Решение Приморского краевого суда от 13 сентября 2021 г. по делу N 3а-331/2021
Приморский краевой суд в составе: председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах Кольцовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карнаухова ВВ к Думе Арсеньевского городского округа, администрации Арсеньевского городского округа, о признании недействующими нормативно правовых актов в части
установил:
Административный истец обратился в суд иском о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Генерального план Арсеньевского городского округа утв. решением Думы Арсеньевского городского округа от 28.11.2012 N 20, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 593 кв. м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства (зона Ж1), адрес (описание местоположения) земельного участка: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, а также о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Правил землепользования и застройки Арсеньевского городского округа утвержденных Думой Арсеньевского городского округа от 15.03.2013 N 30-МПА в той мере, в какой часть земельного участка с кадастровым номером N, находящегося под жилым домом и зданием гаража, расположенным по адресу: <адрес> необходимая для использования жилого дома и здания-гаража, отнесена к территории общего пользования.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N (ранее присвоенный государственный учетный номер: N) местоположение которого, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 593 кв. м.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 29.07.1997 что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В границах участка располагается индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N, площадью 38 кв. м. год постройки: 1961, собственником которого также является Карнаухов В.В., а также здание гаража площадью 26.1 кв. м.
При проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, было выявлено, что земельный участок выходит за границы территориальной зоны Ж1 в границы территории общего пользования (дороги), красные линии пересекают земельный участок и существующие объекты недвижимости.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты нарушают нормы действующего земельного и градостроительного законодательства в части расположения земельного участка в двух зонах и установления красных линий, пересекающих земельный участок и существующие объекты недвижимости, которые ограничивают права собственника на образование земельного участка, оформлении права собственности на существующую постройку - здание гаража. Кроме того, нахождение земельного участка в двух функциональных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничивает право административного истца на использование по назначению земельного участка, включая завершение процедуры по его образованию.
Порядок принятия Генерального плана Арсеньевского городского округа и Правил землепользования и застройки Арсеньевского городского округа не оспариваются.
В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены.
Представитель Думы Арсеньевского городского округа в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен, ранее был представлен письменный отзыв, согласно которого с заявленными требованиями истца не согласился, указав, что администрацией Арсеньевского городского округа был разработан генеральный план городского округа, и подготовлены на основе генерального плана правила землепользования и застройки, после чего были внесены на утверждение Думе городского округа. На основании внесенных Главой Арсеньевского городского округа документов решением Думы Арсеньевского городского округа от 28 ноября 2012 года N 20 был утвержден Генеральный план Арсеньевского городского округа, и принят муниципальный правовой акт Арсеньевского городского округа от 15.03.2013 N 30-МПА "Правила землепользования и застройки Арсеньевского городского округа".
Порядок принятия, официального опубликования и вступление в законную силу соблюден. Генеральный план муниципального образования, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, следовательно, оспариваемый истцом Генеральный план городского округа не содержит положений, ограничивающих права административного истца, сам административный истец также не указывает какие положения Генерального плана Арсеньевского городского округа и Правил землепользования и застройки Арсеньевского городского округа противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и какие права, свободы и законные интересы его нарушаются. (отзыв прилагается)
Представитель администрации Арсеньевского городского округа в судебное заседание также не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен, ранее был представлен письменный отзыв, согласно которого с заявленными требованиями истца не согласился, указав, что домовладение истца в соответствии с Правилами землепользования и застройки Арсеньевского городского округа расположено в зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. Данная зона определена для застройки индивидуальными жилыми домами, дачными домами, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны. Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в зоне Ж1 является использование для индивидуального жилищного строительства, которое включает в себя размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек. Учитывая то, что жилой дом и земельный участок, принадлежащие административному истцу на праве собственности находятся в зоне Ж1, в которой допускается размещение индивидуальных жилых домов, выращивание сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек, администрация Арсеньевского городского округа полагает, что обжалуемые истцом акты не нарушают права и законные интересы административного истца. (отзыв прилагается)
Суд, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению (заключение прилагается), приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которому представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Дума Арсеньевского городского округа является представительным органом, уполномоченным в сфере земельных отношений.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 Градостроительного кодекса РФ (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе).
В соответствии с частью 2 статьи 41 Устава Арсеньевского городского округа в ведении Думы Арсеньевского городского округа находится утверждение генерального плана городского округа, правил застройки городского округа
Решением Думы Арсеньевского городского округа от 28.11.2012 N 20, утвержден Генеральный план Арсеньевского городского округа
Решение опубликовано в издании: "Деловой Восход", N 3 (222), февраль, 2013.
Решением Думы Арсеньевского городского округа от 15.03,2013 N 30-МПА утверждены Правила землепользования и застройки Арсеньевского городского округа
Документ опубликован в издании: "Деловой Восход", N 10 (229), апрель, 2013.
Порядок принятия Генерального плана Арсеньевского городского округа утвержденного решением Думы Арсеньевского городского округа от 28.11.2012 N 20 и Правил землепользования и застройки Арсеньевского городского округа утвержденных Думой Арсеньевского городского округа от 15.03.2013 N 30-МПА, официального опубликования и вступление их в законную силу соблюден, административным истцом не оспариваются.
Таким образом обжалуемые истцом нормативные акты приняты уполномоченным органом в пределах установленной компетенции с соблюдением требований к процедуре принятия и порядку введения их в действие.
Из части 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ следует, что генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки, является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и содержащий в себе долгосрочные ориентиры их развития.
Таким образом указанными нормами закреплен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Согласно части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N (ранее присвоенный государственный учетный N) местоположение которого, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 593 кв. м. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 29.07.1997, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, границы земельного участка не установлены, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В границах участка располагается индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N, площадью 38 кв. м. год постройки: 1961, собственником которого также является Карнаухов ВВ
Согласно справке управления архитектуры и градостроительства Арсеньевского городского округа домовладение N по <адрес> в соответствии Правилами землепользования и застройки Арсеньевского городского округа, расположено в зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно Правилам землепользования зона Ж1 определена для застройки индивидуальными жилыми домами, дачными домами, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны. Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в зоне Ж1 является использование для индивидуального жилищного строительства, которое включает в себя размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
При проведении административным истцом кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, было выявлено, что земельный участок выходит за границы территориальной зоны Ж1, о чем имеется заключение кадастрового инженера.
19.07.2010 г. администрацией Арсеньевского городского округа принято постановление за N 495-па "об утверждении красных линий улиц Арсеньевского городского округа", согласно данного постановления <адрес> - жилая улица в усадебной застройке в красных линиях шириной 15 метров.
Согласно обзорной схеме по спорному земельному участку и расположенные на нем принадлежащие административному истцу объекты недвижимости, проходит красная линия.
Расположенные на спорном земельном участке жилое и нежилое строения, принадлежащие истцу на праве собственности, возведены задолго до установления красных линий (год постройки 1961).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
В генеральном плане красные линии не отображены.
Доказательств планирования строительства объектов, перечисленных в п. 11 ст. 1 ГрК РФ, на земельном участке, либо в границах объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности, сторонами в материалы дела не представлено
Как следует из определения красных линий, данного в ГрК РФ, они могут обозначать не только существующую, но и планируемую (изменяемую, вновь образуемую) территорию общего пользования. Другими словами, красные линии не всегда подтверждают существование территории общего пользования. В некоторых случаях они обозначают только намерение в будущем организовать на территории в границах красных линий территорию общего пользования, обозначают лишь планируемые, а не существующие границы территории общего пользования.
Таким образом сам по себе факт утверждения красной линии не придает земельному участку статус участка общего пользования, следовательно, утверждение красных линий никак не отражается на правовом режиме земельного участка.
Согласно Генеральному плану Арсеньевского городского округа, утвержденному Решением Думы Арсеньевского городского округа от 28.11.2012 N 20, земельный участок с кадастровым номером N по <адрес> в <адрес>, расположен в функциональной зоне жилой, усадебной застройки.
Таким образом правовой режим территориальной зоны, в которой находится жилой дом и земельный участок принадлежащие истцу не изменялся.
Утверждение красных линий через земельный участок, принадлежащий на праве собственности частному лицу, не нарушает прав и законных интересов собственника участка, поскольку не означает изъятия участка и не свидетельствует о его разделении. Если на земельном участке расположен объект, принадлежащий частному лицу, такой участок территорией общего пользования не является, причем и в том случае, если утвержденная в установленном порядке градостроительная документация предполагает размещение на этом месте дороги, площади или иного открытого для всеобщего доступа объекта.
С учетом изложенного суд полагает заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований Карнаухова ВВ к Думе Арсеньевского городского округа, администрации Арсеньевского городского округа, о признании недействующими нормативно правовых актов в части - отказать.
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании Арсеньевского городского округа Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 13 сентября 2021 г. по делу N 3а-331/2021
Текст решения опубликован не был