Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 января 2022 г. N 03-07-11/1835
Вопрос: ООО является плательщиком налога на добавленную стоимость. ООО осуществляет кремацию трупов животных (останков трупов животных) и связанную с этим деятеятельность, захоронение праха животных, предоставляет места для захоронения праха животного, услуги по содержанию и обслуживанию кладбища для животных, уход за могилами, местами захоронения, надмогильными сооружениями, услуги по установке и ремонту ограды, памятных знаков, услуги по изготовлению надгробных сооружений из различных материалов и их реставрация, услуги по установке, снятию окраски надмогильных сооружений, услуги по нанесению надписей на памятниках, мраморных досках, крепление фотографий на памятниках, высечке барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п., услуги приемщика заказов службы по организации похорон животных, услуги по перевозке трупов животных (останков трупов животных) на кладбище (крематорий), прочие услуги по захоронению и кремации, услуги похоронных бюро и т.д. Потребителями вышеуказанных ритуальных услуг являются владельцы умерших животных или их представители.
На основании пп. 8 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложения НДС (освобождается от налогообложения) операции по реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по Перечню похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2001 г. N 567).
При этом в законодательстве о налогах и сборах не указано, какие именно услуги являются ритуальными в целях применения пп. 8 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно официальной позиции, выраженной в Письме Минфина России от 14.11.2011 г. N 03-07-07/69, в Налоговом кодексе Российской Федерации значение понятия "ритуальные услуги" не определено. Для применения льготы по пп. 8 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации следует руководствоваться положениями Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53107-2008 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения." (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 г. N 516-ст) и Общероссийским классификатором услуг населению (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. N 163).
При этом ОКУН ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. N 163, утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВДЭ2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПEC 2008)".
Группы и подгруппы "организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код 96.03)" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" содержат указание на "услуги по захоронению и кремации", "услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения", "услуги но установке, снятию окраски надмогильных сооружений", "услуги по нанесению надписей на памятниках мраморных досках, крепление фотографий на памятниках, высечке барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п.", "услуги по установке и ремонту ограды, памятных знаков", "услуги по уходу за могилой", "услуги по изготовлению надгробных сооружений из различных материалов и их реставрация", "изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд и т.п.", "высечку барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п., выполнение надписей", "услуги крематориев", "услуги приемщика заказов службы по организации похорон", "услуги по перевозке тела (останков умершего на кладбище (крематорий)", "прочие услуги по захоронению и кремации", "услуги похоронных бюро" и т.д.
Поскольку расшифровки данных понятий нет, указание, что давшие услуги выполняются исключительно в отношении трупов людей также отсутствует, можно предположить, что "под организацией похорон и предоставление связанных с ними услуг" подразумеваются, в том числе услуги по кремации трупов животных, захоронению праха животных и иные ритуальные услуги в отношении трупов животных.
При этом в соответствии с "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст, группа "организация похорон и предоставление связанных с ними услуг", обозначенная в классификаторе кодом 96.03) включает "захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность...".
Следовательно ООО, оказывающее ритуальные услуги владельцам животных в отношении трупов животных, имеет право воспользоваться льготой по НДС в порядке пп. 8 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что на сегодняшний день в судебной практике есть решения, вынесенные как в пользу налоговых органов, настаивающих на применении ОКУН, так и в пользу налогоплательщиков, желающих руководствоваться ОКВЭД.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, просим предоставить письменные разъяснения по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части распространения пп. 8 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации (a также передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) на территории Российской Федерации ритуальных услуг, услуг для владельцев животных в части кремации трупов (частей трупов) животных и захоронения праха, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил на территории кладбища для животных, a также реализации похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) для совершения обряда захоронения праха животного.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел письмо, и по вопросу применения подпункта 8 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Таким образом, при определении ритуальных услуг, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 8 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует руководствоваться положениями Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также Межгосударственным стандартом ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. N 551-ст.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в пониманий, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При определении ритуальных услуг, освобождаемых от НДС, следует руководствоваться положениями Закона о погребении и похоронном деле, а также ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные, Термины и определения".
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 января 2022 г. N 03-07-11/1835
Текст письма опубликован не был