Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение, по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части определения и обоснования цены контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), сообщает следующее.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем, не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 44-ФЗ обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона N 44-ФЗ.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения методов, перечисленных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 указанной статьи (часть 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
В случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов (часть 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
Применение иных методов для расчета НМЦК не должно противоречить положениям законодательства в сфере контрактной системы.
Согласно части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет НМЦК в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 - 35, 37 - 41, 46 и 49 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с указанным Федеральным законом и включает в контракт обоснование цены контракта.
Частью 22 статьи 22 Закона N 44-ФЗ установлено право Правительства Российской Федерации определять сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК, а также федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в случае, если нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" установлен порядок определения НМЦК в сферах деятельности, определенных Правительством Российской Федерации согласно части 22 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, цена контракта, заключаемого на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ определяется в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов, при этом обязанность включения в контракт обоснования такой цены отсутствует.
Заместитель директора |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу определения и обоснования цены контракта при закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ. Указаны особенности применения методов для расчета НМЦК.
Письмо Минфина России от 14 февраля 2022 г. N 24-06-08/9965 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был