Во исполнение Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Повышение уровня финансовой грамотности населения Челябинской области на 2021-2023 годы".
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Правительства |
А.Л. Текслер |
Утверждена
распоряжением Правительства
Челябинской области
от 26 октября 2021 г. N 807-рп
Региональная программа
"Повышение уровня финансовой грамотности населения Челябинской области
на 2021 - 2023 годы"
Паспорт
региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Челябинской области
на 2021 - 2023 годы"
Основания создания и реализации региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Челябинской области на 2021 - 2023 годы" (далее именуется - региональная программа) |
- |
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р (далее именуется - Стратегия) |
Координатор региональной программы |
- |
рабочая группа по разработке и реализации региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Челябинской области на 2021-2023 годы" (далее именуется - рабочая группа) создана распоряжением Губернатора Челябинской области от 26.04.2021 г. N 415-р "О создании рабочей группы" |
Участники региональной программы |
- |
Отделение по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее именуется - Отделение Челябинск Банка России) (по согласованию); Министерство финансов Челябинской области; Министерство образования и науки Челябинской области; Министерство экономического развития Челябинской области; Министерство социальных отношений Челябинской области; Министерство здравоохранения Челябинской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (по согласованию); Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (по согласованию); Главное управление молодежной политики Челябинской области;
|
Цели региональной программы |
- |
создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества |
Задачи региональной программы |
- |
увеличение охвата и повышение качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий; разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и информированности населения, в том числе защиту прав потребителей в части финансовых услуг; пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка; развитие у населения практических навыков использования знаний в области финансовой грамотности; проведение мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности различных целевых групп населения, самозанятых граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства (далее именуются - субъекты МСП), а также мероприятий, направленных на информирование населения о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг |
Важнейшие целевые показатели реализации региональной программы |
- |
увеличение количества образовательных организаций и учреждений, участвующих в образовательных мероприятиях по обучению финансовой грамотности, включая открытые уроки, разовые онлайн-уроки, олимпиады, чемпионаты, мероприятия для молодежи и другое, а также обучение финансовой грамотности в рамках элективных курсов учебной и внеучебной деятельности учащихся и студентов образовательных организаций; увеличение количества учащихся и студентов образовательных организаций, охваченных образовательными мероприятиями по финансовой тематике (открытые уроки, разовые онлайн-уроки, олимпиады, чемпионаты, мероприятия для молодежи и другое); увеличение количества общеобразовательных организаций, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс; увеличение количества учащихся и студентов образовательных организаций, прошедших обучение финансовой грамотности в рамках элективных курсов учебной и внеучебной деятельности; увеличение количества учащихся организаций дополнительного образования, принявших участие в образовательных мероприятиях по финансовой грамотности в рамках профильных смен, кружков, клубов и другое; увеличение количества педагогических работников образовательных организаций и организаций дополнительного образования, подготовленных по программам повышения квалификации по тематике финансовой грамотности и получивших удостоверение о повышении квалификации соответствующего образца; увеличение количества обученных по программам дополнительного профессионального образования для различных целевых групп населения по направлению "Финансовая грамотность" или с включением модуля по финансовой грамотности в иные направления, в том числе: государственных гражданских служащих, социальных работников, лиц предпенсионного и старшего возраста, субъектов МСП, волонтеров финансового просвещения и другое; увеличение охвата населения мероприятиями по темам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе через региональные интернет-ресурсы |
Сроки и этапы реализации региональной программы |
- |
общие сроки реализации региональной программы: 2021 - 2023 годы |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы |
- |
обеспечение межведомственного подхода к решению проблем низкого уровня финансовой грамотности населения и субъектов МСП; разработка, организация и практическое осуществление комплекса образовательных, просветительских, информационных и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения; обеспечение получения гражданами и субъектами МСП доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг; обеспечение большей доступности финансового образования населения; |
Целевые группы |
- |
обучающиеся всех уровней образования, в том числе дополнительного образования; педагогические работники всех уровней образования, в том числе дополнительного образования; волонтеры финансового просвещения; граждане с низким и средним уровнем доходов; граждане пенсионного и предпенсионного возраста; лица с ограниченными возможностями здоровья; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; субъекты МСП, самозанятые граждане, а также граждане, интересующиеся вопросами создания своего бизнеса |
I. Характеристика сферы реализации региональной программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
1. Региональная программа "Повышение уровня финансовой грамотности населения Челябинской области на 2021-2023 годы" разработана в рамках реализации Стратегии на территории Челябинской области и в целях решения стратегической задачи органов исполнительной власти Челябинской области, Центрального банка Российской Федерации (далее именуется - Банк России) по снижению уровня бедности граждан, предотвращению противоправных действий на финансовом рынке, а также повышению доверия граждан к финансовым организациям и более активному использованию финансовых инструментов, включая следующие компоненты:
1) формирование у населения навыков финансового планирования и рационального использования финансовых ресурсов, создания дополнительных источников дохода с использованием финансовых инструментов, способствующих снижению уровня бедности в Челябинской области.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (далее именуется - Челябинскстат), в 2020 году доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 12,8 процента, что соответствует показателю 2019 года. За 2020 год реально располагаемые денежные доходы населения Челябинской области сократились относительно предшествующего года на 1,2 процента;
2) снижение уровня закредитованности жителей Челябинской области за счет получения навыков оценки оптимальной долговой нагрузки.
Кредитная нагрузка населения Челябинской области на 1 января 2021 года (37,6 процента) превышает средние значения как по Российской Федерации (30,4 процента), так и по Уральскому федеральному округу (33,8 процента). В декабре 2020 года Челябинская область по показателю закредитованности граждан занимала 65 место в Российской Федерации и 3 место среди регионов Уральского федерального округа.
Сумма задолженности жителей Челябинской области по потребительскому кредитованию за 2020 год (на 1 января 2021 года относительно аналогичного периода предшествующего года) выросла на 7,6 процента. При этом просроченная задолженность увеличилась на 27,8 процента.
Неспособность оценить свои финансовые возможности приводит к росту случаев банкротства граждан. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве (www.bankrot.fedresurs.ru), в Челябинской области в 2018 году зафиксировано 813 банкротств физических лиц, в 2019 году - 2065 (рост к предшествующему году в 2,5 раза), в 2020 году - 3680 (рост к предшествующему году в 1,8 раза);
3) повышение доступности финансовых услуг для жителей малонаселенных пунктов Челябинской области за счет развития навыков безопасного получения финансовых услуг в дистанционном формате.
На 1 января 2021 года в 5 крупнейших городах Челябинской области действовало свыше 60 процентов всех банковских подразделений. В 33 муниципальных районах и городских округах Челябинской области оснащенность платежной инфраструктурой ниже*, чем в среднем по Российской Федерации**. При этом в двух из муниципальных образований оснащенность находилась на минимальном уровне: в Троицком муниципальном районе - 7,3 единицы платежной инфраструктуры на 1 тыс. жителей (меньше общероссийского показателя в 3,1 раза), Локомотивном городском округе - 7,8 единицы платежной инфраструктуры (меньше почти в 3 раза, чем в среднем по Российской Федерации). В этих условиях отсутствие навыков безопасного получения финансовых услуг в дистанционном формате фактически лишает жителей малонаселенных пунктов возможности их использования;
4) профилактика финансового мошенничества и противодействие такому типу мошенничества (прежде всего в сфере информационно-коммуникационных технологий) за счет широкого информирования граждан о его способах и видах.
По данным Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, за 2019 год количество преступлений в финансовой сфере с использованием информационно-коммуникационных технологий относительно предыдущего года возросло на 82,6 процента до 4705 единиц, в том числе случаев мошенничества - на 57,0 процента до 2456, краж - на 122,2 процента до 2249. За 2020 год число указанных преступлений увеличилось на 74,5 процента до 10180 единиц;
5) противодействие деятельности нелегальных кредиторов.
За 2019 год в Центральный Банк Российской Федерации поступило 154 жалобы от жителей Челябинской области на организации, осуществляющие безлицензионную деятельность на финансовом рынке (что больше чем в 2018 году на 2,5 процента). За 2020 год поступило 87 обращений по данной тематике;
------------------------------
* Выше только в Снежинском, Чебаркульском, Миасском, Кыштымском, Магнитогорском, Южноуральском, Челябинском городских округах (от 24,6 единицы до 38,8 единицы на 1 тыс. человек).
** Средний показатель по Российской Федерации - 23 единицы платежной инфраструктуры на 1 тыс. жителей.
6) повышение доли граждан, удовлетворенных работой финансовых организаций и их продуктами/услугами, в том числе за счет расширения информированности населения о недобросовестных практиках предоставления финансовых услуг (мисселинг).
Согласно результатам опросов, проведенных Министерством экономического развития Челябинской области, в 2020 году (1392 респондента) уровень удовлетворенности жителей Челябинской области составил:
деятельностью кредитных организаций - 75 процентов (1044 человека), годом ранее - 84,4 процента (1024 человека);
деятельностью микрофинансовых организаций - 75 процентов (1044 человека), годом ранее - 52,2 процента (633 человека);
деятельностью страховых компаний - 39 процентов (543 человека), годом ранее - 79,9 процента (969 человек);
деятельностью ломбардов - 15 процентов (209 человек), годом ранее - 57,6 процента (699 человек).
В 2019 году были удовлетворены доступностью банковских кредитов 74,6 процента опрошенных (905 человек), доступностью услуг по сбережению временно свободных денежных средств - 77,5 процента (940 человек).
За 2019 год от жителей Челябинской области в Банк России поступило 47 жалоб по поводу использования банками недобросовестных практик предоставления им финансовых услуг (мисселинг), за 2020 год - 34 жалобы;
7) расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам (в том числе к льготному финансированию) за счет повышения информированности о действующих федеральных и региональных программах;
8) совершенствование системы финансового образования, координация деятельности различных министерств и ведомств в данном направлении.
В настоящее время на территории Челябинской области системная работа по внедрению финансовой грамотности в образовательную деятельность ведется только в организациях общего образования. При этом с другими целевыми группами, в том числе малозащищенными и малообеспеченными, проводятся разовые (в отдельных случаях дублирующие друг друга) мероприятия различными министерствами и ведомствами, не носящие системный характер и не обеспечивающие в полной мере потребность общества в информации о современных финансовых инструментах, способах защиты от мошенничества на финансовых рынках.
II. Оценка уровня финансовой грамотности населения Челябинской области
2. В 2019 - 2020 годах уровень финансовой грамотности населения Челябинской области определен с использованием следующих индикаторов:
1) результаты анализа участия жителей региона во втором всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности, организованном Банком России и автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", прошедшем в 2019 году, свидетельствуют, что из 3532 попыток участников сдать зачет завершилось успешно лишь 11 процентов (388 попыток).
По итогам третьего всероссийского онлайн-зачета по финансовой грамотности, проведенного в 2020 году, из 5855 попыток завершилось успешно 57 процентов (3363), что ниже общероссийского уровня;
2) по результатам исследования уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации за 2019 год, проведенного аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований:
Челябинская область отнесена к группе "В" (выше среднего), при этом в 2018 году этот показатель был в группе "С" (средний);
по Челябинской области показатель "Знания" (понимание базовых свойств финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности) также отнесен к группе "В" (выше среднего), в то время как показатели "Навыки" (умение человека принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни) и "Финансовые установки" (ориентация человека на достижение долгосрочных финансовых целей, понимание необходимости соблюдения разумного баланса трат и сбережений) отнесены к группе "С" (средние);
по Челябинской области ниже, чем в целом по Российской Федерации, в регионе сформировались индикаторы "Грамотное подписание договоров" - 10 процентов (15 процентов по Российской Федерации), "Безналичная оплата покупок" - 25 процентов (29 процентов по Российской Федерации), "Сбережения в форме вкладов" - 18 процентов (20 процентов по Российской Федерации).
3. Анализ вышеперечисленных индикаторов свидетельствует о целесообразности перехода к комплексному повышению уровня финансовой грамотности населения Челябинской области, а также развитию у жителей Челябинской области практических навыков использования финансовых продуктов.
III. Цели, задачи и основные ожидаемые конечные результаты
4. Цели и задачи реализации региональной программы на территории Челябинской области обусловлены приоритетами, определенными Стратегией.
Основной целью региональной программы является формирование у населения, самозанятых граждан и субъектов МСП Челябинской области финансово грамотного поведения и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
увеличить охват и повысить качество финансового образования и информированности населения, а также обеспечить необходимой институциональной базой и методическими ресурсами образовательное сообщество с учетом развития современных финансовых технологий;
разработать механизмы взаимодействия государства и общества, обеспечивающие повышение финансовой грамотности населения, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка;
обеспечить проведение мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения, включая субъекты МСП, направленных на информирование о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг.
Эффективное решение задач региональной программы может быть обеспечено в рамках следующих направлений деятельности:
содействие внедрению образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также создание регионального центра по финансовой грамотности Челябинской области, обеспечивающего методическое сопровождение внедрения финансовой грамотности в образовательную деятельность на всех уровнях образования;
реализация региональной программы и проведение мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности и развитию у населения навыков использования полученных знаний с участием органов исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области, Отделения Челябинск Банка России, образовательных, финансовых, общественных и иных организаций, представителей научного и экспертного сообщества;
обеспечение регулярного информирования населения по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
повышение уровня доступности для населения информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах Челябинской области;
формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное выполнение задач региональной программы и внедрение задач по повышению уровня финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг в иные программы (документы) Челябинской области;
развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения уровня финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом региональной специфики;
организация мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Челябинской области;
поддержка мероприятий в области повышения уровня финансовой грамотности населения Челябинской области и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне.
Обеспечение информационной поддержки реализации региональной программы.
5. Ожидаемым результатом реализации региональной программы является достижение главной цели - создания основ для формирования финансово грамотного поведения населения Челябинской области как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
6. В соответствии с поставленными задачами будет обеспечено достижение следующих результатов:
обеспечение межведомственного взаимодействия при решении проблем низкого уровня финансовой грамотности, информированности, безопасности и защищенности на финансовом рынке населения и субъектов МСП;
разработка и осуществление комплекса образовательных, информационно-просветительских и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, обеспечение его большей защищенности и безопасности в финансовой сфере, содействие повышению его благосостояния;
обеспечение получения гражданами и субъектами МСП доступной, объективной и актуальной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с их возрастной категорией, жизненными ситуациями и потребностями;
обеспечение доступности финансового образования в различных формах для всех целевых групп населения Челябинской области;
создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения качества и уровня жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества;
формирование инфраструктуры для обеспечения постоянного процесса повышения уровня финансовой грамотности населения, повышение качества финансового образования и информирования граждан по вопросам управления личными финансами, личной финансовой безопасности и защиты прав потребителей финансовых услуг, формирование ответственного поведения на финансовом рынке и приобретение населением финансовых компетенций, в том числе по осуществлению долгосрочного планирования личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного пути.
Финансово грамотный гражданин должен уметь:
следить за состоянием личных финансов;
планировать свои доходы и расходы;
формировать долгосрочные сбережения для непредвиденных обстоятельств;
иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
рационально выбирать финансовые услуги;
жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
знать о рисках на рынке финансовых услуг;
знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
IV. Основные целевые показатели и мероприятия региональной программы
7. Целевые показатели реализации региональной программы формируются на основе предложений участников региональной программы на трехлетний период (2021, 2022, 2023 годы).
8. Региональная программа и решение вышеперечисленных задач осуществляются путем выполнения ежегодного плана мероприятий региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Челябинской области на 2021 - 2023 годы" (далее именуется - План мероприятий), формируемого в целях достижения целевых показателей региональной программы. При формировании Плана мероприятий учитываются компоненты региональной программы, представленные в приложении 1 к региональной программе.
9. План мероприятий составляется ежегодно в текущем году на очередной год, начиная с 2021 года. Примерная форма Плана мероприятий представлена в приложении 2 к региональной программе.
V. Механизм управления региональной программой
10. К реализации региональной программы привлекается широкий круг участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей региональной программы, по согласованию.
11. В целях согласования и координации действий, эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области, Отделения Челябинск Банка России и других участников региональной программы распоряжением Губернатора Челябинской области от 26.04.2021 г. N 415-р "О создании рабочей группы" создана рабочая группа (далее именуется - рабочая группа) и утвержден ее персональный состав.
Рабочая группа:
осуществляет мониторинг реализации региональной программы;
проводит оценку результативности и эффективности исполнения региональной программы;
формирует сводные отчеты о реализации региональной программы, включая аналитические отчеты для Губернатора Челябинской области;
организует координацию деятельности участников региональной программы.
Предложения и изменения в План мероприятий выносятся участниками региональной программы на рассмотрение рабочей группы.
12. С целью повышения уровня доступности информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг для населения в малых городах, сельской местности и труднодоступных населенных пунктах Челябинской области мероприятия по реализации региональной программы распространяются на все муниципальные районы и городские округа Челябинской области.
VI. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации региональной программы
13. Риски, связанные с недостаточным уровнем квалификации кадрового обеспечения мероприятий региональной программы.
Меры управления рисками: привлечение к реализации мероприятий региональной программы участников, обладающих достаточным опытом и соответствующими компетенциями; содействие со стороны рабочей группы в организации для участников региональной программы очного и дистанционного обучения.
14. Организационные и управленческие риски, связанные с работой системы управления реализацией региональной программы, слабая координация между участниками региональной программы, образовательными организациями и другими исполнителями региональной программы, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий региональной программы.
Меры управления рисками: организация деятельности рабочей группы в соответствии с установленным регламентом; осуществление координации деятельности участников региональной программы на постоянной основе; осуществление контроля за полнотой и своевременностью исполнения решений рабочей группы; проведение оценки своевременности и эффективности реализации региональной программы.
15. Социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым изменениям в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках региональной программы результатов.
Меры управления рисками: обеспечение оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации региональной программы, своевременная корректировка региональной программы на основе анализа данных мониторинга; презентация региональной программы на региональных и муниципальных мероприятиях, а также через средства массовой информации; широкое привлечение общественности к обсуждению целей, задач и механизмов реализации мероприятий региональной программы, публичное освещение хода и результатов реализации мероприятий региональной программы.
VII. Перечень действующих региональных программ (подпрограмм), соглашений, направленных на повышение финансовой грамотности населения, включая субъекты МСП, а также на защиту прав потребителя финансовых услуг
16. На территории Челябинской области действуют следующие документы, определяющие деятельность по повышению финансовой грамотности на региональном уровне: соглашение о сотрудничестве Министерства образования и науки Челябинской области и Отделения Челябинск Банка России в области повышения финансовой грамотности населения Челябинской области от 13.11.2017 г.; перечень мероприятий по реализации соглашения о сотрудничестве Министерства образования и науки Челябинской области и Отделения Челябинск Банка России в области повышения финансовой грамотности населения Челябинской области от 13.11.2017 г. от 22 января 2018 года (далее именуется - перечень мероприятий), который предусматривает реализацию мероприятий на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования, развитие мотивации обучающихся и педагогических работников к изучению и преподаванию основ финансовой грамотности, разработку и внедрение системы мониторинга, информационное сопровождение мероприятий по изучению и преподаванию основ финансовой грамотности. Срок реализации мероприятий - с 2018 по 2021 год.
VIII. Мониторинг реализации и оценка эффективности исполнения региональной программы
17. Мониторинг реализации региональной программы (далее именуется - мониторинг) ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений в реализации региональной программы.
18. Мониторинг осуществляется 1 раз в квартал рабочей группой.
При выявлении в рамках мониторинга фактов невыполнения (несвоевременного/неполного выполнения) запланированных мероприятий рабочей группой осуществляется оперативное взаимодействие с участниками региональной программы с целью выяснения причин невыполнения запланированных мероприятий.
При необходимости вопрос оперативной координации действий между участниками региональной программы выносится на заседание рабочей группы.
19. Оценка эффективности исполнения региональной программы проводится рабочей группой ежегодно на основе исследования степени достижения значений целевых показателей реализации региональной программы путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей реализации региональной программы и целевых значений региональной программы и включается в отчет о реализации плана мероприятий региональной программы по итогам года. Форма отчета представлена в приложении 3 к региональной программе.
20. Эффективность исполнения региональной программы оценивается рабочей группой на основании результатов социологических и статистических исследований, которые на регулярной основе проводит Центральный банк Российской Федерации и иные организации, а также данных международных и российских тематических исследований в области финансовой грамотности населения.
21. Результативность выполнения Плана мероприятий определяется как степень исполнения мероприятий региональной программы по формуле:
R = I / N * 100%, где:
R - значение показателя результативности выполнения региональной программы;
I - количество исполненных мероприятий в отчетном году, срок исполнения которых наступил;
N - общее количество мероприятий региональной программы в отчетном году, срок исполнения которых не наступил.
Оценка результативности реализации Плана мероприятий присваивается исходя из следующего ранжирования:
Оценка результативности |
Значение показателя результативности |
Высокая |
более 90 процентов |
Средняя |
от 70 до 90 процентов |
Низкая |
менее 70 процентов |
IX. Порядок направления и состав отчетности о реализации региональной программы
22. Отчеты о результатах реализации региональной программы, подготовленные участниками региональной программы по форме приложения 3 к региональной программе нарастающим итогом за I квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, представляются рабочей группе в срок не позднее 10 рабочего дня первого месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
В случае отклонений от сроков реализации региональной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры региональной программы, в годовой отчет могут включаться предложения по дальнейшей реализации региональной программы и их обоснование.
23. Рабочая группа на основании полученных отчетов в течение 10 рабочих дней формирует сводный отчет о реализации региональной программы.
24. При необходимости рабочая группа вправе запросить у участников региональной программы дополнительную информацию о реализации региональной программы.
25. Сводный годовой отчет о реализации региональной программы направляется в Межведомственную координационную комиссию по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.
Приложение 1
к региональной программе"Повышение уровня финансовой
грамотности населения
Челябинской области
на 2021-2023 годы"
Важнейшие компоненты
региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Челябинской области
на 2021 - 2023 годы"
N п/п |
Наименование компонента Региональной программы |
Краткое содержание компонента |
Основные целевые группы |
1. |
Формирование основ рационального финансового поведения |
1. Повышение интереса и мотивации граждан к получению новых знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, осознание её важности и практической пользы для личного и семейного благополучия, формирование чувства личной ответственности за своё финансовое поведение. 2. Создание мотивации к среднесрочным и долгосрочным накоплениям, оптимальному соотношению между кредитной задолженностью и доходом домохозяйств, сознательному отношению к выбору финансовых продуктов. 3. Повышение интереса и мотивации к получению знаний в пенсионной сфере и к самостоятельному формированию пенсионных накоплений. 4. Защита прав потребителей в финансовой сфере, включая информирование об основных типах финансовых продуктов, правах потребителей и основах законодательства, процессе возмещения ущерба и организациях, осуществляющих надзорные функции и контроль |
все целевые группы, указанные в паспорте региональной программы |
2. |
Создание институционального и кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности |
1. Создание институционального и кадрового потенциала в Челябинской области для повышения финансовой грамотности населения, включая: создание региональных и муниципальных центров консультирования и просвещения граждан в области финансовой грамотности; повышение квалификации в области финансовой грамотности сотрудников органов государственной власти; обучение методистов и тьюторов Челябинской области по реализации программ повышения финансовой грамотности для студентов, обучающихся образовательных организаций и взрослого населения; оказание постоянной методической поддержки специалистам в сфере образования; обучение сотрудников органов социальной защиты, представителей муниципалитетов, центров занятости, пенсионного фонда и других служб Челябинской области; повышение квалификации педагогических работников общего и дополнительного образования, а также педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; использование лучших практик и инфраструктуры Банка России и участников региональной программы; переподготовка и изменение программ подготовки специалистов организациями высшего и среднего профессионального образования; расширение практики использования информационных и образовательных ресурсов по повышению финансовой грамотности населения и информирование о защите прав потребителей финансовых услуг; создание и распространение информационных материалов. 2. Обучение представителей средств массовой информации и государственных служащих финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг. 3. Развитие практики проведения региональных и межрегиональных форумов, конгрессов, круглых столов, семинаров, конференций и иных мероприятий по повышению финансовой грамотности |
педагогические работники образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, сотрудники органов государственной власти и другие |
3. |
Внедрение образовательных программ и проведение информационных компаний по повышению финансовой грамотности |
1. Внедрение в практику разработанных образовательных программ и учебно-методических материалов, в том числе: основных образовательных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций; дополнительных образовательных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций; цифровых образовательных ресурсов; модульных образовательных программ и учебно-методических и информационных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности студентов; модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности взрослого населения; учебных модулей по обучению студентов педагогических образовательных организаций высшего образования методике преподавания основ финансовой грамотности; материалов для лиц с инвалидностью, воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов, других социально незащищенных слоев населения. 2. Организация участия талантливых обучающихся всех уровней образования в олимпиадах и конкурсах, всероссийских зачетах и диктантах по финансовой грамотности. 3. Обеспечение доступности обучения граждан пенсионного и предпенсионного возраста основам цифровой и юридической грамотности, навыкам работы с компьютером в сочетании с образовательными программами по повышению финансовой грамотности. 4. Проведение мероприятий по разработке, апробации и внедрению образовательных программ и учебно-методических материалов, учитывающих специфику региона, а также лучших практик и опыта в области реализации программ повышения финансовой грамотности |
обучающиеся всех ступеней образования (дошкольники, обучающиеся общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, студенты профессиональных образовательных организаций и высших учебных заведений) представители социально незащищенных слоев населения граждане пенсионного и предпенсионного возраста |
4. |
Наставничество и волонтерство |
1. Развитие движения волонтеров финансового просвещения. 2. Взаимодействие и поддержка волонтерских центров, в том числе работающих на базе образовательных организаций. 3. Использование системы мотивации волонтеров. 4. Развитие компетенции волонтеров |
волонтеры финансового просвещения |
Приложение 2
к региональной программе"Повышение уровня финансовой
грамотности населения
Челябинской области
на 2021-2023 годы"
Примерная форма плана мероприятий региональной программы
"Повышение уровня финансовой грамотности
населения Челябинской области на 2021 - 2023 годы"
на ________ год
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель/ соисполнитель |
Срок реализации |
Планируемый результат /показатель исполнения региональной программы |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
к региональной программе"Повышение уровня финансовой
грамотности населения
Челябинской области
на 2021-2023 годы"
Форма отчета о реализации плана мероприятий региональной программы
"Повышение уровня финансовой грамотности населения Челябинской области
на 2021 - 2023 годы"
I. Информация об эффективности реализации региональной программы.
II. Информация о результативности реализации плана мероприятий
региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения
Челябинской области на 2021 - 2023 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Плановый срок реализации |
Фактический срок реализации |
Планируемый результат /показатель исполнения программы/исполнители |
Показатель исполнения программы |
Фактический результат |
1. |
|
|
|
|
исполнено |
|
2. |
|
|
|
|
частично исполнено |
|
3. |
|
|
|
|
не исполнено |
|
4. |
|
|
|
|
срок исполнения не наступил |
|
Оценка результативности реализации плана мероприятий региональной
программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Челябинской
области на 2021 - 2023 годы":
1) графы 1, 2, 3, 5 заполняются в соответствии с годовым планом
мероприятий региональной программы "Повышение уровня финансовой
грамотности населения Челябинской области на 2021 - 2023 годы" или планом
мероприятий, составленным администрациями муниципальных образований
Челябинской области;
2) в графе 4 указывается фактический срок (дата) выполнения
мероприятия;
3) в графе 6 указываются результаты реализации мероприятий:
"исполнено"; "частично исполнено"; "не исполнено"; "срок исполнения не
наступил";
4) в графе 7 указываются результаты в зависимости от графы 6:
"исполнено" - указывается результат выполнения;
"частично исполнено" - указывается результат выполнения и ожидаемый
срок окончательного выполнения;
"не исполнено" - указывается причина невыполнения и ожидаемый срок
выполнения;
"срок исполнения не наступил".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Челябинской области от 26 октября 2021 г. N 807-рп "О региональной программе "Повышение уровня финансовой грамотности населения Челябинской области на 2021-2023 годы"
Вступает в силу с 26 октября 2021 г.
Текст распоряжения опубликован не был