Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Севастополя
от 11.02.2022 N 37-ПП
Положение о региональном государственном земельном контроле в городе Севастополе
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и определяет порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя по контролю за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации в отношении объектов земельных отношений, расположенных на территории города Севастополя, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
1.2. Предметом регионального государственного земельного контроля (далее - земельный контроль) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (далее - обязательные требования).
1.3. Исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на осуществление земельного контроля, является Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент).
1.4. Должностным лицом, уполномоченным принимать решение о проведении профилактических мероприятий, контрольных мероприятий, является директор Департамента либо лицо, исполняющее его обязанности.
В отношении проведения выездного обследования принятие решения о его проведении не требуется.
1.5. От имени Департамента земельный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - инспекторы):
начальник нормативно-правового отдела Управления административно-технического контроля Департамента;
главные специалисты-эксперты нормативно-правового отдела Управления административно-технического контроля Департамента.
1.6. При проведении профилактических мероприятий и контрольных мероприятий полномочия по осуществлению земельного контроля также осуществляют инспекторы, которые уполномочены на проведение соответствующего мероприятия решением Департамента.
1.7. Объектами земельного контроля являются земли, расположенные в границах города Севастополя, земельные участки и их части независимо от прав на них (далее - объекты земельного контроля).
1.8. Учет объектов земельного контроля обеспечивается Департаментом путем использования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
1.9. Земельный контроль не осуществляется в отношении земельных участков, находящихся в собственности, владении, постоянном (бессрочном), безвозмездном пользовании, аренде физического, юридического лица, индивидуального предпринимателя, по заявлениям (обращениям, жалобам) указанных лиц, содержащим сведения (информацию) о возможном самовольном занятии таких земельных участков или их части правообладателем смежного земельного участка, в случаях:
1) отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка (координат характерных точек границ), который является объектом земельного контроля;
2) наличия находящегося на рассмотрении в суде спора о смежных границах земельных участков между правообладателями объектов земельных отношений;
3) пересечения установленных границ земельного участка смежным земельным участком.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении земельного контроля
2.1. Земельный контроль осуществляется Департаментом на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. Департамент относит объекты земельного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Критерии отнесения объектов земельного контроля к категориям риска приведены в приложении к настоящему Положению.
2.4. Перечень индикаторов риска нарушений обязательных требований при осуществлении земельного контроля устанавливается Правительством Севастополя.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактические мероприятия, проводимые при осуществлении земельного контроля
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемой Департаментом программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) путем проведения профилактических мероприятий.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Департамента).
Департаментом также проводятся профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
При осуществлении земельного контроля Департамент проводит следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля несут явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом директору Департамента либо лицу, исполняющему его обязанности, для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
3.2. Информирование
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте Департамента.
3.3. Обобщение правоприменительной практики
Департамент ежегодно готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Департамента по осуществлению земельного контроля (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад утверждается приказом директора Департамента либо лица, исполняющего его обязанности, и размещается на официальном сайте Департамента не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
3.4. Объявление предостережения
3.4.1. В случае объявления Департаментом контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении этого предостережения не позднее 10 рабочих дней со дня получения им предостережения.
3.4.2. Возражение на предостережение должно содержать:
полное наименование юридического лица - контролируемого лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина - контролируемого лица;
идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
адрес места нахождения и осуществления деятельности контролируемого лица;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование несогласия в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, и (или) несогласия с предложенными в предостережении мерами по обеспечению соблюдения обязательных требований.
К возражению на предостережение могут быть приложены документы, подтверждающие обоснование позиции контролируемого лица.
3.4.3. Возражение юридического лица на предостережение подается в электронном виде и должно быть подписано простой электронной подписью.
Возражение индивидуального предпринимателя на предостережение подается в электронном виде и должно быть подписано простой электронной подписью.
Возражение гражданина, не осуществляющего предпринимательской деятельности, на предостережение подается на бумажном носителе либо в электронном виде и должно быть подписано соответственно собственноручно либо простой электронной подписью.
Возражения на предостережения в электронном виде подаются по адресу электронной почты Департамента, указанному в предостережении.
Возражения на предостережения на бумажном носителе подаются лично или почтовым отправлением в Департамент.
Возражения на предостережения, поданные с нарушением условий, предусмотренных настоящим Положением, но соответствующие требованиям, предъявляемым к обращениям граждан и организаций, установленным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 59-ФЗ.
3.4.4. Возражения на предостережения рассматриваются Департаментом.
По результатам рассмотрения возражений на предостережения Департамент:
направляет контролируемому лицу ответ об отклонении его возражения на предостережение, если Департамент придет к выводу о необоснованности позиции контролируемого лица. В ответе должно содержаться обоснование отклонения возражения контролируемого лица на предостережение;
направляет контролируемому лицу ответ об отзыве предостережения полностью или частично, если Департамент придет к выводу об обоснованности позиции контролируемого лица. Если предостережение отзывается частично, в ответе должно быть указано, в части каких (какого) действий (бездействия) контролируемого лица и (или) предложенных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований отзывается предостережение, а в остальной части должно содержаться обоснование отклонения возражения контролируемого лица на предостережение.
Ответ контролируемому лицу по результатам рассмотрения возражения на предостережение должен быть направлен Департаментом в течение 20 рабочих дней со дня его поступления.
3.5. Консультирование
3.5.1. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) организация и осуществление земельного контроля;
б) порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
в) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих требования земельного законодательства.
3.5.2. Время консультирования не должно превышать 15 минут.
Сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения требований земельного законодательства размещаются на официальном сайте Департамента.
3.5.3. Инспекторы осуществляют консультирование:
по телефону в часы работы Департамента - по вопросам контактных данных Департамента, графика его работы, досудебного порядка подачи и рассмотрения жалоб контролируемых лиц;
посредством видео-конференц-связи при наличии технической возможности - в дни, часы и по вопросам, определенным директором Департамента. Вопросы, по которым проводится консультирование посредством видео-конференц-связи, и время его осуществления анонсируются на официальном сайте Департамента не позднее чем за пять рабочих дней до дня проведения консультирования посредством видео-конференц-связи;
на личном приеме в соответствии с графиком личного приема граждан Департаментом и согласно статье 13 Федерального закона N 59-ФЗ - по вопросам проведения в отношении контролируемого лица профилактических мероприятий, контрольных мероприятий;
в ходе проведения профилактических визитов, контрольных мероприятий при взаимодействии инспекторов с контролируемыми лицами и их представителями - по вопросам проведения в отношении контролируемого лица соответствующего мероприятия;
в ходе публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике при взаимодействии инспекторов с контролируемыми лицами и их представителями в рамках публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике - по вопросам, связанным с соблюдением обязательных требований, осуществлением земельного контроля.
3.5.4. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
3.5.5. В случае поступления пяти или более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей, имеющих значение для неопределенного круга контролируемых лиц, консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента письменного разъяснения, подписанного директором Департамента либо лицом, исполняющим его обязанности.
3.6. Профилактический визит
3.6.1. Уведомление о проведении обязательного профилактического визита составляется инспектором в письменной форме и содержит следующие сведения:
а) дату, время и место составления уведомления;
б) наименование органа, осуществляющего земельный контроль;
в) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролируемого лица;
г) дату, время и место проведения обязательного профилактического визита;
д) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица Департамента и его подпись.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.19. Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица в порядке, установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать один рабочий день.
Департамент обязан предложить контролируемым лицам проведение профилактического визита не позднее чем в течение одного года с момента начала их деятельности.
3.6.2. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
4. Контрольные мероприятия, проводимые при осуществлении земельного контроля
4.1. При осуществлении земельного контроля плановые контрольные мероприятия проводятся в виде выездной проверки.
4.2. Плановые контрольные мероприятия проводятся со следующей периодичностью:
для объектов земельного контроля, отнесенных к категории среднего риска:
выездная проверка - один раз в пять лет;
для объектов земельного контроля, отнесенных к категории умеренного риска:
выездная проверка - один раз в шесть лет;
для объектов земельного контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
4.3. При осуществлении земельного контроля проводятся следующие виды внеплановых контрольных мероприятий:
4.3.1. Требующие взаимодействия с контролируемым лицом:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
4.3.2. Не требующие взаимодействия с контролируемым лицом - выездное обследование.
4.4. В случаях, предусмотренных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся внеплановые контрольные мероприятия, указанные в пунктах 4.3.1, 4.3.2 настоящего Положения.
Виды внеплановых контрольных мероприятий, проводимых по основаниям, предусмотренным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, определяются поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора. Если эти виды не определены поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации или требованием прокурора, проводятся внеплановые контрольные мероприятия, указанные в пунктах 4.3.1, 4.3.2 настоящего Положения.
4.5. Содержание внеплановых контрольных мероприятий определяется:
в случаях, предусмотренных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием обращений (заявлений) граждан и организаций, информацией от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержанием сведений, полученных Департаментом иными способами, предусмотренными Федеральным законом N 248-ФЗ, содержанием сведений об отклонении объекта земельного контроля от параметров, утвержденных индикаторами риска нарушения обязательных требований при осуществлении земельного контроля, или о соответствии таким параметрам;
в случаях, предусмотренных в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, требования прокурора.
5. Контрольные действия, совершаемые в рамках контрольных мероприятий
5.1. В ходе инспекционного визита допускаются следующие контрольные действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
5.2. В ходе рейдового осмотра допускаются следующие контрольные действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
5.3. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
5.4. В ходе выездной проверки допускаются следующие контрольные действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
5.5. В ходе выездного обследования допускаются следующие контрольные действия:
осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов контроля;
инструментальное обследование с применением фотофиксации.
5.6. Выбор между проведением таких контрольных мероприятий, как выездная проверка или рейдовый осмотр, осуществляется исходя из количества пользователей на объекте контроля: в случае наличия на объекте контроля одного контролируемого лица проводится выездная проверка, в случае наличия нескольких контролируемых лиц - рейдовый осмотр.
6. Требования к отдельным контрольным мероприятиям и контрольным действиям
6.1. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
6.2. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия в следующих случаях:
временная нетрудоспособность;
нахождение в служебной командировке в ином населенном пункте или отпуске;
административный арест;
избрание в отношении контролируемого лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении или запрета определенных действий, препятствующих присутствию при проведении контрольного мероприятия, а также в виде заключения под стражу или домашнего ареста;
смерть близких родственников, подтвержденная документально.
В указанных случаях Департамент принимает решение об отмене прежнего решения о проведении контрольного мероприятия и о проведении контрольного мероприятия в иной срок с учетом необходимости устранения обстоятельств, послуживших поводом для указанного в настоящем пункте обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
6.3. Для фиксации инспекторами и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации, к которым прибегают должностные лица, уполномоченные на проведение контрольного мероприятия.
В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушения обязательных требований осуществляется при проведении выездного обследования.
Для фиксации доказательств нарушения обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении инспектора технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками. Точки и направления фотографирования обозначаются на схеме объекта земельных отношений, в отношении которого проводится контрольное мероприятие. Фотографирование и видеозапись, используемые для фиксации доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований при проведении контрольных мероприятий, должны проводиться в условиях достаточной освещенности.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, геодезических и картометрических измерений и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного мероприятия (далее - акт), составляемом по результатам проведения контрольного мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам совершения контрольного действия, проводимого в рамках осуществления земельного контроля.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
6.4. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя осуществляется только в случае предоставления контролируемым лицом либо его представителем информации в Департамент о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия с обязательным применением видеозаписи.
6.5. При осуществлении земельного контроля специальные режимы контроля не применяются.
7. Досудебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
7.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления земельного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных мероприятий;
2) актов контрольных мероприятий;
3) действий (бездействия) должностных лиц Департамента в рамках проведения контрольных мероприятий.
7.2. Жалоба подается в Департамент в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", за исключением случаев, указанных в пункте 7.3 настоящего Положения.
7.3. Подача в Департамент жалобы, связанной с работой со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне непосредственно на бумажном носителе или почтовым отправлением.
7.4. Жалобы на решения о проведении контрольных мероприятий, акты контрольных мероприятий, действия (бездействие) должностных лиц Департамента в рамках проведения контрольных мероприятий рассматриваются директором Департамента.
Жалобы на действия (бездействие) директора Департамента рассматриваются заместителем Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, осуществляющим координацию и контроль деятельности Департамента.
7.5. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Этот срок может быть продлен в следующих исключительных случаях:
при необходимости получения относящихся к предмету жалобы дополнительных документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций;
при необходимости изучения материалов жалобы, требующих значительных временных затрат;
при проведении в отношении инспектора, решения, акты, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, изложенным в жалобе;
при отсутствии инспектора, решения, акты, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, служебная командировка).
7.6. Рассмотрение жалоб, связанных с работой со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или иного законодательства, регулирующего защиту соответствующих сведений.
7.7. Инспектор, составивший акт, по своей инициативе либо по заявлению контролируемого лица вправе исправить описки, опечатки, арифметические ошибки, допущенные в акте контрольного мероприятия, приложении к акту контрольного мероприятия, без изменения их содержания.
Вопросы исправления описок, опечаток, арифметических ошибок рассматриваются инспектором в десятидневный срок со дня поступления соответствующего заявления в Департамент от контролируемого лица.
8. Ключевые показатели земельного контроля и их целевые значения
8.1. Оценка результативности и эффективности деятельности Департамента осуществляется на основании системы показателей результативности и эффективности земельного контроля, которые устанавливаются Правительством Севастополя.
8.2. Департамент ежегодно осуществляет подготовку доклада о земельном контроле с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях земельного контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных мероприятий на достижение ключевых показателей земельного контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.