Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением
администрации муниципального
района "Усть-Цилемский"
от 7 февраля 2022 г. N 02/74
(приложение)
Программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального района "Усть-Цилемский" на 2021-2025 годы"
Паспорт
программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального района "Усть-Цилемский" на 2021 - 2025 годы"
Ответственный исполнитель программы |
Сектор жилищно-коммунального хозяйства отдела по развитию территорий администрации муниципального района "Усть-Цилемский" |
Соисполнители программы |
Администрации сельских поселений, управление образования администрации муниципального района "Усть-Цилемский", муниципальные бюджетные учреждения |
Участники программы |
Администрации сельских поселений, управление образования администрации муниципального района "Усть-Цилемский", муниципальные бюджетные учреждения |
Подпрограммы программы |
- |
Программно-целевые инструменты программы |
1) Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 2) постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"; 3) решение Совета муниципального района "Усть-Цилемский" от 24 декабря 2020 г. N 06-03/22 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" на период до 2035 года" |
Цель программы |
Повышение уровня энергетической эффективности муниципального района "Усть-Цилемский" |
Задачи программы |
1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде. 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре. 3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и иных организациях с участием муниципального района. 4. Популяризация энергосбережения на территории муниципального района |
Целевые индикаторы и показатели программы |
а) целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов; б) целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии; в) целевые показатели в муниципальном секторе; г) целевые показатели в жилищном фонде; д) целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры; е) целевые показатели в транспортном комплексе; ж) количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями |
Этапы и сроки реализации программы |
Сроки реализации: 2021 - 2025 годы |
Объемы финансирования программы |
Общий объем финансирования программы составляет 7778,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2021 - 3894,2 тыс. руб., 2022 - 3884 тыс. руб., 2023 - 0,00 тыс. руб., 2024 - 0,00 тыс. руб., 2025 - 0,00 тыс. руб. Из них по источникам: средства республиканского бюджета Республики Коми - 6896,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2021 - 3443,8 тыс. руб., 2022 - 3453,1 тыс. руб., 2023 - 0,00 тыс. руб., 2024 - 0,00 тыс. руб., 2025 - 0,00 тыс. руб.; средства бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" - 484,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2021 - 252,0 тыс. руб., 2022 - 232,2 тыс. руб., 2023 - 0,00 тыс. руб., 2024 - 0,00 тыс. руб., 2025 - 0,00 тыс. руб.; внебюджетные источники - 94,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2021 - 54,0 тыс. руб., 2022 - 40,8 тыс. руб., 2023 - 0,00 тыс. руб., 2024 - 0,00 тыс. руб., 2025 - 0,00 тыс. руб.; средства бюджета администраций сельских поселений муниципального района "Усть-Цилемский" - 302,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2021 - 144,4 тыс. руб., 2022 - 157,9 тыс. руб., 2023 - 0,00 тыс. руб., 2024 - 0,00 тыс. руб., 2025 - 0,00 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1.1 Реализация Программы позволит к 2026 году достичь следующих конечных результатов: 1.2 - доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов, в общем числе многоквартирных домов - 100%; 1.3 - доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов, в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) - 100%; 1.4 - доля потребляемых муниципальными учреждениями природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды, приобретаемых по приборам учета, в общем объеме потребляемых природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды муниципальными учреждениями - 100%; 1.5 - доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения - %; 1.6 - ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии: - (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт - МВт); 1.7 - удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения - 0,17 Гкал/м2; 1.8 - удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения - 36,47 кВт·ч/м2; 1.9 - объем потребления дизельного и иного топлива, мазута, угля муниципальными учреждениями - 879,9 т; 1.10 - объем потребления природного газа муниципальными учреждениями - м3; 1.11 - объем потребления тепловой энергии муниципальными учреждениями - 7473,4 Гкал; 1.12 - объем потребления электрической энергии муниципальными учреждениями - 2591900 кВт.ч; 1.13 - объем потребления воды муниципальными учреждениями - 6430 м3; 1.14 - доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности "B" и выше - %; 1.15 - удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах - 0,18 Гкал/м2; 1.16 - удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах - 50,15 кВт.ч/м2; 1.17 - удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) - 29,8 куб. м/чел.; 1.18 - удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) - 19,8 куб. м/чел.; 1.19 - удельный расход топлива на отпуск электрической энергии тепловыми электростанциями - г. ут/кВт·ч; 1.20 - удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов тепловых электростанций - кг ут/Гкал; 1.21 - удельный расход топлива на отпущенную с коллекторов котельных в тепловую сеть тепловую энергию - 229,2 кг ут/Гкал; 1.22 - доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии - 5,5%; 1.23 - доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии - 29%; 1.24 - доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения - 100%; 1.25 - количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется муниципальным районом - единиц; 1.26 - количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется муниципальным районом - единиц; 1.27 - количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории муниципального района - единиц; 1.28 - количество электромобилей легковых с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории муниципального района - единиц; 1.29 - количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, относящихся к общественному транспорту, зарегистрированных на территории муниципального района - единиц; 1.30 - количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на территории Республики Коми - 8 единиц |
1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации программы
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В последние годы на территории Республики Коми, в том числе в муниципальном районе, имеет место устойчивая тенденция на повышение стоимости энергетических ресурсов, что предопределяет рост затрат на оплату энергетических ресурсов. Затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат местного бюджета, населения и организаций жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, в условиях постоянного роста тарифов на энергетические ресурсы возрастает значение внедрения энергосберегающих мероприятий, направленных на рациональное потребление данных ресурсов.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения отношения и приучению потребителей к рациональному использованию энергоресурсов, так и замены и модернизации значительной части производственной и инженерной инфраструктуры в организациях жилищно-коммунального хозяйства и ее развития на новой технологической базе.
Вопрос организации эффективного и надежного снабжения энергетическими ресурсами населения является одним из ключевых вопросов в работе администрации муниципального района "Усть-Цилемский". Анализ имеющихся данных свидетельствует о неэффективности производства, распределения и потребления энергоресурсов на территории муниципального района. Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по энергосбережению, которые заключаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории муниципального района и прежде всего в органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях.
В рамках развития в Республике Коми института инициативного бюджетирования с 01 июля 2016 года реализуется проект "Народный бюджет", основанный на гражданских инициативах по социально значимым для муниципальных районов вопросам и поддержке указанных инициатив со стороны органов публичной власти. В рамках данного проекта в сельских поселениях проводились различные мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности (замена светильников уличного и внутреннего освещения, утепление фасадов зданий, замена деревянных окон на пластиковые и т.д.). Так в 2016 - 2020 годах проведена реконструкция сетей уличного освещения протяженностью 11,2 км, заменено 279 светильников, израсходовано 375,5 тыс. руб. из местного бюджета, 2935,2 тыс. руб. из республиканского бюджета Республики Коми.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста.
Учитывая социальную и экономическую значимость энергосберегающих мероприятий для снижения расходов по оплате энергетических ресурсов, программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального района "Усть-Цилемский" на 2021 - 2025 годы" (далее - программа) направлена на решение задач энергосбережения в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность функционирования отраслей и экономики в целом. Она достигается посредством реализации мероприятий по энергосбережению, своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и оптимизационным формам управления.
В целях решения поставленных задач программой предусмотрен ряд основных мероприятий по:
1) оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации;
2) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
3) энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства;
4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов;
6) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
7) энергосбережению в организациях с участием муниципального района и повышению энергетической эффективности этих организаций, а также организации функционирования системы автоматизированного учета потребления органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями энергетических ресурсов посредством обеспечения дистанционного сбора, анализа и передачи в адрес ресурсоснабжающих организаций соответствующих данных;
8) энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива - природным газом;
9) информационному обеспечению мероприятий Программы, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
10) стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
11) реконструкции сетей теплоснабжения и водоснабжения.
Система основных мероприятий представлена в приложении N 2 программы.
2. Прогноз конечных результатов программы
На территории муниципального района "Усть-Цилемский" оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов составляет 32%, общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения многоквартирных домов - 36%, общедомовыми приборами учета электрической энергии многоквартирных домов - 94%. На территории муниципального района "Усть-Цилемский" на сегодняшний день не зарегистрированы управляющие организации, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенные в перечень организаций для управления многоквартирным домом, а собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления домом либо принятое решение о выборе способа управления домом не реализовано. Все это затрудняет процесс оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.
Это же создает препятствия в предоставлении энергодекларации и получении класса энергоэффективности многоквартирных домов. По этой причине на территории района пока отсутствуют многоквартирные дома класса энергоэффективности "В" и выше.
Пропаганда и обеспечение информирования потребителей о законодательстве в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности способствуют формированию бережливой модели поведения населения, в результате чего к 2026 году на территории муниципального района планируется переход на приборный учет всех энергетических ресурсов и доля объема электрической энергии, тепловой энергии, холодной и горячей воды, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета, составит 100%, что поспособствует снижению удельного расхода в многоквартирных домах тепловой и электрической энергии (в расчете на 1 кв. м общей площади), горячей и холодной воды (в расчете на 1 жителя) и, как результат, планируется снижение суммарного расхода энергетических ресурсов в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. м).
Действующее законодательство в области энергосбережения предусматривает включение в программу целевых показателей и перечень мероприятий, направленных на энергосбережение в транспортном комплексе.
Данные требования распространяются на транспортные средства, относящиеся к общественному транспорту, а также регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется муниципальным районом. На территории муниципального района предоставление услуг по перевозкам на общественном транспорте осуществляется индивидуальными предпринимателями, муниципальным бюджетным учреждением "Центр жилищных расчетов льгот и субсидий", регулирование тарифов которого на услуги по перевозке не осуществляется муниципальным районом. Данные целевые показатели отражаются в приложении N 1 к программе без расчета.
На территории муниципального района "Усть-Цилемский" потребление природного газа отсутствует, поэтому целевые показатели не рассчитываются, но отражаются в приложение N 1 к программе.
Генерирующие объекты, функционирующие на основе использования возобновляемых источников энергии, на территории муниципального района "Усть-Цилемский" отсутствуют, поэтому целевые показатели не рассчитываются, но отражаются в приложение N 1 к программе.
На территории муниципального района тепловые электростанции отсутствуют, поэтому доля тепловой энергии отпущенной в тепловые сети от этих источников, а также получаемый на них удельный расход топлива на отпуск тепловой энергии и, удельный расход топлива на отпуск электрической энергии не рассчитываются, но отражаются в приложении N 1 к программе.
Крупное промышленное производство на территории муниципального района не ведется, поэтому расчет энергоемкости промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории муниципального района в сфере промышленного производства не проведен, но отражается в приложение N 1 к программе.
К 2026 году планируется достичь снижения удельного расхода электрической и тепловой энергии (в расчете на 1 кв. м общей площади), холодной и горячей воды (в расчете на 1 человека) от объема фактически потребленного в 2020 году и сохранения достигнутых результатов, вследствие чего произойдет сокращение расходов местного бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений и органов местного самоуправления.
Для достижения наилучших результатов в данной работе перспективным направлением является заключение органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями энергосервисных договоров, заключение которых способствует выявлению слабых сторон, требующих внедрения энергосберегающих мероприятий. На 2021 год планируется заключение энергосервисных контрактов на объектах МБОУ "Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Бабикова", МБОУ "Хабарицкая средняя общеобразовательная школа" МБДОУ "Детский сад N 3" с. Усть-Цильма, а также на сетях уличного освещения сельского поселения "Усть-Цильма". В 2022 - 2025 годах планируется заключение энергосервисных контрактов на объектах МБОУ "Пижемская средняя общеобразовательная школа", МБДОУ "Детский сад N 5" с. Усть-Цильма, МБОУ "Кадетская средняя общеобразовательная школа" с. Коровий Ручей, МБОУ "Новоборская средняя общеобразовательная школа", администрации муниципального района "Усть-Цилемский", а также на сетях уличного освещения сельского поселения "Замежное" и других. При заключении энергосервисных контрактов у учреждений возникают определенные проблемы - отсутствие финансовых средств и потенциальных подрядчиков, отчасти невозможность выполнить все технические условия для заключения энергосервисных контрактов, длительные сроки окупаемости и т.д.
На территории муниципального района действуют следующие организации коммунального комплекса - Усть-Цилемский филиал АО "Коми тепловая компания" - поставщик тепловой энергии, горячей воды, холодного водоснабжения и водоотведения (выработка тепловой энергии осуществляется на котельных).
Основной проблемой коммунального комплекса муниципального района является неудовлетворительное состояние основных фондов. Собственные финансовые возможности муниципального района и организаций коммунального комплекса недостаточны для своевременной модернизации изношенной коммунальной инфраструктуры.
Тарифы на услуги данных организаций регулируются и утверждаются Комитетом Республики Коми по тарифам. В соответствии с действующим законодательством указанная организация должна утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В результате реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса планируется снижение удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии и снижение удельного расхода электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии, транспортировке воды в системах водоснабжения и водоотведения, и сокращение доли потерь тепловой энергии и воды при их передаче. Путем внедрения энергосберегающих мероприятий в системах уличного освещения к концу реализации программы также планируется достичь сокращения удельного расхода электрической энергии (в расчете на 1 кв. м освещаемой площади).
Информация по финансовому обеспечению программы за счет средств бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" представлена в приложении N 3.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" на реализацию целей (с учетом средств межбюджетных трансфертов) представлены в приложении N 4.
Информация о показателях результатов использования субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Коми, представлена в приложении N 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.