Приложение N 2
к приказу Федерального казначейства
от 22 декабря 2021 г. N 43н
Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства проверки соответствия фактических затрат данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору), отраженным в информационных системах участников казначейского сопровождения, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, информации, содержащейся в первичных учетных документах по указанному государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору) и в расходной декларации, в том числе с проведением анализа экономической обоснованности затрат
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении расширенного казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации, предоставляемых участникам казначейского сопровождения в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2021, N 27, ст. 5072), в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил расширенного казначейского сопровождения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 2024 (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 26 ноября 2021 г. N 0001202111260048) (далее - Правила расширенного казначейского сопровождения), в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при расширенном казначейском сопровождении средств, определенных в соответствии со статьей 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 220.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и иных средств, определенных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации в случаях, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - целевые средства), проверок, предусмотренных абзацем 3 подпункта 1 пункта 2 статьи 242.24 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2021, N 27, ст. 5072) в отношении целевых средств, предоставленных участникам казначейского сопровождения на основании:
государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, включая государственные контракты, заключенные в целях реализации государственного оборонного заказа, средства которых подлежат казначейскому сопровождению (далее - государственный (муниципальный) контракт);
договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, договоров о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются указанные субсидии и бюджетные инвестиции (далее - договор (соглашение);
контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенных в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) (далее - контракт (договор).
Финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в соответствии с пунктом 3 статьи 242.24 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении расширенного казначейского сопровождения средств, указанных в пункте 1 статьи 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проводят проверки, предусмотренные абзацем третьим подпункта 1 пункта 2 статьи 242.24 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Порядком.
2. Территориальными органами Федерального казначейства осуществляется проверка соответствия фактических затрат данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору) (далее при совместном упоминании - Договор), отраженным в информационных системах участников казначейского сопровождения, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, информации, содержащейся в первичных учетных документах по Договору, и в информации о структуре цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора), суммы средств, предусмотренной договором (соглашением) (далее соответственно - проверка, Расходная декларация), при наличии на лицевом счете, открытом участнику казначейского сопровождения, неиспользованного остатка средств по Договору в размере не менее 20 процентов цены Договора и при окончательном расчете по Договору, в том числе с проведением анализа экономической обоснованности затрат по Договору в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
3. В целях проведения проверки участник казначейского сопровождения представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета информацию о затратах по данным раздельного учета с отражением в Расходной декларации, сформированной в порядке и по форме, установленным Министерством финансов Российской Федерации на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также документы, определенные указанным порядком.
4. При проведении проверки не допускается разглашение информации третьим лицам.
5. Информационный обмен документами в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, осуществляется в форме электронного документа с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - электронный вид) посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Информация и документы, предусмотренные настоящим Порядком, при отсутствии технической возможности формируются на бумажном носителе и представляются в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения участника казначейского сопровождения.
Территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения участника казначейского сопровождения в случаях, установленных настоящим Порядком, направляет указанную информацию и документы в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета участника казначейского сопровождения не позднее следующего рабочего дня после дня их представления участником казначейского сопровождения.
Формирование и направление информации и документов, предусмотренных настоящим Порядком, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или относимые к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации тайне (далее - иная охраняемая законом тайна), осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
II. Организация проведения проверки
6. Предметом проверки являются фактические доходы и затраты, произведенные участником казначейского сопровождения по результатам финансово-хозяйственной деятельности при исполнении Договора, основанные на данных раздельного учета, отраженных в информационных системах участника казначейского сопровождения, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, информация, содержащаяся в первичных учетных документах по Договору и в Расходной декларации, с проведением анализа экономической обоснованности затрат по Договору в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
7. Объектами проверки являются участники казначейского сопровождения, указанные в пункте 1 настоящего Порядка.
8. Участник казначейского сопровождения в целях проведения проверки предоставляет доступ группе проверки к информационным системам участника казначейского сопровождения, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета.
9. Территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета участника казначейского сопровождения не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, проверяет полноту представленных документов и наличие в них реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению, и при положительном результате проверки представленных документов направляет письмо в Управление казначейского сопровождения Федерального казначейства о необходимости проведения проверки и формирования группы проверки, с приложением информации, поступившей от участника казначейского сопровождения, и сканированной копии Договора (информации о номере реестровой записи) не позднее следующего рабочего дня после дня завершения проверки документов.
При отрицательном результате проверки представленных документов, территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета участника казначейского сопровождения не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки документов, направляет участнику казначейского сопровождения уведомление с указанием причины возврата в электронном виде, если документы представлялись в электронном виде, либо на бумажном носителе, если документы представлялись на бумажном носителе, с приложением представленных документов.
Управление казначейского сопровождения Федерального казначейства на основании письма территориального органа Федерального казначейства формирует группу проверки в срок не позднее трех рабочих дней после дня поступления письма о необходимости проведения проверки, а также определяет срок проведения проверки и направляет соответствующее поручение Федерального казначейства в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета участника казначейского сопровождения для издания приказа о проведении проверки.
Федеральное казначейство вправе принять решение об определении территориального органа Федерального казначейства, уполномоченного на проведение проверки.
К проведению проверки при необходимости привлекаются сотрудники Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ ЦОКР) или филиалов ФКУ ЦОКР (далее - эксперты).
Территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения указанного в абзаце третьем настоящего пункта поручения Федерального казначейства, издает приказ о проведении проверки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку), в котором указываются:
полное и сокращенное (при наличии) наименование участника казначейского сопровождения, ИНН и место нахождения участника казначейского сопровождения;
реквизиты Договора, в отношении которого будет осуществляться проверка;
реквизиты правового акта Правительства Российской Федерации, являющегося основанием для осуществления расширенного казначейского сопровождения и проведения проверки;
цель проверки, предмет проверки, дата начала проверки и срок ее проведения;
состав группы проверки с указанием руководителя группы проверки, должностей, фамилий и инициалов ответственных сотрудников, а также информации о необходимости предоставления доступа группе проверки к информационным системам получателя целевых средств, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета.
Руководителем группы проверки назначается сотрудник территориального органа Федерального казначейства по решению Федерального казначейства.
10. Руководитель группы проверки в срок не позднее следующего рабочего дня после получения приказа, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, направляет в адрес участника казначейского сопровождения для ознакомления должностными лицами участника казначейского сопровождения копию приказа о проведении проверки.
11. В целях проведения проверки руководитель группы проверки не позднее чем за 1 рабочий день до начала проведения проверки направляет участнику казначейского сопровождения уведомление о начале проверки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).
III. Проведение проверки
12. Участник казначейского сопровождения в целях проведения проверки предоставляет группе проверки доступ к информационным системам, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, учетную политику (копию), принятую участником казначейского сопровождения в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149) (далее соответственно - Учетная политика, Федеральный закон N 402-ФЗ), первичные учетные документы, в том числе разработанные самостоятельно в соответствии с Учетной политикой, фиксирующие факты хозяйственной жизни, возникшие в рамках исполнения Договора (если соответствующие документы ранее не представлялись в территориальный орган Федерального казначейства).
13. Проверка осуществляется по следующим направлениям:
ведение раздельного учета доходов, затрат, произведенных участником казначейского сопровождения по каждому Договору в соответствии с Учетной политикой, в которой закрепляется порядок ведения раздельного учета;
ведение аналитического учета расходов по статьям затрат в регистрах учета в соответствии с Учетной политикой участника казначейского сопровождения обособлено по каждому Договору (далее - регистры аналитического учета);
отнесение фактических затрат на исполнение Договора, сгруппированных в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и иных регистрах, применяемых участником казначейского сопровождения) в соответствии с Учетной политикой;
включение накладных расходов в себестоимость и распределение накладных расходов в соответствии с Учетной политикой;
наличие в первичных учетных документах, фиксирующих факты хозяйственной жизни, реквизитов, предусмотренных Федеральным законом N 402-ФЗ, а также идентификатора Договора и иных дополнительных реквизитов, позволяющих идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к Договору;
соответствие записей в регистрах аналитического учета первичным (сводным) учетным документам, фиксирующим факты хозяйственной жизни, в том числе первичным (сводным) учетным документам, разработанным самостоятельно участником казначейского сопровождения в соответствии с Учетной политикой;
соответствие данных раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по Договору показателям Расходной декларации.
При осуществлении расширенного казначейского сопровождения с проведением анализа экономической обоснованности затрат, определение экономически обоснованных затрат осуществляется в соответствии с Правилами экономического обоснования затрат, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N 2271 (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 16 декабря 2021 г., N 0001202112160035).
14. Проверка осуществляется в камеральной форме посредством предоставления группе проверки удаленного доступа к информационным системам участника казначейского сопровождения, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, или в случае отсутствия технической возможности в выездной форме.
Проверка проводится в срок не более 7 рабочих дней.
IV. Оформление результатов проверки
15. Результаты проверки оформляются Актом по результатам проверки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку), который содержит информацию о результатах проверки и выводы о соответствии фактических затрат данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по Договору, отраженным в информационных системах участников казначейского сопровождения, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, информации, содержащейся в первичных учетных документах по указанному Договору, и в Расходной декларации, а также результаты анализа экономической обоснованности затрат, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
При привлечении к проверке экспертов руководитель группы проверки составляет Акт по результатам проверки на основании отчета экспертов о результатах проверки.
Акт по результатам проверки составляется на бумажном носителе не позднее следующего рабочего дня после дня завершения проверки, подписывается в двух экземплярах руководителем группы проверки.
Ознакомление с Актом по результатам проверки удостоверяется подписью уполномоченного представителя участника казначейского сопровождения.
Один экземпляр Акта по результатам проверки остается у руководителя группы проверки, второй экземпляр направляется (передается) участнику казначейского сопровождения.
В случае отказа участника казначейского сопровождения от подписи об ознакомлении с Актом по результатам проверки, либо от получения экземпляра Акта по результатам проверки руководитель группы проверки в соответствующей графе удостоверяет подписью отметку об отказе участника казначейского сопровождения от подписи об ознакомлении с Актом по результатам проверки, либо от получения экземпляра Акта по результатам проверки.
16. Сканированная копия Акта по результатам проверки в день его подписания направляется в электронном виде участнику казначейского сопровождения и в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета участника казначейского сопровождения вместе с Расходной декларацией, в которой отражается информация о затратах участника казначейского сопровождения по Договору, подтвержденных результатами проверки, о затратах не подтвержденных по результатам проверки, а также экономически обоснованных затратах, подтвержденных по результатам анализа, проведенного группой проверки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
17. При наличии у руководителя участника казначейского сопровождения (иного уполномоченного должностного лица) Возражений (замечаний) к нарушениям, указанным в Акте по результатам проверки, указанное должностное лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения Акта по результатам проверки представляет в территориальный орган Федерального казначейства, проводивший проверку, Возражения (замечания) к Акту по результатам проверки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку) с приложением заверенных копий документов и сведений, подтверждающих обоснованность соответствующих возражений (замечаний).
Возражения (замечания) к Акту по результатам проверки рассматриваются группой проверки в течение 10 рабочих дней со дня их поступления. По результатам рассмотрения Возражений (замечаний) к Акту по результатам проверки группой проверки формируется Заключение по результатам рассмотрения Возражений (замечаний) к Акту по результатам проверки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку) (далее - Заключение) в двух экземплярах, которое подписывается руководителем группы проверки, и направляется не позднее следующего рабочего дня после его подписания участнику казначейского сопровождения.
Копия Заключения направляется руководителем группы проверки в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета участника казначейского сопровождения.
18. В случае устранения, выявленных в ходе проверки нарушений до окончания проверки участник казначейского сопровождения представляет Расходную декларацию с уточненными показателями.
Информация об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и о формировании Расходной декларации с уточненными показателями отражается в Акте по результатам проверки.
В случае устранения всех нарушений, выявленных в ходе проверки, и представления участником казначейского сопровождения Расходной декларации с уточненными показателями до окончания проверки, повторная проверка в отношении участника казначейского сопровождения не проводится.
19. Участник казначейского сопровождения в целях оплаты расходов по Договору при получении копии Акта по результатам проверки направляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета участника казначейского сопровождения распоряжение о совершении казначейского платежа, оформленное в соответствии с порядком казначейского обслуживания, установленным Федеральным казначейством, в соответствии со статьей статьи 242.19-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств (далее - подтверждающие документы), предусмотренные порядком санкционирования, установленным Министерством финансов Российской Федерации на основании пункта 4 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Порядок санкционирования), на сумму затрат участника казначейского сопровождения по Договору, подтвержденных результатами проверки.
20. Территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета участника казначейского сопровождения осуществляет проверку представленных участником казначейского сопровождения в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка документов, на соответствие требованиям, установленным Порядком санкционирования.
21. Участник казначейского сопровождения в целях проведения повторной проверки направляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета участника казначейского сопровождения информацию об устранении отраженных в Акте по результатам проверки нарушений и о готовности к прохождению повторной проверки, также информацию о затратах по данным раздельного учета с отражением в Расходной декларации.
Территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета участника казначейского сопровождения обеспечивает осуществление мероприятий в соответствии с пунктами 9-11 настоящего Порядка.