Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель Программы: создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации агропромышленного комплекса и обеспечение стабильного социально-экономического развития сельских территорий муниципального образования.
На достижение стратегической цели в рамках Программы определены следующие приоритетные направления развития:
Направление 1. Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Повышение плодородия почвы на основе сохранения и рационального использования сельскохозяйственных угодий.
2) Увеличение производства растениеводческой продукции.
3) Повышение уровня инвестиционной привлекательности, техническая и технологическая модернизация растениеводства и производств по переработке растениеводческой продукции.
4) Рост объемов поставок растениеводческой продукции и продуктов ее переработки на агропродовольственный рынок Калининградской области.
Направление 2. Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Повышение уровня инвестиционной привлекательности и структурно-технологическая модернизация животноводства и производств по переработке животноводческой продукции.
2) Увеличение производства продукции животноводства.
3) Рост объемов поставок продукции животноводства и продуктов переработки на агропродовольственный рынок Калининградской области.
Направление 3. Поддержка малых форм хозяйствования. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Увеличение количества субъектов малого предпринимательства в сельской местности, создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
2) Внедрение современных технологических решений, проведение модернизации и технического перевооружения производственной базы малых форм хозяйствования.
3) Повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения субъектами малого сельского предпринимательства.
4) Повышение уровня доходов сельского населения.
Направление 4. Развитие сельских территорий. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Современный облик сельских территорий.
2) Благоустройство сельских территорий.
3) Привлечение для работы в сельской местности граждан, в том числе молодых специалистов (молодых семей), закрепление постоянно проживающего населения в сельской местности. Доступность приобретения жилья.
4) Развитие транспортной инфраструктуры.
Направление 5. Совершенствование кадрового потенциала. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Повышение уровня профессиональной подготовки.
2) Поднятие престижа аграрных профессий.
Приоритетные направления реализации Программы
Направление 1. Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства
Развитие сельского хозяйства муниципального образования невозможно без интенсивного развития растениеводства, так как задачами отрасли являются не только полное обеспечение населения и перерабатывающей промышленности растениеводческой продукцией и сырьем собственного производства, но и максимальное увеличение продуктивности кормовых угодий, от которых зависит уровень развития животноводства.
Данное направление охватывает производство зерна, рапса, кормопроизводство, картофелеводство, овощеводство открытого и защищенного грунта, промышленное садоводство, перерабатывающая промышленность.
Основными проблемами производства, переработки и реализации растениеводческой продукции являются:
1) высокий износ мелиоративных систем;
2) снижение уровня плодородия почв;
3) низкий уровень использования земель сельскохозяйственного назначения;
4) изношенность материально-технической базы производства и перерабатывающих производств, низкие темпы обновления основных производственных фондов;
5) низкий уровень развития системы семеноводства;
6) упрощение севооборотов и снижение их роли в повышении плодородия почв, ухудшение фитосанитарной обстановки в связи с высоким насыщением севооборотов зерновыми культурами и рапсом;
7) недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры и системы сбыта растениеводческой продукции.
В целях обеспечения роста производства, переработки и реализации продукции растениеводства, повышения конкурентоспособности и экономической эффективности отрасли мероприятия будут направлены на:
1) проведение работ по мелиоративному обустройству земель сельскохозяйственного назначения, включая работы по химической мелиорации;
2) вовлечение ранее неиспользуемых земель в сельскохозяйственное производство;
3) внедрение современных технологических средств возделывания зерновых и технических культур, картофеля и овощей, заготовки кормов;
4) комплексную модернизацию материально-технической базы производства продукции растениеводства и переработки продукции растениеводства;
5) увеличение доли использования элитного и высокопродукционного семенного материала;
6) создание и развитие перерабатывающих производств по товарной доработке и переработке растениеводческой продукции;
7) увеличение экспортного потенциала за счет строительства, реконструкции и модернизации мощностей по подработке, хранению и перевалке растениеводческой продукции, сырья и продовольствия;
8) развитие системы страхования и кредитования подотрасли растениеводства, способствующих ее устойчивому развитию и снижению рисков;
9) повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства" являются:
1) субсидирование отдельных отраслей растениеводства и оказание поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в расчете на 1 га посевов;
2) субсидирование части затрат на приобретение элитных семян;
3) субсидирование части затрат при проведении агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий;
4) субсидирование части затрат при определении посевных и сортовых качеств семян;
5) субсидирование части затрат при приобретении биологических средств защиты растений, произведённых на территории Калининградской области;
6) субсидирование части процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры;
7) субсидирование части затрат на приобретение машин и оборудования, используемых в растениеводстве;
8) субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования;
9) субсидирование части затрат на строительство и оснащение тепличных комплексов (включая объекты инфраструктуры);
10) субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на проведение мелиоративных и агрохимических мероприятий.
Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Направление 2. Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства
Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства предусматривает решение важнейшей социально-экономической задачи по сохранению здоровья населения, как Черняховского городского округа, так и Калининградской области, обеспечению его продуктами питания высокого качества, достижению продовольственной независимости области от импорта продукции, содействие развитию энергосберегающих технологий производства и переработки продукции животноводства.
Основными проблемами производства, переработки и реализации животноводческой продукции являются:
1) сокращение поголовья КРС молочного направления, в том числе коров;
2) высокая изношенность материально-технической базы животноводства и перерабатывающих производств, низкие темпы структурно-технологической модернизации;
3) неудовлетворительное качество кормов;
4) недостаточный уровень ведения селекционно-племенной работы и отсутствие целенаправленной селекции;
5) недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры и системы сбыта животноводческой продукции;
6) дефицит высококвалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также кадров рабочих профессий в сельскохозяйственных организациях.
В целях обеспечения роста производства, переработки и реализации продукции животноводства, повышения конкурентоспособности и экономической эффективности отрасли мероприятия программы направлены на:
1) повышение уровня инвестиционной привлекательности и структурно-технологическая модернизация животноводства и производств по переработке продукции животноводства;
2) внедрение современных технологических средств в производство продукции животноводства;
3) совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, развитие племенной базы;
4) восстановление и увеличение численности поголовья;
5) развитие системы страхования и кредитования подотрасли животноводства, способствующих ее устойчивому развитию и снижению рисков;
6) создание и развитие перерабатывающих производств по доработке и переработке продукции животноводства;
7) развитие институтов агропродовольственного рынка, способствующих развитию конкуренции, обеспечивающей сглаживание колебаний цен на продукцию животноводства, сырье и продовольствие, инвестиционную привлекательность их производства;
8) обеспечение равных условий конкуренции для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также содействие в продвижении продукции на внешние рынки;
9) повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области 27 января 2014 года N 28, данного направления являются:
1) субсидии на поддержку племенного животноводства;
2) субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и (или) первого сорта и (или) козьего молока;
3) субсидии на увеличение цены при закупке молока у граждан-владельцев коров и (или) ведущих личное подсобное хозяйство;
4) субсидирование на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов и ферм на базе современных технологических решений и на приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6) субсидирование на возмещение части затрат на содержание коров молочного направления в товарных хозяйствах;
7) субсидирование на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию птицеводческих комплексов;
8) субсидирование на поддержку мясного скотоводства;
9) субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства и переработки;
10) субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства.
Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Направление 3. Поддержка малых форм хозяйствования
Основной целью развития данного направления является диверсификация аграрного производства, создание новых рабочих мест, увеличение дохода сельского населения.
Малые формы хозяйствования (крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством (далее - К(Ф)Х), и личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) являются неотъемлемой частью аграрного сектора муниципального образования составляет порядка 300 шт. Их совокупное производство достигает более 60% общего объема валовой продукции сельского хозяйства. Однако в последние годы наблюдается тенденция по сокращению числа всех малых форм хозяйствования.
В тоже время уровень безработицы на селе остается высоким, проблема оттока кадров во многих хозяйствах так и не решена, а специалисты, получившие сельскохозяйственное образование в городах, не возвращаются в отрасль и не работают по полученной специальности. Социальная среда постепенно приходят в упадок. В селах растет доля населения пенсионного возраста. Сельскохозяйственная отрасль испытывает кадровый дефицит. Имеются факты прекращения производства и вывода земель из сельскохозяйственного производства.
Предпринимательская инициатива на селе ограничена не только производственной материально-технической базой, но и разрушением инфраструктуры сельских населенных пунктов. В течение десятилетий доходы жителей на селе остаются самыми низкими по сравнению с другими отраслями экономики района.
Проблемы развития субъектов малого сельского предпринимательства и ЛПХ:
1) фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики;
2) слабая доступность для малого бизнеса рынка коммерческого кредита;
3) недостаточное развитие сельской кредитной и потребительской кооперации;
4) не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания К(Ф)Х и ЛПХ;
5) в большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда, недостаточно внедряются новые технологий и научные разработки.
В целях увеличения, поддержания и дальнейшего развития сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности мероприятия программы направлены на:
1) создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства в сельской местности;
2) создание условий для внедрения современных технологических решений, проведение модернизации и технического перевооружения производственной базы малых форм хозяйствования;
3) повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
4) создание новых рабочих мест и повышение уровня доходов сельского населения;
5) создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации данного направления являются:
1) реализация мероприятия "Поддержка начинающих фермеров" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства";
2) реализация мероприятия "Развитие семейных животноводческих ферм" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства";
3) реализация мероприятия "Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства";
4) возмещение части затрат по увеличению цены при закупке молока у граждан - владельцев коров и (или) ведущих личное подсобное хозяйство.
Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Направление 4. Развитие сельских территорий
С 1 января 2020 года на территории Калининградской области действует Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий". Основными направлениями данной программы являются мероприятия:
1) Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём сельского населения.
2) Развитие рынка труда на сельских территориях.
3) Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях.
Стратегической целью данной Программы являются:
Создание информационной системы о сельских территориях, сельских поселениях, сельских населенных пунктов, рабочих поселков, входящих в состав городских округов, городских поселений и внутригородских муниципальных образований.
Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, удовлетворение потребности в благоустроенном жилье, повышение уровня комплексного обустройства населённых пунктов.
Создание условий увеличения рынка труда, в области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения в сельской местности, снижение уровня безработицы благодаря созданию дополнительных рабочих мест.
Ожидаемые результаты Программы на 2020-2025 годы, без деления на этапы:
Увеличение доли сельского населения в общей численности населения, процент;
Увеличение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств, процент;
Увеличение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах, процент.
В рамках реализации данной программы администрация муниципального образования "Черняховский городской округ" приняло участие в конкурсном отборе проектов комплексного развития сельских территорий или агломераций для субсидирования в рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" с развитием сельской агломерации "Краснополянское - Междуречье" с проектами капитального ремонта сельского дома культуры посёлка Краснополянское и реконструкцией школы посёлка Междуречье. Общие вложения в данный проект поэтапно 2021 год - 129,984 млн. рублей и 2022 год - 122,011 млн. рублей.
В 2021 году в рамках программы рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" благоустройство сельских территорий будут установлены в поселках Междуречье, Заовражное и Доваторовка современные детские площадки и по две площадки сбора твёрдых мусорных отходов.
Реализация направлений данной Программы обусловлена необходимостью устойчивого социально-экономического развития сельских поселений района, эффективного функционирования агропромышленного производства, развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности.
Сложное финансовое положение в агропромышленном комплексе негативно отразилось не только на производственном потенциале сельского хозяйства, но и на социальной сфере села. Ежегодно растёт износ основных фондов коммунального хозяйства в сельских поселениях района, снижается надёжность и устойчивость инженерных систем жизнеобеспечения населения.
В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения в сельской местности, снижение уровня безработицы благодаря созданию дополнительных рабочих мест.
Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, социально-экономическое развитие сельской местности строятся на ряде факторов, в том числе: на возможности проживания на селе. В настоящее время в Черняховском городском округе нет достаточного количества строительных организаций и квалифицированных рабочих, способных осуществлять строительство жилья в сельской местности, а самое главное, нет свободных денежных средств ни у сельхозпроизводителей, ни у администраций муниципальных образований, на которые возложены функции обеспечения жизнедеятельности сельского населения. В связи с этим они не в состоянии заниматься вопросами сохранения имеющегося жилья. Жилые дома в большинстве случаев разрушаются, не ремонтируются и выбывают из эксплуатации.
В связи с этим, основными целями данной Программы по направлению "Строительство (приобретение) жилья для граждан и молодых специалистов, проживающих в сельской местности" являются:
- улучшение жилищных условий сельского населения;
- создание более привлекательных условий жизни в сельской местности;
- снижение оттока из села трудоспособного населения и молодёжи;
- обеспечение основных жизненных потребностей населения;
- формирование условий для дальнейшего развития аграрного производства.
Это направление Программы, учитывая низкий уровень доходов основной массы сельского населения, предусматривает создание организационных и финансовых механизмов строительства (приобретения), как для молодых специалистов и их семей, так и для граждан постоянно проживающих и работающих в сельской местности. Организационные мероприятия включают в себя:
- оценку состояния и потребности в жилье;
- наличие проектных и строительных организаций;
- наличие и состояние недостроенного жилья в сельской местности.
Финансовые механизмы реализации данного направления Программы включают в себя:
- оценку источников финансирования, в том числе разработку механизмов, способствующих привлечению внебюджетных (собственных) средств в жилищное строительство;
- внедрение и расширение ипотечного кредитования граждан;
- привлечение собственных и заёмных средств граждан, молодых специалистов (или их семей), а также работодателей.
Реализация мероприятий Программы по направлению "Строительство (приобретение) жилья для граждан и молодых специалистов, проживающих в сельской местности" позволит ежегодно строить новое жильё и приобретать его с использованием бюджетных средств с участием финансирования граждан.
Всё это в целом обеспечит улучшение социально-экономического климата и привлекательности сельской местности.
Направление 5. Совершенствование кадрового потенциала
Основной совершенствования кадрового потенциала АПК округа является создание системы кадрового обеспечения АПК, позволяющей адаптировать структуру подготовки кадров к новым экономическим и другим хозяйственным условиям, сформировать кадровый потенциал, способный эффективно реализовать программу развития агропромышленного комплекса.
В целях совершенствования кадрового потенциала государственная политика направлена на:
1) повышение уровня профессиональной подготовки;
2) поднятие престижа аграрных профессий.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации данного направления являются:
1) организация стажировок работников сельскохозяйственных организаций, студентов, учреждений профессионального образования;
2) проведение конкурсов профессионального мастерства;
3) проведение мероприятий по подведению итогов в сельскохозяйственном производстве.
Обучающие семинары проводятся с целью обмена опытом по производству зерновых культур, картофеля и овощей, внедрения в производство новейших технологий производства сельскохозяйственных культур, а также для обмена мнениями по эффективности работы с новыми средствами защиты растений против вредителей, болезней и сорняков на различных сельскохозяйственных культурах. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей организуются обучающие семинары на базе передовых хозяйств района, конкурсы по повышению мастерства операторов машинного доения коров, осеменаторов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и др. с выездом в хозяйства района и осмотром производственных посевов.
По итогам каждого сельскохозяйственного года подводятся его итоги, намечаются планы на будущее. Уже стало традицией отмечать передовиков производства, награждать почётными грамотами, дипломами от имени главы администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район", вручать ценные подарки.
С этой целью организуется и проводится ежегодная научно-практическая конференция, посвящённая профессиональному празднику - "Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности".
Проводится ежегодная сельскохозяйственная выставка "День Балтийского поля" с представлением достижения в производстве сельскохозяйственной продукции и переработки в муниципальном образовании.
Для проведения этих мероприятий потребуется из местного бюджета денежных средств в сумме: 1,77 млн. рублей, в том числе:
в 2018 году - 0,100 млн. рублей; в 2019 году - 0,12 млн. рублей;
в 2020 году - 0,250 млн. рублей; в 2021 году - 0,15 млн. рублей;
в 2022 году - 0,5 млн. рублей; в 2023 году - 0,3 млн. рублей;
в 2024 году - 0,35 млн. рублей.
Направление 6. Обеспечение выполнения органом местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере сельского хозяйства
В соответствии с Законом Калининградской области от 25.04.2013 N 226 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по поддержке сельского хозяйства", а также соглашением, заключенным между Правительством Калининградской области и Администрацией, для осуществления организации по предоставлению субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям постановлением Администрации уполномочено Управление сельского хозяйства. Для обеспечения выполнения Управлением сельского хозяйства государственных полномочий в сфере сельского хозяйства Программы за 2018-2024 годы необходимо финансирование в объеме - 24,455 млн. рублей, в том числе:
из средств областного бюджета - 24,455 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.