Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1222896-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях), Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственно-частном партнерстве) и Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации перевозок).
Полагаем, что ряд положений законопроекта нуждается в уточнении и доработке.
В частности, проектом предлагается отменить конкурентные процедуры, предусмотренные в рамках заключения соответствующих государственных или муниципальных контрактов, при наличии которых осуществляются регулярные перевозки по регулируемым тарифам, в случае "заключения ... концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов инфраструктуры городского наземного электрического транспорта и технологически связанного с ними подвижного состава, предусматривающих осуществление концессионером регулярных перевозок городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам с использованием указанных объектов инфраструктуры и подвижного состава" (пункт 2 предлагаемой редакции части 2 статьи 14 Закона об организации перевозок).
Исключение конкурентных процедур на регулярные перевозки обусловлено проведением конкурса при заключении таких соглашений, однако следует учесть, что возможны случаи их заключения без проведения конкурса (статья 37 Закона о концессионных соглашениях, статья 19 Закона о государственно-частном партнерстве).
Кроме того, обращаем внимание на неопределенность правового статуса электробусов (относительно городского наземного электрического транспорта), учитывая проведение конкурентных процедур при заключении государственного или муниципального контракта в отношении выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам иными автобусами на соответствующих маршрутах (предлагаемая редакция части 2 статьи 14 Закона об организации перевозок).
Также полагаем, что в рассматриваемом положении законопроекта наряду с осуществлением регулярных перевозок концессионером следует указать на осуществление регулярных перевозок частным партнером, поскольку в нем речь идет не только о концессионном соглашении, но и о соглашении о государственно-частном партнерстве, соглашении о муниципально-частном партнерстве. Замечание аналогичного характера относится к проектируемому пункту 3 части 3 статьи 19 Закона об организации перевозок.
Согласно части 8 статьи 14 Закона об организации перевозок государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок. С учетом положения пункта 2 предлагаемой редакции части 2 статьи 14 Закона об организации перевозок не ясно, будут ли концессионер и частный партнер получать карты маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Из законопроекта однозначно не следует, что маршрут регулярных перевозок по регулируемым тарифам должен быть указан в соответствующем соглашении (см. проектируемый пункт 3 части 3 статьи 19 Закона об организации перевозок).
Проектом федерального закона предлагается заменить такой объект концессионного соглашения, как "метрополитен и другой транспорт общего пользования", "объектами инфраструктуры метрополитена и другого транспорта общего пользования, а также технологически связанным с такими объектами подвижным составом" (предлагаемая редакция пункта 12 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях).
В то же время законопроектом не уточняется такой объект соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, как "транспорт общего пользования, за исключением метрополитена" (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о государственно-частном партнерстве), что приводит к противоречию с проектируемыми положениями, в которых речь идет о заключении в том числе указанных соглашений "в отношении объектов инфраструктуры городского наземного электрического транспорта и технологически связанного с ними подвижного состава..." (см., например, пункт 2 предлагаемой редакции части 2 статьи 14 Закона об организации перевозок).
Следует также иметь в виду, что объектами инфраструктуры внеуличного транспорта, к одному из видов которого относится метрополитен, являются определенные устройства, здания и сооружения, предназначенные в том числе для использования в качестве объектов гражданской обороны (пункты 1, 7, 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В связи с этим обращаем внимание, например, на норму части 1 статьи 40 Закона о концессионных соглашениях в части ограничения субъектного состава соответствующего концессионного соглашения (в том числе в отношении иностранного юридического лица).
Полагаем, что использование в проектируемой части 1.7 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях формулировки "третьим лицом, участвующим в таком соглашении" применительно к субъекту Российской Федерации и концессионному соглашению, концедентом по которому выступает муниципальное образование, нуждается в корректировке, например, по аналогии с нормой статьи 40 Закона о концессионных соглашениях, определяющей стороны концессионного соглашения (участие субъекта Российской Федерации в соответствующем случае "в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения"). Замечание аналогичного характера относится к проектируемой части 4.1 статьи 5 Закона о государственно-частном партнерстве.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.