Приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 7 февраля 2022 г. N 48
"Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области"
В целях реализации статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", на основании постановления Правительства Саратовской области от 8 октября 2013 года N 537-П "Вопросы министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области.
2. Признать утратившими силу:
приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 5 октября 2017 года N 853 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области";
приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 26 апреля 2018 года N 229 "О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 5 октября 2017 года N 853";
приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 27 ноября 2018 года N 1206 "О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 5 октября 2017 года N 853";
приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 20 февраля 2019 года N 126 "О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 5 октября 2017 года N 853";
приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 11 ноября 2019 года N 931 "О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 5 октября 2017 года N 853";
приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 25 июня 2020 года N 303 "О внесении изменения в приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 5 октября 2017 года N 853".
3. Отделу правовой работы министерства природных ресурсов и экологии области не позднее одного рабочего дня после подписания настоящего приказа обеспечить его направление в министерство информации и печати области для официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр |
К.М.Доронин |
Утвержден
приказом министерства природных ресурсов
и экологии Саратовской области
от 7 февраля 2022 года N 48
Порядок
накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
1.2. Настоящий Порядок регулирует отношения, возникающие в процессе организации и осуществления деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе их раздельному накоплению.
1.3. Настоящий Порядок направлен на снижение негативного воздействия ТКО на окружающую среду и здоровье человека, создание системы раздельного накопления ТКО в целях максимального извлечения из ТКО вторичных материальных ресурсов, качественного оказания услуги по обращению с ТКО.
1.4. Порядок не распространяется на отношения, возникающие в процессе обращения с промышленными, биологическими, токсичными, радиоактивными, медицинскими отходами, отходами строительства зданий и сооружений.
1.5. В настоящем Порядке используются определения, термины и понятия, содержащиеся в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", постановлении Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", иных нормативных актах, а также следующие основные понятия:
крупногабаритные отходы - ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (утратившие свои потребительские свойства мебель, бытовая техника, предметы интерьера, сантехника, торговое оборудование, ящики, тазы, баки, бидоны, велосипеды, коляски, отходы от текущего ремонта жилых помещений и т. п.);
отработавшее электронное и электрическое оборудование - группа ТКО, классифицируемых как оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства, техника бытовая электронная, утратившая потребительские свойства, техника бытовая электрическая, утратившая потребительские свойства;
раздельное накопление ТКО - раздельное складирование ТКО по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов;
перерабатываемые ТКО - виды ТКО, подлежащих утилизации, а именно: бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, годных к вторичной переработке, не загрязненных пищевыми отходами;
смешанные ТКО - совместно складированные виды ТКО, подлежащих утилизации и направляемых на объекты переработки ТКО в целях дальнейшего извлечения вторичного сырья, а также не подлежащих утилизации, такие как: пищевые отходы, загрязненная упаковка от пищевых продуктов, средства личной гигиены, направляемых на объекты захоронения ТКО.
1.6. Настоящий Порядок обязателен для исполнения всеми юридическими лицами (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими любые виды деятельности на территории области, в результате которой образуются ТКО, а также физическими лицами.
1.7. Организация деятельности по накоплению ТКО (в том числе их раздельному накоплению) на территории области осуществляется министерством природных ресурсов и экологии области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории области (далее - территориальная схема обращения с отходами), посредством координации деятельности органов местного самоуправления, регионального оператора по обращению с ТКО (далее - региональный оператор).
II. Основные требования к накоплению твердых коммунальных отходов
2.1. Накопление ТКО на территории области допускается только в местах (на площадках) накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований области.
2.2. Накопление ТКО на территории области (в том числе их раздельное накопление) осуществляется потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО (далее - потребители) в местах накопления ТКО, определенных заключенными потребителями с региональным оператором договорами на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
2.3. В случае если в территориальной схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в министерство природных ресурсов и экологии области для включения в территориальную схему обращения с отходами сведений о местах (площадках) накопления ТКО, согласованных с органами местного самоуправления.
2.4. Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров (бункеров) или в контейнеры (бункеры), не предназначенные для таких видов отходов.
За нарушение правил обращения с ТКО в части складирования ТКО вне мест накопления таких отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, потребитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
2.5. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
в контейнеры, бункеры, расположенные в местах (на площадках) накопления ТКО;
в пакеты, специально предназначенные емкости, предоставленные региональным оператором.
2.6. В местах (на площадках) накопления ТКО подлежат складированию ТКО, соответствующие понятию ТКО, приведенному в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В местах (на площадках) накопления ТКО запрещается осуществлять складирование отходов от строительства, реконструкции, сноса зданий и сооружений, частей автомобилей, в том числе покрышек, и иных отходов, не относящихся к ТКО.
2.7. Бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме или, по их поручению, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами.
Бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, организованных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, организовавшие места (площадки) накопления ТКО, специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов.
Бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, организованных для индивидуальных жилых домов органами местного самоуправления на территории общего пользования, несут органы местного самоуправления, организовавшие места (площадки) накопления ТКО, специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов.
Бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов на территории садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ несут садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
2.8. Лицо, ответственное за содержание мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадок, а также иную информацию, указанную в пункте 4.6 настоящего Порядка.
III. Накопление твердых коммунальных отходов в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах
3.1. Накопление ТКО в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах и (или) в мусоропроводах, осуществляется в многоквартирных жилых домах, зданиях, оборудованных соответствующей внутридомовой инженерной системой.
3.2. Сбрасывание ТКО в мусоропровод производится небольшими порциями; мелкие и пылевидные фракции перед сбрасыванием в мусоропровод необходимо завернуть в пакеты; сбрасывать в мусоропровод крупногабаритные отходы, требующие усилий при их загрузке в ковш клапана, не допускается; ТКО, не поддающиеся измельчению, должны быть вынесены на контейнерную площадку.
3.3. Не допускается сбрасывать в мусоропровод и в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, горящие, раскаленные или горячие отходы, жидкие вещества, биологически и химически активные отходы и вещества, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы.
3.4. При осуществлении раздельного накопления ТКО в многоквартирных жилых домах, оборудованных мусоропроводами и (или) мусороприемными камерами, накопление вторичного сырья осуществляется в соответствующие контейнеры, расположенные на контейнерных площадках.
3.5. Вывоз ТКО обеспечивается региональным оператором по договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
3.6. Периодичность вывоза ТКО из мусоропроводов и мусороприемных камер определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО, графиком вывоза ТКО.
Выкат контейнеров из мусороприемных камер к моменту перегрузки в мусоровоз на отведенную площадку обеспечивается лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом; при непосредственном управлении многоквартирным домом - собственниками помещений в многоквартирном доме.
3.7. Мусоропроводы и мусороприемные камеры должны содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3.8. Содержание мусоропровода и мусороприемной камеры производится лицом, осуществляющим управление многоквартирным жилым домом. В случае отсутствия лица, осуществляющего управление многоквартирным жилым домом, содержание мусоропровода, мусороприемной камеры является обязанностью собственников помещений многоквартирного жилого дома.
IV. Накопление твердых коммунальных отходов в контейнерах, бункерах, расположенных в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов
4.1. Потребители обеспечивают складирование ТКО в контейнеры емкостью от 0,7 до 1,2 куб. м с крышкой, бункеры емкостью до 15 куб. м, расположенные на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4.2. Контейнеры, бункеры могут заполняться ТКО только до объема, пока может закрываться их крышка, не выше верхней кромки. Запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере, бункере таким образом, что становится невозможным высыпание его содержимого при загрузке в мусоровоз.
4.3. Контейнер представляет собой опорожняемую емкость, которая выгружается с помощью мусоровозов.
При выборе контейнеров соблюдаются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
наличие крышек для предотвращения распространения запахов, растаскивания отходов животными и птицами, распространения инфекций, сохранения ресурсного потенциала отходов, предотвращения обводнения отходов;
оснащение колесами, что позволяет выкатывать контейнер для опорожнения при вывозе мусоровозами;
прочность, огнеупорность, сохранение прочности в холодный период года;
низкие адгезионные свойства с целью предотвращения примерзания и прилипания отходов.
4.4. Контейнеры должны быть закрыты. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в контейнерах, в том числе при раздельном накоплении ТКО, должна быть исключена возможность попадания отходов из контейнера на площадку накопления ТКО.
4.5. Контейнеры и бункеры должны находиться в технически исправном состоянии. Металлические контейнеры и бункеры должны быть окрашены.
Контейнеры должны проходить систематическую промывку и дезинфекцию.
4.6. В месте (на площадке) накопления ТКО должна быть размещена следующая информация:
о собственнике контейнерной площадки, с указанием ответственного за ее содержание лица;
сведения об обслуживаемых объектах потребителей;
график вывоза ТКО и наименование организации, осуществляющей вывоз ТКО, контактные данные регионального оператора;
маркировка в виде надписей и (или) пиктограмм, обозначающих наименование вида отходов, для которых предназначены контейнер и (или) бункер (в случае внедрения системы раздельного накопления ТКО).
4.7. Запрещается устанавливать контейнеры и (или) бункеры на проезжей части, тротуарах, газонах и проходных арках домов. Не допускается расположение контейнеров и (или) бункеров за пределами контейнерных площадок на прилегающей территории.
4.8. В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, автомобильные
покрышки, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
4.9. Количество и объем контейнеров и (или) бункеров на контейнерной площадке устанавливаются для многоквартирных жилых домов и индивидуальных жилых домов в соответствии с нормативами накопления ТКО на территории Саратовской области и исходя из числа жителей, проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, для накопления ТКО которых предназначены эти контейнеры и бункеры.
Количество и объем контейнеров и (или) бункеров на контейнерной площадке, необходимых для накопления ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяется данными лицами исходя из нормативов накопления ТКО на территории Саратовской области и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
4.10. Контейнеры (бункеры) для накопления ТКО могут предоставляться потребителям региональным оператором либо операторами, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО, в соответствии с договорами, заключенными с региональным оператором.
Контейнеры (бункеры) для накопления ТКО могут быть предоставлены региональным оператором в пределах средств (расходов), учтенных в составе необходимой валовой выручки регионального оператора при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Контейнеры (бункеры) для накопления ТКО могут быть предоставлены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами (для использования на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме).
Контейнеры (бункеры) для накопления ТКО могут быть предоставлены органами местного самоуправления (для использования на территории общего пользования в границах муниципального образования, в том числе на организованных органами местного самоуправления контейнерных площадках для индивидуальных жилых домов).
V. Накопление твердых коммунальных отходов в пакетах, специально предназначенных емкостях, предоставленных региональным оператором
5.1. Накопление ТКО на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ допускается в местах (площадках) накопления ТКО в пакетах, специально предназначенных емкостях, предоставленных региональным оператором, плотностью не менее 27 мкм и объемом не более 0,2 м.
5.2. Пакеты, специально предназначенные для накопления ТКО емкости предоставляются региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО либо по заявкам потребителей.
5.3. Частота вывоза ТКО с территории садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
VI. Накопление крупногабаритных отходов
6.1. Накопление крупногабаритных отходов (далее - КГО) осуществляется:
а) в бункерах, расположенных на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования КГО.
6.2. Количество и объем бункеров для накопления КГО определяются в соответствии с нормативами накопления ТКО на территории Саратовской области, а также исходя из фактической потребности физических и юридических лиц по установке указанных бункеров на конкретной территории.
6.3. Собственник КГО не вправе складировать их вне бункеров и специальных площадок, предназначенных для их накопления, в контейнеры для ТКО, а также бункеры, предназначенные для накопления КГО других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, или бункеры и площадки, не предназначенные для таких видов отходов.
6.4. Вывоз КГО с мест их накопления производится региональным оператором или оператором по обращению с ТКО регулярно по графику, установленному договором на оказание услуг по обращению с ТКО, и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по заявкам собственников КГО.
Собственник КГО должен обеспечить их доставку к месту накопления и к сроку, определенным в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
6.5. КГО должны находиться в состоянии, не создающем угроз для жизни и здоровья персонала регионального оператора (оператора по обращению с ТКО), осуществляющего вывоз КГО, в частности, предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь торчащих гвоздей или болтов, а также не должны создавать угроз для технической исправности мусоровозов. Предоставленные к транспортированию КГО не должны быть заполнены другими отходами.
VII. Накопление отходов электронного и электрического оборудования
7.1. Наличие мест (площадок), специальных пунктов (мобильных пунктов) для накопления отработавшего электронного и электрического оборудования (далее - ОЭЭО) обеспечивается:
производителями ОЭЭО;
импортерами ОЭЭО;
организациями розничной торговли, осуществляющими продажу ОЭЭО.
7.2. Запрещается складирование ОЭЭО в контейнерах для ТКО, на контейнерных площадках и на прилегающей к ним территории, а также в других, не предназначенных для накопления ОЭЭО, местах.
7.3. Вывоз ОЭЭО может обеспечиваться организациями розничной торговли, осуществляющими продажу ОЭЭО.
7.4. Собственниками ОЭЭО должна обеспечиваться доставка ОЭЭО к месту накопления ОЭЭО.
7.5. ОЭЭО должно находиться в состоянии, не создающем угроз для жизни и здоровья персонала организаций, осуществляющих его вывоз, а также не должно создавать угроз для технической исправности мусоровозов.
7.6. Предоставленное к вывозу ОЭЭО не должно быть заполнено другими отходами.
7.7. Накопление осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы), осуществляются с учетом Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерацией от 28 декабря 2020 года N 2314.
VIII. Раздельное накопление твердых коммунальных отходов
8.1. Раздельное накопление ТКО предусматривает их разделение собственниками ТКО по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и их складирование в контейнерах (емкостях) для соответствующих видов ТКО (далее - контейнеры).
При раздельном накоплении выделяются ТКО, подлежащие утилизации, годные к вторичной переработке и не загрязненные пищевыми отходами (перерабатываемые ТКО).
8.2. Для раздельного накопления ТКО контейнерные площадки оборудуются отдельными контейнерами для перерабатываемых ТКО. Контейнерные площадки также должны быть оборудованы контейнерами для смешанных ТКО.
Контейнеры для перерабатываемых отходов должны иметь определенную цветовую индикацию, смешанные отходы размещаются в контейнере с отличающейся цветовой индикацией.
В целях недопущения частичного изъятия ТКО, накапливаемых раздельно, контейнер для перерабатываемых ТКО может оборудоваться замком или запирающим устройством.
На контейнерной площадке, на которой обеспечивается осуществление раздельного накопления ТКО, должна быть размещена информация, указанная в пункте 4.6 настоящего Порядка.
На отношения по раздельному накоплению ТКО в контейнерах распространяются положения пунктов 4.1-4.5, 4.7-4.10 настоящего Порядка.
8.3. Раздельное накопление ТКО организуется:
юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами (на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме);
органами местного самоуправления (на территории общего пользования в границах муниципального образования, в том числе на организованных органами местного самоуправления контейнерных площадках для индивидуальных жилых домов);
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на организованных ими контейнерных площадках;
садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами на своих территориях;
региональным оператором или операторами по транспортированию ТКО по согласованию с региональным оператором.
IX. Ответственность за нарушение настоящего Порядка
За нарушение настоящего Порядка юридические лица и физические лица, в том числе должностные лица и индивидуальные предприниматели, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 7 февраля 2022 г. N 48 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области"
Вступает в силу с 9 февраля 2022 г.
Текст приказа опубликован на сайте электронного периодического издания "Новости Саратовской губернии" (http://g-64.ru/) 9 февраля 2022 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 февраля 2022 г. N 6401202202140004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 27 ноября 2023 г. N 729
Изменения вступают в силу с 29 ноября 2023 г.