Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Экспертиза заявленного обозначения
1.1. Общая информация о процедуре экспертизы заявленного обозначения
Экспертиза обозначения, заявленного в качестве ГУ, НМПТ (далее - экспертиза заявленного обозначения), проводится по заявке, принятой к рассмотрению по результатам формальной экспертизы. 66
В рамках экспертизы обозначения, заявленного в качестве ГУ или НМПТ, проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям Кодекса, а также наличие необходимых сведений и документов. 67
Максимальный срок проверки соответствия заявленного обозначения в качестве ГУ или НМПТ товара требованиям Кодекса составляет шесть месяцев со дня принятия заявки к рассмотрению по результатам формальной экспертизы, и включает три месяца с момента опубликования сведений о принятой к рассмотрению заявке, в течение которых любое лицо вправе представить в Роспатент возражение против предоставления правовой охраны ГУ, НМПТ и (или) против предоставления исключительного права на ГУ, НМПТ. 68
1.2. ГУ и НМПТ: отличия объектов
При проведении экспертизы обозначения, заявленного в качестве ГУ или НМПТ, необходимо учитывать особенности объекта, регистрация которого испрашивается.
ГУ и НМПТ являются объектами интеллектуальных прав, средствами индивидуализации. Определения ГУ и НМПТ закреплены в Кодексе.
Географическое указание - обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). 69
НМПТ - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. 70
Из приведенных выше определений следует, что географическое указание и НМПТ представляют собой обозначения, позволяющие идентифицировать товары, характеристики или особые свойства которых зависят от географической среды.
Вместе с тем в регулировании географического указания и НМПТ присутствует ряд заметных отличий:
1. НМПТ - словесное обозначение, представляющее собой наименование географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования.
Географическое указание - любое обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий из определенной территории.
2. Одно из основных требований к НМПТ - известность обозначения, которая возникла задолго до подачи заявки на государственную регистрацию такого обозначения в качестве НМПТ в результате его использования в отношении конкретного товара.
Отсутствие известности обозначения в отношении товара не является препятствием для регистрации географического указания.
3. НМПТ регистрируется в отношении товара, обладающего особыми свойствами, которые исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Сопровождаемый НМПТ товар является уникальным.
Географическое указание регистрируется в отношении товара, обладающего определенным качеством, репутацией или другими характеристиками, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением.
4. В случае географического указания на территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.
В случае НМПТ на территории географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара.
5. Для регистрации НМПТ требуется заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий требованиям абзаца второго пункта 1 статьи 1516 Кодекса.
Для регистрации географического указания заявитель сам собирает и представляет в Роспатент документы, подтверждающие, что он производит товар, обладающий определенным качеством, репутацией или другими характеристиками товара, которые в значительной степени определяются его географическим происхождением.
1.3. Экспертиза заявленного обозначения по заявке на географическое указание, заявке на ранее зарегистрированное географическое указание
В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям пункта 1, подпунктов 1, 2, 5 и 6 пункта 2 статьи 1516 Кодекса, а также наличие сведений и документов, указанных в статье 1522 Кодекса. 71
1.3.1. Заявленное обозначение
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, идентифицирует ли заявленное обозначение происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением. 72
В графе заявки "Заявляемое обозначение" приводится наименование географического объекта или иное обозначение, в том числе изобразительное, идентифицирующее товар как происходящий с территории определенного географического объекта, характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением. 73
Можно выделить основные группы обозначений, которые могут быть зарегистрированы в качестве географических указаний.
1. Как правило, обозначение, способное вызывать ассоциации у потребителей с конкретным товаром (видом товаров), обладающим в силу своего географического происхождения определенным качеством, репутацией или иными характеристиками, является словесным и включает два элемента:
- элемент, указывающий на географическое происхождение товара (например, наименование географического объекта или производное от него, название этнической группы, проживающей на территории географического объекта и т.д.);
- указание на вид товара, в отношении которого испрашивается правовая охрана географического указания.
Примеры:
ГУ "МАЦЕСТА ЧАЙ" состоит из словесных элементов: "МАЦЕСТА" (указывает на географическое происхождение товара с территории, расположенной в долине реки Мацеста Краснодарского края) и "ЧАЙ" (указание на вид товара - напиток, изготавливаемый из листьев чайного куста).
ГУ "ВОРОНЕЖСКОЕ МОРОЖЕНОЕ" включает словесные элементы "ВОРОНЕЖСКОЕ" (производное от наименования географических объектов Воронежская область и город Воронеж, на территории которых осуществляется сбор сырья и производство готовой продукции) и "МОРОЖЕНОЕ" (указание на вид товара).
ГУ "ТОЙРОБШО АГИНСКИХ БУРЯТ" включает указание на вид товара "ТОЙРОБШО" (название традиционного бурятского головного убора) и элемент "АГИНСКИХ БУРЯТ", который семантически указывает на географическое происхождение товара с территории Агинского Бурятского округа Забайкальского края. Агинские буряты - исторически сложившаяся, территориально обособленная и обладающая этнокультурными особенностями этническая группа бурятского народа, составляющая в настоящее время большинство населения Агинского Бурятского округа.
2. Также ГУ могут представлять собой обозначения, включающие наряду с географическими названиями или производными от таких названий элементы, указывающие на характеристики товара. В данную группу можно отнести обозначения, содержащие указание, например, на сырье, технику изготовления товара, благодаря которым товар обладает определенными характеристиками.
Примеры:
на государственную регистрацию ГУ заявлено обозначение "МОРДОВСКИЙ МОРЁНЫЙ ДУБ", состоящее из производного от наименования географического объекта Республика Мордовия "МОРДОВСКИЙ", и указания на сырье, используемое для изготовление указанных в заявке товаров "МОРЁНЫЙ ДУБ". Субфоссилъная древесина дуба (морёный дуб) - ископаемый природный материал естественной минерализации в речных аллювиальных отложениях, Республика Мордовия является ведущим регионом Российской Федерации по запасам мореного дуба на реках Мокша и Сура.
ГУ "ОРДЫНСКАЯ РОСПИСЬ" содержит производное от наименования географического объекта Ордынский район Новосибирской области - "ОРДЫНСКАЯ", и указание на технику декоративной обработки товара - "РОСПИСЬ".
3. В качестве ГУ могут быть зарегистрированы обозначения, состоящие исключительно из наименования географического объекта или из производного от такого наименования. Необходимо отметить, что отсутствие в заявленном обозначении уточняющих элементов (например, указания на вид товара) должно быть обоснованным. Преимущественно в данную группу обозначений относятся наименования географических объектов и производные от таких наименований, на территории которых производство указанного в заявке товара является традиционным, сложившимся задолго до подачи заявки.
Примеры:
ГУ "КУБАНЬ", зарегистрированное в отношении винодельческой продукции, представляет собой наименование виноградо-винодельческой зоны "Кубань", границы которой соответствуют административным границам Краснодарского края. Краснодарский край занимает лидирующие позиции в России в винодельческой промышленности. Это объясняется, в частности, уникальными природно-климатическими условиями для выращивания виноградной лозы, используемой при производстве вина. 74
ГУ "ЕЙСКАЯ" зарегистрировано в отношении товаров "лечебная грязь, маска грязевая". Ейский грязевый участок, на территории которого осуществляется добыча сырья, расположен в пределах месторождения "Плёс Глубокий" на территории курорта краевого значения города Ейск Ейского района Краснодарского края. Курорт Ейск - приморский равнинный бальнеологический и грязевый курорт для лечения и профилактики заболеваний опорно-двигательной, нервной, сердечно-сосудистой систем, а также гинекологических, кожных заболеваний, болезней обмена веществ и органов дыхания.
4. В качестве ГУ могут быть зарегистрированы обозначения, не содержащие наименования географического объекта или производного от него, но позволяющие идентифицировать товар, обладающий в силу географического происхождения определенными характеристиками.
Такие обозначения могут представлять собой, например:
- наименование традиционного товара на местном языке или диалекте народа или этнической группы, проживающей на определенной территории;
- обозначение, содержащее производное от фамилий/имен лиц, благодаря которым в границах географического объекта зародилось традиционное производство товара.
Пример:
Потенциально охраноспособным может быть признано обозначение "ИСТАНГ", являющееся названием традиционного чеченского войлочного ковра, украшенного национальным орнаментом, выполненным по методу цветной аппликации. С чеченского языка "Истанг" переводится как "войлок (цветной)".
Другим примером может служить обозначение "БАХМЕТЬЕВСКИЙ ХРУСТАЛЬ", содержащее производное от фамилии основателя Алексея Ивановича Бахметьева, который в 18 веке основал производство хрустальных изделий в селе Никольском Пензенского уезда.
В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения должно учитываться, что, по общему правилу, именно словесные обозначения вызывают у потребителей ассоциации с конкретным товаром, произведенным обладающим характеристиками, обусловленными географическим происхождением товаров.
5. Как ранее отмечалось, могут быть зарегистрированы в качестве ГУ и иные обозначения, в том числе изобразительные. При этом должно быть представлено обоснование того, что такое обозначение соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к ГУ.
В частности, заявитель должен подтвердить, что
- большинство производителей товара, в отношении которого испрашивается правовая охрана ГУ, используют в отношении этого товара заявленное обозначение только в одном графическом исполнении (в заявленном);
- заявленное обозначение вызывает у потребителей стойкие ассоциации с заявленным товаром, т.е. у потребителей должно возникать четкое представление о товаре и его характеристиках, которые возникли благодаря географическому происхождению.
Как правило, производители товаров для маркировки своей продукции используют обозначения, включающие различные изобразительные элементы (зачастую, зарегистрированные в качестве товарных знаков). Такие обозначения служат для выделения на рынке товара конкретного производителя, поэтому не соответствуют требованиям законодательства, предъявляемым к ГУ. ГУ имеют коллективную природу, в силу чего способны идентифицировать товар, обладающий определенными характеристиками, которые возникли благодаря географическому происхождению, независимо от факта производства тем или иным изготовителем.
Вместе с тем необходимо отметить, что комбинированные обозначения, которые подаются на регистрацию ГУ и обозначения, используемые другими производителями товара, часто объединяет наличие словесных элементов, которые позволяют потребителям идентифицировать местный товар, обладающий определенными характеристиками. В таком случае в рамках экспертизы заявленного обозначения заявителю может быть предложено исключить изобразительные элементы, препятствующие регистрации ГУ.
Пример:
по заявке N 2020751914 на государственную регистрацию ГУ в отношении товаров "лечебная грязь, маска грязевая" было подано следующее комбинированное обозначение:
В ходе экспертизы заявленного обозначения было выявлено, что в отношении заявленных товаров производителями (в том числе заявителем) используются различные комбинированные обозначения, включающие общий словесный элемент "ЕЙСКАЯ", например:
Впоследствии заявленное комбинированное обозначение заменено на словесное - "ЕЙСКАЯ".
Если в ходе проведения экспертизы заявленного обозначения выявлено, что заявленное обозначение представляет собой зарегистрированный товарный знак или охраняемый элемент товарного знака, в регистрации ГУ должно быть отказано, даже в случае, когда заявителем по заявке на ГУ является правообладатель такого товарного знака.
Пример:
1.3.2. Указание товара
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, наличие указания товара, в отношении которого испрашивается государственная регистрация ГУ и предоставление исключительного права на такое указание или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное ГУ. 75
В графе заявки "Указание товара" приводится указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация ГУ и предоставление исключительного права на такое географическое указание или предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное ГУ. 76
В соответствующей графе заявки должно содержаться родовое или видовое наименование товара. При указании товара должны использоваться ясные и точные формулировки с учетом общепринятой терминологии, позволяющие идентифицировать конкретный товар или вид товара. Используемые термины должны быть понятны широкому кругу потребителей.
Пример:
Некорректное указание товаров |
Корректное указание товаров |
аксессуары делового человека |
портмоне, сумки, кошельки, визитницы |
Допускается указание вида товаров или нескольких товаров, относящихся к одному виду, при условии что заявленное обозначение способно идентифицировать все указанные товары.
Пример:
ГУ |
Указание товаров |
ЕЙСКАЯ |
лечебная грязь, маска грязевая |
ОРДЫНСКАЯ РОСПИСЬ |
изделия из дерева утилитарно-декоративного назначения с росписью |
Указание товара не должно содержать фантазийных названий товара, используемых конкретным производителем, а также обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков.
Пример:
Некорректное указание товара |
Корректное указание товара |
безалкогольные сладкие газированные напитки, в т.ч.: лимонад, крем-сода, колокольчик, "буратишка", "с ароматом груша" |
безалкогольные сладкие газированные напитки (лимонады) |
пиво светлое "EapuHoff", пиво темное нефильтрованное "Галактика" |
пиво |
Указание товара (товаров) должно приводиться исходя из заявленного обозначения и иных сведений, содержащихся в заявке и в прилагаемых к заявке документах.
Пример:
Заявленное обозначением |
Указание товаров при подаче заявки |
Комментарий |
Скорректированное указание товара |
ТРОИЦКИЙ ПЛАТОК |
изделия из натурального шёлка с ручной росписью, в том числе платки, палантины, шарфы, панно, текстильные купоны для изготовления сумок и одежды |
В заявленном обозначении присутствует указание на вид товаров "ПЛАТОК". Заявленное обозначение не способно идентифицироватъ все указанные при подаче заявки товары. Указание товаров является слишком широким. |
Изделия из натурального шёлка с ручной росписью, а именно: платки, палантины, шарфы. |
Указание товара в заявке на ранее зарегистрированное ГУ должно соответствовать товару, указанному в Государственном реестре.
1.3.3. Место происхождения (производства) товара (границы географического объекта)
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, наличие указания места происхождения (производства) товара (границ географического объекта). 77
Под географическими объектами могут быть указаны существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); месторождения (участки месторождения), источники. 78
Пример:
ГУ |
Место происхождения (производства) товара (границ географического объекта) |
ШУЙСКОЕ МЫЛО |
г. Шуя Шуйского района Ивановской области |
КАЗЫ ГОРНОГО АЛТАЯ |
Республика Алтай |
Границы географического объекта могут быть описаны с помощью координат, естественных границ местности - рек, гор, озер; административных границ или иным способом.
Пример:
ГУ |
Место происхождения (производства) товара (границ географического объекта) |
МАЦЕСТА ЧАЙ |
села Измайловка, Семёновка, Прогресс Хостинского района города Сочи Краснодарского края, расположенные в долине реки Мацеста |
ЕЙСКАЯ |
Ейский грязевый участок, расположенный в пределах месторождения "Плёс Глубокий" на территории курорта краевого значения города Ейск Ейского района Краснодарского края |
Кроме того, границы географических объектов, на территории которых возможно производство отдельных категорий товаров, могут быть установлены нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Например, территориальное деление виноградопригодных земель Российской Федерации утверждено Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3720-р "Об утверждении территориального деления виноградопригодных земель РФ".
Пример:
ГУ |
Место происхождения (производства) товара (границ географического объекта) |
КУБАНЬ |
виноград о-виноделъческая зона "Кубань" (Краснодарский край) |
СЕМИГОРЬЕ |
виноградо-виноделъческий район "Семигоръе" Краснодарского края |
Если географический объект, в отношении которого подана заявка на географическое указание, заявка на ранее зарегистрированное географическое указание, находится на территории Российской Федерации, проверяется обоснованность указания места происхождения (производства) товара на территории Российской Федерации. 79
При определении границ должны быть учтены особенности географического объекта, которые позволяют производить на территории этого географического объекта товар, обладающий указанными в заявке характеристиками. К таким особенностям географического объекта относятся:
- физические параметры - почва, климат, рельеф, наличие местных водных ресурсов и источников сырья для производства товара;
- наличие местных технологий, применяемых при производстве товара, в частности, традиционных методов выращивания, добычи источников сырья, способов его обработки, особых рецептур, в соответствии с которыми изготавливается готовая продукция.
Границы географического объекта должны быть определены исходя из заявленного обозначения, и сведений, представленных в графе заявки "Связь характеристик товара с местом его происхождения (производства)", а также в подтверждающих документах, прилагаемых к заявке. Не допускается указание зауженных или необоснованно широких границ географического объекта, а также включение территорий, не имеющих отношения к производству товара.
Примеры:
Заявленное обозначение |
Место происхождения (производства) товара (границ географического объекта) |
Комментарий |
КРЫМСКИЕ ЯБЛОКИ |
Косточковский с/с, за пределами населенного пункта |
Границы географического объекта заужены. Производство товара под заявленным обозначением возможно в более широких границах. |
КАЗАНСКИЙ ПЛОМБИР |
Республика Татарстан |
Границы географического излишне широкие. Обозначение содержит элемент, указывающий на происхождение товара в границах г. Казань. Остальная территория Республики Татарстан указана необоснованно. |
КАЧУГСКОЕ МАСЛО |
Поселок Качуг Иркутской области |
Границы географического объекта определены неверно. В графе "Связь характеристик товара с местом его происхождения (производства) указывается на зависимость характеристик сырья и готовой продукции природных условий Качугского района Иркутской области. |
В ходе экспертизы заявленного обозначения также проверяется, осуществляется ли на территории данного географического объекта хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара. 80
К стадиям производства, оказывающим существенное влияние на формирование характеристик товара, могут быть отнесены, например, добыча (выращивание, сбор) сырья, его переработка и изготовление готовой продукции. При этом не являются стадиями производства, оказывающими существенное влияние на формирование характеристик товара, фасовка и упаковка готовой продукции.
В заявке, поданной в отношении винодельческой продукции, в графе "Место происхождения (производства) товара (границы географического объекта)" должно быть указано место происхождения (производства) товара (границы географического объекта), где осуществляется выращивание винограда и производство из него вина, игристого вина, ликерного вина, спиртных напитков, произведенных из винного, виноградного, коньячного дистиллятов (в том числе коньяка), бренди. Указанные стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование характеристик товара должны осуществляться в границах определенного географического объекта. 81
Для наглядного представления о границах географического объекта дополнительно может быть представлена карта географического объекта, в границах которого производится товар. 82
В заявке на ранее зарегистрированное ГУ "Место происхождения (производства) товара (границы географического объекта)" должно соответствовать указанию границ географического объекта, содержащемуся в Государственном реестре.
1.3.4. Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, не связанные с местом его производства
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве географического указания, требованиям законодательства проверяется, в частности, не является ли заявленное обозначение обозначением, которое хотя и относится к наименованию географического объекта, в границах которого товар первоначально произведен или введен в гражданский оборот, но стало обозначением, вошедшим в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства. 83 Регистрация таких обозначений в качестве ГУ не допускается. 84
Обозначение, содержащее наименование географического объекта или производное от него, вошедшее в широкий обиход или какую-либо специальную отрасль производства как название самого товара, становится видовым понятием товара, неотделимым от него. Вследствие этого видовое понятие не может указывать на место происхождения товара.
Видовое понятие товара может свободно проставляться на товарах, в документации, сопровождающей товар, использоваться в рекламе. Оно включается в словари, энциклопедии, справочники, технические регламенты, международные и национальные стандарты, используется в периодических изданиях и т.д.
Превращение обозначения, содержащего наименование географического объекта, в видовое понятие может происходить в разных странах и в разное время. В результате могут возникать ситуации, когда определенное указание в одних странах является охраняемым ГУ, а в других - видовым понятием.
Примерами обозначений, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, являются: камамбер, пармезан, шампанское, коньяк, жигулевское пиво.
Одним из основных признаков, характеризующих обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, является использование обозначения в качестве названия (наименования) товара специалистами соответствующих отраслей производства, работниками торговли, потребителями. 85
Для установления вхождения обозначения во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, необходимо подтверждение следующих обстоятельств:
- обозначение должно утратить способность идентифицировать товар, происходящих из определенной географической местности, для потребителей товара, его изготовителей или специалистов в данной конкретной области. При этом факт выпуска товаров различными производителями со спорным обозначением недостаточен для подтверждения довода о вхождении обозначения во всеобщее употребление; 86
- при исследовании всеобщности оценке подлежат данные о мнении максимально широкого круга лиц, который включает как специалистов, так и потребителей этого товара;
- обозначение должно стать видовым понятием товара, неотделимым от него.
Также необходимо учитывать, что наличие утвержденных технических стандартов (ГОСТ, ОСТ и др.), содержащих требования к производству, контролю качества, порядку упаковки и прочим условиям изготовления товара, в отношении которого используется обозначение, содержащее наименование географического объекта или производное от него, не свидетельствует о том, что такое наименование является номенклатурным, родовым наименованием вида товара, который может производиться на любой территории, и ввиду этого вошло во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида.
Ссылки на технические стандарты разных периодов недостаточны для вывода о вхождении спорного обозначения во всеобщее употребление, как обозначения товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления на момент подачи заявки. 87
1.3.5. Обозначения, способные ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, не способно ли заявленное обозначение ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. 88 Регистрация таких обозначений в качестве ГУ не допускается. 89
К указанным обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление о характеристиках товара, его изготовителе или месте происхождения, которые не соответствуют действительности.
Заявленное обозначение может содержать элементы, указывающие на вид товара, на характеристики товара или место его происхождения, а также элементы, порождающие у потребителя представление об этих сведениях через ассоциации.
Элементы обозначений, прямо указывающие на вид товара, его характеристики или место происхождения, не соответствующие действительности, называются ложными. Ложность элементов может быть очевидной и не требовать обоснования.
Элементы обозначений, указывающие на вид товара, его характеристики, место происхождения или содержащие сведения об изготовителе через ассоциации, которые они вызывают у потребителя, относят к способным ввести в заблуждение. Способность элементов ввести в заблуждение не вполне очевидна. Она имеет вероятностный характер.
Вопрос о том, является ли обозначение ложным или способным ввести в заблуждение, рассматривается в отношении товаров, для которых испрашивается регистрация ГУ, с учетом всех сведений и документов, содержащихся в заявке.
Также должны приниматься во внимание общеизвестные факты и информация, находящаяся в открытом доступе, например: информация, содержащаяся в толковых, энциклопедических, специальных словарях и иной литературе, в том числе в сети Интернет.
При этом при экспертизе особое внимание следует уделять достоверности сведений, предоставляемых информационными источниками сети Интернет, и руководствоваться информацией исключительно с официальных сайтов. Согласно разъяснениям по вопросу использования сведений из сети Интернет целесообразно использовать информацию из следующих ресурсов: электронные текстовые эквиваленты литературных изданий, включая научную, техническую и справочную литературу (например, научные и научно-популярные монографии, энциклопедии, словари, справочники) или их специальные электронные версии; электронные версии газет, журналов, а также самостоятельные, зарегистрированные в качестве СМИ периодические интернет-издания; интернет-представительства (сайты) органов государственной власти и управления, научных и культурных учреждений, содержащие научную и справочную информацию, в том числе специализированные базы данных; сайты международных организаций (ВОИС, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.); информация иных интернет-сайтов при условии документального подтверждения даты размещения этой информации на сайте. 90
Для того, чтобы определить, является ли заявленное обозначение ложным и (или) способным ввести в заблуждение, следует проанализировать семантическое значение каждого элемента, входящего в состав заявленного обозначения.
Примеры:
1. На регистрацию географического указания в отношении товара "мёд" подано обозначение "АЛТАЙСКАЯ ГРЕЧИХА". При этом заявленное обозначение содержит словесный элемент "ГРЕЧИХА", который в совокупности со словесным элементом "АЛТАЙСКАЯ", может вызвать ложное ассоциативное представление у потребителя о видах товаров -гречихе (зерне) или гречневой крупе, произведенным в Алтайском крае.
Кроме того, в отношении товара "мёд" зарегистрированы НМПТ "АЛТАЙСКИЙ МЁД" (рег. N 142) и "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ" (рег. N 193). Словесный элемент заявленного обозначения "АЛТАЙСКАЯ", являющийся указанием на географическое происхождение товара, может создать у потребителя представление о наличии у товара особых свойств, указанных в Государственном реестре, а у производителя - исключительного права на НМПТ "АЛТАЙСКИЙ МЁД" или "МЁД ГОРНОГО АЛТАЯ". При этом заявитель по заявке не является обладателем исключительного права на вышеуказанные НМПТ.
С учетом вышеизложенного заявленное обозначение признано способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара и его изготовителя.
2. На регистрацию географического указания подано обозначение "ТАГИЛЬСКОЕ ПИВО" в отношении товаров "пиво, пивные напитки". Поскольку заявленное обозначение содержит указание на вид товара "ПИВО", его использование в отношении пивных напитков, способно вызвать ложное ассоциативное представление у потребителя о том, что такая продукция является пивом, что не соответствует действительности.
3. На регистрацию географического указания подано обозначение "ВОДКА ЕССЕНТУКИ" в отношении товара "водка". Заявителем в подтверждение связи характеристик товара с местом его происхождения (производства) указывается использование при производстве водки местного сырья, в частности, лечебно-столовой минеральной воды "Ессентуки".
Необходимо отметить, что в отношении минеральных вод Ессентукского месторождения зарегистрированы НМПТ "ЕССЕНТУКИ" (рег. N 23) и "ЕССЕНТУКИ ЦЕЛЕБНАЯ" (рег. N 129). Заявителем не было представлено подтверждения того, что при производстве товара используется только минеральная вода, в отношении которой зарегистрированы НМПТ "ЕССЕНТУКИ" (рег. N 23) и/или "ЕССЕНТУКИ ЦЕЛЕБНАЯ" (рег. N 129), обладающая особыми свойствами.
Более того, в заявке приводились сведения об уменьшении негативного воздействия агрессивных компонентов водки на человеческий организм вследствие добавления минеральной воды, в отношении которой зарегистрировано НМПТ "ЕССЕНТУКИ" (рег. N 23). В то же время, исходя из представленных заявителем документов, в ходе производства водки осуществляется обработка добавляемой минеральной воды - ее умягчение и обессоливание, в результате чего минеральная вода теряет присущие ей особые свойства, фактически превращаясь в дистиллированную воду.
Принимая во внимание отсутствие подтверждения вызывающей сомнение информации, заявленное обозначение может быть расценено как вводящее в заблуждение относительно товара (его характеристик, происхождения и качества сырья).
1.3.6. Проверка соответствия стадий и границ производства товара, а также характеристик товара специальным требованиям законодательства
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, соответствуют ли стадии и границы производства товара, а также характеристики товара, для обозначения которого используется ГУ, требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 91
Регистрация в качестве ГУ обозначений, не соответствующих вышеуказанным требованиям, не допускается. 92
Одной из основных особенностей ГУ является возможность регистрации в отношении практически любого вида товара. Вместе с тем, при проведении экспертизы заявленного обозначения необходимо учитывать, что в отношении отдельных категорий товаров может быть введено специальное регулирование процесса производства товаров, характеристик, а также маркировки такой продукции.
Так, например, Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду", принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 45 (далее - TP ЕАЭС 044/2017), устанавливает, в частности, обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требования к процессам производства, упаковки и маркировки упакованной питьевой воды. 93
Придуманное название природной питьевой воды может представлять собой или содержать современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, природные условия которых исключительно или главным образом определяют свойства природной питьевой воды, при условии, что такая природная питьевая вода добывается в пределах такого географического объекта. 94
Пример:
На регистрацию географического указания заявлено обозначение "ВОДА ОЗЕРА НЕРО" в отношении обработанной воды, обогащенной минералами. Из материалов заявки следует, что вода добывается из артезианского источника, который расположен в 5 км от озера Неро, после проходит через систему обратного осмоса и обогащается минералами. В рассматриваемом случае заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в отношении описанного в заявке товара, поскольку не соблюдены требования, установленные TP ЕАЭС 044/2017:
- вода добывается за пределами географического объекта, наименование которого содержится в заявленном обозначении;
- вода не относится к категории природной: применены недопустимые для природной воды методы обработки, свойства такой воды не зависят от природных условий географического объекта, на территории которого была осуществлена ее добыча.
В рамках экспертизы обозначения, заявленного в отношении винодельческой продукции, должны учитываться положения нормативных правовых актов, регулирующих производство алкогольной продукции, в том числе винодельческой, в Российской Федерации, в частности:
- Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции", принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 N 98;
- Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями);
- Федеральный закон от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (с изменениями);
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3720-р "Об утверждении территориального деления виноградопригодных земель Российской Федерации" (с изменениями) и др.
1.3.7. Связь характеристик товара с местом его происхождения
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, наличие сведений, касающихся связи характеристик товара с местом его происхождения (производства). 95
Из сведений, представленных в графе "Связь характеристик товара с местом его происхождения (производства)", должно быть ясно, какие именно характеристики товара определяются его географическим происхождением.
В случае, если товар обладает определенными свойствами или качеством, в рассматриваемой графе заявки должны содержаться сведения об условиях географического объекта (природных и/или людских факторах), а также вывод на наличии связи между характеристиками товара и указанными факторами географического объекта.
Описание природных особенностей географического объекта в зависимости от специфики характеристик товара может включать, например, сведения о географическом положении географического объекта, ландшафте местности, климатических особенностях: количестве осадков, солнечных дней в году, температурном режим, геологическом строении, составе почв, наличии водных ресурсов и т.д.
Людские факторы могут быть описаны путем указания на наличие локальных технологий производства товара, местных особенностей выращивания или добычи сырья, его обработки и т.д.
Например, в заявке на ГУ, поданной в отношении винодельческой продукции, должен содержаться вывод о влиянии природных факторов на характеристики винодельческой продукции, в том числе исходя из того, что виноград, произрастающий на данной территории, целиком от них зависит.
Людские факторы могут быть описаны путем указания на сложившиеся способы виноделия. 96
В заявке на ГУ, поданной в отношении природной минеральной воды, приводятся сведения о геолого-структурных, геотермических, гидрогеологических и геохимических условиях, которые определяют закономерности пространственной локализации данной минеральной воды, ее ионно-солевой и микроэлементный состав и другие показатели. 97
Отличающей характеристикой, достаточной для предоставления правовой охраны ГУ, является репутация какого-либо местного товара, которая возникла в силу его географического происхождения. При этом товар может не иметь свойств или качеств, которые бы отличали товар среди товаров, производимых в других географических объектах.
В целях обоснования наличия репутации товара могут быть представлены, например, сведения о давности производства товара в границах географического объекта, наличии наград за качество товара, об участии товара в различных выставках, фестивалях, о географии продаж товара.
Пример:
История производства чая в долине реки Мацеста началась еще в середине XX века, когда собственным чайным сырьем необходимо было обеспечить весь Советский Союз. В 1947 году на землях бывшего колхоза "Знамя советов" был образован Верхне-Мацестинский чайный совхоз.
Чай с обозначением "МАЦЕСТА ЧАЙ" ежегодно с 2011 по 2018 г становился победителем конкурса "Лучший продукт года". В настоящее время насчитывается около 30 международных конкурсов, где чай получал высшие награды.
Высокая репутация "МАЦЕСТА ЧАЙ" подтверждается наградами и дипломами выставок, в том числе и международных, среди которых:
- награды на дегустационном конкурсе Great Taste Британской гильдии высококачественных продуктов Fine Food, Великобритания, 2018, 2019, 2020 гг.;
- золотые медали за высокое качество продукции на Международной выставке продуктов питания SIAL, Шанхай, Китай, 2016, 2019 гг.;
золотые медали на Дегустационном конкурсе в рамках международной выставки продуктов питания, напитков и индустрии HoReCa "Gulfood 2017", "Gulfood 02018", Дубай, ОАЭ, 2018, 2019 гг.;
- награды Международного Фестиваля чая и кофе, Санкт-Петербург, 2016, 2017гг.;
- золотая медаль за высокое качество продукции на Международной выставке продуктов питания, Париж, Франция, 2016 г.
Высокую репутацию чая с обозначением "МАЦЕСТА ЧАЙ" подтверждает и участие в фестивале "Гастрономические сезоны" в Монако в 2019 г.
Следует также отметить, что при обосновании наличия репутации должны приводиться сведения непосредственно о репутации товара, в отношении которого испрашивается регистрация географического указания. По общему правилу, включение сведений о репутации заявителя является некорректным.
Пример:
Не свидетельствуют о наличии репутации товара, обусловленной географическим происхождением товара, такие сведения, как:
"В настоящее время хлебозавод представляет собой постоянно развивающееся современное предприятие, выпускающее широкий ассортимент изделий.",
"В 2003 году хлебозавод стал победителем краевого конкурса "День качества".
Графа заявки "Связь характеристик товара с местом его происхождения (производства)" не должна содержать формулировок оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием, допускающими различные трактовки.
Пример:
Особый климат этого местечка определил известные условия для произрастания особых сортов винограда и специфических свойств вин.
Сведения о связи характеристик товара с местом его происхождения (производства) не приводятся в заявках на ранее зарегистрированное ГУ.
1.3.8. Описание характеристик товара
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, наличие описания характеристик товара, включая исходный материал, используемый для производства товара, физические, химические, микробиологические, органолептические или художественные характеристики товара. 98
В графе "Описание характеристик товара" должны быть приведены характеристики товара, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением.
Характеристики товара должны быть описаны в соответствии с общепринятой специальной терминологией, требованиями нормативной и технической документации. 99 Использование при описании характеристик товара исключительно неопределенных формулировок, таких как "уникальный вкус", "определенное качество", "неповторимый аромат" и т.д., не допускается.
Описание должно носить информационный характер, в частности, указывать на исходный материал, используемый для производства товара, физические, химические, микробиологические, органолептические или художественные характеристики, если они в значительной степени связаны с его географическим происхождением. 100
Описание характеристик товара должно содержать указание на:
- сырье;
Пример: МАЙКОПСКИЙ ЛИМОНАД - это безалкогольные сладкие газированные напитки (лимонады), изготовленные путем купажирования составляющих компонентов напитка: воды питьевой подготовленной, сахара, лимонной кислоты, ароматизатора, колера, бензоата натрия и насыщенные диоксидом углерода.
- физические характеристики (форма, внешний вид, масса, объем) и способы презентации (в свежем, консервированном, сушеном виде, обработанном (упакованном);
Пример:
Внешний вид Шуйского мыла: куски прямоугольной формы (100 х 50 х 20 мм), одно- или двухслойное в зависимости от входящих в состав мыла сухих добавок и компонентов... .
химические характеристики (содержание органических и неорганических веществ, элементный состав);
Пример:
Физико-химические показатели Шуйского мыла:
- качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г) - не менее 74 г;
- массовая доля содопродуктов в пересчете на Na20 - не более 0,22%;
- температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр) - 35-41 °С;
- массовая доля хлористого натрия - не более 0,7%.
- микробиологические характеристики (использование ферментов, присутствие микроорганизмов);
Пример:
Сыр изготовлен с использованием бактериальной закваски мезофильных, термофильных молочнокислых микроорганизмов, молокосвёртывающего ферментного препарата животного происхождения.
- органолептические свойства (запах, консистенция, цвет, тактильные характеристики, аромат, вкус).
Пример:
Масло Минусинское отличается чистым, хорошо выраженным вкусом и запахом сливок, пастеризованных при высоких температурах, без посторонних привкусов и запахов.
Консистенция у масла - однородная, плотная, пластичная. Поверхность масла на срезе блестящая, сухая на вид. Цвет - от светло-жёлтого до жёлтого, однородный по всей массе.
В отношении винодельческой продукции, могут быть указаны: 101
- основные и второстепенные сорта винограда, используемые для производства: сорт(а) винограда Vitis Vinifera, сорта, полученные скрещиванием сортов Vitis Vinifera с сортами других видов рода Vitis;
- особенности винограда, используемого для производства (сахаристость, кислотность, период созревания винограда);
- органолептические показатели продукции (цвет, вкус, аромат);
- химические характеристики готовой продукции (объемное содержание спирта, массовая концентрация Сахаров, титруемая кислотность, летучая кислотность, концентрация массы доведенного экстракта, концентрация общей массы сернистой кислоты, концентрация свободной сернистой кислоты).
В отношении природной минеральной воды должны быть указаны: 102
- основной ионный состав в пределах естественных вариаций;
- биологически активные компоненты, при наличии;
- отдельные микроэлементы или их соотношение, характеризующие данную воду и показания для лечебного применения при наличии, если они отличают данный товар от идентичных товаров, производимых на территории (происходящих с территории) других географических объектов.
Для всех минеральных вод должны быть указаны сведения о показаниях к применению (если таковые определены) и сведения о воздействии на организм человека.
Описание характеристик минеральной воды должно содержать указание на то, что воды, разливаемые в емкости и предназначенные для внекурортного использования, сохраняют идентичность ионно-солевого состава подземных вод при отборе из эксплуатационной скважины (источника) и в готовой продукции.
В отношении изделий народных художественных промыслов указывается видовое наименование товара, его назначение, описание формы и иных визуальных признаков с использованием общепринятой терминологии. В частности, могут быть приведены: 103
- художественно-стилевые особенности готовых изделий (орнамент, техника росписи, толщина мазка, описание уникальных художественных элементов);
- химические, физические характеристики сырья (качественный состав, цвет, толщина, прозрачность и другие показатели).
В случае подачи заявки на ранее зарегистрированное географическое указание описание характеристик производимого заявителем товара должно соответствовать описанию характеристик товара, в отношении которого зарегистрировано данное географическое указание. 104
1.3.9. Описание способа производства товара, условий его хранения и транспортировки
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, наличие описания способа производства товара, а также информации об условиях его хранения и транспортировки, если это оказывает существенное влияние на формирование и сохранение характеристик товара. 105
В графе "Способ производства товара (условия его хранения и транспортировки)" должно содержаться описание способа производства товара, а также информация об условиях его хранения и транспортировки, если это оказывает существенное влияние на формирование и сохранение характеристик товара для заявок на ГУ, заявок на ранее зарегистрированное ГУ в том числе путем ссылки на соответствующие технические требования. 106
В описании способа производства приводятся технологии, применяемые на всех этапах изготовления товара (добыча, производство, транспортировка, переработка, хранение, выдержка (созревание) и окончательная упаковка), если это оказывает существенное влияние на формирование и сохранение характеристик. 107
Пример:
Производство чая "МАЦЕСТА ЧАЙ" осуществляется в несколько этапов:
1) сбор чайного листа;
2) переработка чайного листа (чёрный чай - завяливание, скручивание, ферментация, сушка;
зелёный чай - пропаривание, скручивание, сушка);
3) купажирование;
4) фасовка.
Описание этапа сбора чайного листа.
Для производства чая "МАЦЕСТА ЧАЙ" наиболее высокой сортной категории (ручной сбор) используются только верхние флеши - самые молодые нежные 2-3 листа с нераспустившейся почкой ручного сбора; чай иной сортной категории делают из молодых флешей механизированного сбора (с применением малой механизации).
Сбор на чайных плантациях начинается в зависимости от погодных условий в первых числах мая и продолжается до начала активного цветения чайных кустов (как правило, в октябре). При условии ранней и теплой весны первые сборы допускаются во второй половине апреля.
Ручной сбор заключается в срывании (отщипывании) созревших для сборов побегов (флешей). Готовыми для сбора считаются побеги, на которых развились по 2-3 молодых нежных листа вместе с верхней почкой, называемой "типе", богатой танином и придающей чаю тонкий аромат.
Механизированный сбор чайного листа осуществляется на участках, на которых произрастают зрелые чайные кусты, хорошо сформированы чайные шпалеры. Верхняя часть чайной шпалеры должна быть своевременно обрезана, чтобы чайные кусты имели одинаковую высоту и ровный верхний срез. При механизированном сборе срезаются побеги (флеши), имеющие от 2 до 5 чайных листьев. Сбор производится утром в сухую погоду.
В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения должно быть установлено, что заявка не содержит описания технологических процессов, применяемых конкретным производителем, которые, учитывая специфику товара, не являются объективно необходимыми для формирования и сохранения его характеристик, связанных с географическим происхождением.
Пример:
Некорректные требования к упаковке товара |
Комментарий |
Исправленные требования к упаковке товара |
Готовая продукция фасуется в пакетики из полимерной пленки по 450 г, укладываются в транспортную тару из гофрированного картона по ГОСТ 9142; в мешки полипропиленовые по 25 кг; банки из полимерного материала. которые упаковываются в термопленку. |
Приведены виды упаковки, используемые заявителем. Другими производителями аналогичного товара могут использоваться другие виды упаковки, что никак не повлияет на характеристики товара. |
Допускается фасовка готовой продукции в упаковку и тару, разрешенные для контакта с продукцией данного вида и обеспечивающие сохранность и качество товара в течение всего срока годности при транспортировке и хранении. |
Описание способа производства товара не должно содержать указаний на технологические процессы, применяемые в процессе производства товара, которые известны или доступны только отдельным производителям товара. В частности, не допускается включение сведений о собственных разработках заявителя, о наличии патентов на изобретения, которыми защищена рецептура и способ производства товара и т.д.
В случае подачи заявки на ранее зарегистрированное ГУ описание способа производства товара должно соответствовать описанию способа производства товара, в отношении которого зарегистрировано данное ГУ.
1.3.10. Порядок контроля за соблюдением условий производства и сохранением характеристик товара
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, наличие описания порядка контроля за соблюдением условий производства и сохранением характеристик товара, в отношении которого испрашивается правовая охрана ГУ. 108
В графе "Порядок контроля за соблюдением условий производства и сохранением характеристик товара" указываются: конкретные действия, меры, принимаемые заявителем (заявителями) с целью контроля за соблюдением условий производства и сохранением характеристик товара, в отношении которого испрашивается правовая охрана ГУ, используемые методы проверок (визуальный, анализ документов), а также их периодичность (частота проверок) и охват (все производители, выборка). 109
Пример:
Контроль за соблюдением условий производства и сохранением характеристик лечебной грязи "ЕЙСКАЯ" и маски на ее основе осуществляется на предприятии изготовителя в соответствии с внутренними документами и включает следующие меры.
1. Перед грязедобычей и после её окончания с участка добычи отбираются пробы лечебной грязи и поверхностной воды на бактериологический анализ, анализ на содержание тяжелых металлов и пестицидов. Анализы проводятся в аккредитованной лаборатории.
В процессе добычи отбираются пробы лечебной грязи и поверхностной воды (рапа) на полный физико-химический анализ, по результатам которого выдается бальнеологическое заключение и полный химический анализ по добытой лечебной грязи.
По истечении срока регенерации лечебной грязи отбираются пробы на бактериологический анализ и краткий физико-химический анализ, проводимый аккредитованными и аттестованными лабораториями.
При соответствии полученных результатов нормативам СанПина лечебная грязь отпускается потребителям.
2. В каждой выработанной партии определяют органолептические и физико-химические показатели.
Методы испытаний включают в себя определение органолептических показателей и определение физико-химических показателей (массовая доля влаги, плотность, сопротивление сдвигу, определение засоренности, удельная теплоемкость, определение общего сероводорода) согласно внутренним документам изготовителя.
1.3.11. Перечень лиц, имеющих право использования ГУ, условия использования географического указания.
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, наличие перечня лиц, имеющих право использования ГУ, если заявка на ГУ, заявка на ранее зарегистрированное ГУ подана объединением лиц, и условий использования географического указания лицами, входящими в это объединение. 110
В соответствующей графе приводится полный перечень лиц, имеющих право использования ГУ, в который могут входить как непосредственно производители товара, так и лица вводящие данный товар в гражданский оборот.
При этом в отношении всех указанных лиц должны быть представлены следующие сведения: 111
- полное наименование юридического лица (в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ или фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) гражданина (фамилия указывается перед именем, отчеством (последнее - при наличии);
- полный почтовый адрес заявителя (заявителей) (место нахождения юридического лица или место жительства гражданина) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ (для юридических лиц) или ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей), официальное наименование страны;
- идентификаторы заявителя: для российского юридического лица - основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП); для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), ИНН, КПП; для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, указывается ИНН и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); для иностранного юридического лица или постоянно проживающего за пределами Российской Федерации гражданина -код страны места нахождения или места жительства по стандарту Всемирной организации интеллектуальной собственности ВОИС ST.3 "Рекомендуемый стандарт на двубуквенные коды для представления стран, административных единиц и межправительственных организаций" (если он установлен), код иностранной организации (КИО) (если имеется), КПП (если имеется);
- номер телефона, факса и адрес электронной почты (при наличии). Условия использования ГУ устанавливаются непосредственно объединениями лиц, которые являются заявителями по заявке на географическое указание.
Пример:
Указанные лица вправе использовать ГУ "Кубань. Таманский полуостров" при условии членства в Ассоциации "...", Саморегулируемой организации "...". Данное условие не распространяется на Общество с ограниченной ответственностью "...", 111111, Краснодарский край, Темрюкский район, станица Голубицкая, ул. Первая, 111, ОГРН: 1161111111111, ИНН: 2311111111, КПП: 231111111 в связи с наличием у данного лица исключительного права на ГУ "Кубань. Таманский полуостров".
Условия членства в Ассоциации "...", Саморегулируемой организации "... " установлены их внутренними документами.
В случае, если заявка на ГУ, заявка на ранее зарегистрированное ГУ подана одним или несколькими заявителями, не являющимися объединениями лиц, графа "Перечень лиц, имеющих право использования ГУ, условия использования географического указания" не заполняется.
1.3.12. Сведения, подтверждающие право осуществлять деятельность по производству товара
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, наличие сведений, подтверждающих право осуществлять деятельность по производству товара, если это предусмотрено федеральными законами. 112
В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения необходимо учитывать, что для производства отдельных видов товаров необходимо наличие разрешительных документов, выдача которых предусмотрена федеральными законами. Сведения о наличии у заявителя (заявителей) необходимых документов должны быть указаны в соответствующей графе заявки.
Так, например, в зависимости от товара, в отношении которого подана заявка на ГУ, должны быть представлены сведения:
- о разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, 113
- о лицензии (лицензиях) на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (включая производство российской винодельческой продукции защищенных наименований), 114
- о постановке на специальный учет в территориальных органах Федеральной пробирной палаты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, 115
- о лицензии (лицензиях) на пользования недрами (для минеральных вод, лечебных грязей). 116
Сведения, подтверждающие право осуществлять деятельность по производству товара, если это предусмотрено федеральными законами, должны быть представлены как в заявках на ГУ, так и в заявках на ранее зарегистрированное ГУ.
1.3.13. Подтверждающие документы, прилагаемые к заявке на ГУ, заявке на ранее зарегистрированное ГУ
К заявкам на ГУ должны быть приложены документы, подтверждающие, что заявитель производит товар, обладающий соответствующими характеристиками, а также все сведения, содержащиеся в заявке (или измененные впоследствии). 117
Если заявка на ГУ подается несколькими лицами, к заявке прилагаются подтверждающие документы в отношении товара каждого заявителя.
При подаче заявки на ГУ объединением лиц также должны быть приложены документы, подтверждающие, что лица, входящие в это объединение, производят или вводят в гражданский оборот товар, в отношении которого подана заявка.
Следует отметить, что перечень подтверждающих документов определяется заявителем самостоятельно с учетом специфики товара, характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением.
Например, заявителем могут быть представлены:
- копии внутренних документов заявителя (копии технических условий, технологических инструкций, программ производственного контроля);
- копии договоров гражданско-правового характера (например, договоров поставки, договоров о приобретении товара или сырья, договоров аренды производственных мощностей);
- копии экспертных заключений профильных научных организаций, протоколов испытаний, деклараций о соответствии;
- копии наград за качество товара, копии документов, подтверждающих участие товара в различных фестивалях, конкурсах;
- публикации в литературных, научных и исторических источниках, СМИ, на официальных порталах органов власти и т.д.;
- результаты опросов потребителей, маркетинговых исследований.
Подтверждающие документы не должны содержать:
- разночтений со сведениями, указанными в заявке;
- противоречивых сведений, содержащихся в разных документах;
- недостоверной информации.
При оценке достоверности сведений, представленных из источников сети Интернет следует руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Информационном письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 сентября 2008 г. N 10/37-510/23 "Об использовании сведений из сети Интернет при экспертизе заявок на объекты интеллектуальной собственности" (см. пункт 1.3.5. настоящего раздела Руководства).
К заявке на ранее зарегистрированное ГУ, идентифицирующее товар как происходящий с территории географического объекта, находящегося на территории Российской Федерации, должны быть приложены документы, подтверждающие, что заявитель (заявители) производит (производят) товар, обладающий характеристиками, указанными в Государственном реестре, и соблюдает (соблюдают) условие о способе производства товара, об условиях его хранения и транспортировки, если это оказывает существенное влияние на формирование и сохранение характеристик товара, указанных в Государственном реестре. 118
Здесь и далее по тексту нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
1.3.15. Особенности экспертизы заявленного обозначения по заявкам на ГУ, место происхождения которых находится за пределами Российской Федерации
ГУ охраняются в разных странах и в разных региональных системах разными способами, часто с использованием сочетаний двух или более вышеуказанных подходов. Данные подходы сформировались на основе различных правовых традиций с учетом специфических исторических и экономических условий разных стран.
В некоторых юрисдикциях применяются правовые системы, разработанные специально для охраны ГУ. Такие системы называются системами "sui generis".
В других юрисдикциях (например, в США, Австралии) ГУ охраняются в рамках национальных систем охраны товарных знаков в качестве "коллективных" или "сертификационных" знаков.
Также ГУ могут охраняться законами, регулирующими деловую практику - например, законами ограничивающими недобросовестную конкуренцию, законами о защите прав потребителей, стандартами маркировки продукции. 119
В Российской Федерации государственная регистрация в качестве ГУ обозначения, позволяющего идентифицировать товар, происходящий с территории географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если это обозначение охраняется в качестве ГУ или иного средства индивидуализации товара в стране происхождения товара при условии его соответствия требованиям российского законодательства, предъявляемым к ГУ. Обладателем исключительного права на ГУ может быть только лицо, право которого на такие ГУ или иное средство индивидуализации товара охраняется в стране происхождения товара. 120
При этом к заявке должны быть приложены документы, подтверждающие: 121
- охрану заявленного обозначения в качестве ГУ или иного средства индивидуализации товара в стране происхождения товара;
- право заявителя на заявленное ГУ или иное средство индивидуализации товара в стране происхождения товара на дату подачи заявки;
- все сведения, содержащиеся в заявке.
Пример:
Обозначение "NAPPA VALLEY" подано на регистрацию ГУ в отношении винодельческой продукции, производимой на территории винодельческого региона "NAPPA VALLEY" в США. Заявленное обозначение охраняется в США в качестве сертификационного знака (рег. N 4853438).
1.4. Экспертиза заявленного обозначения по заявке на НМПТ, заявке на ранее зарегистрированное НМПТ
В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения в качестве НМПТ проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям пункта 1, подпунктов 1, 2, 5 и 6 пункта 2 статьи 1516 Кодекса, а также наличие сведений и документов, указанных в статье 1522.1 Кодекса. 122
При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве НМПТ, требованиям законодательства проверяется:
1) представляет ли собой или содержит заявленное обозначение современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования. 123
Заявляемое обозначение, может дополнительно содержать указание на видовое (родовое) обозначение ("ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК", "БЕЛЁВСКАЯ ПАСТИЛА", включать цифру или число ("ОБУХОВСКАЯ-13", "ШАДРИНСКАЯ-1", минеральная вода "СЕМИГОРСКАЯ-6"), которые не имеют самостоятельной правовой охраны; 124
2) наличие указания товара, в отношении которого испрашивается государственная регистрация НМПТ и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ. 125
При осуществлении проверки, указанной в данном подпункте, следует руководствоваться пунктом 1.3.2. настоящего раздела Руководства;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2) наличие сведений, подтверждающих нахождение географического объекта, наименование которого заявляется в качестве НМПТ, в границах, указанных в заявке, 126 а также обоснованность указания места происхождения (производства) товара на территории Российской Федерации. 127 По заявкам на НМПТ и заявкам на ранее зарегистрированное НМПТ также проверяется, осуществляются ли на территории данного географического объекта все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара. 128
При осуществлении проверки, указанной в данном подпункте, следует руководствоваться пунктом 1.3.3. настоящего раздела Руководства;
3) не является ли заявленное обозначение, которое хотя и относится к наименованию географического объекта, в границах которого товар первоначально произведен или введен в гражданский оборот, но стало обозначением, вошедшим в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства. 129
При осуществлении проверки, указанной в данном подпункте, следует руководствоваться пунктом 1.3.4. настоящего раздела Руководства;
4) не способно ли заявленное обозначение ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. 130
При осуществлении проверки, указанной в данном подпункте, следует руководствоваться пунктом 1.3.5. настоящего раздела Руководства;
5) соответствуют ли стадии и границы производства товара, а также особые свойства товара, для обозначения которого используется наименование места происхождения товара, требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 131
При осуществлении проверки, указанной в данном подпункте, следует руководствоваться пунктом 1.3.6. настоящего раздела Руководства;
6) наличие сведений, содержащих обоснование того, что товар, в отношении которого заявляется на государственную регистрацию НМПТ, обладает особыми свойствами. 132
В графе "Обоснование наличия в товаре особых свойств" должны быть приведены сведения, подтверждающие наличие климатических, геологических, гидрогеологических или иных природных условий, а также людей (коллектива), способных изготавливать товар традиционным способом, которые исключительно определяют особые свойства товара. 133
Пример:
- Скважина N 12Э, где добывается минеральная вода, в отношении которой регистрируется обозначение "ОБУХОВСКАЯ - 12" в качестве НМПТ и предоставляется исключительное право на такое наименование, расположена в пределах Южного участка Обуховского месторождения минеральных вод и имеет глубину 53,0 м. Продуктивный в отношении Обуховских минеральных вод верхнемеловой водоносный горизонт вскрыт в интервале глубин 40,5 - 53,0 м. Как и на всей площади Обуховского месторождения, верхнемеловой горизонт представлен мелкозернистыми кварцевыми и глауконитово-кварцевыми песками и песчаниками. Указанные особенности водозабора формируют особые свойства минеральной воды.
- Возникновению промысла по изготовлению Каргополъской глиняной игрушки, способствовало то, что на территории современного города Каргополя и окрестных деревень Гринево, Токарево (ныне уже не существующих), Печниково находились залежи красной глины, которая подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. В XIX веке местные мастера из нее изготавливали посуду, а из остатков глины - разные фигурки. В начале 20-х годов XX века в связи с появлением фабричного производства, новых материалов и технологий гончарное производство стало невостребованным, перестали изготавливать и игрушки. Возрождение, развитие и сохранение промысла связано с именами талантливых потомственных мастеров из деревни Гринево: Дружинина И.В., Бабкиной У.И. и Шевелёва А.И.
7) наличие описания особых свойств товара, включая указание на исходный материал, используемый для его производства, основные физические, химические, микробиологические, органолептические или художественные характеристики товара. 134
В графе "Описание особых свойств товара" должны быть приведены особые свойства товара, в отношении которого заявляется обозначение, отличающие данный товар от идентичных товаров, производимых на территории других географических объектов. 135
При этом необходимо отметить, что современные технологии позволяют воспроизвести без видимых отличий практически любой продукт, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре, за пределами места происхождения товара.
Однако это не означает, что обозначению, которое используется для товара, чьи особые свойства главным образом определяются людскими факторами, характерными для конкретного географического объекта, не может быть предоставлена правовая охрана в качестве НМПТ.
Законодательство в сфере правовой охраны НМПТ как раз нацелено на то, чтобы защитить название продукта, обладающего определенной сложившейся репутацией (например, традиционного народного продукта), от его коммерческого использования лицами, не имеющими никакого отношения к его производству. 136
Особые свойства товара должны быть описаны в соответствии с общепринятой специальной терминологией и (или) требованиями нормативной и технической документации. Описание должно носить информационный характер, в частности, указывать на исходный материал, используемый для производства товара, физические, химические, микробиологические, органолептические или художественные характеристики. 137
При осуществлении проверки, указанной в данном подпункте, следует руководствоваться пунктом 1.3.8. настоящего раздела Руководства;
8) наличие описания способа производства товара, а также информации об условиях его хранения и транспортировки, если это оказывает существенное влияние на формирование и сохранение особых свойств товара. 138
При осуществлении проверки, указанной в данном подпункте, следует руководствоваться пунктом 1.3.9. настоящего раздела Руководства;
9) наличие описания порядка контроля за соблюдением условий производства и сохранением особых свойств товара, в отношении которого испрашивается правовая охрана НМПТ. 139
При осуществлении проверки, указанной в данном подпункте, следует руководствоваться пунктом 1.3.10. настоящего раздела Руководства;
10) наличие перечня лиц, имеющих право использования НМПТ, если заявка на НМПТ, заявка на ранее зарегистрированные НМПТ подается объединением лиц, и условий использования наименования места происхождения товара лицами, входящими в это объединение. 140
При осуществлении проверки, указанной в данном подпункте, следует руководствоваться пунктом 1.3.11. настоящего раздела Руководства;
11) наличие сведений, подтверждающих право осуществлять деятельность по производству товара, если это предусмотрено федеральными законами. 141
При осуществлении проверки, указанной в данном подпункте, следует руководствоваться пунктом 1.3.12. настоящего раздела Руководства;
12) известность обозначения, возникшая в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (для заявок на НМПТ). 142
Подтверждением известности заявленного обозначения в отношении товара могут являться следующие сведения и документы: 143
- упоминания о заявленном обозначении в отношении товара в различных литературных источниках;
- копии дипломов национальных или международных выставок, ярмарок, на которых товары с использованием заявленного обозначения выставлялись;
- сведения об использовании заявленного обозначения в отношении товара на территории Российской Федерации. При этом могут быть указаны: дата начала использования заявленного обозначения на территории Российской Федерации, перечень населенных пунктов Российской Федерации, где производилась реализация товара, объем реализации, способы использования заявленного обозначения, среднегодовое количество потребителей товара, положение производителя на рынке в определенном секторе экономики и тому подобное;
- сведения о произведенных затратах на рекламу заявленного обозначения в отношении товара (например, годовые финансовые отчеты);
- сведения о результатах опроса потребителей товара по вопросу известности заявленного обозначения, проведенного специализированной независимой организацией.
1.4.1. Заключение уполномоченного органа, прилагаемое к заявке на НМПТ, заявке на ранее зарегистрированное НМПТ
К заявке на регистрацию НМПТ, место происхождения которого расположено на территории Российской Федерации, должно быть приложено заключение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, которое подтверждает, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий требованиям, предъявляемым к НМПТ, и подтверждает все сведения, приведенные в заявке. 144
Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти определены постановлением Правительства РФ от 08.08.2020 N 1195 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных выдавать заключения, необходимые для государственной регистрации наименования места происхождения товара и осуществления юридически значимых действий в отношении зарегистрированного наименования места происхождения товара" (далее - постановление Правительства РФ от 08.08.2020 г. N 1195).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.08.2020 N 1195 такими органами являются:
- Министерство здравоохранения Российской Федерации - в отношении лечебных грязей, минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды;
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - в отношении товаров народных художественных промыслов и музыкальных инструментов;
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - в отношении продукции сельского хозяйства и пищевой продукции, за исключением минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка - в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Если уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не определен для товара, в отношении которого испрашивается государственная регистрация НМПТ, то к заявке должно быть приложено заключение местного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится данный географический объект, или организации, уполномоченной высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 145
Пример:
На основании Постановления Совета министров Республики Крым от 01.12.2021 N 730 Министерство промышленной политики Республики Крым уполномочено на выдачу заключений, необходимых для государственной регистрации НМПТ и осуществления юридически значимых действий, в отношении зарегистрированного НМПТ.
Если заявка на НМПТ подается несколькими лицами, к ней прилагается заключение уполномоченного органа в отношении товара каждого заявителя. 146
При подаче такой заявки объединением лиц заключение уполномоченного органа должно относиться к каждому лицу, входящему в данное объединение. 147
К заявке на ранее зарегистрированное НМПТ должно быть приложено заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре. 148
1.4.3. Особенности экспертизы заявленного обозначения по заявкам на НМПТ, место происхождения которых находится за пределами Российской Федерации
Государственная регистрация наименования географического объекта, находящегося в иностранном государстве, в качестве НМПТ допускается, если наименование этого географического объекта охраняется в качестве НМПТ в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права на НМПТ может быть только лицо, право которого на такое наименование охраняется в стране происхождения товара. 149
При этом к заявке должен быть приложен документ, подтверждающий:
- охрану заявленного обозначения в качестве НМПТ в стране происхождения товара;
- право заявителя на заявленное НМПТ в стране происхождения товара на дату подачи заявки. 150
Пример:
НМПТ " (КОНТЕ)" зарегистрировано в отношении сыра, который традиционно изготавливается на территории географического района Франции, имеющего историческое название Френч-Конте (Frenche-Comte). Обозначение "" зарегистрировано на территории Франции и Европейского Союза в качестве охраняемого наименования места происхождения.
НМПТ "HABANOS" зарегистрировано в отношении сигар, которые производятся из растения табака, культивируемого на территории Кубы. Обозначение "HABANOS" охраняется на Кубе в качестве НМПТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.