Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные разделы муниципальной Программы
1. Характеристика текущего состояния сферы культуры г.Сосновоборска с указанием основных показателей социально-экономического развития города и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
Город Сосновоборск обладает богатым культурным и творческим потенциалом, обеспечивающим населению равный доступ к высококачественным культурным благам и услугам, формирующим благоприятную среду для творческой самореализации граждан.
Услуги населению оказывают следующие виды учреждений:
- муниципальное автономное учреждение культуры Городской Дом культуры "Мечта" г.Сосновоборска (далее - МАУК ГДК "Мечта");
- муниципальное автономное учреждение культуры Библиотечно-музейный комплекс г.Сосновоборска (далее - МАУК БМК);
- муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" г.Сосновоборска (далее - МАУДО ДШИ);
- муниципальное автономное учреждение культуры "Центр досуга" г.Сосновоборска (далее -"Центр досуга" г.Сосновоборска).
Обеспеченность жителей города услугами учреждений культуры в полной мере соответствует нормативам, введенным в действие распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N Р-965. Обеспеченность населения услугами библиотек составляет 100%, организаций культурно-досугового типа составляет 100%.
Одним из ключевых факторов эффективной работы учреждений культуры и образовательных учреждений дополнительного образования детей в области культуры является наличие в отдельных учреждениях высококвалифицированных специалистов.
Основными проблемами в городе в этой области являются дефицит и старение кадров, недостаточно высокий уровень образования и квалификации персонала.
В учреждениях культуры и образования в сфере культуры и искусства на должностях руководителей и специалистов по состоянию на 01.01.2021 работает 99 человек.
Доля специалистов, имеющих образование по профилю работы, составляет 60%: в библиотеках города библиотечное образование имеют 55% работников, в музее 33% работников, в учреждениях культурно-досугового (клубного) типа профильное образование имеют 43%, в образовательных учреждениях в области культуры 100% специалистов имеют профильное образование. Слабо обновляется кадровый состав за счет молодых специалистов, их количество в муниципальных учреждениях культуры и образовательных учреждениях в области культуры города Сосновоборска составляет 10,1%.
Данные факты свидетельствуют о том, что учреждения культуры испытывают нехватку молодых специалистов, способных обогатить содержательную часть деятельности учреждений с учетом новых потребностей и интересов населения, применять инновационные технологии. Несоответствие кадрового потенциала уровню возникающих проблем в отрасли приводит к не высокому уровню развития экспериментальной деятельности, слабому учету учреждениями культуры актуальных социально-культурных процессов, досуговых предпочтений и ценностных ориентаций различных категорий населения.
Обозначенные проблемы в некоторой степени преодолеваются посредством участия специалистов учреждений культуры в курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также выездных либо онлайн обучающих семинаров по различным тематикам, что позволяет им получать необходимые знания, чтобы успешно работать в новых условиях, обеспечивать реализацию творческих идей и инициатив населения края.
Тем не менее, вопрос о качественных и количественных характеристиках кадрового потенциала отрасли "культура" остается открытым.
Одной из главных причин сложившейся кадровой ситуации является не высокая заработная плата работников отрасли "культура".
В целях преодоления сложившихся в сфере культуры города противоречий необходимо сосредоточить усилия на повышении доступности, качества и обеспечении многообразия культурных услуг, продолжить модернизацию и развитие существующей инфраструктуры, внедрение информационных технологий, укрепление кадрового потенциала отрасли, формирование положительного образа города в крае, исходя из критериев наиболее полного удовлетворения потребностей населения, сохранения и приумножения культурного потенциала города.
Реализация программы будет способствовать концентрации и эффективному использованию финансовых, социально-культурных ресурсов в целях решения всех вышеуказанных проблем.
Успешность и эффективность реализации программы зависит от внешних и внутренних факторов. В числе рисков, которые могут создать препятствия для достижения заявленной в программе цели, следует отметить следующие:
Финансовые риски - возникновение бюджетного дефицита, а также снижение уровня бюджетного финансирования отрасли "культура" может повлечь сокращение или прекращение программных мероприятий и недостижение целевых значений по ряду показателей (индикаторов) реализации программы.
Административные и кадровые риски - неэффективное управление программой, дефицит высококвалифицированных кадров в отрасли "культура" может привести к нарушению планируемых сроков реализации программы, невыполнению ее цели и задач, недостижению плановых значений показателей, снижению эффективности работы учреждений культуры и качества предоставляемых услуг.
Правовые риски - изменение федерального и краевого законодательства, отсутствие необходимых нормативных правовых актов на муниципальном уровне может привести к увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий программы.
Ограничению вышеуказанных рисков будет способствовать определение приоритетов для первоочередного финансирования, ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, формирование эффективной системы управления и контроля над реализацией программы, обеспечение притока высококвалифицированных кадров, переподготовки и повышения квалификации работников.
2. Приоритеты и цели социально-экономического развития в сфере культуры г.Сосновоборска, описание основных целей и задач Программы, прогноз развития сферы культуры г.Сосновоборска
Приоритеты и цели социально-экономического развития в сфере культуры г.Сосновоборска определены в соответствии со следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края и г.Сосновоборска:
Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Паспорт национального проекта "Культура" (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ), п.4.5. Развитие культуры и массовых коммуникаций;
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации 09.05.2017 N 203);
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры" (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р, с изменениями и дополнениями от 28 апреля 2015 г.);
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р);
Закон Красноярского края от 28.06.2007 N 2-190 "О культуре" (с изменениями и дополнениями);
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Красноярского края" (утвержден распоряжением Губернатора Красноярского края от 25.02.2013 N 58-рг, С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2014 г., 16 марта, 12 ноября 2015 г., 1 февраля, 22 сентября 2016 г., 22 февраля 2017 г.);
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" ( с изменениями и дополнениями от: 21 февраля, 17 июня 2015 г., 21 октября 2016 г., 17 февраля, 3, 31 марта, 12 августа, 26 октября, 15 ноября 2017 г., 12 января, 17 февраля, 30 марта, 25 сентября, 30 декабря 2018 г., 2 февраля, 29 марта, 23 мая, 21, 22, 30 ноября 2019 г., 31 марта, 8 июля, 21 августа, 19 октября, 14, 16 декабря 2020 г., 31 марта 2021 г.)
Государственная программа Красноярского края "Развитие культуры и туризма" (утверждена постановлением правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 511-п, с изменениями и дополнениями от: 29 апреля, 27 мая, 30 июля, 24, 30 сентября, 9 декабря 2014 г., 24 февраля, 18 июня, 28 июля, 1 октября, 1, 22 декабря 2015 г., 19 апреля, 21 июня, 18, 30 августа, 7 октября, 14 декабря 2016 г., 14, 17 февраля, 17 мая, 18 июля, 5, 20 октября, 14 ноября, 14 декабря 2017 г., 3 апреля, 15 мая, 11 сентября, 2, 18 октября, 11 декабря 2018 г., 29 января 2019 г. 29 апреля, 27 мая, 30 июля, 24, 30 сентября, 9 декабря 2014 г., 24 февраля, 18 июня, 28 июля, 1 октября, 1, 22 декабря 2015 г., 19 апреля, 21 июня, 18, 30 августа, 7 октября, 14 декабря 2016 г., 14, 17 февраля, 17 мая, 18 июля, 5, 20 октября, 14 ноября, 14 декабря 2017 г., 3 апреля, 15 мая, 11 сентября, 2, 18 октября, 11 декабря 2018 г., 29 января, 28 мая, 30 сентября, 15 октября, 17 декабря 2019 г., 31 марта, 9 июня, 20 августа 2020 г, 11, 29 сентября, 3 ноября, 15 декабря 2020 г., 16 февраля, 20 апреля 2021 г. 17 августа 2021 г);
Решение Сосновоборского городского Совета депутатов Красноярского края от 15 марта 2021 г. N 7/19-Р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Сосновоборска до 2030 года".
Реализация программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
обеспечение максимальной доступности культурных ценностей для населения г.Сосновоборска, повышение качества и разнообразия культурных услуг, в том числе:
создание открытого культурного пространства города (развитие выставочной, конкурсной, фестивальной деятельности и др.);
создание благоприятных условий для творческой самореализации граждан, путем получения дополнительного образования в сфере культуры и искусства и приобщения к культуре и искусству всех групп населения;
активизация просветительской деятельности учреждений культуры (гражданско-патриотическое просвещение, культурно-историческое и художественно-эстетическое воспитание, повышение правовой культуры, популяризация научной и инновационной деятельности и др.);
повышение социального статуса работников культуры, в том числе путем повышения уровня оплаты их труда;
формирование нормативно-правовой базы культурной политики города, обеспечивающей рост и развитие отрасли;
инновационное развитие учреждений культуры и образовательных учреждений дополнительного образования детей в области культуры, в том числе путем внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, использования новых форм организации культурной деятельности;
сохранение, популяризация и эффективное использование культурного наследия города, в том числе:
сохранение и пополнение библиотечного и музейного фондов города;
возрождение и развитие, декоративно-прикладного творчества, поддержка творческих коллективов;
создание устойчивого культурного образа города как территории культурных традиций и творческих инноваций, интеграция в общероссийский и краевой культурный процесс, в том числе:
обеспечение доступности лучших образцов отечественного и зарубежного профессионального искусства для населения города, в том числе путем реализации межрегиональных, всероссийских, международных культурных проектов на территории города, привлечения к ним творческих деятелей, коллективов, экспертов из других регионов России и зарубежных стран;
продвижение культуры города за его пределами в форме гастролей, участия в конкурсах, выставках и фестивалях в России и за рубежом.
В соответствии с основными приоритетами целью программы является создание условий для развития и реализации культурного и духовного потенциала населения г.Сосновоборска.
Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи.
Задача 1. "Организация библиотечного обслуживания и публичное экспонирование музейного фонда".
Задача 2. "Предоставление дополнительного образования детям в области культуры и искусства (реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств)";
Задача 3. "Создание благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей города Сосновоборска".
Задача 4. "Создание условий для устойчивого развития отрасли "культура" на территории г.Сосновоборска".
Реализация программы позволит расширить доступ населения к культурным ценностям, обеспечит поддержку всех форм творческой самореализации личности, широкое вовлечение граждан в культурную деятельность, создаст условия для дальнейшей модернизации деятельности муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений дополнительного образования детей в области культуры.
Следует отметить, что реализация программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
Основным неуправляемым риском является существенное сокращение объемов бюджетного финансирования программы.
3. Механизм реализации отдельных мероприятий Программы
Решение задач Программы достигается реализацией подпрограмм, реализация отдельных мероприятий не предусмотрена.
Организационные, экономические и правовые механизмы, необходимые для эффективной реализации мероприятий подпрограмм; последовательность выполнения мероприятий подпрограмм; представлены в подпрограммах Программы.
4. Прогноз конечных результатов Программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в сфере культуры на территории г.Сосновоборска
В результате своевременной и в полном объеме реализации Программы:
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры в 2024 году составит не менее 80,5%;
количество новых изданий, поступивших в библиотечные фонды муниципальных библиотек города на 1 тыс. человек населения в 2024 году составит не менее 75 экз.;
доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей в 2024 году составит 5,05%.
Перечень целевых показателей и показателей результативности Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации приведены в приложении N 1 к паспорту Программы.
Целевые показатели на долгосрочный период приведены в приложении N 2 к паспорту Программы.
5. Перечень подпрограмм с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов
Для достижения цели и решения задач Программы предполагается реализация четырех подпрограмм:
Подпрограмма 1. "Развитие библиотечного и музейного дела".
Сроки реализации подпрограммы: 2022-2024 годы.
Целью подпрограммы является создание условий для развития библиотечного и музейного дела на территории г.Сосновоборска.
В рамках подпрограммы решаются следующие задачи:
организация библиотечного обслуживания и публичное экспонирование музейного фонда;
комплектование и обеспечение сохранности книжных фондов муниципальных библиотек г.Сосновоборска;
реализация творческих инициатив населения, творческих союзов и организаций культуры;
создание безопасных комфортных условий функционирования муниципальных учреждений культуры;
поддержка комплексного развития муниципальных учреждений культуры.
Ожидаемые результаты:
обеспечение прав населения города на свободный доступ к информации, культурным ценностям;
повышение уровня комплектования библиотечных и музейных фондов;
повышение качества и доступности библиотечных и музейных услуг;
расширение разнообразия библиотечных и музейных услуг;
рост востребованности услуг библиотек и музея у населения города.
Подпрограмма 1. "Развитие библиотечного и музейного дела" представлена в приложении N 4 к Программе.
Подпрограмма 2. "Развитие дополнительного образования в области культуры и искусства".
Сроки реализации подпрограммы: 2022-2024 годы.
Целью подпрограммы является создание условий для развития образовательных учреждений дополнительного образования детей в области культуры и искусства на территории г.Сосновоборска.
В рамках подпрограммы решаются следующие задачи:
организация предоставления дополнительного образования детей в области культуры и искусства;
реализация творческих инициатив населения, творческих союзов и организаций культуры;
создание безопасных комфортных условий функционирования муниципальных учреждений культуры.
Ожидаемые результаты:
модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений дополнительного образования детей в области культуры и искусства;
повышение качества образовательных услуг;
увеличение количества обучающихся, принимающих участие в региональных, межрегиональных конкурсах, входящих в состав перспективной группы.
Подпрограмма 2. "Развитие дополнительного образования в области культуры и искусства" представлена в приложении N 5 к Программе.
Подпрограмма 3. "Искусство и народное творчество".
Сроки реализации подпрограммы: 2022-2024 годы.
Целью подпрограммы является создание благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей города Сосновоборска.
В рамках подпрограммы решаются следующие задачи:
обеспечение доступа населения г.Сосновоборска к культурным благам и участию в культурной жизни;
реализации творческих инициатив населения, творческих союзов и организаций культуры;
создание безопасных комфортных условий функционирования муниципальных учреждений культуры.
Ожидаемые результаты:
повышение качества и доступности культурно-досуговых услуг;
рост вовлеченности всех групп населения в активную творческую деятельность;
сохранение традиционной народной культуры, поддержка творческих коллективов;
повышение уровня проведения культурных мероприятий.
Подпрограмма 3. "Искусство и народное творчество" представлена в приложении N 6 к Программе.
Подпрограмма 4. "Обеспечение условий реализации программы и прочие мероприятия"
Сроки реализации подпрограммы: 2022-2024 годы.
Целью подпрограммы является создание условий для устойчивого развития отрасли "культура" на территории г.Сосновоборска.
В рамках подпрограммы решаются следующие задачи:
осуществление контроля за деятельностью подведомственных учреждений;
создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий;
обеспечение бесперебойной деятельности учреждений культуры.
Ожидаемые результаты:
формирование необходимой нормативно-правовой базы, направленной на развитие отрасли "культура";
повышение эффективности управления отраслью "культура", расходования бюджетных расходов, внедрение современных подходов бюджетного планирования;
обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами в отрасли "культура";
повышение профессионального уровня работников, укреплению кадрового потенциала;
создание условий для привлечения в отрасль "культура" высококвалифицированных кадров, в том числе молодых специалистов;
повышение социального статуса и престижа творческих работников и работников культуры;
повышение качества и доступности муниципальных услуг, оказываемых в сфере культуры;
создание эффективной системы управления реализацией Программы, реализация в полном объеме мероприятий Программы, достижение ее целей и задач.
Подпрограмма 4. "Обеспечение условий реализации программы и прочие мероприятия" представлена в приложении N 7 к Программе.
6. Информация о распределении планируемых расходов по отдельным мероприятиям Программы
Распределение планируемых расходов по отдельным мероприятиям Программы осуществляется по следующим направлениям:
предоставление услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями культуры и образовательными учреждениями дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства;
выполнение функций по разработке и реализации основных направлений культурной политики г.Сосновоборска, нормативно-правовому регулированию отрасли "культура".
Распределение планируемых расходов по программе с указанием главных распорядителей средств муниципального бюджета, а также по годам реализации программы приведено в приложении N 1 к Программе.
7. Информация об объеме бюджетных ассигнований, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности
В планируемом периоде не предусмотрено финансирование, направленное на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности.
8. Информация о ресурсном обеспечении и прогнозной оценке расходов на реализацию целей Программы
Информация о ресурсном обеспечении и прогнозной оценке расходов на реализацию целей муниципальной Программы с учетом источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и муниципального бюджетов приведена в приложении N 2 к Программе.
9. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий, в случае оказания муниципальными учреждениям муниципальных услуг юридическим и (или) физическим лицам, выполнения работ
В рамках реализации Программы планируется оказание муниципальными учреждениями культуры и образовательными учреждениями дополнительного образования детей в области культуры следующих муниципальных услуг (выполнение работ):
организация библиотечного обслуживания населения, предоставление книг и других документов во временное пользование;
предоставление доступа к музейным предметам и музейным коллекциям;
предоставление дополнительного образования детям в области культуры и искусства;
организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
организация деятельности клубных формирований.
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями культуры и образовательными учреждениями в области культуры, находящимися в ведении УКСТМ, приведен в приложении N 3 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.