Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 февраля 2022 г. N 03-07-07/9531
Вопрос: Просим рассмотреть вопрос об уплате НДС косвенных налогов.
ООО занимаемся торговлей оптовой золотом и другими драгоценными металлами. ООО состоит на упрощённой системе налогообложения.
В 2021 году ООО закупил лом и отходы серебросодержащие 870, 871 пробы в Республике Казахстан для аффинажа и его реализации в Российской Федерации.
Реализация Сырья не облагается НДС в соответствии с п. 3 (пп. 9) ст. 149 Налогового Кодекса Российской Федерации. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:
Реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа;
Нужно ли платить НДС при ввозе в Россию товаров из стран - участниц ЕАЭС, то есть должна ли наша организация платить НДС в данной ситуации?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан лома и отходов, содержащих драгоценные металлы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) определено, что взимание налога на добавленную стоимость во взаимной торговле государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства - члена ЕАЭС не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, в указанный перечень не включены.
Вместе с тем, согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 309-КГ15-11310 при рассмотрении вопроса об освобождении от налога на добавленную стоимость при импорте в Российскую Федерацию лома и отходов черных и цветных металлов следовало учитывать, что нормы Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года и Договора предусматривают необходимость применения при рассмотрении вопроса о порядке налогообложения при импорте товаров с территорий стран - участниц Таможенного союза, не только положений статьи 150 Кодекса, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) при их ввозе на территорию Российской Федерации независимо от страны происхождения товаров, но и статьи 149 Кодекса, определяющей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
В связи с этим следует отметить, что на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налога на добавленную стоимость до 1 января 2018 года освобождались операции по реализации на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов. При этом данная норма Кодекса предусматривала обязательное освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость таких операций и не ставилась в зависимость от статуса покупателей лома и отходов черных и цветных металлов.
С 1 января 2018 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Кодекс, отменяющие освобождение от налога на добавленную стоимость операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса операции по реализации сырья и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии их реализации хозяйствующим субъектам, занимающимся производством драгоценных металлов и аффинажем.
Кроме того, на основании пункта 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации указанных товаров, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость вправе применять налогоплательщики, реализующие лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, на территории Российской Федерации, не отказавшиеся от освобождения от налога на добавленную стоимость в соответствии с нормами статьи 149 Кодекса, и при условии реализации таких товаров хозяйствующим субъектам, занимающимся производством драгоценных металлов и аффинажем. То есть возможность применения данного освобождения от налога на добавленную стоимость поставлена в зависимость от условий, соблюдаемых продавцом товаров, а не их покупателем.
Поэтому вышеуказанное Определение Верховного Суда Российской Федерации не может быть применено в отношении импорта на территорию Российской Федерации поименованных в подпункте 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, из государств - членов ЕАЭС.
Учитывая изложенное, при ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов ЕАЭС лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, налог на добавленную стоимость должен уплачиваться в порядке, установленном Договором, по ставке 20 процентов, в том числе налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с учетом положений пункта 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При ввозе в Россию из ЕАЭС лома и отходов, содержащих драгметаллы, НДС должен уплачиваться в порядке, установленном Договором о ЕАЭС, по ставке 20%, в том числе налогоплательщиками на УСН, с учетом положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов.
Как пояснил Минфин, до 2018 г. освобождалась от НДС реализация в России лома и отходов черных и цветных металлов. При этом освобождение было обязательным и не зависело от статуса покупателей. С 2018 г. освобождение отменено. От НДС освобождена реализация лома и отходов, содержащих драгметаллы, только хозяйствующим субъектам, занимающимся производством драгметаллов и аффинажем. При этом налогоплательщик вправе отказаться от освобождения. То есть возможность применения освобождения поставлена в зависимость от условий, соблюдаемых продавцом товаров, а не их покупателем.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 февраля 2022 г. N 03-07-07/9531
Текст письма опубликован не был