Решение Приморского краевого суда от 20 сентября 2021 г. по делу N 3а-333/2021
Приморский краевой суд
в составе председательствующего судьи Внуковой О.Н., при секретаре Перебейносове М.С.,
с участием прокурора Кольцовой М.Ю.,
представителя административного истца Савочкина Д.Д., представителя министерства имущественных и земельных отношений - Овчинниковой Е.А., представителя КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" Ясинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица: министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока, КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
ООО "Владивостокский морской терминал" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании вышеуказанного нормативного правового акта недействующим в части, ссылаясь на то, что является собственником нежилого здания площадью 740 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>. Включение указанного помещения в соответствующий Перечень (пункт N Перечня) влечет за собой необходимость производить оплату налога на имущество организаций в размере, исчисляемом из его кадастровой стоимости. Между тем, данный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости. Техническими документами в отношении спорного объекта недвижимости не подтверждается фактическое использование объекта недвижимости в целях установленных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Наименование помещений и здания не позволяют сделать вывод о том, что объект является офисным зданием, используемым в целях делового, административного, или коммерческого назначения. С учетом изложенного ООО "Владивостокский морской терминал" просил признать недействующим пункт N Перечня объектов на 2021 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри с 1.01.2021.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме, приведя доводы указанные в иске, а также пояснил, что нежилые помещения в здании (кабинеты) сдаются ООО "Владивостокский морской терминал" в аренду, согласно договора, арендаторы используют нежилые помещения по их целевому назначению - как кабинеты. КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" был произведен осмотр здания и помещений на предмет фактического использования, при этом не представлено допустимых доказательств с достоверностью подтверждающих соответствия объекта условиям установленных Налоговым кодексом РФ и необходимым для включения его в Перечень.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, указывая, что согласно выпискам из ЕГРН объект имеет наименование административное здание и расположен на земельном участке с кадастровым номером N имеющего вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации административного здания с пристройкой.
При проведении в 2020 году обследования специалисты КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" установили, что 451,6 кв. м помещений из общей площади объекта (740,6 кв. м) фактически используется для размещения офисных объектов, что составляет 60,9% (отзыв прилагается)
Представитель КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам и основаниям указанным в письменных возражениях, а также пояснила, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости, собственником недвижимости не был предоставлен доступ к части помещений, по результатам осмотра был составлен акт обследования, было установлено, что помещения используются для размещения офисных объектов (отзыв прилагается).
Представитель министерства экономического развития Приморского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что выразить позицию по существу данного дела не представляется возможным поскольку с 01.01.2020 в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 08.04.2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, формируется без участия Минэкономразвития.
Представитель администрации города Владивостока в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, указав, что объект правомерно включен в перечень, администрацией города Владивостока в адрес министерства имущественных и земельных отношений была направлена информация в отношении офисных объектов, в указанный перечень был включен объект с кадастровым номером N. Информация была подготовлена на основании выписок из ЕГРН на нежилые здания и помещения (отзыв прилагается).
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению (заключение прилагается), давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из положений статей 72, 76 Конституции РФ, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса РФ.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса РФ закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения/однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НКРФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (действующего в период принятия нормативного акта), а также пунктом 5 постановления Правительства Приморского края от 3 февраля 2021 г N 41-пп "О внесении изменения в постановление администрации Приморского края от 8 апреля 2015 г N 105-ПА "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" установлено, что департамент земельных и имущественных (в настоящее время министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Данное распоряжение размещено в государственной системе правовой информации (pravo.gov) и опубликовано в номере 104 (1838) "Приморская газета".
Таким образом оспариваемый нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются, принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования и правил введения в действие, в данной части не обжаловался.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого здания площадью 740 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Перечень объектов на 2021 год под пунктом "N".
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, по смыслу приведенных положений федерального и регионального законодательства в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным перечисленными правовыми нормами.
Согласно выпискам из ЕГРН от 23.04.2021 N КУВИ-N объект недвижимости имеет наименование "административное здание" и расположен на земельном участке с кадастровым номером N, согласно выписки N КУВИ-N земельный участок имеет вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации административного здания с пристройкой.
Согласно технического паспорта здание также имеет назначение - "административное".
КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", уполномоченного на проведение мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда, было произведено обследование принадлежащего административному истцу объекта недвижимости расположенного по адресу: <адрес> по результатам которого установлено, что 451,6 кв. м помещений из общей площади объекта (740,6 кв. м) фактически используется для размещения офисных объектов, что составляет 60,9%, о чем составлен акт обследования от 22.12.2020.
Акт обследования составлен и подписан работником, проводившим на объекте мероприятие и директором КГКУ "УЗИ", в соответствии с пунктом 3.3 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости.
К акту обследования приложены фотографии общего вида здания, фотографии вспомогательных помещений, помещений в здании (номера помещений на поэтажном плане первого этажа, второго и мансарды), так кабинеты, которые они смогли осмотреть, оборудованы оргтехникой под офисы, исходя из офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, установлено, что помещения фактически используются под размещение офисов.
Таким образом, судом установлено, что помещения фактически используются под размещение офисов, кабинеты соответствуют понятию "офис", не используются самим налогоплательщиком в целях осуществления своей хозяйственной деятельности, а сдаются в аренду третьим лицам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимости обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Нарушений Порядка мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости, процедуры принятия обжалуемого Перечня объектов недвижимого имущества, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 178, 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица: министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока, КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", об оспаривании в части нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 20 сентября 2021 г. по делу N 3а-333/2021
Текст решения опубликован не был