Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета Нижнекамского
муниципального района
от 18 ноября 2021 г. N 71
Положение
об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Нижнекамского муниципального района
4 февраля 2022 г.
I. Общие положения
1. Положение о муниципальном земельном контроле на территории Нижнекамского муниципального района (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления муниципального контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность (далее - муниципальный земельный контроль).
2. Предметом муниципального земельного контроля на территории Нижнекамского муниципального района являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Республики Татарстан (далее - обязательные требования), в области использования земель, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Татарстан предусмотрена административная ответственность.
2) соблюдение контролируемыми лицами требований, содержащихся в разрешительных документах и требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) исполнение контролируемыми лицами решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
3. Муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений в Нижнекамском муниципальном районе осуществляется Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком).
Органом, обеспечивающим реализацию полномочий Исполкома по осуществлению муниципального земельного контроля, выступает муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (далее - Контрольный орган).
Перечень должностных лиц, непосредственно осуществляющих муниципальный контроль, определяется распорядительным актом Контрольного органа.
Должностные лица при осуществлении муниципального земельного контроля имеют права, обязанности и несут ответственность в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и иными федеральными законами.
4. Контрольный орган осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением:
- требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельных участков;
- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
- требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;
- требований земельного законодательства об обязательном использовании земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного и иного строительства в указанных целях (за исключением исполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности);
- землевладельцами, землепользователями и арендаторами земель сроков освоения земельных участков, установленных гражданским и земельным законодательством;
- арендаторами земельных участков условий договора аренды земельного участка;
- своевременного возврата земель;
- представления достоверных сведений о состоянии и использовании земель;
- исполнения иных требований законодательства по вопросам использования земель.
5. Объектами муниципального земельного контроля (далее - объекты контроля) являются:
- земли, расположенные в границах Нижнекамского муниципального района, земельные участки и их части независимо от прав на них;
- деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
- результаты деятельности граждан и организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
6. Учет объектов контроля в рамках осуществления муниципального земельного контроля обеспечивает Контрольный орган.
7. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с:
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
- Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом;
- Земельным кодексом Республики Татарстан;
- Законом Республики Татарстан от 13 октября 2015 года N 83-ЗРТ "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Татарстан";
- Законом Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Российской Федерации";
- Уставом муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан, утвержденным решением Совета Нижнекамского муниципального района от 18 февраля 2014 года N 5.
8. В целях настоящего Положения основные термины и понятия используются в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Категории риска причинения вреда (ущерба)
9. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
10. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении муниципального контроля объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск.
11. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления муниципального контроля установлены приложением 1 к настоящему Положению.
12. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется Контрольным органом на основе сопоставления его характеристики с утвержденными критериями риска.
При отнесении земельных участков к категориям риска Контрольным органом используются в том числе:
- сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
- сведения, полученные в рамках проведенных должностными лицами Контрольного органа контрольных и профилактических мероприятий;
- сведения, содержащиеся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства.
13. В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
14. Контрольный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска принимает решение об изменении категории риска объекта контроля.
15. Контрольный орган ведет перечни земельных участков, отнесенных к одной из категорий риска (далее - перечни земельных участков).
Перечни земельных участков содержат следующую информацию:
а) кадастровый номер земельного участка или при его отсутствии адрес местоположения земельного участка;
б) категория риска, к которой отнесен земельный участок;
в) реквизиты решения об отнесении земельного участка к категории риска.
16. Перечни земельных участков с указанием категорий риска размещаются на официальном сайте Контрольного органа.
17. В зависимости от присвоенной категории риска устанавливаются следующие виды и периодичность плановых контрольных мероприятий:
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска - одно плановое контрольное мероприятие в 3 года;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска - одно плановое контрольное мероприятие в 5 лет.
Плановые контрольные мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
18. Профилактические мероприятия осуществляются Контрольным органом в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения.
19. Профилактические мероприятия осуществляются на основании Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, ежегодно утверждаемой Контрольным органом.
Также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные указанной Программой.
20. При осуществлении муниципального земельного контроля проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
21. Информирование осуществляется путем размещения сведений и информации, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на официальном сайте муниципального образования Нижнекамский муниципальный район в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://e-nkama.ru/) и средствах массовой информации.
Контрольный орган обязан поддерживать указанные сведения в актуальном состоянии.
22. Обобщение правоприменительной практики проводится Контрольным органом 1 раз в год и направлено на решение следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Контрольным органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
23. Обобщение правоприменительной практики осуществления земельного контроля в Нижнекамском муниципальном районе осуществляется Контрольным органом посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах.
По итогам обобщения правоприменительной практики Контрольный орган готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики.
Доклад о правоприменительной практике утверждается распоряжением Контрольного органа и размещается на официальном сайте Нижнекамского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://e-nkama.ru/) не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
24. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется контролируемому лицу в случае наличия у Контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Предостережение объявляется руководителем Контрольного органа не позднее 30 календарных дней со дня получения вышеуказанных сведений.
25. Предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа, регистрируется в журнале учета предостережений с присвоением регистрационного номера и направляется в адрес контролируемого лица.
26. Контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения им предостережения.
В возражении указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
2) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, контактный телефон (для граждан);
4) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
5) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражения в Контрольный орган направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью или усиленной электронной подписью в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ, на указанный в предостережении адрес электронной почты Контрольного органа либо иными указанными в предостережении способами.
Контрольный орган рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ о согласии либо обоснованное несогласие с возражением.
В случае принятия представленных в возражении доводов руководитель Контрольного органа (заместитель руководителя) аннулирует направленное ранее предостережение, о чем делается отметка в журнале объявленных предостережений.
Информация о несогласии с возражением с указанием соответствующих обоснований или об аннулировании предостережения направляется в адрес контролируемого лица в письменной форме или в форме электронного документа.
Результаты рассмотрения возражений используются Контрольным органом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации муниципального земельного контроля и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
27. Консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального земельного контроля, осуществляется должностными лицами Контрольного органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей как в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия, так и в письменной форме.
Личный прием проводится руководителем Контрольного органа. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте Нижнекамского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://e-nkama.ru/).
28. Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам:
а) организация и осуществление муниципального земельного контроля;
б) порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
в) порядок обжалования решений Контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
г) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Контрольным органом в рамках контрольных мероприятий;
29. Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом Контрольного органа в следующих случаях:
а) контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;
б) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
в) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.
30. Контрольный орган не предоставляет контролируемым лицам и их представителям в письменной форме информацию по вопросам устного консультирования.
Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
31. При осуществлении консультирования должностное лицо Контрольного органа обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не могут предоставляться:
- информация, содержащая оценку конкретного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Контрольного органа, иных участников контрольного мероприятия;
- результаты проведенных в рамках контрольного мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, ставшая известной должностному лицу Контрольного органа в ходе консультирования, не может использоваться им в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
32. В случае поступления в Контрольный орган 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Контрольного органа, на официальном сайте Нижнекамского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://e-nkama.ru/).
33. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Контрольного органа незамедлительно направляет информацию об этом руководителю Контрольного органа для принятия решения о проведении контрольных мероприятий в форме отчета о проведенном профилактическом визите.
34. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, связанной с соблюдением обязательных требований земельного законодательства, в течение одного года с момента начала такой деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется контрольным органом не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита составляется в письменной форме или в форме электронного документа и содержит следующие сведения:
1) дата, время и место составления уведомления;
2) наименование Контрольного органа;
3) полное наименование контролируемого лица;
4) фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного должностного лица;
5) дата, время и место обязательного профилактического визита;
6) подпись уполномоченного должностного лица.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица в письменной форме или в форме электронного документа.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган, направивший уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее, чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита определяется контрольным органом самостоятельно и не должен превышать один рабочий день.
IV. Контрольные мероприятия
35. При осуществлении муниципального земельного контроля Контрольным органом могут проводиться следующие виды контрольных мероприятий и контрольных действий в рамках указанных мероприятий:
а) инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, получения письменных объяснений, инструментального обследования);
б) рейдовый осмотр (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), инструментального обследования, экспертизы);
в) документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов, проведения экспертиз);
г) выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования);
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством анализа имеющихся данных о землях, земельных участках и их частях, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются в рамках исполнения муниципальных услуг и функций, а также данных, содержащихся в государственных, муниципальных и ведомственных информационных системах);
е) выездное обследование (посредством осмотра, инструментального обследования (с применением видеозаписи).
Виды плановых контрольных мероприятий выбираются Контрольным органом исходя из категорий риска.
В отношении объектов, относящихся к категории среднего риска, проводится одно плановое контрольное мероприятие в 3 года.
В отношении объектов, относящихся к категории умеренного риска, проводится одно плановое контрольное мероприятие в 5 лет.
Виды внеплановых контрольных мероприятий определяются в зависимости от оснований проведения контрольного мероприятия, установленных пунктом 41 настоящего Положения.
36. В ходе контрольных мероприятий осуществляются следующие контрольные действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) инструментальное обследование;
е) экспертиза.
Порядок проведения контрольных действий регулируется главой 14 Федерального закона N 248-ФЗ.
37. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
38. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия:
а) наблюдение за соблюдением контрольных требований;
б) выездное обследование.
39. В рамках осуществления муниципального земельного контроля могут проводиться следующие плановые контрольные мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
40. В рамках осуществления муниципального земельного контроля могут проводиться следующие внеплановые контрольные мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование.
41. Основаниями для проведения контрольных мероприятий, проводимых во взаимодействии с контролируемым лицом, являются:
а) наличие у Контрольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
б) наступление сроков проведения контрольных мероприятий, включенных в план проведения контрольных мероприятий;
в) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
г) требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
42. Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся уполномоченными должностными лицами на основании заданий уполномоченных должностных лиц Контрольного органа, включая задания, содержащиеся в планах работы Контрольного органа, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
43. Контрольное мероприятие может быть начато после внесения в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
44. При проведении контрольных мероприятий и совершении контрольных действий, которые должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных мероприятий, совершения контрольных действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации Контрольному органу о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия, контрольные действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного мероприятия.
45. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Контрольный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия, в следующих случаях:
1) нахождение на стационарном лечении в медицинском учреждении;
2) нахождение за пределами Российской Федерации;
3) административный арест;
4) избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде: подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста;
5) наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства).
При поступлении информации о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия, его проведение переносится Контрольным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
46. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы контролируемое лицо направляет в адрес Контрольного органа информацию, которая должна содержать:
а) описание обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительность;
б) сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
в) указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
При предоставлении указанной информации проведение контрольного мероприятия переносится Контрольным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
47. Контрольный орган при организации и осуществлении муниципального земельного контроля получает на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления установлены Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 года N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
48. Плановые контрольные мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых контрольных мероприятий разрабатываемых в соответствии с Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
49. Для фиксации должностными лицами Контрольного органа и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств нарушения обязательных требований могут использоваться фотосъемка и/или аудио и видеозапись, геодезические и картометрические измерения, проводимые должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных мероприятий принимается должностным лицом Контрольного органа самостоятельно.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
50. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками. Точки и направления фотографирования обозначаются на схеме объекта земельных отношений, в отношении которого проводится контрольное мероприятие. Фотографирование и видеозапись, используемые для фиксации доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований при проведении контрольных мероприятий, должны проводиться в условиях достаточной освещенности.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
51. Информация о проведении фотосъемки, аудио и видеозаписи, геодезических и картометрических измерений и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам контрольного действия, проводимого в рамках контрольного мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного мероприятия.
Инструментальные обследования в ходе проведения контрольных мероприятий осуществляются путем проведения геодезических измерений (определений) и (или) картографических измерений, выполняемых должностными лицами Контрольного органа.
52. Инспекционный визит проводится во взаимодействии с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
Проведение инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица Контрольного органа в здания, сооружения, помещения.
53. Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление объектом контроля, в целях оценки соблюдения ими обязательных требований.
Проведение рейдового осмотра осуществляется в соответствии с решением о проведении контрольного мероприятия, с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного мероприятия (при необходимости), в форме совместного (межведомственного) контрольного мероприятия (при необходимости).
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
При проведении рейдового осмотра должностные лица Контрольного органа вправе взаимодействовать с находящимися на объекте контроля лицами.
Контролируемые лица обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ уполномоченным должностным лицам к объектам контроля.
В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, ответственное должностное лицо Контрольного органа на месте составляет акт в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение, при этом отдельный акт, содержащий информацию в отношении всех результатов контроля, не оформляется.
54. Документарная проверка проводится по месту нахождения Контрольного органа, ее предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Контрольного органа и находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Контрольного органа, результаты предыдущих контрольных мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц муниципального земельного контроля.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Контрольного органа, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Контрольный орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы.
Контролируемое лицо обязано представить указанные документы в Контрольный орган в течение десяти рабочих дней со дня получения требования.
55. Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах, либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении муниципального земельного контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить необходимые пояснения в течение десяти рабочих дней.
Контролируемое лицо, помимо требуемых пояснений, вправе дополнительно представить в Контрольный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
При проведении документарной проверки сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Контрольным органом от иных органов у контролируемого лица, не истребуются.
56. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В указанный срок не включается период с момента направления Контрольным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Контрольный орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Контрольного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении муниципального земельного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Контрольный орган.
57. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
58. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим объектами контроля и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного органа.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
59. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Контрольного органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в абзаце втором пункта 58 настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных мероприятий.
60. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
61. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
62. Выездное обследование проводится в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
63. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) заключается в сборе, анализе данных об объектах контроля, имеющихся у Контрольного органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Контрольным органом могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;
2) решение об объявлении предостережения.
64. По окончании проведения контрольных мероприятий, указанных в пункте 37 настоящего Положения, составляется акт контрольного мероприятия в соответствии с типовой формой, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 151 для конкретного контрольного мероприятия.
В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия в акте указывается факт его устранения.
Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного мероприятия проверочные листы приобщаются к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
Результаты контрольного мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
65. Информация о контрольных мероприятиях размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Пункт 66 изменен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
66. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного мероприятия.
В случае проведения документарной проверки либо контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного мероприятия на месте его проведения невозможно по причине проведения экспертизы Контрольный орган направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного мероприятия, контролируемое лицо вправе обжаловать акт в порядке, предусмотренном разделом V настоящего Положения.
67. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Должностное лицо Контрольного органа вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Контрольный орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) незамедлительно принять предусмотренные законодательством меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и по доведению до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой ущерб причинен;
2) при выявлении нарушений земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная или уголовная ответственность, направить копию акта контрольного мероприятия в орган государственного земельного надзора;
3) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
4) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
V. Обжалование решений Контрольного органа, действий (бездействия) должностных лиц Контрольного органа
Пункт 68 изменен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
68. Действия (бездействие) должностных лиц Контрольного органа, решения Контрольного органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении муниципального контроля, могут быть обжалованы контролируемым лицом в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
69. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
70. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
71. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
72. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
73. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
74. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
75. Утратил силу с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
76. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
77. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
78. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
79. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
80. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
81. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
82. Исключен с 15 февраля 2022 г. - Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 5
Заместитель Главы Нижнекамского муниципального района |
А.В. Умников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.