Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 февраля 2022 г. N 03-07-07/9905
Вопрос: В соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса РФ просим дать разъяснения по следующим вопросам применения налогового законодательства.
В соответствии с п. 1. ст. 14.1 Федерального закона 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее Федеральный закон 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств (кредитная организация) вправе на основании договора привлекать платежного агрегатора, признаваемого банковским платежным агентом, в целях обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и/или участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 2. ст. 14.1 указанной статьи одним из условий привлечения кредитной организацией банковского платежного агента для осуществления операций платежного агрегатора является заключение договоров о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от имени кредитной организации и на определенных ей условиях. Таким образом, можно сделать вывод, что кредитная организация вправе привлечь платежного агрегатора на основании агентского договора.
В соответствии с п. 10 ст. 14 Федерального закона 161-ФЗ платежный агрегатор вправе взимать вознаграждение с клиентов, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств. Согласно позиции, изложенной в Письмах Минфина России от 14 января 2020 г. N 03-07-05/1094, от 16.02.2018 N 03-07-05/9714 указанное вознаграждение, взимаемое банковским платежным агентом с физических лиц, не облагается НДС на основании пп. 5 п. 3 ст. 149 НК РФ. Облагается ли НДС вознаграждение платежного агрегатора, взимаемое им напрямую с клиентов - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей? Указанное вознаграждение устанавливается платежным агрегатором в договорах, заключенных с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от имени кредитной организации.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении вознаграждения, взимаемого платежным агрегатором с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются отдельные банковские операции, осуществляемые организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), относится к банковским операциям.
Пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом N 395-1, вправе на основании договора привлекать платежного агрегатора, признаваемого банковским платежным агентом, для осуществления деятельности, указанной в подпунктах "а" и "б" пункта 31 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ, в соответствии с требованиями данной статьи, а также для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми заключаются договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 31 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ платежным агрегатором является юридическое лицо, привлекаемое оператором по переводу денежных средств в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ в целях обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ и (или) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ, по операциям с использованием электронных средств платежа.
При этом на основании пункта 10 данной статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ банковский платежный агент вправе взимать с клиентов вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.
Таким образом, в случае, если платежным агрегатором, являющимся банковским платежным агентом, в соответствии с пунктом 10 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимаются суммы вознаграждения, которые являются оплатой услуг по приему электронных средств платежа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) участию в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то суммы такого вознаграждения, получаемые платежным агрегатором, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если платежный агрегатор, являющийся банковским платежным агентом, взимает с юрлиц и ИП вознаграждения, которые являются оплатой услуг по приему электронных средств платежа и (или) по участию в переводе денег, то суммы такого вознаграждения, получаемые платежным агрегатором, освобождаются от НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 февраля 2022 г. N 03-07-07/9905
Текст письма опубликован не был