаю предложение. Повторите его за мной слово в слово (пауза). Я не знаю ничего, кроме того что Ваня сегодня дежурит". После ответа говорят: "А теперь я прочитаю другое предложение. Повторите его за мной слово в слово (пауза). Кошка всегда пряталась под диван, когда собака была в комнате".
Оценка: Дают 1 балл за каждое правильно повторенное предложение. Повторять нужно точно. Внимательно следите за ошибками, например похожими словами (того - всего), и заменами/добавлениями ("что она сегодня дежурит", "спряталась" вместо "пряталась", изменение числа и т.п.).
8. Скорость:
Методика: Дают следующие указания: "Назовите как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы, которую я вам сейчас назову. Можете называть люб
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.