Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Пример
расчета сил, действующих на боковую раму трехосной тележки при проверке на прочность и предварительной оценке сопротивления усталости
В.1 Схема сил, действующих при проверке на прочность и предварительной оценке сопротивления усталости на боковую раму трехосной тележки с клиновым фрикционным гасителем колебаний по типу тележки модели 18-100, с односторонним нажатием тормозных колодок на крайние оси и двухсторонним нажатием на среднюю ось приведена на рисунке В.1.
Рисунок В.1 - Схема сил, действующих на боковую раму трехосной тележки
В.1.1 G 1,3 - ускорение, приложенное к боковой раме в вертикальном направлении.
В.1.2 Сила F z1 действует в вертикальном направлении на опорную поверхность боковой рамы для установки упругих элементов рессорного подвешивания.
В.1.3 Сила F z2 действует в вертикальном направлении на опорную поверхность проема для крайней колесной пары в боковой раме.
В.1.4 Сила F z3 действует в вертикальном направлении на опорную поверхность боковой рамы на балансир средней колесной пары.
В.1.5 Силы F z4, F z5 действуют в вертикальном направлении на кронштейны боковой рамы для установки тормозной рычажной передачи.
В.1.6 Силы F x1, F x2 действуют в продольном направлении на поверхности боковой рамы, взаимодействующие с фрикционными клиньями рессорного подвешивания.
В.1.7 Сила F x3 действует в продольном направлении на наружную упорную поверхность проема для крайней колесной пары в боковой раме, ограничивающую горизонтальное продольное перемещение крайней колесной пары.
В.1.8 Сила действует в продольном направлении на внутреннюю упорную поверхность проема для крайней колесной пары в боковой раме, ограничивающую горизонтальное продольное перемещение крайней колесной пары.
В.1.9 Сила F x4 действует в продольном направлении на наружную поверхность отверстия в боковой раме для установки балансира средней колесной пары, ограничивающую горизонтальное продольное перемещение средней колесной пары.
В.1.10 Сила действует в продольном направлении на внутреннюю поверхность отверстия в боковой раме для установки балансира средней колесной пары, ограничивающую горизонтальное продольное перемещение средней колесной пары.
В.1.11 Сила F y1 действует в боковом направлении на опорную поверхность боковой рамы для установки упругих элементов рессорного подвешивания.
В.1.12 Силы F y2, F y3 действуют в боковом направлении на поверхности боковой рамы, взаимодействующие с фрикционными клиньями рессорного подвешивания.
В.1.13 Сила F y4 действует в боковом направлении на наружную упорную поверхность проема для крайней колесной пары в боковой раме, ограничивающую горизонтальное боковое перемещение крайней колесной пары.
В.1.14 Сила действует в боковом направлении на внутреннюю упорную поверхность проема для крайней колесной пары в боковой раме, ограничивающую горизонтальное боковое перемещение крайней колесной пары.
В.1.15 Сила F y5 действует в боковом направлении на поверхность боковой рамы, взаимодействующую с балансиром средней колесной пары и ограничивающую горизонтальное боковое перемещение средней колесной пары.
В.1.16 Сила F y6 действует в боковом направлении на опорную поверхность проема для крайней колесной пары в боковой раме.
В.1.17 Сила F y7 действует в боковом направлении на опорную поверхность боковой рамы на балансир средней колесной пары.
В.2 Силы, действующие на боковую раму, при проверке на прочность в режиме Ia по 5.6, приведены в таблице В.1.
Таблица В.1 - Силы, действующие на боковую раму, при проверке на прочность в режиме Ia
Обозначение |
Метод расчета |
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
G 1 |
,
где g = 9,81 м/с 2 - ускорение свободного падения |
|
F z1 |
,
где - сила тяжести, действующая на боковую раму, по 5.6.3; n - число осей в тележке; - максимальная расчетная статическая осевая нагрузка; - сила тяжести тележки; - сила тяжести шкворневой балки; - количество надрессорных балок в тележке; - сила тяжести надрессорной балки; - сила тяжести рессорного подвешивания тележки; - сила тяжести обрессоренной массы тормозной системы тележки; - вертикальная составляющая силы инерции по 5.6.4; - продольная сила удара в режиме I (принимают N 1 = 2500 кН по перечислению а) 5.6.2); - расчетное расстояние от центра тяжести кузова вагона до уровня подпятника тележки (определяют с учетом высоты центра тяжести кузова вагона над центрами осей колесных пар 2,0 м); - база вагона (принимают = 8,9 м) |
|
F x1, F x2 |
, |
, |
где - сила, действующая от вертикальной поверхности фрикционного клина на боковую раму при силе F z1, действующей на рессорное подвешивание; - продольная сила инерции тележки в режиме I по 5.6.6; - масса тележки; - масса шкворневой балки; - масса надрессорной балки; - максимальная расчетная масса вагона | ||
F x3, , , F x4 |
, |
, |
где - продольная сила инерции крайней колесной пары в режиме I по 5.6.6; - продольная сила инерции средней колесной пары в режиме I по 5.6.6; - масса крайней колесной пары; - масса средней колесной пары | ||
F z2, F z3 |
Силы реакции от действия G 1, F z1, F x1, F x2, F x3, , F x4, |
В.3 Силы, действующие на боковую раму, при проверке на прочность в режиме Iб по 5.6, приведены в таблице В.2.
В.4 Силы, действующие на боковую раму, при проверке на прочность в режиме Iв по 5.6, приведены в таблице В.3.
Таблица В.2 - Силы, действующие на боковую раму, при проверке на прочность в режиме Iб
Обозначение |
Метод расчета |
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
G 1 |
G 1 = g |
|
F z1 |
F z1 = P |
|
F x1, F x2 |
, |
, |
где - сила, действующая от вертикальной поверхности фрикционного клина на боковую раму при силе F z1, действующей на рессорное подвешивание; Q - половина продольной силы, действующей на тележку от горочного вагонного замедлителя (силу, соответствующую действию горочного вагонного замедлителя на одну колесную пару, принимают равной 2Q = 240 кН по 5.6.8) | ||
F x3, |
||
F z2, F z3 |
Силы реакции от действия G 1, F z1, F x1, F x2, F x3, |
Таблица В.3 - Силы, действующие на боковую раму, при проверке на прочность в режиме Iв
Обозначение |
Метод расчета |
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
G 1 |
G 1 = g |
|
F z1 |
F z1 = P + 0,5 P N |
|
F x3, |
,
где - действительная сила нажатия тормозной колодки на колесо крайней колесной пары; - максимальная расчетная нагрузка на триангель крайней колесной пары тележки при торможении |
|
F z4, F z5 |
,
где и - силы, действующие на кронштейнах подвеса тормозной рычажной передачи тележки, вызванные действием и ; - действительная сила нажатия тормозной колодки на колесо средней колесной пары; - расчетная нагрузка на триангель средней колесной пары тележки при торможении |
|
F x1, F x2 |
.
В случае, если при расчете полученное значение F x1 0, следует принять F x1 = 0 |
|
F y1, F y2, F y3 |
,
где - боковая сила, действующая на боковую раму; - боковая сила, действующая на тележку при движении вагона в кривом участке пути по 5.6.9; N - продольная квазистатическая сила сжатия в режиме I [принимают N = 2500 кН по 5.6.2 перечисление б)]; - возможное одностороннее боковое перемещение шкворневого сечения кузова вагона за счет зазоров колесной пары в рельсовой колее, зазоров между буксой (адаптером) колесной пары и проемом для колесной пары в боковой раме, зазоров между пятником и подпятником, упругих боковых деформаций рессорного подвешивания (при расчете грузовых вагонов принимают = 0,04 м); - расстояние между задними опорными поверхностями упоров автосцепных устройств (принимают 2L = 12,47 м); - расчетная длина корпуса автосцепки (принимают = 1,0 м при действии сил внутрь вагона); - длина вагона по осям сцепления (принимают = 15,72 м); R - радиус кривой (принимают R = 250 м); - сила, равная произведению четверти горизонтальной жесткости рессорного подвешивания тележки Ж Г на номинальное значение перемещения а надрессорной балки относительно боковой рамы в боковом направлении до ограничения |
|
F y6, F y7 |
. |
,
где - коэффициент трения между опорными поверхностями боковой рамы на буксу (адаптер) и балансир соответственно с буксой (адаптером) и балансиром. Приближенно силы F z2, F z3 определяют из соотношений:
,
где - расстояние от центра нажатия рессорного комплекта на опорной поверхности боковой рамы до середины опорной поверхности проема для крайней колесной пары в продольном к оси пути направлении; - расстояние от центра нажатия рессорного комплекта на опорной поверхности боковой рамы до середины опорной поверхности боковой рамы на балансир средней колесной пары в продольном к оси пути направлении |
F z2, F z3, F y4, , F y5 |
F z2, F z3, , F y5 - силы реакции от действия G 1, F z1, F z4, F z5, F x1, F x2, F x3, , F y1, F y2, F y3 |
F z2, F z3, F y4, F y5 - силы реакции от действия G 1, F z1, F z4, F z5, F x1, F x2, F x3, , F y1, F y2, F y3, F y6, F y7 |
B.5 Силы, действующие на боковую раму, для предварительной оценки сопротивления усталости в режиме III в соответствии с приложением А, приведены в таблице В.4.
Таблица В.4 - Силы, действующие на боковую раму, для предварительной оценки сопротивления усталости в режиме III
Обозначение |
Метод расчета |
G 3 |
,
где - наибольшее вероятное значение коэффициента динамической добавки; - коэффициент для определения наибольшего вероятного значения коэффициента динамической добавки (принимают для тележки = 1); - среднее вероятное значение коэффициента динамической добавки; А - коэффициент для необрессоренных частей тележки (принимают А = 0,15); В - коэффициент для определения среднего вероятного значения коэффициента динамической добавки [принимают В = 0,00036 м/(м/с)]; V - конструкционная скорость вагона; - скорость движения вагона для определения среднего вероятного значения коэффициента динамической добавки (принимают V 0 = 15 м/с); - коэффициент, учитывающий влияние числа осей n в тележке; - расчетный статический прогиб рессорного подвешивания в вагоне с максимальной расчетной массой; - наибольший статический прогиб несущей конструкции вагона под действием силы тяжести груза (принимают для тележки f 2 = 0); - параметр распределения (принимают = 1,13); - расчетная односторонняя вероятность (принимают = 0,97) |
F z1 |
,
где - вертикальная динамическая сила, действующая на боковую раму в режиме III |
F x1, F x2 |
,
где - сила, действующая от вертикальной поверхности фрикционного клина на боковую раму при силе F z1, действующей на рессорное подвешивание; - продольная сила инерции тележки в режиме III по А.4; - продольная сила удара в режиме III (принимают N 3 = 800 кН по А.2) |
F x3, |
,
где - продольная сила инерции крайней колесной пары в режиме III по А.4; - продольная сила инерции средней колесной пары в режиме III по А.4 |
F y4, |
,
где - рамная сила, действующая от колесной пары на боковую раму тележки по А.6; - среднее вероятное значение рамной силы; - коэффициент для определения среднего вероятного значения рамной силы (принимают = 0,003 м/с); - начальное значение скорости движения вагона для определения среднего вероятного значения рамной силы (принимают = 5 м/с) |
F z2, F z3, F y5 |
Силы реакции от действия G 3, F z1, F x1, F x2, F x3, , F y4, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.