Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
распоряжением
министерства образования
Кировской области
от 17.02.2022 N 215
Типовой дизайн-проект и зонирование
помещений центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах Кировской области, планируемых к созданию и функционированию в 2022 году
1. Общие положения
Центры образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" создаются и функционируют на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах (далее - Центры "Точка роста").
Центр "Точка Роста" - это многофункциональное образовательное пространство, максимально эффективно использующее помещения общеобразовательной организации для образовательной деятельности в рамках основного общего (учебные предметы: математика, информатика, технология, физика, биология, химия) и дополнительного образования, внеурочной деятельности и воспитательных мероприятий естественно-научной и технологической направленностей.
Типовой дизайн-проект и зонирование помещений центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах Кировской области, планируемых к созданию и функционированию в 2022 году (далее - Дизайн-проект) разработан на основании методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01.11.2021 N ТВ-1913/02 "О направлении методических рекомендаций"), в соответствии с руководством по проектированию и дизайну образовательного пространства Центра образования "Точка роста", подготовленным Федеральным государственным автономным учреждением "Фонд новых форм развития образования" в помощь руководителям общеобразовательных организаций, на базе которых создаются Центры "Точка роста", для организации образовательного пространства, подбора мебели, оборудования и материалов отделки помещений.
Общеобразовательные организации, на базе которых создаются и функционируют Центры "Точка роста", должны соответствовать действующим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам, определяющим требования к организации общего и дополнительного образования детей.
Каждый Центр "Точка Роста" должен быть организован, исходя из условий общеобразовательной организации и специфики организации образовательной деятельности.
Помещения Центра "Точка роста" рекомендуется располагать в пределах одного здания общеобразовательной организации, не допускается размещение на площадях в других зданиях.
При организации образовательной деятельности с учетом использования комплекта оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, предоставленных общеобразовательным организациям для создания центров "Точка роста" (в соответствии с инфраструктурным листом) для реализации практической части образовательных программ по учебным предметам и проектной деятельности на базе существующих кабинетов физики, химии, биологии, технологии, информатики требуется создать лаборатории:
физическую, химическую, биологическую, технологическую.
N |
Лаборатория |
Место дислокации |
1 |
физическая |
на базе уже существующего кабинета физики |
2 |
химическая |
на базе уже существующего кабинета химии |
3 |
биологическая |
на базе уже существующего кабинета биологии |
4 |
технологическая лаборатория |
на базе уже существующего кабинета технологии или информатики. |
Допускается создание совмещенных лабораторий:
N |
Лаборатория |
Место дислокации |
1 |
химическая и биологическая |
на базе одного из уже существующих кабинетов химии или биологии |
2 |
физическая |
на базе уже существующих кабинета физики |
3 |
технологическая лаборатория |
на базе уже существующего кабинета технологии или информатики. |
Кроме того, рекомендуется задействовать холл, библиотеку и рекреации общеобразовательной организации для организации самостоятельной работы учащихся.
2. Лаборатории естественно-научной направленности
2.1. Физическая лаборатория
Физическая лаборатория ориентирована на реализацию образовательных программ:
по учебным предметам: физика и математика;
внеурочной деятельности;
дополнительного образования.
Пример визуализации физической лаборатории на базе уже существующего учебного кабинета физики:
2.2. Химическая и биологическая лаборатории (совмещенная химическая и биологическая лаборатория)
Химическая и биологическая лаборатории ориентированы на реализацию образовательных программ:
по учебным предметам: химия (химическая лаборатория), биология (биологическая лаборатория), химия и биология (совмещенная химическая и биологическая лаборатория);
внеурочной деятельности;
дополнительного образования.
Пример визуализации химической и биологической лаборатории на базе уже существующего учебного кабинета химии или биологии:
3. Лаборатория технологической направленности
3.1. Технологическая лаборатория
Технологическая лаборатория ориентирована на реализацию образовательных программ:
по учебным предметам: технология, информатика;
внеурочной деятельности;
дополнительного образования.
Пример визуализации технологической лаборатории на базе уже существующего учебного кабинета информатики или технологии:
4. Лаборантская физической, химической и совмещенной химической и биологической лабораторий
Обновление помещения лаборантской (в том числе в части замены мебели) осуществляется при необходимости, не является обязательным требованием в рамках Дизайн-проекта.
В лаборантской размещаются системы хранения для реактивов, лабораторной посуды, лабораторного оборудования и методического материала.
5. Зоны для организации самостоятельной работы учащихся
Обновление помещения холла библиотеки, рекреаций общеобразовательной организации (в том числе в части замены мебели) осуществляется при необходимости, не является обязательным требованием в рамках Дизайн-проекта.
В холле, библиотеке, рекреациях рекомендуется размещение мебели для самостоятельной работы обучающихся, занятий в неформальной обстановке и отдыха (диваны, пуфы), соответствующей колористическому решению лабораторий центра "Точка роста" конкретной общеобразовательной организации.
6. Примерные требования к помещениям центров "Точка роста"
6.1. Стены
Для основного цвета стен следует использовать один из оттенков белого цвета: чистый белый (RAL 9010), сигнальный белый (RAL 9003), транспортный белый (RAL 9016), кремово-белый (RAL 9001), жемчужно-белый (RAL 9013).
Отдельные участки стен (или одну из стен в помещении) можно красить магнитно-грифельными красками (грифельные и маркерные краски можно колеровать в любые цвета).
Акцентный цвет может использоваться как вспомогательный к основному для добавления яркости в интерьере, зонирования, навигации. Наиболее удачные цвета: желтый, оранжевый, красный, синий, зеленый, серый, бежевый, черный. Допускается использование других цветов, если они сочетаются с общим дизайном.
В лабораториях передняя и боковые стены помещения могут быть окрашены в основной цвет одного из оттенков белого.
Задняя стена помещения может быть окрашена в акцентный цвет с нанесением на расстоянии друг от друга стилеобразующего элемента Министерства просвещения Российской Федерации (дерево в белом цвете или на тон светлее подложки) и фирменного знака национального проекта "Образование" (знак НПО в белом цвете или на тон светлее подложки):
При обновлении помещения лаборантской стены необходимо окрасить в основной цвет одного из оттенков белого.
Пример визуализации помещения лаборантской:
6.2. Полы
Рекомендуется применять однотонный коммерческий линолеум, полированные бетонные полы или полы с полимерным покрытием серого цвета (любых оттенков) или другого цвета, если это обосновано общим дизайном. Допускается использование других цветов, если они сочетаются с общим дизайном. Также можно выделять цветом отдельные зоны. Все вышеперечисленные материалы позволяют стыковать два цвета без швов. Бетонные полы легко красить в любые цвета, наносить графику и навигацию.
6.3. Плинтус
Плинтус рекомендуется выбирать из металла, МДФ или дерева с прямоугольным профилем. Допускается использование пластикового белого или серого цвета с прямым профилем.
6.4. Потолок
Рекомендуется использовать однотонный простой окрашенный потолок светлого цвета, подвесной плиточный потолок со скрытыми направляющими или подвесной гипсокартонный потолок. Если в здании нет инженерных систем, которые необходимо скрыть, или толщины перекрытия достаточно для шумоизоляции, то не следует использовать подвесные потолки. В таком случае лучше оставлять простой окрашенный потолок. В помещениях для подавления шума можно применять акустические панели. Это могут быть как панели подвесного потолка, так и отдельные плиты (крепятся непосредственно к перекрытию).
6.5. Освещение
Рекомендуется использовать разнообразные простые лаконичные модели светильников прямоугольной или круглой формы рассеянного света. Для точечной подсветки зон могут использоваться поворотные светильники на кронштейне.
6.6. Двери
Рекомендуется использовать двери из серий специализированных дверей для общественных зданий. Они могут быть сплошными, прозрачными, с прямоугольными или круглыми окнами. Хорошо подойдут простые белые двери или двери цвета светлого дерева. Допускается использование других цветов, если они сочетаются с общим дизайном. Поверхность двери должна быть гладкая, без филенок и резных узоров. Наиболее удачный аналог белой пластиковой двери - дверь из ламинированной древесно-стружечной плиты (ЛДСП) по типу "финка".
Ручки дверей должны быть округлых правильных форм с широким хватом.
6.7. Шторы
Рекомендуется использовать рулонные светлые однотонные жалюзи. Следует выбирать модели нейтральных цветов: белые, светло-серые или светло-бежевые.
Если в помещении используется проектор, то жалюзи должны быть "блэкаут" (повышенной плотности).
6.8. Мебель
Дизайн помещений предполагает размещение в них лаконичной мебели строгих форм светлого цвета (белого или светлого дерева). Для верстаков и металлической мебели подойдет светлый серый цвет. Допускается незначительно акцентировать цветом стеллажи, учебные стулья. Системы хранения преимущественно должны быть закрытые. На открытых стеллажах ставится демонстрационное и постоянно используемое оборудование. Низкие стеллажи и учебные парты желательно выбирать мобильные, чтобы легко трансформировать учебный процесс (подкатные или достаточно легкие). Углы столешниц учебных парт должны быть со скруглениями.
Лабораторные помещения в практических зонах следует оснащать специализированной лабораторной мебелью или производственной мебелью в зависимости от типов работ в лаборатории.
Примерный перечень оснащения (мебель, средства обучения) для лабораторий и лаборантских представлен в приложении к Дизайн-проекту.
6.9. Санитарная зона
Раковины для санитарных зон рекомендуется использовать с тумбами или навесные. Мойка должна быть простой формы, тумбы должны быть однотонные, с гладкой поверхностью. При мойках следует делать фартук. Лучше всего для этого подойдет настенная панель.
6.10. Коммуникационное оснащение
Методический материал, работы учеников, объявления и другую информацию следует размещать на коммуникационных досках: магнитных, грифельных, маркерных, пробковых, фетровых.
Альтернативой коммуникационным доскам являются магнитно-маркерные и грифельные самоклеящиеся пленки, которые можно клеить на стены и мебель. Поверхность самоклеящейся пленки удобна для крепления методического материала, письма, может служить экраном для проектора.
6.11. Наглядные пособия
Рекомендуется использовать наглядные пособия на однотонном фоне. Пособия желательно размещать на магнитных поверхностях (доски, стены), а не стационарно в рамках.
6.12. Портреты
Портреты следует оформлять единообразно. Лучшим решением будет использовать простые рамки одного цвета с паспарту. Портреты можно повесить в одну линию или составить разноуровневые композиции. Разноуровневая композиция особенно актуальна, если портреты различаются по формату.
7. Брендирование центров "Точка роста"
Помещения центра "Точка роста" брендируются фирменными стилями:
"Точка роста";
национальный проект "Образование";
Министерство просвещения Российской Федерации.
Внутри каждой лаборатории размещается один фирменный знак "Точка Роста" и одна информационная табличка со знаком национального проекта "Образование" и гербом Министерства просвещения Российской Федерации.
Брендирование дополнительных помещений (рекреации, библиотеки) данными элементами не требуется.
7.1. Настенный фирменный знак "Точка роста"
Для белых и светлых поверхностей стен (символ - красного цвета, логотип - черного цвета):
для цветных стен (символ, логотип - белого цвета):
Технические характеристики:
размер |
длина 1200 - 1500 мм |
материал |
вариант 1. ПВХ (толщина 5 - 20 мм) с печатью и защитной ламинацией, вариант 2. Интерьерная наклейка или граф |
крепления |
на скрытых дистанционных держателях или вплотную к стене |
Фирменный знак размещается на любой свободной стене после того, как благоустроено помещение, чтобы он не помешал размещению мебели и методического материала.
Допустимые варианты размещения:
слева или справа от учебной доски;
со смещением влево или вправо от оси стены (композиции);
рядом с входной дверью.
Недопустимые варианты размещения фирменного знака:
размещение более одного фирменного знака в помещении;
нарушение рекомендованных размеров;
украшение и акцентирование фирменного знака любыми графическими элементами (рамки, узоры, подчеркивания и пр.);
размещение фирменного знака над доской и по оси композиции;
нарушение пропорции элементов, графики, шрифтов, изменения логотипов;
использование любых других вариантов компоновки и цветовых решений.
7.2. Информационная табличка со знаком национального проекта "Образование" и гербом Министерства просвещения Российской Федерации
Технические характеристики:
размер |
200 х 400 мм |
материал |
ПВХ (толщина 3 - 5 мм) с печатью и защитной ламинацией |
крепления |
на скрытых дистанционных держателях или вплотную к стене |
Табличку рекомендуется размещать в учебном кабинете рядом с информационными досками или входной дверью.
7.3. Брендированный информационный стенд
В холле общеобразовательной организации размещается брендированный информационный стенд. В ячейках может размещаться информация о центре "Точка Роста": описание, фотографии, расписание, мероприятия, объявления и пр. Форматы ячеек - А3. Информационный стенд может быть с ячейками других форматов (А4, А2).
Рекомендуемые технические характеристики:
размер |
1200 х 900 мм |
материал |
ПВХ (толщина 5 - 10 мм) с печатью и защитной ламинацией |
7.4. Стилеобразующий элемент Министерства просвещения Российской Федерации и знак национального проекта "Образование"
Дополнительно стены могут брендироваться стилеобразующим элементом Министерства просвещения Российской Федерации и(или) знаком национального проекта "Образование" в виде графики. Графика может размещаться на любой свободной стене. Рисунок наносится с помощью настенной наклейки или выкраски по трафарету в один цвет. Если в помещении есть стеклянные перегородки, то брендировать можно их. Графику лучше размещать на разных стенах с основным фирменным знаком. Элементы могут использоваться как совместно, так и по отдельности.
Стилеобразующий элемент Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Дерево):
Для белых или очень светлых стен Дерево используется в светлом сером цвете или на тон темнее подложки.
Для цветных стен Дерево используется в белом цвете или на тон светлее подложки. Также Дерево может быть окрашено в любой цвет, присутствующий в интерьере или гармоничный ему.
Фирменный знак национального проекта "Образование" (далее - Знак НПО):
Для белых или очень светлых стен Знак НПО в фирменном голубом цвете используется, только если он гармонично выглядит с другими цветами в интерьере, в остальных случаях рекомендуется использовать знак в сером цвете или на тон темнее подложки. Для цветных стен Знак НПО используется в белом цвете или на тон светлее подложки.
Знак НПО и Дерево могут использоваться совместно, в этом случае они размещаются на разных стенах или на расстоянии.
7.5. Навигационная табличка
При входе в лаборатории Центра "Точка Роста" размещаются навигационные таблички с полноцветным (красный символ, черный логотип) фирменным знаком "Точка Роста" на белом фоне.
Технические характеристики навигационной таблички:
размер |
180 х 300 мм |
материал |
ПВХ (толщина 3 - 5 мм) с печатью и защитной ламинацией |
крепления |
на скрытых дистанционных держателях или вплотную к стене |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.