Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 20308-8 "О внесении изменений в статьи 27.10 и 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части определения порядка реализации, утилизации или уничтожения изъятой при производстве по делам об административных правонарушениях древесины) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), направленные на урегулирование порядка распоряжения древесиной и (или) полученной из нее продукции в виде необработанных лесоматериалов, изъятых при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.28 Кодекса.
Законопроектом предлагается дополнить статьи 27.10 и 27.11 Кодекса положениями, согласно которым устанавливается возможность передачи такой древесины и (или) продукции для реализации, утилизации или уничтожения до окончания производства по делу об административном правонарушении. При этом древесина и (или) полученная из нее продукция подлежат оценке, а их образцы - хранению до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
В пояснительной записке внесении указанных изменений обосновывается тем, что хранение древесины в качестве вещественных доказательств требует наличия не только соответствующих площадей, обслуживание которых влечет финансовые затраты, но и обеспечения специальных условий хранения. Однако Комитет считает необходимым обратить внимание на то, что основная доля изымаемых древесины и полученной из нее продукции приходится на ту продукцию, которая подлежит изъятию в ходе уголовного производства, поскольку административный состав предполагает ответственность за незаконную рубку на сумму до 5 тысяч рублей.
Кроме того, Комитет считает необходимым отметить следующие замечания.
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 27.10 Кодекса и отнесено к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 27.1).
В силу части 9 статьи 27.10 Кодекса изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Данное положение направлено на обеспечение сохранности вещей, явившихся орудием совершения или предметом правонарушения, по которому еще не принято решение, то есть до момента признания совершенного деяния административным правонарушением. Именно такой подход является справедливым и обеспечивающим права лиц, у которых изъяты вещи и которые не признаны правонарушителем в установленном законодательством порядке.
Предлагаемый проектом подход не предусматривает возможность хранения изъятых вещей, а напротив - позволяет направить их на реализацию или уничтожение до принятия решения по делу об административном правонарушении, что не согласуется с указанными положениями Кодекса.
Кроме того не учитываются положения частей 1 и 2 статьи 1.5 Кодекса, согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Таким образом решение вопроса об изъятых вещах, может быть применена только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания, иное влечет нарушение прав законных участников производства.
Кодексом предусмотрены некоторые исключения по изъятию вещей, подвергающихся быстрой порче, которые до принятия решения по делу направляются для реализации в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган). Данное исключение обусловлено особыми свойствами скоропортящейся продукции, к которой древесина и полученные из нее лесоматериалы не относятся.
Также следует отметить, что одновременно с представленными в законопроекте изменениями аналогичные предложения вносятся проектом федерального закона N 20317-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ). Однако в отличие от рассматриваемых изменений в Кодекс, предлагаемыми уточнениями в УПК РФ передача изъятой незаконно заготовленной древесины и (или) полученных из нее лесоматериалов для реализации, утилизации или уничтожения возможна исключительно на основании решения суда.
В связи с изложенным, Комитет отмечает необходимость закрепить за Правительством Российской Федерации не только полномочия по определению порядка реализации и уничтожению указанных вещей, но и по их хранению, а также установить возможность переработки изъятой древесины.
Представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 20308-7 "О внесении изменений в статьи 27.10 и 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.