Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 г. N 3а-548/2021
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 г. N 66а-3668/2021 настоящий документ отменен и принято новое решение, которым постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 г. N 75-4/э-2021 признано недействующим со дня принятия в части тарифа, установленного Обществу с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция"
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4/э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 15 декабря 2017 года N 3-13/э, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 18 декабря 2017 года за N 4443, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2017 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" от 4 мая 2018 года N 33, ст. 1243, установлены долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов, в том числе между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее - ООО "Интеграция") и акционерным обществом (далее - АО) "Сетевая компания" на 2018-2020 годы.
Постановлением Госкомитета от 12 декабря 2019 года N 3-17/э "О корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э" установлены на 2020 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между, в том числе ООО "Интеграция" и АО "Сетевая компания" с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2021 года, постановление Госкомитета от 12 декабря 2019 года N 3-17/э признано недействующим со дня принятия в части тарифа, установленного для ООО "Интеграция".
Во исполнение приведенного решения Верховного Суда Республики Татарстан, постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4/э-2021, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 2 июня 2021 года за N 7700, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 2 июня 2021 года, в постановление Госкомитета от 15 декабря 2017 года N 3-13/э внесены изменения.
Пункты 2 Приложения N 1 и N 3 к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э изложены в новой редакции. Для взаиморасчетов между ООО "Интеграция" и АО "Сетевая компания" установлены, помимо прочих, показатели двухставочного тарифа: ставка за содержание электрических сетей, ставка на оплату технологического расхода (потерь); одноставочного тарифа
в период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года, а также в период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года соответственно, в размере 337545,70 рубля за МВт в месяц, 59,21 рубля за МВт в час, 0,72052 рубля за кВт в час;
необходимая валовая выручка (далее - НВВ) ООО "Интеграция" (без учета оплаты потерь) на 2020 год в размере 180023980 рублей.
ООО "Интеграция" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4/э-2021.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Госкомитета противоречит Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
ООО "Интеграция" полагает, что вновь установленные тарифным органом тарифы на 2020 год и размер НВВ являются экономически необоснованными, поскольку органом регулирования при определении размера НВВ не были учтены расходы административного истца на аренду электросетевого оборудования, что повлекло непринятие заявленного количества условных единиц оборудования, уменьшение величин поступления электроэнергии в сеть, полезного отпуска потребителям электрической энергии, уменьшение затрат по договорам аренды офисных и производственных помещений.
В судебном заседании представители ООО "Интеграция" Горюнова К.С., Рожкова. А., Галиева Р.Г. административный иск поддержали.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Суркова И.Ю., Чиркин Е.С. административный иск не признали.
Представители ОАО "Сетевая компания" Рахматуллина А.Р., Пашин Д.А. разрешение административного спора оставили на усмотрение суда.
Министерство юстиции Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики отнесено, в том числе установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Установление тарифов в сфере электроэнергетики высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "Интеграция" об экономической необоснованности установленных тарифов в связи с включением не в полном объеме при определении размера НВВ органом регулирования расходов административного истца на аренду электросетевого оборудования, что повлекло непринятие заявленного количества условных единиц оборудования, уменьшение величин поступления электроэнергии в сеть, полезного отпуска потребителям электрической энергии, уменьшение затрат по договорам аренды офисных и производственных помещений, суд приходит к следующему.
Статьями 6, 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ установлены основные принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).
К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе, расходы на аренду, которые определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом данный государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
При утверждении НВВ на 2020 год по статье "Плата за аренду имущества" Госкомитетом были учтены не в полном объеме расходы организации на аренду имущества в заявленном ООО "Интеграция", включающем в себя расходы по договорам аренды электрооборудования, помещения под офис, склад, землю.
Тарифным органом приняты расходы по договорам аренды электрооборудования в размере 40224,33 тысячи рублей, учтены объекты энергопотребления при наличии субабонентов по следующим договорам аренды: 4 объекта по договору с ПАО "МТС" - расходы в сумме 103,044 тысячи рублей, 5 объектов по договору с АО "Эссен Продакшн АГ" - 606,24 тысячи рублей, по договору с ООО "Электрические сети" - 513,23 тысячи рублей, по договору с НАО "Парус" - 156,19 тысячи рублей с учетом доли полезного отпуска электрической энергии на субабонентов (89,4%). Оставшаяся часть полезного отпуска электрической энергии в размере 10,6% относится на собственное потребление, а потому не подлежит учету при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Вопреки доводам административного истца тарифным органом правомерно не учтены расходы по аренде электрооборудования по договорам от 12 сентября 2019 года N 37/09-2019-А с Хусаеновым Ф.И. в виду отсутствия сведений о наличие субабонентов по данному договору. Данные обстоятельства подтверждаются однолинейной схемой, сведениями, предоставленными АО "Татэнергосбыт" в адрес Госкомитета письмом от 2 апреля 2021 года N 130э-17/464, согласно которым по упомянутому договору имеется только один объект электроснабжения.
Расходы ООО "Интеграция" на оплату аренды офисных и производственных помещений, автотранспорта приняты органом регулирования на основании предоставленных документов: договора аренды помещений от 14 октября 2019 года N 29/10-2019-А, заключенного с ХКФ "Гайнанов Н.Н.", договора аренды нежилого помещения площадью 24,1 квадратного метра, офиса 2а, 2б площадью 73,6 квадратного метра общей стоимостью в год в размере 655,2 тысячи рублей (в связи с принятием электрооборудования в Кукморском районе Республики Татарстан), договора аренды от 26 октября 2018 года N 106/10-2018-А, заключенного с ООО "Синергия".
При расчете размера учитываемых расходов на аренду офисных и производственных помещений тарифный орган правомерно исходил из необходимости уменьшения стоимости аренды в размере 655,2 тысячи рублей, исходя из доли субабонентов 89,4%. Размер данных расходов, включенных в НВВ, составил 523,66 тысячи рублей.
Расходы на аренду автотранспорта приняты Госкомитетом в размере 985,45 тысячи рублей, данные расходы увеличены на 50% в связи с принятием в расчет НВВ новых энергообъектов. Упомянутые в административном исковом заявлении расходы на аренду автотранспорта в размере 495,72 тысячи рублей входят в указанные расходы и рассчитаны тарифным органом с учетом доли субабонентов (по автомобилю Лада Ларгус), а также доли на регулируемый вид деятельности (34% по автомобилю ГАЗ-2705).
В соответствии с абзацами двадцать шестым и двадцать седьмым пункта 38 Основ ценообразования величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется в соответствии с пунктом 40.1.
При этом уровень потерь электрической энергии территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э установлен для ООО "Интеграция" на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в размере 2,33%.
Поэтому органом регулирования правомерно при принятии оспариваемого нормативного правового акта исправлена техническая ошибка, допущенная при принятии постановления от 12 декабря 2019 года N 3-17/э, предусматривающего при расчете тарифа уровень названных потерь в размере 3,93%.
Пунктом 34.1 Основ ценообразования установлено, что экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
Таким образом, вопреки доводам представителей административного истца экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная регулируемой организацией в период, предшествующий последнему году долгосрочного периода регулирования, не может быть учтена при корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э для ООО "Интеграция".
Следовательно, государственным органом было принято экономически обоснованное решение о корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция".
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4/э-2021 нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4/э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 г. N 3а-548/2021
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 г. N 66а-3668/2021 настоящий документ отменен и принято новое решение, которым постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 г. N 75-4/э-2021 признано недействующим со дня принятия в части тарифа, установленного Обществу с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция"