Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 69208-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (по вопросу индексации "военной" пенсии на 8,6% с 1 января 2022 года) внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением от 15 февраля 2022 г. N 19/1)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 69208-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект подготовлен во исполнение решения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 января 2022 года об индексации "военных" пенсий выше уровня инфляции (8,4%) - на 8,6% с 1 января 2022 года.
Пенсии лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I).
В соответствии со статьей 49 Закона N 4468-I, "военные пенсии" подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (размер денежного довольствия военнослужащих должен увеличиваться (или индексироваться) с учетом уровня инфляции (п. 9 ст. 2 N 306-ФЗ);
б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии (т.е. изменения "понижающего коэффициента"), установленного частью второй статьи 43 Закона (с 1 января 2012 года установлен в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно должен увеличиваться на 2% до достижения 100% его размера).
В настоящее время Федеральным законом от 6 декабря 2021 года N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - N 390-ФЗ) запланировано повышение денежного довольствия военнослужащих на прогнозный уровень инфляции с 1 октября 2022 года на 4%, и как следствие, в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 49 Закон N 4468-I запланировано с 1 октября 2022 года повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, так же на 4%.
Кроме того, Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 397-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" приостановлено действие части второй статьи 43 Закона N 4468-I до 1 января 2023 года, а также установлен с 1 января 2022 года размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии (т.н. "понижающий коэффициент"), - 74%.
В целях исполнения решения Президента Российской Федерации по индексации "военных" пенсий с 1 января 2022 года на 8,6% законопроектом предлагается:
1) установить с 1 января 2022 года до 1 октября 2022 года ежемесячную доплату к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом N 4468-1, в размере 8,6% от назначенной пенсии;
2) с 1 октября 2022 года установить размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии (т.н. "понижающий коэффициент"), - 77,41%.
Тем самым "понижающий коэффициент" относительно 1 января 2022 года увеличится на 3,41 процентных пункта, что с 1 октября 2022 года увеличит "реальный" размер пенсии на 4,6%.
Таким образом, с 1 октября 2022 года с учетом установления "понижающего коэффициента" в размере - 77,41% и запланированного федеральным бюджетом (N 390-ФЗ) повышения денежного довольствия военнослужащих на 4%, "реальный" размер "военной" пенсии в целом с 1 октября 2022 год увеличится на 8,6%.
Вместе с этим, с учетом того, что часть вторая статьи 43 Закона N 4468-I не применяется при исчислении пенсий, для лиц, являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и членов их семей, законопроектом для этих лиц предлагается установить с 1 октября 2022 год ежемесячную доплату в размере 4,6%.
Таким образом, с учетом запланированного федеральным бюджетом (N 390-ФЗ) повышения денежного довольствия военнослужащих на 4% и установления с 1 октября 2022 года ежемесячной доплаты в размере 4,6%, для лиц, являющих участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и членов их семей, будет обеспечено увеличение размера "военной" пенсии для данной категории лиц с 1 октября 2022 год также на уровне 8,6%.
Комитет Государственной Думы по обороне поддерживает концепцию законопроекта, поскольку, как представляется, предложенный порядок индексации размеров "военных" пенсий позволит обеспечить увеличение их размера на 8,6% с 1 января 2022 года, что в целом обеспечит поддержание должного уровня материального обеспечения "военных" пенсионеров.
Комитет по обороне обращает внимание, что принятие законопроекта потребует дополнительных расходов в 2022 - 2024 годах, которые составят 154,3 млрд. руб., в том числе в 2022 году - 63,4 млрд. руб., в 2023 году - 42,5 млрд. руб. и в 2024 году - 48,4 млрд. руб. При этом предполагается, что финансовое обеспечение данных расходов будет осуществлено за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции (комитет-соисполнитель) поддерживает законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет.
С учетом вышеизложенного, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 69208-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в первом чтении и в целом.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.