Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
распоряжением
министерства охраны
окружающей среды
Кировской области
от 15.02.2022 N 7
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы издаваемых министерством охраны окружающей среды Кировской области нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы издаваемых министерством охраны окружающей среды Кировской области нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2009 N 9/94 "О мерах по противодействию коррупции в Кировской области" и устанавливает правила проведения антикоррупционной экспертизы издаваемых министерством охраны окружающей среды Кировской области (далее - министерство) нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
1.2. Основной задачей антикоррупционной экспертизы (далее - экспертиза) является выявление в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов и их последующее устранение.
1.3. Экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), издаваемых министерством, (за исключением независимой антикоррупционной экспертизы) проводится отделом правового и кадрового обеспечения министерства при проведении их правовой экспертизы.
1.4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
2. Коррупциогенные факторы
Коррупциогенными факторами являются:
2.1. Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
2.1.3. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
2.1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
2.1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
2.1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
2.1.8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.1.9. Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.2. Факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
2.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.2.2. Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
2.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Инструменты обнаружения коррупциогенных факторов
Для обнаружения коррупциогенных факторов в текстах нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) следует:
3.1. Проанализировать все полномочия министерства.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать государственные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)
Антикоррупционная экспертиза проводится в три этапа.
4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта закона и иного нормативного правового акта.
4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупциогенных факторов, необходимо выявить в тексте нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.
4.3. Заключительный этап - визирование проекта нормативного правового акта должностным лицом, проводящим антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта, либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Конкретные положения нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц нормативного правового акта либо проекта нормативного правового акта (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта).
В заключении экспертизы могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) признаков коррупциогенности.
4.5. В случае выявления в проекте нормативного правового акта отделом правового и кадрового обеспечения министерства коррупциогенных факторов проект возвращается исполнителю на доработку. В случае несогласия исполнителя с замечаниями сотрудника отдела правового и кадрового обеспечения министерства последним составляется заключение.
4.6. Исполнитель, получив заключение экспертизы на подготовленный им проект нормативного правового акта, вносит в него изменения с учетом данного заключения экспертизы и направляет доработанный проект нормативного правового акта на повторную экспертизу.
5. Порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов
5.1. Независимой антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, издаваемых министерством.
В отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
5.2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов подразделение министерства, ответственное за подготовку, обеспечивает их размещение в сети Интернет на официальном информационном сайте министерства (https://priroda.kirovreg.ru).
Одновременно с текстом проекта документа на официальном информационном сайте министерства должна быть размещена следующая информация:
даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;
юридический адрес и адрес электронной почты для направления заключений.
Срок, устанавливаемый для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не может быть менее 14 календарных дней и исчисляется со дня размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте министерства.
5.3. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
5.4. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению министерством в течение 30 дней со дня получения его по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
5.5. По результатам рассмотрения заключения министерством принимается решение о доработке документа или отклонении заключения. О принятом решении независимому эксперту направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15 февраля 2022 г. N 7 "Об утверждении порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.