МКС 13.040.30
Дата введения в действие - 3 октября 2022 г.
Содержание дополнить словами:
"2а Нормативные ссылки";
"Приложение В (обязательное) Проверка уровня шума выпуска отработавших газов ТС ...
Приложение Г (обязательное) Функциональная проверка ТС, оснащенного устройством вызова экстренных оперативных служб ...".
Раздел 1 изложить в новой редакции:
"Настоящий стандарт распространяется на единичные транспортные средства (далее - ТС) категорий L, М, N, О по [1] перед выпуском в обращение и устанавливает методы проверки соответствия требованиям к единичным ТС, установленным [61].
Положения настоящего стандарта могут быть использованы при проведении проверок выполнения требований к ТС, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию".
Стандарт дополнить разделом "2а Нормативные ссылки":
"2а Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ ISO/IEC 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ 33464-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования
ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку".
Пункты 2.29, 2.66 изложить в новой редакции:
"2.29 кондиционирование: Подготовка воздуха в обитаемом помещении ТС по определенным параметрам (влажности, температуры, чистоты, состава) и поддержание заданных параметров";
"2.66 скругленная кромка: Кромка, имеющая радиус закругления больший или равный 2,5 мм, за исключением выступов на поверхности высотой не более 3,2 мм. В этом случае требование минимального радиуса кривизны не применяется при условии, что высота выступа не больше, чем половина его ширины и его края притуплены".
Раздел 2 дополнить терминами 2.102-2.114:
"2.102 анализ: Метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.
2.103 визуальный контроль: Органолептический контроль, осуществляемый органами зрения.
2.104 измерение: Процесс определения величины.
2.105 исправное состояние: Состояние ТС, при котором оно соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской, и (или) эксплуатационной документации.
2.106 испытание: Определение одной или более характеристик объекта оценки соответствия согласно процедуре.
2.107 контроль: Определение соответствия установленным требованиям для конкретного использования или применения.
2.108 надежность конструкции (крепления): Комплексное свойство конструкции (крепления) обеспечивать заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах.
2.109 органолептический контроль: Контроль, при котором первичная информация воспринимается органами чувств без использования средств измерений.
2.110 проверка: Определение выполнения заданных требований объектом оценки соответствия.
2.111 процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса.
2.112 техническая экспертиза конструкции транспортного средства: Анализ конструкции транспортного средства и технической документации на него без проведения испытаний.
Примечание - К методам технической экспертизы конструкции ТС относятся следующие методы проверки, проводимые без применения средств испытаний/измерений: визуальный контроль, функциональный контроль (проверка), контроль (анализ, проверка) документации, анализ конструкции, органолептический контроль (проверка).
2.113 техническое состояние: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров ТС, определяющая возможность его применения по назначению.
2.114 функциональная проверка: Контроль качества работы объекта оценки соответствия или его частей в соответствии с его назначением".
Пункты 3.2.1, 3.2.2 изложить в новой редакции:
"3.2.1 Единичное ТС должно быть представлено в аккредитованную испытательную лабораторию по месту осуществления деятельности.
Примечание - При проведении работ по оценке внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации ТС определение необходимости предоставления ТС непосредственно в испытательную лабораторию относится к компетенции лаборатории, проводящей вышеуказанную оценку. Допускается не предоставлять ТС в аккредитованную испытательную лабораторию при проверке требований, изложенных в таблице А.22 (пункты А.22.5 - А.22.5.6.3) и таблицы А.27 (пункт А.27.8), при переоборудовании автомобилей, находящихся в эксплуатации, в газобаллонные. Данную проверку можно осуществлять дистанционно.
3.2.2 ТС должно быть комплектным, в исправном и чистом состоянии, полностью заправленным техническими и эксплуатационными жидкостями, включая не менее 90 % топлива, укомплектовано запасным колесом и инструментом, предусмотренными конструкцией и эксплуатационной документацией".
Пункт 3.2.3. Заменить слово: "порожнем" на "снаряженном".
Пункт 3.2.5 изложить в новой редакции:
"3.2.5 На ТС должен быть нанесен идентификационный номер или серийный (заводской) номер, позволяющий идентифицировать единичное ТС".
Пункт 3.2.6 исключить.
Пункт 3.3.1 изложить в новой редакции:
"3.3.1 ТС должно быть идентифицировано по представленной на него документации. Марка, тип, категория, идентификационный или серийный (заводской) номер и год выпуска (модельный год) ТС должны соответствовать сведениям, указанным в документации на это ТС".
Пункт 3.3.5 дополнить абзацем:
"В качестве доказательственных материалов, подтверждающих соответствие единичного ТС установленным требованиям, могут представляться протоколы испытаний, проведенных в другой аккредитованной испытательной лаборатории".
Пункт 3.3.7 исключить.
Пункты 3.3.8, 3.3.9 изложить в новой редакции:
"3.3.8 При проведении проверки рассматривается содержание всех разделов приложения А, применимых к проверке конкретного ТС. Признание ТС не соответствующим какому-либо требованию не влечет прекращения проверки.
3.3.9 Результаты испытаний и измерений оформляют протоколом испытаний и измерений в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17025 в части технических записей и представления отчетов о результатах, а результаты проведения технической экспертизы конструкции оформляют протоколом технической экспертизы конструкции ТС, содержащим требования к ТС и результаты, полученные при проведении данной экспертизы".
Раздел 3 дополнить пунктом 3.3.11:
"3.3.11 Проведение проверки должно сопровождаться фотофиксацией. В протоколах испытаний (или в приложениях к ним) должны быть приведены фотографии, однозначно подтверждающие факт проведения испытаний единичного ТС (в обязательном порядке - испытания на тормозном стенде или дорожные испытания рабочей тормозной системы, испытания с помощью шумомера, испытания на содержание оксида углерода (СО) или дымности отработавших газов ТС). Данное требование не является обязательным в случае, если условия и процедуру испытаний невозможно подтвердить с помощью фотографий. Фотоматериалы хранятся в электронном виде в течение срока, установленного для хранения материалов, подтверждающих проведение оценки соответствия".
Приложение А перед пунктом А.1 дополнить пунктом А.1а:
"А.1а В случае, когда методы испытаний и измерений не указаны в явной форме, они проводятся в соответствии с руководством по эксплуатации применяемого оборудования".
Пункт А.1.1. Графу "Требование" изложить в новой редакции:
"А.1.1 Идентификационный номер или серийный (заводской) номер, нанесенный на ТС, должен соответствовать указанному в документах на это ТС";
графу "Основание для признания несоответствия" изложить в новой редакции:
"Идентификационный номер или серийный (заводской) номер, нанесенный на ТС, не соответствует указанному в документах на это ТС или отсутствует";
дополнить пунктом А.1.2.4:
графа "Требование": "А.1.2.4 Государственный регистрационный знак должен быть видимым в пространстве, ограниченном четырьмя плоскостями, образующими углы видимости, не менее: вверх - 15°, вниз - 0°, влево и вправо - 30° (рисунок А.1)";
графа "Метод проверки": "Угловые измерения";
графа "Применяемое измерительное оборудование": "Угломер или специальный шаблон"; графа "Основание для признания несоответствия": "Требования к месту установки государственного регистрационного знака не выполнены".
Пункт А.1.3 исключить.
Пункт А.2.1. Графу "Метод проверки" изложить в новой редакции:
"Визуальный контроль и анализ документации или анализ конструкции".
Пункт А.3.1. Графа "Требование". Исключить слова: "и сертифицированной в составе ТС";
графу "Метод проверки" дополнить словами:
"Функциональная проверка в соответствии с приложением Г";
графу "Основание для признания несоответствия" изложить в новой редакции:
"На ТС, подлежащем оснащению системой вызова экстренных оперативных служб, такое оборудование отсутствует или неработоспособно".
Пункт А.3.2. Графу "Метод проверки" изложить в новой редакции:
"Контроль имеющейся документации (руководство по эксплуатации и др. *), подтверждающей выполнение требования. Функциональная проверка в соответствии с приложением Г";
графу "Основание для признания несоответствия" дополнить словами:
"или сертификат соответствия на оборудование не предоставлен, или оборудование неработоспособно";
примечание - исключить;
дополнить сноской *:
"------------------------------
*Под другими понимаются следующие документы:
- сертификат соответствия требованиям [61] для устройства вызова экстренных оперативных служб;
- договор купли-продажи устройства вызова экстренных оперативных служб с отметкой об активации устройства в национальной системе экстренного реагирования при авариях (оформляется продавцом устройства вызова экстренных оперативных служб);
- акт работ по установке устройства вызова экстренных оперативных служб на ТС (оформляется сервисным центром (мастерской)).
------------------------------
Примечания
1 Под активацией устройства вызова экстренных оперативных служб понимается предоставление информации об устройстве вызова экстренных оперативных служб и ТС, на котором установлено данное устройство, оператору национальной системы экстренного реагирования при авариях для идентификации устройства вызова экстренных оперативных служб в системе.
2 Продавец устройства вызова экстренных оперативных служб и установочный центр могут выступать в одном лице".
Подпункт А.5.1.1.2. Графу "Метод проверки" дополнить словами: "Функциональная проверка".
Пункт А.5.1.2.1. Графу "Метод проверки" изложить в новой редакции: "Анализ эксплуатационной документации";
графа "Применяемое измерительное оборудование". Заменить слова: "Роликовый стенд для проверки тормозных систем ТС" на "-".
Пункты А.5.2 и А.5.3. Графу "Метод проверки" изложить в новой редакции:
"Функциональная проверка на стенде или, если его нельзя использовать по техническим причинам, дорожные испытания".
Пункт А.5.4. Графу "Метод проверки" изложить в новой редакции: "Анализ эксплуатационной документации и/или визуальный контроль";
графа "Основание для признания несоответствия". Исключить слова: "или находится в нерабочем состоянии".
Подпункт А.5.5.1.1. Примечание. Заменить слова: ", и ТС категорий L" на "при помощи ног, и ТС категорий L и О".
Пункт А.5.11. Графа "Метод проверки". Примечание. Заменить слова: "технический осмотр" на "проверку".
Пункты А.5.14, А.5.15.3 исключить.
Таблицу А.5.1 дополнить строками:
"
";
таблицу А.5.2 дополнить строками:
"
";
дополнить сноской **:
"** Для КТС категорий L 1 - L 4 в числителе - усилие на ножном органе управления, тормозной путь и установившееся замедление при торможении передним тормозом; в знаменателе - усилие на ручном органе управления, тормозной путь и установившееся замедление при торможении задним тормозом".
Таблицу А.5.4 дополнить примечанием:
"Примечание - В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч ТС категорий М 2, М 3, N 2, N 3, О 3, О 4 не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м, а ТС категорий M 1, N 1, О 1 - шириной 2,6 м".
Пункт А.7.3. Графа "Применяемое измерительное оборудование". Заменить: символ "-" на слово "Секундомер".
Пункт А.8.8. Заменить ссылку: "А.8.18.1" на "А.8.18.2" (2 раза).
Пункт А.8.14. Графа "Требование". Первый абзац. Исключить слова: "при этом световой пучок фар ближнего света должен соответствовать условиям правостороннего движения";
графа "Основание для признания несоответствия". Пункт 2 исключить.
Пункт А.8.15. Заменить ссылку: "А.8.18.1" на "А.8.18.2" (2 раза).
Пункт А.8.18 дополнить примечанием:
"Примечание - Данные требования применяются только в случае обнаружения внесения изменений в конструкцию фар, включая изменение источников света в фарах в соответствии с А.8.8, и не применяются для ТС, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию";
графа "Основание для признания несоответствия". Заменить слова: "На устройства освещения и световой сигнализации, установленные на ТС, не выдавались:
- сообщения об официальном утверждении по Правилам ООН N 1 [20], 3 [21], 4 [22], 6 [23], 7 [24], 8 [25], 19 [26], 20 [27], 23 [28], 31 [29], 37 [30], 38 [31], 50 [32], 56 [33], 57 [34], 72 [35], 76 [36], 77 [37], 82 [38], 87 [39], 91 [40], 98 [41], 99 [42], 112 [43], 113 [44], 119 [45], 123 [46] - (отсутствует маркировка указанных устройств знаками "Е" и/или "е";
- заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии указанным Правилам ООН" на "-".
Пункт А.8.18.1 исключить.
Пункт А.8.18.3. Графу "Требование" изложить в новой редакции:
"А.8.18.3 В случае установки элементов, предназначенных для коррекции светового пучка фар в целях приведения его в соответствие с требованиями настоящего стандарта, подтверждение этого соответствия производится путем проверки фотометрических параметров фары согласно требованиям А.8.20";
графу "Основание для признания несоответствия" изложить в новой редакции: "В случае установки элементов, предназначенных для коррекции светового пучка фар в целях приведения его в соответствие с требованиями настоящего стандарта, фотометрические параметры фары не соответствуют требованиям А.8.20".
Пункт А.8.18.4. Графы "Требование", "Основание для признания несоответствия". Заменить слова: "Правил ООН N 48 [15]" на "Правил ООН N 48 [14]".
Пункт А.8.20.3. Примечание. Заменить слова: "Правилами ООН N 48 [15]" на "Правилами ООН N 48 [14]".
Пункт А.8.20.6. Графа "Требование". Примечание исключить;
графа "Метод проверки". Заменить слова: "направления световых лучей" на "силы света".
Пункт А.8.20.7. Примечания исключить.
Пункт А.8.20.8. Графа "Метод проверки". Заменить слова: "огня ближнего света" на "противотуманных фар".
Пункт А.8.22.1. Графу "Метод проверки" дополнить словами: "Определение частоты следования проблесков";
графа "Применяемое измерительное оборудование". Заменить символ "-" на слова: "Прибор для проверки и регулировки фар".
Пункт А.9.1.1. Графа "Основание для признания несоответствия" изложить в новой редакции:
"В моторном отделении используется:
- легковоспламеняющийся звукоизоляционный материал;
- материал, абсорбирующий топливо, смазочное масло или другое горючее вещество, не покрытый герметичным слоем".
Пункт А.9.1.3. Графу "Основание для признания несоответствия" изложить в новой редакции:
"Между моторным отделением или любым другим источником тепла и остальной частью ТС:
- перегородка не установлена;
- материал перегородки не является жаропрочным;
- крепежные приспособления, зажимы, прокладки и т.д., используемые для перегородки, не являются огнестойкими".
Пункт А.9.1.4. Графу "Основание для признания несоответствия" изложить в новой редакции:
"1 Воспламеняющиеся материалы находятся в пределах 100 мм от выхлопной системы либо других существенных источников тепла и не защищены.
2 Защита от попадания смазки на выхлопную систему или другие существенные источники тепла не обеспечена.
3 Защита от соприкосновения других воспламеняющихся материалов с выхлопной системой или другими существенными источниками тепла не обеспечена".
Пункт А.9.23. Заменить нумерацию подпункта: "А.9.23.1.3" на "А.9.23.1.2".
Таблица А.9.4. Последняя графа. Заменить значение: "1600" на "1650".
Пункт А.10.4. Графу "Основание для признания несоответствия" изложить в новой редакции: "Отсутствует возможность измерения давления воздуха и/или подкачивания шин".
Пункт А.10.5. Графу "Основание для признания несоответствия" дополнить словами:
"Зимние шины в случае их применения установлены не на всех колесах ТС".
Пункт А.10.6. Графу "Основание для признания несоответствия" дополнить словами:
"Шины с шипами противоскольжения в случае их применения установлены не на всех колесах ТС".
Пункт А.10.8. Графа "Метод проверки". Заменить слова: "каждой шины" на "каждого колеса".
Пункт А.12.3. Графу "Требование" дополнить примечанием:
"Примечание - Достаточным является испытание ТС в диапазоне скоростей от 0 до 30 км/ч";
графу "Метод проверки" изложить в новой редакции: "Проверка с применением прибора для независимого определения скорости".
Пункт А.13.9. Графа "Метод проверки". Исключить слова: "и функциональная проверка";
графа "Основание для признания несоответствия". Пункт 2 изложить в новой редакции:
"2 Конструкцией устройства, служащего для открывания пряжки, не предусмотрена защита от его неожиданного и случайного для пользователя открытия".
Пункт А.13.14. Графа "Метод проверки". Заменить слова: "Функциональная проверка" на "Визуальный контроль".
Пункт А.13.18 исключить.
Пункт А.14.1. Графа "Метод проверки". Исключить слова: "и органолептическая проверка надежности крепления сидений";
графу "Основание для признания несоответствия" изложить в новой редакции: "Не обеспечено надежное крепление сидений".
Пункт А.15.3. Графа "Применяемое измерительное оборудование". Заменить символ "-" на слово: "Динамометр".
Графу "Основание для признания несоответствия" изложить в новой редакции:
"Механизм замка двери, закрепленной на петлях, открывается в промежуточном или в окончательном положениях запирания при приложении силы, равной или менее 300 Н".
Пункт А.16.6. Графу "Применяемое измерительное оборудование" изложить в новой редакции:
"1 Испытательный шар диаметром 100 мм.
2 Шаблон радиусом 1,5 мм".
Пункт А.16.8. Графа "Применяемое измерительное оборудование". Заменить символ "-" на слова: "Шаблон радиусом 2,5 мм".
Пункт А.16.16. Графу "Применяемое измерительное оборудование" изложить в новой редакции:
"1 Линейка.
2 Шаблон радиусом 2,5 мм".
Пункт А.16.18. Графа "Применяемое измерительное оборудование". Заменить символ "-" на слова: "Шаблон радиусом 1 мм".
Пункт А.18.1. Графу "Применяемое измерительное оборудование" изложить в новой редакции:
"1 Шаблон радиусом 2,5 мм.
2 Линейка".
Пункт А.23.1. Графу "Метод проверки" изложить в новой редакции:
"Измерения с использованием шумомера. Метод проверки в соответствии с приложением В".
Пункт А.23.2. Графу "Основание для признания несоответствия" изложить в новой редакции:
"В конструкцию системы выпуска отработавших газов внесены изменения".
Пункт А.26.4. Графу "Основание для признания несоответствия" изложить в новой редакции:
"1 Звуковой сигнальный прибор:
- отсутствует;
- неработоспособен.
2 При приведении в действие органа управления:
- издает прерывистый звук;
- издает звук изменяющегося тона.
3 Акустический спектр издаваемого звука значительно изменяется".
Пункт А.26.10. Графа "Метод проверки". Исключить слова: "контроль посредством приложения нагрузки к запасному колесу, аккумуляторным батареям, сиденьям".
Пункт А.26.14. Графа "Метод проверки". Исключить слова: "контроль посредством приложения нагрузки к амортизаторам".
Таблица Б.1. Пункт 1.1. Графа "Максимальная погрешность". Заменить значение: " 0,5 мм" на " [0,30 + 0,15 (L - 1)] мм, где L - число полных и неполных метров в отрезке".
Пункт 3. Графу "Раздел приложения А и вид оборудования" дополнить словами: "Эмулятор системы экстренного реагирования при авариях.
Примечание - Допускается при проведении натурных испытаний систем/устройств вызова экстренных оперативных служб и ТС в качестве эмулятора использовать подсистему тестирования системы экстренного реагирования при авариях, а обмен информацией осуществлять по реальным сетям подвижной радиотелефонной связи. Указанное допущение возможно при условии проведения соответствующего комплекса мероприятий по обеспечению требуемого радиопокрытия и качества сигналов сетей подвижной радиотелефонной связи в месте проведения натурных испытаний";
графу "Измеряемый параметр" изложить в новой редакции:
"Тестовый фрагмент сети сотовой связи, эмулятор PSAP сервера для передачи в автоматизированную систему эталонного сообщения о ДТП и голосовой связи";
графу "Диапазон измерения" изложить в новой редакции:
"Диапазон частот: от 70 МГц до 6 ГГц. Стандарты связи: LTE, LTE-Advanced, 802.22 a/b/g/n/ac (WI-FI), 802.15";
графу "Максимальная погрешность" изложить в новой редакции:
"Частоты 1 х 10 -6, мощности 2 дБ".
Пункт 15. Графа "Раздел приложения А и вид оборудования". Заменить слова: "категорий N 2 и N 3" на "категорий M 1, N, L 6 и L 7 (с кузовом закрытого типа)".
Пункт 21.2. Графу "Диапазон измерения" изложить в новой редакции:
"0-5";
графу "Максимальная погрешность" изложить в новой редакции: " 3 %".
Пункт 22.1. Графа "Раздел приложения А и вид оборудования". Заменить слова: "Течеискатель для проверки герметичности газовой системы питания ТС ([60], приложение, пункт 5.5)" на "Индикатор-течеискатель для проверки герметичности газовой системы питания ТС с порогом срабатывания 0,40 0,16 объемной доли, % по пропану, и с порогом чувствительности 0,001 и порогом срабатывания 1,00 0,4 объемной доли, % по метану";
графа "Диапазон измерения". Заменить значения: "0-20 %" на "-";
графа "Максимальная погрешность". Заменить значение: "2 %" на "-".
Пункт 23.1. Графа "Раздел приложения А и вид оборудования". Заменить слова: "([60], приложение, пункт 5.6)" на "(ГОСТ 33997-2016, приложение Ж)";
графа "Диапазон измерения". Заменить значения: "70-100" на "60-130".
Пункт 24.1. Графа "Область применения". Исключить слова: "оператора технического осмотра".
Стандарт дополнить приложениями В, Г:
"Приложение В
(обязательное)
Проверка уровня шума выпуска отработавших газов ТС
В.1 Уровень шума выпуска отработавших газов двигателя ТС категорий М, N, L измеряют при работе на холостом ходу двигателя неподвижного ТС с помощью шумомера.
В.2 Уровень шума проверяют в закрытых производственных помещениях или на открытой площадке.
Удовлетворительный результат проверки в закрытом помещении указывает, что на открытой площадке проверяемое ТС тем более будет соответствовать нормативным требованиям. При неудовлетворительном результате проверки в помещении допускается его уточнение путем повторного выполнения той же процедуры проверки на открытой площадке.
В.3 Пост проверки шума выпуска отработавших газов двигателя ТС в закрытом помещении должен обеспечивать возможность размещения ТС, при котором микрофон окажется на удалении от шумоотражающих объектов (стен, выступов, шкафов, других ТС) не менее 1,5 м во всех направлениях. В целях обеспечения безопасности труда шум выпуска отработавших газов двигателя ТС в производственных помещениях допускается проверять только при открытых въездных (выездных) воротах.
В.4 Площадка должна обеспечивать возможность размещения ТС, при котором расстояния от микрофона до ближайших крупных шумоотражающих объектов (строений и других ТС) будет не менее 3 м. Для проверки ТС категорий L используют прямоугольную площадку, размеры которой обеспечивают расстояние от внешнего края ТС (без учета руля) до препятствий не менее 3 м.
В.5 Площадка должна иметь твердое покрытие, наличие снежного покрова (исключая лед) на площадке не допускается.
В.6 Перед измерениями холодный двигатель прогревают до минимальной рабочей температуры, рекомендованной изготовителем в эксплуатационной документации ТС. При отсутствии этих данных температуру охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя доводят до плюс 60 °С. Температуру охлаждающей жидкости (моторного масла) на ТС с заведомо прогретым двигателем допускается не измерять.
В.7 Проверку шума выпуска отработавших газов ТС выполняют в следующей последовательности.
В.7.1 ТС размещают на рабочем посту или площадке по В.3 или В.4.
В.7.2 Заглушают двигатель.
В.7.3 Затормаживают ТС стояночной тормозной системой.
В.7.4 На ТС, не оборудованных штатным тахометром, открывают капот и подсоединяют датчик (или разъем) внешнего тахометра в соответствии с инструкцией по эксплуатации тахометра, который размещают в поле зрения проверяющего.
В.7.5 Устанавливают микрофон согласно позиции 7 на рисунке В.1 для ТС категорий М и N или согласно рисунку В.2 для ТС категорий L:
а) микрофон устанавливают над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м (позиция 7 на рисунке В.1);
б) микрофон размещают на расстоянии (0,5 0,05) м от среза выпускной трубы (позиции 1-5 на рисунке В.1);
в) главная ось микрофона должна быть параллельна поверхности площадки с отклонением не более 15° и составлять угол (45 10)° с вертикальной плоскостью, содержащей ось потока отработавших газов, выходящих из выпускной трубы глушителя (позиции 1-5 на рисунке В.1);
г) для ТС с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не более 0,3 м, микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне ТС или в более высокой точке над поверхностью площадки (позиция 2 на рисунке В.1);
д) для ТС с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми более 0,3 м, микрофон устанавливают у каждой выпускной трубы (позиция 3 на рисунке В.1);
е) для ТС с вертикальным расположением выпускной трубы микрофон устанавливают на высоте среза выпускной трубы на расстоянии (0,5 0,05) м от ближайшей стороны ТС. Ось микрофона направляют вертикально, мембрану ориентируют вверх (позиция 6 на рисунке В.1);
ж) для двухколесных ТС категорий L микрофон устанавливают на уровне высоты среза выпускной трубы или на высоте не менее 0,2 м над опорной поверхностью. Микрофон ориентируют на срез выпускной трубы на удалении (0,5 0,05) м от него. Ось максимальной чувствительности микрофона ориентируют параллельно опорной поверхности под углом (45 10)° к вертикальной плоскости, проходящей через срез выпускной трубы в направлении выброса отработавших газов;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) если ТС категории L оборудовано несколькими выпускными трубами, расстояние между продольными осями которых не более 0,3 м, то микрофон ориентируют на срез выпускной трубы, расположенный выше опорной поверхности. Если расстояние между осями выпускных труб более 0,3 м, то измерения проводят для каждой выпускной трубы и учитывают максимальное значение.
В.7.6 Подготавливают шумомер к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации шумомера.
В.7.7 Устанавливают рычаг переключения передач (для ТС с автоматической коробкой передач - избиратель передач) в нейтральное положение.
На ТС категорий L переключатель скоростей устанавливают в нейтральное положение. Если передача не может быть отключена, обеспечивают возможность вращения ведущего колеса без нагрузки, например путем вывешивания.
В.7.8 С помощью шумомера измеряют фон шумовых помех (окружающий шум). При этом включают режим эквивалентного (среднего по времени) уровня звука, продолжительность измерения не менее 30 с. В случае превышения фоном шумовых помех нормативного ограничения проверку уровня шума ТС не выполняют до устранения источника шумовых помех, после чего повторяют измерение шумового фона.
В.7.9 Запускают двигатель ТС и проверяют по показаниям тахометра ТС возможность поддержания минимальной n min и целевой n ц частот вращения коленчатого вала двигателя в пределах, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.
В.7.10 При работе двигателя ТС в режиме холостого хода с минимальной частотой n min вращения педалью управления подачей топлива устанавливают целевую частоту n ц вращения с отклонением не более 100 мин -1, контролируя частоту по тахометру. При отсутствии штатного тахометра на ТС используют внешний стробоскопический тахометр или тахометр с датчиком импульсов в высоковольтном проводе системы зажигания или с датчиком импульсов деформации трубопровода высокого давления системы питания дизеля. Для измерения частоты вращения открывают капот двигателя ТС, наносят метку на деталь, вращающуюся с частотой коленчатого вала двигателя, или подсоединяют датчик тахометра к свече зажигания или трубопроводу высокого давления дизеля. По показаниям тахометра считывают частоту вращения в соответствии с указаниями изготовителя тахометра в инструкции по эксплуатации.
Режим целевой частоты n ц вращения коленчатого вала двигателя выдерживают в течение 5 - 7 с.
В.7.11 Педалью управления подачей топлива ступенчато устанавливают минимальную частоту n min вращения и в течение всего периода снижения частоты вращения вала двигателя до установления минимальной частоты n min вращения измеряют шумомером уровень шума выпуска отработавших газов двигателя ТС.
В.8 Результатом измерения считают максимальное показание шумомера, зафиксированное в период выдержки целевой частоты вращения и ее сброса до установления минимальной частоты вращения. Результат измерения признают, если он превышает фон шумовых помех не менее чем на 10 дБА. Дробные показания округляют до ближайшего целого числа: если цифра после запятой от 0 до 4, то округляют в сторону уменьшения, а если от 5 до 9 - в сторону увеличения.
В.9 Схемы установки микрофона для измерения уровня шума выпуска отработавших газов ТС категорий М и N при различном расположении выпускных труб:
1 - 5 - установка микрофона относительно выпускной трубы в горизонтальной плоскости;
6 - установка микрофона относительно вертикально расположенной выпускной трубы;
7 - установка микрофона относительно выпускной трубы в вертикальной плоскости.
Рисунок В.1 - Расположение микрофона для измерения шума выпуска отработавших газов ТС категорий М и N
Приложение Г
(обязательное)
Функциональная проверка ТС, оснащенного устройством вызова экстренных оперативных служб
Г.1 При проведении функциональной проверки ТС, оснащенного устройством вызова экстренных оперативных служб, проводятся следующие операции:
Г.2 Включают зажигание (переводят пусковой переключатель в положение "включено" (рабочее положение)) и по завершении процедуры самодиагностики ТС убеждаются в работоспособности устройства вызова экстренных оперативных служб на основе информации от оптического индикатора состояния устройства или текстового сообщения на комбинации приборов ТС.
Г.3 Нажимают кнопку "Экстренный вызов" (кнопку вызова экстренных оперативных служб), находящуюся в кабине (салоне) транспортного средства.
Г.4 Дожидаются ответа оператора фильтрующего контакт-центра (ФКЦ) национальной системы экстренного реагирования при авариях *.
------------------------------
*В Российской Федерации при нажатии в ТС кнопки "Экстренный вызов" поступает ответ от оператора ФКЦ, воспроизводимый в кабине (салоне) ТС в виде голосового сообщения: "Оператор системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Слушаю Вас. Требуется ли Вам помощь экстренных служб?".
------------------------------
Г.5 Сообщают оператору ФКЦ о проводимой проверке, для чего произносят в микрофон следующую фразу:
"Тестовый вызов. Проведение проверки автомобиля (указывают марку, модель и цвет) в испытательном центре. Прошу подтвердить информацию".
Примечания
1 В рамках установленного при экстренном вызове голосового соединения устройство вызова экстренных оперативных служб осуществляет передачу в систему экстренного реагирования при авариях минимального набора данных, содержащего информацию о координатно-временных параметрах ТС в момент осуществления экстренного вызова, а также об идентификационных параметрах ТС (категория, VIN и др.).
2 При получении сообщения, указанного в Г.5, оператор ФКЦ осуществляет проверку соответствия данных о ТС в рамках голосового контакта с данными, имеющимися в системе экстренного реагирования при авариях. Сверка данных проводится непосредственно в рамках установленного голосового соединения и завершается:
а) при успешном результате сверки - фразой оператора ФКЦ: "Информация о транспортном средстве соответствует. Вызов признан ложным, вызов завершаю", после которой оператор ФКЦ завершит вызов;
б) при выявлении расхождения или отсутствии данных о ТС в базе системы экстренного реагирования при авариях - фразой оператора ФКЦ: "Информация о транспортном средстве (марка, модель, цвет) отличается от имеющейся (или отсутствует). Вызов признан ложным, вызов завершаю", после которой оператор ФКЦ завершит вызов (соединение).
Г.6 При отсутствии сигнала контакт-центра (ФКЦ) национальной системы экстренного реагирования при авариях проверку осуществляют с помощью Эмулятора системы экстренного реагирования при авариях в следующем порядке:
Г.7 При помощи Эмулятора системы экстренного реагирования при авариях проверяют, находится ли устройство вызова экстренных оперативных служб в режиме "ЭРА" и работоспособно ли оно в части возможности передачи минимального набора данных (МНД) о ДТП и установки громкой двухсторонней голосовой связи, для чего выполняют экстренный вызов в ручном режиме на Эмулятор системы экстренного реагирования при аварии посредством нажатия кнопки "Экстренный вызов".
Г.8 После совершения экстренного вызова путем нажатия кнопки "Экстренный вызов", используя интерфейс пользователя Эмулятор системы экстренного реагирования при аварии, проверяют:
- поступило ли сообщение об аварии, сформирован ли переданный МНД и содержит ли он информацию о ТС, текущем местоположении, направлении и скорости движения в соответствии с требованиями ГОСТ 33464-2015 (приложение В);
- произвело ли устройство вызова экстренных оперативных служб предусмотренные ГОСТ 33464-2015 (пункт 7.5.3) оповещения, предназначенные для лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, и было ли установлено двухстороннее голосовое соединение с оператором пользователя Эмулятора системы экстренного реагирования при аварии".
Элемент "Библиография" дополнить позицией [61]:
"[61] Технический регламент Таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств". |
Элемент "Библиографические данные". Заменить код: "МКС 13.040.30" на "МКС 43.020".
------------------------------
*Дата введения в действие на территории Российской Федерации - 3 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменение N 1 ГОСТ 33670-2015 "Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия" (введено в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2021 г. N 1525-ст)
Текст изменений опубликован в ИУС "Национальные стандарты", 2022 г., N 2
Дата введения в действие - 3 октября 2022 г.
Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 144-П от 22 октября 2021 г.)
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 15900
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: BY, KZ, KG, RU, TJ, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]
Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации *
Текст Изменения N 1 приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2022 г., N 8