Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по защите конкуренции
по проекту федерального закона N 48724-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (в связи с подготовкой и проведением финального матча Лиги чемпионов UEFA) внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета Государственной Думы по защите конкуренции от 15 февраля 2022 г. N 25)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 48724-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), в части вопросов, отнесенных к ведению Комитета, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить на период (с 28 мая 2021 года и по 31 декабря 2022 года) организации и проведения в Российской Федерации (в г. Санкт-Петербурге) финального матча Лиги чемпионов UEFA сезона 2021/22 (далее - финальный матч Лиги чемпионов UEFA) специальное правовое регулирование: особенности въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, осуществления трудовой деятельности, обеспечения безопасности, транспортного обеспечения, защиты имущественных прав UEFA, размещения, распространения рекламы и осуществления торговой деятельности, использование символики финального матча Лиги чемпионов UEFA, обеспечения добросовестной конкуренции в связи с осуществлением мероприятий финального матча Лиги чемпионов UEFA, реализации входных билетов, регулирования радиочастотного спектра и государственного регулирования стоимости гостиничного обслуживания в связи с осуществлением мероприятий финального матча Лиги чемпионов UEFA.
Согласно пояснительной записке основная идея законопроекта определена его разработчиком как создание правовых основ для комплексной реализации правительственных гарантий, данных Союзу европейских футбольных ассоциаций (UEFA), и обеспечение проведения в Российской Федерации финального матча Лиги чемпионов UEFA. Для чего предлагается частичное распространение действия Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 108-ФЗ) на отношения по организации и проведению указанного финального матча Лиги чемпионов UEFA в г. Санкт-Петербурге.
В части обеспечения добросовестной конкуренции в связи с осуществлением мероприятий финального матча Лиги чемпионов UEFA законопроектом предлагается дополнить статью 53 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) положением о нераспространении действия Федерального закона N 135-ФЗ в части выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - предупреждение, предупредительная мера) (по результату выполнения требований предупреждения принимается решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства), на действия, связанные с организацией и проведением финального матча Лиги чемпионов UEFA, признаваемые недобросовестной конкуренцией (нарушением антимонопольного законодательства) в соответствии с Федеральным законом N 108-ФЗ (в редакции законопроекта).
Перечень действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией применительно к подготовке и проведению чемпионата финального матча Лиги чемпионов UEFA, устанавливается частью 1.1 статьи 20 Федерального закона N 108-ФЗ (в редакции законопроекта) и включает такие действия как незаконное использование символики финального матча Лиги чемпионов UEFA, в том числе при реализации товаров, работ, услуг, осуществлении любых видов рекламной и маркетинговой деятельности; введение в заблуждение относительно товаров, работ, услуг и их связи с финальным матчем Лиги чемпионов UEFA; использование входных билетов на мероприятие в рекламных и иных коммерческих целях, в том числе при оказании услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения UEFA. При этом действия лиц и организаций, действующих во исполнение соглашений, заключенных с UEFA, не признаются недобросовестной конкуренцией и не влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом Федеральный закон N 135-ФЗ в указанной части не распространяется на указанные действия, признаваемые Федеральным законом N 108-ФЗ недобросовестной конкуренцией, если такие действия содержат признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона N 135-ФЗ, запрещающей иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными Федеральным законом N 135-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Федеральный закон N 135-ФЗ принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 14.8 Федерального закона N 135-ФЗ без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Таким образом, в указанном выше случае антимонопольный орган будет обладать полномочиями по принятию решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства без вынесения предупреждения, что сокращает процессуальный срок на принятие решения о возбуждении соответствующего дела (срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней) и применение мер административной ответственности к лицам, совершающим действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией, что важно с учетом скоротечности мероприятий финального матча Лиги чемпионов UEFA.
Такой правовой режим после негативного опыта использования предупредительных мер пресечения нарушений антимонопольного законодательства в ходе проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 года был опробован в период проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, использовался в период подготовки и проведения чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и, как показала практика, является эффективным инструментом снижения репутационных рисков для страны в период проведения таких мероприятий.
Концепция законопроекта Комитетом поддерживается. Вместе с тем, при введении аналогичных норм ранее в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 году и чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года (Федеральный закон от 23 апреля 2018 года N 91-ФЗ, Федеральный закон от 17 февраля 2021 года N 11-ФЗ) такие нормы носили временный характер и применялись на срок, превышающий на один месяц дату проведения последнего матча чемпионата. Законопроектом временное применение проектируемой части 9 статьи 53 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не предусмотрено. Вместе с тем предусмотрено, что положения частей 1.1 и 2 статьи 20 Федерального закона N 108-ФЗ (в редакции законопроекта) в части осуществления мероприятий финального матча Лиги чемпионов UEFA действуют до 31 декабря 2022 года включительно. В связи с чем представляется целесообразным предусмотреть в законопроекте ограничение применения проектируемой части 9 статьи 53 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по 31 декабря 2021 года включительно.
Кроме того, в целях унификации вводимой правовой нормы целесообразно в статье 7 законопроекта слово "образуют" заменить словом "содержат".
Комитет отмечает, что введение в антимонопольном законодательстве института предупреждений было обосновано стремлением предотвратить незначительные и случайные нарушения, снизить давление на предпринимателей, не являющихся систематическими нарушителями, и повысить их ответственность. Поэтому, исключая в рамках специального регулирования предупредительные меры, хотя бы и временно, целесообразно принять меры по снижению доли непреднамеренных нарушений путем информирования предпринимателей о действиях, признаваемых незаконными. В этом случае вводимое ужесточение ответственности не будет противоречить принципам ее соразмерности.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по защите конкуренции рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.