Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 10375-8 "О внесении изменений в статью 13 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет сообщает следующее.
Объектами обложения сбором за пользование объектами животного мира в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) являются только объекты животного мира, отнесенные Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) к охотничьим ресурсам.
Вместе с тем, за добычу большой группы массово добываемых охотниками видов охотничьих ресурсов (гуси, казарки, утки, рябчик, зайцы, лисица, белки и другие) размеры ставки сбора за их добычу в настоящее время не установлены.
Сбор за пользование объектами животного мира как в действующей редакции Кодекса, так и в проектируемой уплачивается лицами, претендующими на получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В соответствии с федеральным законодательством об охоте получение такого разрешения необходимо для осуществления 6 из 7 видов охоты - исключением является охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.
В целях соблюдения одного из основных принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов - принципа платности пользования охотничьими ресурсами, установленного статьей 2 Закона об охоте, законопроектом предлагается установить единую сумму сбора за охотничьи ресурсы, перечисленные в подпункте "в" пункта 1 части 1 и пункте 2 части 1 статьи 11 Закона об охоте.
Указанный сбор за пользование массовыми видами охотничьих ресурсов предлагается оплачивать до получения разрешения на их добычу путем единовременной уплаты суммы сбора за пользование такими охотничьими ресурсами независимо от количества разрешений на добычу охотничьих ресурсов при условии, что сроки охоты, установленные в указанных разрешениях на добычу охотничьих ресурсов, истекают в течении одного года с даты уплаты сбора. При этом сумма сбора за пользование указанными охотничьими ресурсами определяется в размере ставки сбора, установленной для соответствующих охотничьих ресурсов, независимо от количества особей используемых охотничьих ресурсов.
Ставку сбора за пользование охотничьими ресурсами предлагается установить в размере 600 рублей для массовых видов пушных животных, относящихся к охотничьим ресурсам, и 700 рублей для птиц, относящихся к охотничьим ресурсам. Кроме того, в связи с существенным ущербом, который наносится иным охотничьим ресурсам и сельскохозяйственным животным, законопроектом предлагается установить ставку сбора за добычу волка и шакала в размере 0 рублей.
Биологические особенности и фактическая численность указанных охотничьих ресурсов позволяют обеспечить их массовую добычу, поскольку быстрое восстановление популяций данных охотничьих ресурсов предотвращает потенциальные риски, связанные с их добычей при применении предлагаемого законопроектом подхода к определению суммы сбора за пользование объектами животного мира.
Уплата такого сбора оптимальна для охотников, даже имеющих небольшие доходы, и позволит им в течение года с даты уплаты сбора получать неограниченное количество разрешений на добычу охотничьих ресурсов вне зависимости от количества таких охотничьих ресурсов, предполагаемых к добыче, но в пределах лимитов, квот, нормативов и норм, устанавливаемых в соответствии с Законом об охоте, при этом в отношении лиц, для которых реализация продукции охоты является источником существования, законопроект не только не устанавливает дополнительной финансовой нагрузки, но и значительно снижает действующую.
В частности, в настоящее время при осуществлении охоты в отношении нескольких видов охотничьих ресурсов в различных местах охоты требуется получения нескольких разрешений на добычу охотничьих ресурсов, что связано с необходимостью неоднократной уплаты государственной пошлины в виде платы за совершение в отношении заявителя юридически значимых действий. Аналогичный подход используется и при получении разрешений на добычу охотничьих ресурсов в весенний период и иные периоды охоты. Принятие законопроекта позволить избежать указанных административных барьеров при осуществлении охоты на птиц и массовые виды пушных животных.
При этом уплата годового сбора не является основанием для нарушения сроков охоты, устанавливаемых Правилами охоты, и ограничениями охоты в субъектах Российской Федерации, а также установленных объемов изъятия охотничьих ресурсов.
Объем допустимой добычи указанных охотничьих ресурсов по-прежнему будет определяться устанавливаемыми в соответствии с Законом об охоте нормативами и нормами в области охоты. Случаи, когда после выдачи разрешения будут нарушены указанные объемы, являются основаниями для отказа в выдаче разрешения. Предельное количество особей, которое допускается добыть охотнику, конкретные сроки охоты устанавливаются выданным ему разрешением.
Также законопроектом актуализируется понятийный аппарат, используемый Кодексом для регулирования правоотношений, связанных с уплатой сбора за пользование объектами животного мира и государственной пошлины за выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В этой связи наименование сбора и разрешения, при выдаче которого уплачивается сбор, а также объекты обложения сбора предлагается изложить в новой редакции -"сбор за пользование охотничьими ресурсами", "разрешение на добычу охотничьих ресурсов" и "охотничьи ресурсы" соответственно.
Законопроектом не затрагиваются принципы справедливости и экономической обоснованности сборов (статья 3 Кодекса), поскольку уплата сбора за пользование объектами животного мира не предполагает их обязательную добычу. В связи с этим указанные принципы не будут нарушены в случаях, когда после уплаты одинаковых сумм сборов за пользование объектами животного мира различными охотниками будет добыто различное количество особей животных, так как действующей редакцией Кодекса такая ситуация признается законной.
Проектируемый федеральный закон предполагается к вступлению в силу с 1 января 2022 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Предлагаемый срок вступления в силу обусловлен необходимостью подготовки корреспондирующих изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением наименования сбора за пользования объектами животного мира, а также ознакомления с изменениями, вносимыми в налоговое законодательство, лиц, осуществляющих деятельность в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Вцелом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет обращает внимание на следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, отнесенными к охотничьим ресурсам (далее - сбор), признаются, в том числе, организации и индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешение) на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с положениями статей 20 и 31 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) разрешения выдаются только физическим лицам, сведения о которых содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и заключившим договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, либо работникам юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выполняющим обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудовых или гражданско-правовых договоров.
Учитывая изложенное, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении представляется целесообразным проработать вопрос об уточнении требований к плательщикам сбора, предусмотренных пунктом 1 статьи 333.1 Кодекса в редакции законопроекта, с учетом указанных положений Закона об охоте.
С учётом изложенного, Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 10375-8 "О внесении изменений в статью 13 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.