I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, направленных на комплексное развитие сельских территорий, включающих мероприятия по предоставлению государственной поддержки органу местного самоуправления или органу территориального общественного самоуправления, которые расположены на сельской территории субъекта Российской Федерации, на реализацию общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий, в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации - на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий, приведенных в приложении N 7 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 23, ст. 2953; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 30 декабря, N 0001202112300090) (далее соответственно - Госпрограмма, мероприятия по благоустройству, Правила).
2. Настоящие Методические рекомендации предусматривают основные подходы, рекомендуемые к формированию общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий (далее - Проект) и проведению конкурсного отбора Проектов для их дальнейшего включения в перечень Проектов для предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по благоустройству.
II. Основные рекомендуемые подходы к формированию общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий
3. Условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках Госпрограммы определены Правилами.
4. Для целей применения настоящих Методических рекомендаций под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
5. Проект представляет собой комплекс мероприятий по благоустройству на территории одного населенного пункта, расположенного на сельских территориях, направленный на повышение комфортности проживания граждан, улучшение санитарного и эстетического состояния территории и ее инвестиционной привлекательности.
В случае необходимости проведения обустройства площадок накопления твердых коммунальных отходов, обустройства общественных колодцев и водозаборных колонок, организации освещения территории в нескольких населенных пунктах одного сельского поселения рекомендуется включать объекты указанных направлений в один Проект.
6. Проекты по благоустройству рекомендуется формировать с учетом:
функционального разнообразия и насыщенности территорий общего пользования;
комфортной организации инфраструктуры транспортного и пешеходного движения;
доступности и комфортной мобильности: наличие сопоставимых по времени и уровню комфорта возможностей доступа к территориям общего пользования в населенном пункте и за его пределами при помощи различных видов транспорта (личного автомототранспорта, различных видов общественного транспорта, велосипеда, средств индивидуальной мобильности) для различных групп населения, в том числе маломобильных групп населения;
всесезонности территорий общего пользования: возможность круглогодичного использования для различных групп населения;
экологичности и устойчивого развития: сохранение естественных природных ландшафтов и озеленение, стремление к уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, создание комфортных и безопасных территорий общего пользования, реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;
участия граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в разработке концепции, функциональном зонировании и его дальнейшей реализации;
применения механизма инициативных проектов в соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2020, N 30, ст. 4762).
III. Формирование Проектов для участия в конкурсном отборе
7. При формировании Проекта инициаторами могут являться:
а) население муниципального образования, которое может быть представлено органами территориального общественного самоуправления, общественными организациями и объединениями;
б) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории соответствующего муниципального образования;
в) бюджетные учреждения, в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта и иные некоммерческие организации;
г) иные заинтересованные лица.
8. Инициаторы Проекта могут проводить предпроектное исследование, в рамках которого возможно осуществлять:
а) сбор исходных данных, включая выявление индивидуальных особенностей и проблем территорий, а также предложений граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих либо планирующих осуществлять свою деятельность на территориях;
б) определение границ участка, на котором будет реализовываться Проект, с возможным использованием топографической карты, генерального плана, кадастровой карты с указанием форм собственности недвижимого имущества, проектов планировки территорий, схем расположения инженерных сетей, существующих и планируемых проектов развития территорий муниципального образования, демографических данных, локальных нормативных актов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки территорий, схем территорий с особым режимом использования, схем территорий объектов культурного наследия (в том числе выявленных);
в) выбор преимущественного функционального назначения территории.
9. Обоснование предложений по определению конкретной территории реализации Проекта рекомендуется осуществлять на основе комплексного исследования современного состояния и потенциала развития территории муниципального образования.
К исследованию территории возможно привлечение собственников земельных участков, находящихся в непосредственной близости от территории реализации Проекта и иных заинтересованных лиц (застройщиков, управляющих организаций, объединений граждан и предпринимателей, собственников и арендаторов помещений, находящихся в непосредственной близости от территории реализации Проекта).
10. Для реализации Проекта рекомендуется выбирать активно посещаемые или имеющие очевидный потенциал для посещения территории населенного пункта с учетом объективной потребности в развитии тех или иных территорий общего пользования, экономической эффективности реализации Проекта и планов развития муниципального образования.
В частности, при определении границ участка размещения Проекта рекомендуется исходить из целесообразности реализации Проекта на:
а) территории, на которой сконцентрированы основные объекты в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан, в целях повышения посещаемости таких объектов;
б) территории, имеющей особую значимость в силу расположения, доступности для жителей, историко-культурной или природной значимости либо востребованности у жителей;
в) территории обустройства площадки под жилищную застройку для повышения комфортности и привлекательности проживания на застраиваемой территории;
г) территории, обладающей туристическим потенциалом, для развития туризма, в том числе внутрирегионального, проведения культурно-массовых мероприятий;
д) территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
11. Рекомендуется в зависимости от функционального назначения разделить территории общего пользования на:
а) территории, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов (в том числе с использованием средств индивидуальной мобильности) (далее - улично-дорожная сеть). Улично-дорожную сеть рекомендовано обеспечить пешеходной инфраструктурой с возможностью беспрепятственного передвижения для маломобильных групп населения, соответствующей требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2021, N 27, ст. 5171) и Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 27, 2021, N 24, ст. 4206);
б) территории, на которых расположены объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта, торговли, общественного питания, административных учреждений, объекты делового, финансового назначения, иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан, а также площади, скверы, парки, набережные и иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (далее - точки притяжения).
12. Точку притяжения рекомендуется обеспечивать:
а) многофункциональностью, которая подразумевает возможность использовать территорию в любое время года различными группами населения, наличие на территории одновременно нескольких объектов различного назначения, указанных в подпункте "б" пункта 11 настоящих Методических рекомендаций;
б) возможностью жителям самостоятельно организовывать отдых и досуг, а также создавать условия для размещения постоянно или систематически функционирующих объектов (точки питания, пункты проката и так далее) и проведения мероприятий (спортивные соревнования, творческий досуг, ярмарки, детский досуг, концерты, танцы и так далее);
в) локализацией различных объектов, указанных в подпункте "б" пункта 11 настоящих Методических рекомендаций, в точке притяжения;
г) национально-культурной идентичностью, ранее созданной в точке притяжения. При отсутствии такой идентичности либо невозможности (нецелесообразности) ее сохранения рекомендуется применять современные и (или) оригинальные архитектурные и дизайнерские решения.
13. В зависимости от численности населения, расположения и размера территории один населенный пункт может предусматривать одну или более точек притяжения. В случае если создается одна точка притяжения, многофункциональность территории рекомендуется обеспечить наполнением несколькими направлениями ее благоустройства.
14. Участниками формирования Проекта могут являться:
а) представители органов местного самоуправления, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование в пределах своих полномочий;
б) граждане и (или) юридические лица (индивидуальные предприниматели), общественные, включая волонтерские, организации;
в) представители профессионального сообщества, разрабатывающие концепции и проекты благоустройства, рабочую документацию;
г) иные заинтересованные лица.
15. Выбор элементов благоустройства и видов работ при формировании Проекта рекомендуется осуществлять с учетом:
а) стратегических задач комплексного развития сельской территории, в том числе формирования возможности для создания новых связей, общения и взаимодействия отдельных граждан и сообществ, их участия в проектировании и реализации проектов по развитию территории и для других форм взаимодействия жителей населенного пункта;
б) показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства территории, установленными в соответствии с частью 5 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2020, N 31, ст. 5023);
в) рекомендаций к элементам благоустройства и видам работ, используемых при формировании Проектов согласно приложению N 1, а также положений нормативных правовых актов и иных актов, предусмотренных в перечне нормативных правовых актов и иных актов, рекомендуемых к учету при формировании и реализации Проектов согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям;
г) существующих целей посещения территории, выбранной в целях реализации Проекта;
д) предложений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность либо планирующих свою деятельность на территории населенного пункта;
е) сочетаемости объектов инфраструктуры на одной территории.
При формировании Проекта рекомендуется оценивать возможности расходов бюджетов муниципальных образований на создание и содержание элементов благоустройства, включаемых в Проект.
16. С целью определения стоимости Проекта рекомендуется разрабатывать сметную документацию, в том числе с возможным применением типовых проектных решений либо типовой документации, разработанной и примененной ранее в других проектах по благоустройству.
С учетом стоимости и характеристик Проекта рекомендуется определять временные сроки реализации Проекта, а также возможные риски при его реализации, бюджетные и внебюджетные источники финансирования.
17. При формировании Проекта рекомендуется обеспечивать активное привлечение граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций в обсуждение Проекта.
Достоверную и актуальную информацию о Проекте, результатах предпроектного исследования целесообразно заблаговременно публиковать в открытых источниках.
18. Рекомендуется проводить открытое обсуждение сформированных Проектов в целях:
а) определения целей и задач по развитию территории, выявления ее проблем и потенциала развития;
б) определения основных функциональных зон территорий общего пользования;
в) выбора типа оборудования, некапитальных строений (сооружений), малых архитектурных форм для реализации Проекта, включая определение их функционального назначения, соответствующих габаритов, стилевого решения, материалов;
г) выбора типов покрытий с учетом функционального зонирования территории, типов озеленения, освещения и осветительного оборудования;
д) одобрения проектных решений участниками процесса проектирования и будущими пользователями;
е) осуществления общественного контроля над процессом реализации Проекта;
ж) осуществления общественного контроля над процессом эксплуатации территории.
19. С целью обеспечения доступности информации и информирования населения о формируемых проектах рекомендуется создавать либо использовать существующие информационные ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в социальных сетях (далее - интернет-ресурсы), а также предоставлять возможность публичного комментирования и обсуждения материалов Проектов, информирования общественности о планирующихся изменениях и возможности участия в этом процессе.
20. Дополнительное информирование рекомендуется осуществлять путем:
а) публикаций в местных средствах массовой информации;
б) вывешивания афиш и объявлений на информационных досках, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту, объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социального назначения, объектам транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектам делового, административного назначения либо на территории указанных объектов;
в) индивидуальных приглашений участников встречи как лично, так и по электронной почте или по телефону;
г) установки интерактивных стендов с устройствами для заполнения и сбора анкет.
21. Рекомендуется использовать следующие инструменты общественного участия: анкетирование, опросы, интервьюирование, работа с отдельными группами пользователей, организация проектных семинаров, проведение общественных обсуждений, проведение дизайн-игр с участием взрослых и детей, проведение оценки эксплуатации территории.
22. Общественные обсуждения мероприятий Проекта рекомендуется оформлять протокольным решением (соглашение, решение схода граждан), подтверждающим совместное участие органов местного самоуправления, органов территориального самоуправления, граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации Проекта. По итогам любых форматов общественных обсуждений рекомендуется сформировать отчет и разместить его в открытом доступе как на информационных ресурсах Проекта, так и на официальном сайте органа местного самоуправления и в средствах массовой информации.
IV. Рекомендуемый порядок конкурсного отбора Проектов
23. В целях проведения отбора Проектов в органах управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации или органах исполнительной власти, являющихся главными распорядителями средств на реализацию мероприятия по благоустройству сельских территорий, рекомендуется создавать комиссии либо рабочие группы по отбору Проектов, представляемых муниципальными образованиями, претендующими на получение субсидии (далее - Комиссия).
24. В состав Комиссии рекомендуется включать экспертов в области архитектуры, градостроительства, охраны культурного наследия, экономики, социологии, антропологии и иных сфер деятельности.
25. К компетенции Комиссии могут быть отнесены следующие функции:
а) рассмотрение документов, представленных муниципальными образованиями в целях проведения отбора Проектов;
б) подготовка предложений по формированию перечня Проектов по благоустройству после окончания приема документов, предусмотренных в подпункте "а" настоящего пункта.
26. Рекомендуемый перечень документов, представляемых муниципальными образованиями на рассмотрение Комиссии:
заявка на участие в отборе Проектов;
паспорт Проекта (рекомендуемый образец паспорта Проекта, заявляемого для участия в софинансировании в соответствующем году, приведен в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям);
копии документов, подтверждающих результаты общественного обсуждения мероприятий Проекта, протокольное решение (соглашение, решение схода граждан), подтверждающее совместное участие органов местного самоуправления, органов территориального самоуправления, граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации Проекта;
копии утвержденных муниципальным заказчиком локальных сметных расчетов в ценах, сложившихся по состоянию на год подачи заявки;
результаты проведенного анализа обоснованности представленных в Проекте закупочных цен (с приложением подтверждающих документов) в случае приобретения в рамках реализации мероприятий Проекта транспортных средств, оборудования и иных товаров, включая сведения о соответствии закупаемых товаров требованиям законодательства Российской Федерации, соблюдение которых необходимо для реализации соответствующих мероприятий Проекта;
гарантийные письма, подписанные руководителем уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающие выделение из местного бюджета необходимых объемов бюджетных ассигнований в целях софинансирования Проекта;
письмо уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающее планируемое участие заинтересованных сторон в софинансировании Проекта, с приложением копий подтверждающих документов (протоколы собраний, сходов, опросов граждан, общественных слушаний);
сведения о численности выгодоприобретателей Проекта - жителей, которые получат пользу от проекта, пользователей объектами, созданными (обустроенными) в рамках Проекта.
27. Заседания Комиссии могут проводиться в следующих целях:
а) формирование перечня Проектов для его представления в Минсельхоз России в составе заявочной документации для распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на очередной год и плановый период;
б) формирование перечня Проектов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год, для заключения соглашений с Минсельхозом России на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
в) внесение изменений в перечень Проектов в течение финансового года.
28. При рассмотрении Комиссией заявочной документации рекомендуется осуществлять проверку Проекта на соответствие пунктам 4-6 настоящих Методических рекомендаций, а также проверку состава и полноты представленной заявочной документации.
29. В случае выявления несоответствий Проекта принципам и подходам, указанным в пунктах 4-6 настоящих Методических рекомендаций, Проект целесообразно не допускать к отбору и направлять на доработку.
Сроки представления, рассмотрения и доработки заявочной документации устанавливаются самостоятельно органами управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации или органами исполнительной власти, являющимися главными распорядителями средств на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий.
30. Решения Комиссии о результатах отбора Проектов рекомендуется оформлять протоколом заседания Комиссии.
31. Протокол заседания Комиссии рекомендуется публиковать на сайте органа управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации или органа исполнительной власти, являющегося главным распорядителем средств на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий, при котором была сформирована Комиссия, не позднее 5 рабочих дней с даты его подписания.
32. Функции Комиссии могут быть возложены на иной коллегиальный орган, созданный органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью решения вопроса по благоустройству территории.
V. Рекомендуемые критерии оценки Проектов
33. Отбор Проектов рекомендуется осуществлять на основании следующих критериев:
а) степень и разнообразие форм участия граждан и общественности на всех этапах подготовки и реализации Проекта;
б) обоснованность выбора места реализации Проекта, синхронизация мероприятий, связанных с реализацией Проекта, с мероприятиями, реализуемыми на территории муниципального образования в рамках государственных и муниципальных программ, иных программ (проектов), востребованность реализуемого Проекта (вид, степень значимости объекта для жителей);
в) качество и обоснованность выбора предлагаемых архитектурных и планировочных решений, современность, эргономичность и использование антивандальных и долговечных материалов, изделий и конструкций;
г) решение задачи сохранения идентичности территории, благоустраиваемой в рамках реализации Проекта, обеспечение взаимосвязи объекта, создаваемого в рамках реализации Проекта, с объектами культурного наследия, культурными ландшафтами, туристскими маршрутами, местами массового отдыха населения, актуальность Проекта для муниципального образования;
д) ожидаемый экономический и социальный эффект от реализации Проекта, доля привлеченных средств внебюджетных источников.
34. Для оценки Проекта рекомендуется применять балльную систему оценок в соответствии с рекомендуемыми критериями отбора Проектов, приведенными в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
При оценке Проекта также могут быть учтены результаты реализации Проектов муниципальным образованием, представившим заявку на участие в отборе Проектов, в году, предшествующем году подачи заявки, включая:
а) обеспечение заключения муниципальных контрактов (договоров) на реализацию Проектов в срок до 1 марта года, предшествующего году подачи заявки;
б) обеспечение реализации Проектов в полном объеме в срок до 1 октября года, предшествующего году подачи заявки.
Конкретный перечень критериев и порядок оценки Проектов устанавливаются органами управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации или органами исполнительной власти, являющимися главными распорядителями средств на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий.
35. Первым в перечень рекомендуется включать Проект, набравший наибольшее количество баллов, далее Проекты рекомендуется включать в перечень в порядке убывания баллов. Итоговую оценку Проектов рекомендуется определять путем суммирования всех набранных Проектом баллов.
В случае если несколько Проектов набрали равное количество баллов, в первую очередь рекомендуется включать Проект с более ранней датой регистрации заявочной документации. В случае если даты регистрации документов совпадают, то Проекты рекомендуется включать в алфавитном порядке. Также преимущество может быть отдано Проекту, имеющему наибольшую сумму средств местного бюджета и внебюджетных источников.
Министр сельского хозяйства |
Д.H. Патрушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по формированию и проведению конкурсного отбора общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 11 февраля 2022 г. N ДП-885)
Текст методических рекомендаций опубликован не был