Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 февраля 2022 г. N 03-07-08/8308
Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ, Общество с ограниченной ответственностью просит дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении 0% ставки НДС.
Основным видом деятельности ООО является перевалка грузов в порту Севастополь (ОКВЭД 52.24), посредством принадлежащих предприятию мощностей портового морского терминала.
Основной поток груза переваливается через терминал ООО с целью его последующего экспорта. Однако, прямой экспорт из порта Севастополь на сегодняшний день осложнен санкциями, принятыми в отношении крымского полуострова и компаний, ведущих свою деятельность в Республике Крым и г. Севастополе. В связи с этим, грузоотправители вывозят товар из портов Крыма и Севастополя небольшими судовыми партиями в режиме каботажного плавания для формирования крупной судовой партии груза, предназначенного для отправки на экспорт. Судовая партия формируется на морском судне, которое находится на якорной стоянке порта, за пределами крымского полуострова.
Последовательность операций, при которых транзитный груз, направляемый на экспорт, поступает в место назначения за пределами Российской Федерации, изложена ниже:
- по договору с Заказчиком, российским юридическим лицом, ООО осуществляет перевалку грузов в порту на морские суда под флагом РФ небольшой грузоподъемностью (3-5 тысяч тонн);
- указанные выше суда, по договору между нашим Заказчиком и зернотрейдером-экспортером, формирующим судовую партию для вывоза за пределы территории РФ, доставляют груз к месту перевалки на борт морского судна большей вместимостью с целью его дальнейшего экспорта. Такое судно находится на якорной стоянке одного из морских портов РФ, за переделами Республики Крым и города Севастополя.
Сформированная указанным выше способом судовая партия груза вывозится этим судном в режиме экспорта в иностранный порт разгрузки на основании договора между зернотрейдером-экспортером и иностранным Грузополучателем (нерезидентом).
Таким образом, ООО задействовано в транзите экспортного груза, посредством его перевалки на суда через мощности морского терминала, принадлежащего предприятию.
Подтверждающими документами осуществления операции являются:
- договор ООО с Заказчиком, российским юридическим лицом на перевалку груза,
- коносамент на вывоз груза из морского терминала ООО (порт Севастополь) с указанием места выгрузки на территории Российской Федерации;
- поручение на отгрузку данного груза на морское судно, на котором он перевозился в место назначения, находящееся за пределами территории Российской Федерации, с отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа, с приложением перечня транспортных средств (морских судов), доставивших груз. Отправителем в Поручение на отгрузку указан зернотрейдер-экспортер.
- коносамент, подтверждающий факт приема товаров к дальнейшей перевозке, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации. Отправителем в Коносаменте указан зернотрейдер-экспортер.
Дополнительно просим обратить внимание на положение п. 8 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому ООО является оператором морского терминала - транспортной организацией, осуществляющей эксплуатацию морского терминала и операции с грузами, в том числе их перевалку.
Аналогичная норма закреплена и в ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, которой определено, что оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала и операции с грузами (в том числе их перевалку).
В той же статье дано определение судоходства - деятельность, в том числе, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов (включая операции по погрузке и выгрузке грузов).
Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить:
1. Имеет ли право ООО применять 0% ставку НДС при перевалке на морские суда каботажного плавания транзитного груза, который впоследствии будет выгружен на другое судно на якорной стоянке, оформлен в режиме экспорта и вывезен этим судном для разгрузки в порту, находящемся за пределами территории Российской Федерации.
2. Какими положениями п. 1 ст. 164 и ст. 165 НК РФ должен руководствоваться ООО в части применения оснований и подтверждения 0% ставки НДС, как оператор морского терминала/порта, по отношению к операциям по перевалке транзитных грузов, для их последующего экспорта.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых в морском порту, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщается, что согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по нулевой ставке при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации. При этом подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса предусмотрено, что под перевалкой в целях применения статьи 164 Кодекса понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Что касается иных работ (услуг), не относящихся к работам (услугам), предусмотренным подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, оказываемых российской организацией в морском порту, то операции по реализации таких работ (услуг) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, какие услуги в морском порту облагаются НДС по ставке 0%, а какие - по ставке 20%.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 февраля 2022 г. N 03-07-08/8308
Текст письма опубликован не был