Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 48134-8 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом вносится изменение в статью 6 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), включающее федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в число актов в сфере таможенного регулирования, которыми, наряду с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также с Федеральным законом N 289-ФЗ, может быть установлен специальный (сокращенный) порядок вступления их в силу.
Согласно пояснительной записке к законопроекту проектируемое изменение будет касаться, в частности, актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих ограничения в сфере таможенного декларирования товаров и применения мер таможенно-тарифного регулирования.
Отмечаем, что положения статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ, определяющие действие актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования во времени, являются гарантией стабильности правового регулирования таможенного дела и соблюдения закрепленного в статье 8 названного Федерального закона требования, в силу которого положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе их из Российской Федерации.
Сокращение установленного пунктом 3 статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ общего тридцатидневного срока для вступления в силу иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, к которым относятся, в частности, постановления Правительства Российской Федерации, уровень такой стабильности снижает, тем более, что действующее правовое регулирование устанавливает специальные сроки вступления иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования лишь в случае, когда они предусматривают более льготное регулирование.
В данной связи обращаем внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой любое изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает (в данном случае таким неблагоприятным воздействием будет являться сокращение действующих сроков вступления в силу иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования), должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 28 ноября 2017 года N 34-П, от 02 июля 2020 года N 32-П).
Замечаний юридико-технического характера по законопроекту не имеется.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.