Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
Ханты-Мансийского района
от 14.02.2022 N 56
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными правовыми актами администрации Ханты-Мансийского района
(далее - Порядок)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) и определяет правовые и организационные основы установления в проектах муниципальных нормативных правовых актов администрации Ханты-Мансийского района, проектах решений Думы Ханты-Мансийского района, вносимых в качестве правотворческой инициативы главой Ханты-Мансийского района, администрацией Ханты-Мансийского района в Думу Ханты-Мансийского района (далее - МНПА), обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления разрешений (далее - обязательные требования), и оценки применения содержащихся в МНПА обязательных требований.
2. Настоящий Порядок включает порядок установления обязательных требований и порядок оценки применения обязательных требований.
3. Понятия, используемые в настоящем Порядке, используются в тех же значениях, что и в нормативных правовых актах Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальных правовых актах администрации Ханты-Мансийского района.
4. Настоящий Порядок не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ.
5. Орган администрации Ханты-Мансийского района, ответственный за подготовку проекта МНПА, устанавливающего обязательные требования (далее - разработчик) обеспечивает соблюдение условий настоящего Порядка при установлении проектом МНПА обязательных требований и осуществляет оценку применения содержащихся в МНПА обязательных требований.
II. Порядок установления обязательных требований
6. При установлении обязательных требований должны быть соблюдены принципы, установленные статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ, и определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования;
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (муниципальный контроль, привлечение к административной ответственности);
5) органы, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
7. Проект МНПА, устанавливающий обязательные требования, должен вступать в силу с учетом требований, установленных частями 1, 2 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ.
8. При разработке проекта МНПА, устанавливающего обязательные требования разработчик осуществляет действия, предусмотренные постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 01.07.2021 N 164 "Об утверждении Регламента администрации Ханты-Мансийского района".
9. Оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая разработчиком проекта МНПА, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований.
10. Проектом МНПА, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу.
11. По результатам оценки применения обязательных требований в соответствии с настоящим Порядком может быть принято решение о продлении установленного МНПА, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
12. МНПА, содержащие обязательные требования, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке.
III. Порядок оценки применения обязательных требований
13. Целью оценки применения обязательных требований является комплексный анализ обязательных требований, содержащихся в МНПА, достижения целей введения обязательных требований, эффективности их введения, выявление избыточных обязательных требований.
14. Оценка применения обязательных требований включает следующие этапы:
6) формирование разработчиком проекта доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад);
7) проведение разработчиком публичных консультаций проекта доклада на официальном сайте администрации Ханты-Мансийского района сети Интернет (далее - официальный сайт);
8) доработка разработчиком проекта доклада с учетом результатов публичных обсуждений, его подписание руководителем разработчика;
9) направление проекта доклада в комитет экономической политики администрации Ханты-Мансийского района (далее - Комитет);
10) рассмотрение проекта доклада Комитетом с последующим направлением разработчику заключения о результатах его рассмотрения (далее - заключение);
11) по итогам рассмотрения заключения принятие разработчиком одного из решений, предусмотренных пунктом 32 Порядка, опубликование на официальном сайте подписанного руководителем разработчика доклада;
12) проведение оценки фактического воздействия МНПА в порядке, установленном постановлением администрации Ханты-Мансийского района.
15. При подготовке проекта доклада уполномоченный орган проводит в том числе оценку достижения цели, указанной в пункте 13 Порядка.
16. Источниками информации для подготовки проекта доклада являются:
13) результаты проводимого разработчиком мониторинга в установленной сфере деятельности;
14) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
15) результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
16) предложения и замечания субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, к которым применяются обязательные требования, содержащиеся в МНПА, поступившие в том числе в процессе публичных консультаций по проекту доклада;
17) заключения органов администрации Ханты-Мансийского района, полученные разработчиком при разработке проекта нормативного правового акта, содержащего обязательные требования.
17. В доклад включается следующая информация:
18) общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
19) результаты оценки применения обязательных требований для анализируемого МНПА;
20) выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований для анализируемого МНПА.
18. Форма доклада утверждается постановлением администрации Ханты-Мансийского района.
19. Общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования должна включать следующие сведения:
21) содержащиеся в МНПА обязательные требования, включая сведения о внесенных изменениях (при наличии);
22) период действия МНПА и его отдельных положений (при наличии);
23) общая характеристика регулируемых отношений, включая сферу предпринимательской или иной экономической деятельности и конкретные отношения, на регулирование которых направлена система обязательных требований;
24) нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в соответствующей сфере регулируемых отношений;
25) цели введения обязательных требований в МНПА (снижение (устранение) рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков).
20. Результаты оценки применения обязательных требований для анализируемого МНПА должны содержать следующую информацию:
26) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
27) информация о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
28) сведения об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
29) количество и анализ содержания обращений контролируемых лиц, связанных с применением обязательных требований.
21. По итогам оценки применения обязательных требований разработчик указывает в проекте доклада один из следующих выводов:
30) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в соответствующий МНПА;
31) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости внесения изменений в соответствующий МНПА (с описанием предложений о требуемых изменениях);
32) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене (признании утратившим силу) соответствующего МНПА, его отдельных положений.
22. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости внесения изменений в соответствующий МНПА формируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
33) несоответствие системы обязательных требований или отдельных обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам;
34) недостижение обязательными требованиями целей их введения;
35) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов субъектов регулирования на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
36) наличие в различных МНПА (в том числе разной юридической силы) или в одном МНПА противоречащих друг другу обязательных требований;
37) наличие в МНПА неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
38) наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
39) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
23. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене (признании утратившим силу) соответствующего МНПА, его отдельных положений может быть сформулирован при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 22 Порядка, а также при выявлении хотя бы одного из следующих случаев:
40) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований (групп обязательных требований) в нескольких или одном МНПА;
41) отсутствие у администрации Ханты-Мансийского района предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, МНПА полномочий по установлению обязательных требований, являющихся предметом оценки применения;
24. В целях проведения публичных консультаций по проекту доклада разработчик не позднее чем за полгода до истечения срока действия нормативного правового акта размещает на официальном сайте соответствующее уведомление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку проект доклада с одновременным извещением контролируемых лиц, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, органов и организаций, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и заинтересованных органов администрации Ханты-Мансийского района.
25. Срок публичных консультаций по проекту доклада составляет не менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
26. Разработчик в течение 15 рабочих дней после окончания публичных консультаций рассматривает поступившие предложения и замечания по проекту доклада.
27. В случае несогласия с поступившим в результате публичных консультаций предложением или замечанием по проекту доклада разработчик обязан до направления проекта доклада в Комитет обеспечить урегулирование разногласий с лицом, направившим такое предложение или замечание.
28. Разработчик составляет свод предложений и замечаний (далее - свод предложений) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения и в течение срока, установленного пунктом 26 Порядка, размещает его и доработанный проект доклада на официальном сайте.
29. Разработчик в день размещения свода предложений и доработанного проекта доклада на официальном сайте направляет в Комитет:
доработанный проект доклада;
свод предложений;
копии предложений и (или) замечаний, поступивших в результате публичных консультаций;
сведения об урегулировании разногласий по результатам публичных консультаций.
30. Комитет в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления проекта доклада, оценивает его на предмет соблюдения требований к форме и содержанию, в том числе в части полноты и обоснованности представленных сведений, выводов и предложений по итогам оценки применения обязательных требований, на предмет соблюдения Порядка, а свод предложений - на предмет наличия в нем информации о поступивших предложениях и (или) замечаниях по результатам публичных консультаций и урегулировании разногласий по ним, после чего подготавливает заключение:
в случае соответствия проекта доклада указанным в абзаце первом настоящего пункта требованиям и отсутствия замечаний к проекту доклада и качеству подготовки свода предложений - заключение без замечаний, содержащее вывод об отсутствии необходимости проведения оценки фактического воздействия МНПА;
в случае несоответствия проекта доклада указанным в абзаце первом настоящего пункта требованиям, наличия замечаний к проекту доклада и (или) качеству подготовки свода предложений, наличия вывода о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта автономного округа - отрицательное заключение, в котором отражается сделанный вывод, указываются нарушенные требования.
31. Заключение содержит вывод Комитета:
42) о достижении или недостижении заявленной цели оценки применения обязательных требований;
43) о полноте осуществленного разработчиком анализа системы обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
44) о согласии либо несогласии с выводами и предложениями разработчика по итогам оценки применения обязательных требований;
45) о соблюдении Порядка;
46) о соответствии обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ;
47) о необходимости (либо ее отсутствии) проведения оценки фактического воздействия МНПА.
32. При отрицательном заключении разработчик дорабатывает проект доклада, после чего повторно направляет его в Комитет.
33. При отсутствии разногласий по результатам рассмотрения проекта доклада разработчик с учетом заключения Комитета в течение 15 рабочих дней со дня поступления такого заключения принимает одно из следующих решений:
о возможности продления срока действия МНПА, его отдельных положений (в отношении МНПА, имеющего срок действия), в том числе о возможности внесения в него изменений или об отсутствии такой необходимости (в отношении МНПА, срок действия которого не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) МНПА, его отдельных положений;
о необходимости проведения на основании представленного в заключении вывода Комитета оценки фактического воздействия МНПА в порядке, установленном постановлением администрации Ханты-Мансийского района.
Принятое в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта решение разработчик оформляет путем утверждения доклада, опубликовывает его на официальном сайте в указанный в абзаце первом настоящего пункта срок.
Принятое в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта решение уполномоченный орган оформляет в течение 15 рабочих дней с даты поступления заключения о результатах проведения оценки фактического воздействия МНПА путем утверждения доклада, включая в него информацию о результатах проведения оценки фактического воздействия МНПА, опубликовывает такой доклад на официальном сайте в указанный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.