В целях приведения нормативного правового акта Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа постановляю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденный постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2019 года N 19-ПГ (далее - Лесной план).
2. Позиция 2.1.1 подпункта 2.1 пункта 2 изменений, утвержденных настоящим постановлением, абзац второй подраздела 3.9.4 раздела III Лесного плана в редакции изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с 01 марта 2022 года.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Д.А. Артюхов |
Утверждены
постановлением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 16 февраля 2022 года N 24-ПГ
Изменения,
которые вносятся в Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа
1. В разделе I:
1.1. абзац третий подраздела 1.4.2 изложить в следующей редакции:
"Лесохозяйственный регламент Муравленковского лесничества муниципального образования город Муравленко ЯНАО на 2021 - 2027 годы утвержден решением Городской Думы города Муравленко от 26 августа 2021 года N 100.";
1.2. в подразделе 1.5 слова "до 2020 года" заменить словами "до 2035 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания ЯНАО от 24 июня 2021 года N 478".
2. В разделе III:
2.1. в подразделе 3.5:
Позиция 2.1.1 подпункта 2.1 пункта 2 изменений вступает в силу с 1 марта 2022 г.
2.1.1. в абзаце первом слова "в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности" заменить словами ", представляющей собой деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан";
2.1.2. в абзаце шестом слова "до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания ЯНАО от 14 декабря 2011 года N 839" заменить словами "до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания ЯНАО от 24 июня 2021 года N 478";
2.2. абзац третий подраздела 3.8 признать утратившим силу;
2.3. подраздел 3.9 изложить в следующей редакции:
"3.9. Информация об оценке потенциала лесов для иных видов использования лесов, предусмотренных в статье 25 Лесного кодекса РФ
Кроме вышеперечисленных видов, на территории ЯНАО лесные участки могут быть взяты в аренду по другим видам использования лесов, предусмотренных в статье 25 ЛК РФ.
3.9.1. Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности
В соответствии со статьей 40 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности научными и образовательными организациями. Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июля 2020 года N 487 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности".
В период действия предыдущего Лесного плана ЯНАО лесные участки для ведения научно-исследовательской деятельности в аренду не представлялись.
По состоянию на 2018 год в ЯНАО действует семь школьных лесничеств, в которых занято более 100 человек. Школьники принимают активное участие во всероссийских акциях ("Всероссийский день посадки леса!", "Чистый лес!" и др.), в озеленении городов ЯНАО, оказывают помощь лесному хозяйству в проведении лесохозяйственных мероприятий, лесоохранной агитации и пропаганды.
В рамках реализации Программы развития движения школьных лесничеств, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 апреля 2012 года N 145 "Об утверждении Программы развития движения школьных лесничеств", управлением лесных отношений департамента ведется активная работа по организации деятельности школьных лесничеств.
В муниципальном образовании Шурышкарский район создано творческое объединение дополнительного образования эколого-биологической направленности - школьное лесничество "Совенок".
В муниципальном образовании Красноселькупский район открылась муниципальная экспериментальная площадка по теме "Разработка оптимальной модели профильного обучения через организацию школьного лесничества".
В муниципальном образовании город Новый Уренгой организована работа детской экологической станции.
Совместно с подведомственным департаменту учреждением ОАУ "Леса Ямала" организована работа школьного лесничества на базе МБОУ СОШ N 5 г. Ноябрьска, а также школьное лесничество на базе МОУ СОШ N 3 г. Надыма. В 2017 году в г. Салехарде на базе МБОУ "СОШ N 2" создано новое школьное лесничество "Росток", в состав которого вошли 20 ребят в возрасте 11-12 лет. И в настоящее время на территории арктического региона действует шесть школьных лесничеств, в которых занято 85 человек.
В течение 2017 года сотрудниками департамента, отделов (лесничеств), лесхозов-филиалов ОАУ "Леса Ямала" совместно с ребятами из школьных лесничеств проведено 66 мероприятий. Школьные лесничества Ямала приняли активное участие во всероссийских акциях "Международный день лесов", "Всероссийский день посадки леса!", "Чистый лес!", "Живи, лес!" и "Лесники открывают двери", "Покормите птиц", "Каждой пичужке - кормушка!", "Спасем дерево", "Пусть деревья будут большими" и многих других. В акциях участвовали специалисты департамента, лесхозов-филиалов ОАУ "Леса Ямала", администраций муниципальных образований, сотрудники УМВД России по ЯНАО, ГУ МЧС России по ЯНАО, при участии общественных объединений совместно с учащимися общеобразовательных учреждений ЯНАО и ребятами из школьных лесничеств. Проведено озеленение городов Салехарда, Ноябрьска, Надыма, Тарко-Сале и села Красноселькуп. Всего было высажено более 4 000 саженцев. Проведена очистка лесных участков, мест отдыха от мусора и бытовых отходов. Всего собрано и вывезено на полигоны твердых бытовых отходов более 1 000 мусора.
Кроме того, в 2017 году в ЯНАО впервые прошел региональный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса "Подрост", в котором приняли участие школьники и руководители школьных лесничеств. Четыре лучшие конкурсные работы направлены для участия в федеральном этапе конкурса "Подрост".
Школьники оказывают помощь лесному хозяйству в проведении лесохозяйственных мероприятий, лесоохранной агитации и пропаганды, акций природоохранной направленности. Специалисты департамента планируют и в дальнейшем продолжить работу по развитию движения школьных лесничеств ЯНАО. Школьные лесничества призваны формировать у ребят трудовые умения и навыки в области лесоводства, лесовосстановления и лесоразведения, охраны природы и рационального природопользования; кроме того, это подготовка к сознательному выбору профессии.
Правительством ЯНАО принято постановление от 28 марта 2013 года N 187-П "О создании межведомственной комиссии по координации деятельности школьных лесничеств Ямало-Ненецкого автономного округа".
3.9.2. Создание лесных плантаций и их эксплуатация
Согласно статье 42 ЛК РФ создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород), к которым относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками. На лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускаются без ограничений.
Перечень участков по лесам, расположенным на землях лесного фонда, разрешенных для создания лесных плантаций и их эксплуатации, приведен в лесохозяйственных регламентах по лесничествам.
На территории лесного фонда ЯНАО в 2017 году создание лесных плантаций и их эксплуатация в период действия предыдущего Лесного плана ЯНАО не осуществлялись. По данным сводной формы 1-ГЛР по состоянию на 01 января 2018 года питомники и лесные плантации на землях лесного фонда ЯНАО отсутствуют.
В 2019 году планируется выполнение НИР "Разработка проекта лесного питомника, иные (комплексные) решения по организации лесовосстановления в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа". По результатам выполнения НИР будут выработаны научно обоснованные решения о целесообразности создания лесного питомника (его эффективности) и организации лесовосстановления в условиях ЯНАО (определены наиболее приемлемые способы и методы лесовосстановления).
3.9.3. Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений
Согласно статье 39 ЛК РФ выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с получением плодов, ягод, декоративных растений, лекарственных растений и подобных лесных ресурсов. На соответствующих лесных участках допускается размещение временных построек.
Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 497 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений".
По данным формы 6-ОИП на территории лесного фонда ЯНАО в 2017 году выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений осуществлялось на арендованной площади 57,2 га. По данным формы 1-ОИП, в 2017 году фактическое поступление платежей в федеральный и региональный бюджеты за выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений составило 3,5 тыс. рублей.
3.9.4. Создание лесных питомников и их эксплуатация
Создание лесных питомников (постоянных, временных) и их эксплуатация представляют собой деятельность, связанную с выращиванием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород.
Правила создания лесных питомников и их эксплуатации утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 октября 2021 года N 737 "Об утверждении Правил создания лесных питомников и их эксплуатации".
На территории лесного фонда ЯНАО в период действия предыдущего Лесного плана ЯНАО создание лесных питомников и их эксплуатация не осуществлялись.
3.9.5. Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов
К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и др., а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ. Правила использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июля 2020 года N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута".
Перечень участков по лесам, расположенным на землях лесного фонда, разрешенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, приведен в лесохозяйственных регламентах лесничеств.
По данным формы 6-ОИП, на территории лесного фонда ЯНАО в 2017 году данный вид использования лесов осуществлялся на площади 56 321,6 тыс. га.
Данный вид использования лесов занимает второе место в структуре платежей за пользование лесным фондом. По данным формы 1-ОИП, в 2017 году фактическое поступление платежей в федеральный и региональный бюджеты за строительство, реконструкцию, эксплуатацию линейных объектов составило 171 135,8 тыс. рублей.
3.9.6. Переработка древесины и иных лесных ресурсов
Согласно статье 46 ЛК РФ использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со статьей 14 ЛК РФ.
Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 495 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов".
Перечень участков по лесам, расположенным на землях лесного фонда, разрешенных для переработки древесины и иных лесных ресурсов, приведен в лесохозяйственных регламентах соответствующих лесничеств.
В период действия предыдущего Лесного плана ЯНАО были запланированы и созданы современные лесозаготовительные и деревообрабатывающие производства на территории села Толька и города Тарко-Сале - ООО "Ямальский лесопромышленный комплекс".
Согласно инвестиционной стратегии ЯНАО до 2020 года, утвержденной постановлением Губернатора ЯНАО от 25 декабря 2013 года N 203-ПГ, одной из новых сфер экономической деятельности является внедрение новых технологий, расширение глубокой переработки древесины, производство продукции деревообработки. Производство строительных материалов позволит изготавливать блочно-модульные дома для застройки населенных пунктов сельской зоны. К 2020 году планируется довести объемы переработки древесины до 1 млн в год.
По данным формы 6-ОИП, на территории лесного фонда ЯНАО в 2017 году переработка древесины и иных лесных ресурсов осуществлялась на площади 5,2686 га. По данным формы 1-ОИП, в 2017 году фактическое поступление платежей в федеральный и региональный бюджеты за переработку древесины и иных лесных ресурсов составило 168,2 тыс. рублей.
3.9.7. Осуществление религиозной деятельности
Согласно статье 46 ЛК РФ леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Согласно части 1 статьи 8 указанного Закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
По данным формы 6-ОИП, на территории лесного фонда в 2017 году религиозная деятельность осуществлялась в Ноябрьском и Красно селькупском лесничествах на площади 8,3 га.";
2.4. подраздел 3.10 изложить в следующей редакции:
"3.10. Информация о потребности создания, ремонта и содержания транспортных путей на период действия разрабатываемого Лесного плана ЯНАО
Мероприятия по совершенствованию транспортной инфраструктуры региона реализуются в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р.
По данным государственной программы ЯНАО "Развитие транспортной инфраструктуры", утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года N 1124-П, к 2021 году планируется достижение результатов, которые приведены в таблице 3.10.1.
Таблица 3.10.1
Действительные и планируемые показатели государственной программы ЯНАО "Развитие транспортной инфраструктуры"
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы |
Единица измерения |
Значения |
||
2014 год |
2024 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Уровень обеспеченности автодорожной сетью населения |
км на 1000 |
1,82 |
2,26 |
|
Средняя скорость |
км/час |
75,5 |
90 |
|
Протяженность железных дорог общего пользования регионального назначения (ПСЭР) |
км |
1648 |
2054 |
|
Количество перевезенных пассажиров по субсидируемым маршрутам воздушным транспортом (ПСЭР) |
чел. |
167200 |
173900 |
|
Количество перевезенных пассажиров по субсидируемым маршрутам воздушным транспортом (ПСЭР) |
чел. |
107640 |
111980 |
|
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря отчетного года |
% |
85,52 |
88,92 |
|
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на 31 декабря отчетного года |
км |
1170,07 |
2201,979 |
|
Количество вертолетных площадок |
количество |
24 |
31 |
Несмотря на интенсивное развитие нефтегазового комплекса, сеть железнодорожных дорог в ЯНАО в настоящее время только создается.
Основным стратегическим направлением в развитии сети дорог ЯНАО является продолжение работ по созданию транспортного коридора "Урал Промышленный - Урал Полярный". Предлагаемые к строительству новые транспортные коридоры свяжут по кратчайшему пути промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и ХМАО - Югрой с месторождениями бурого угля Приполярного и Полярного Урала, рудными месторождениями Урала и зоной нефтедобычи - полуостровом Ямал.
Согласно Стратегии социально-экономического развития ЯНАО до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания ЯНАО от 24 июня 2021 года N 478, в ЯНАО реализуется один из крупнейших инвестиционных проектов по созданию новой железнодорожной магистрали - Северный широтный ход (Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево), который включает в себя:
- строительство совмещенного мостового перехода через р. Обь в районе Салехарда (с железнодорожными подходами от ст. Салехард и ст. Обская);
- строительство железнодорожной линии Салехард - Надым;
- строительство железнодорожного мостового перехода через р. Надым;
- реконструкцию железнодорожного участка Надым (Хорей) - Пангоды;
- реконструкцию железнодорожной линии Коноша - Котлас - Чум - Лабытнанги Северной железной дороги, включая реконструкцию станции Обская;
- реконструкцию железнодорожной линии Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево Свердловской железной дороги.
Расширение железнодорожной сети произойдет к концу 2022 года благодаря строительству и вводу в эксплуатацию железнодорожной линии необщего пользования Бованенково - Сабетта протяженностью 169,5 км. Железнодорожная линия предназначена для вывоза жидких углеводородов и сырья газоконденсатных месторождений, а также доставки грузов и вахтовых бригад на период обустройства и эксплуатации морского порта Сабетта. Железнодорожная линия будет являться продолжением Северного широтного хода и через порт Сабетта свяжет сеть российских железных дорог с Северным морским путем.
Целью развития сети автодорог является приведение ее уровня в соответствие с потребностями экономики и населения ЯНАО.
Задачами государственной программы ЯНАО "Развитие транспортной инфраструктуры", утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года N 1124-П, являются развитие полноценной региональной транспортной инфраструктуры и обеспечение доступности транспортных услуг для населения ЯНАО. Общий объем финансирования данной государственной программы составляет 65,28 млрд рублей. Данная государственная программа предполагает, в частности, что уровень обеспеченности автодорожной сетью населения в ЯНАО к 2021 году составит 2,26 км на 1000 . Средняя скорость транспортного потока в ЯНАО к 2021 году достигнет 90 км/ч. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, к 2021 году составит 88,92%.
По плотности автомобильных дорог с твердым покрытием ЯНАО занимает одно из последних мест в Российской Федерации, в несколько раз отстает от остальной части Тюменской области. При этом 4 района ЯНАО практически не имеют автодорог круглогодичного действия. В целом общее состояние автодорожного транспорта ЯНАО характеризуется низкой плотностью автомобильных дорог общего пользования, их разобщенностью, наличием большого количества ведомственных дорог низкой технической категории; недостаточной прочностью дорожных одежд при наличии в транспортном потоке преобладающего количества сверхтяжелых автомобилей; высокой аварийностью, недостаточным сервисным обслуживанием.
Схема дорог в ЯНАО начала формироваться в результате реализации программы развития газовой и нефтяной индустрии в 1970 - 1990 годах. Автомобильные дороги в первую очередь прокладывались к обустраиваемым месторождениям от железнодорожных станций и речных портов. Следовательно, сеть автомобильных дорог ЯНАО является в основном ведомственной и имеет технологическую направленность. Если в южной и центральной частях ЯНАО сложилась относительно развитая сеть автодорог, то на полуострове Ямал дорог с твердым покрытием нет. Там транспортировку грузов осуществляют только по зимникам. Отсутствуют дороги с твердым покрытием и в юго-западной части ЯНАО. Транспортная связь осуществляется здесь по зимнику Лабытнанги - Мужи - Теги, который выходит на автомагистрали ХМАО - Югры.
В наиболее освоенном Таркосалинском лесничестве плотность дорог вместе с зимниками равна 17,12 км на 1 тыс. га земель лесного фонда. В Красноселькупском лесничестве она равна 0,03 км на 1 тыс. га.
В целом по ЯНАО протяженность дорог в пределах границ лесничеств равна 2,87 км на 1 тыс. га земель лесного фонда (для сравнения: в среднем по Российской Федерации - 1,46 км на 1 тыс. га лесов, в Финляндии - 40 км на 1 тыс. га лесов).
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 года N 174 "Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов" общая протяженность дорог в защитных лесах должна составлять не менее 10 км/1000 га, в эксплуатационных - 6 км/1000 га. Однако ввиду сильной заболоченности территории ЯНАО и отсутствия развитой сети автомобильных дорог доставка сил и средств в зону действующих пожаров осуществляется авиатранспортом.
Нормативный показатель наличия дорог, необходимый для освоения расчетной лесосеки, равен 7 км/1000 га. Не менее 30 - 35% этих дорог должны иметь твердое покрытие, то есть обеспечивать круглогодичное их использование. В силу экономических условий планирование достижения величин такого показателя будет необъективным. Но в целом отсутствие развитой и равномерно расположенной сети дорог является отрицательным фактором, сдерживающим темпы развития лесного сектора экономики ЯНАО в целом.
Для увеличения протяженности дорог в лесах ЯНАО при составлении проектов рекультивации земель, возвращаемых в состав земель лесного фонда, не проектируется рекультивация участков, занятых дорогами. Использование таких дорог позволяет улучшить доступность лесов при тушении пожаров и проведении хозяйственных работ.
Перечень автомобильных дорог приведен в таблице 3.10.2 в соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от 10 марта 2011 года N 108-П "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа".".
3. В подразделе 4.10 раздела IV:
3.1. в абзаце третьем слова "22 июля" заменить словами "22 июня";
3.2. абзац четвертый признать утратившим силу.
4. Подраздел 5.5 раздела V изложить в следующей редакции:
"5.5. Информация об организации осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны, о мероприятиях по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности
Предметом федерального государственного лесного контроля (надзора) (далее - государственный надзор) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами ЯНАО в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.
Государственный надзор осуществляется на основании:
- Конституции Российской Федерации;
- ЛК РФ;
- Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
- Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)";
- постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года";
- приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02 июня 2021 года N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Положения о департаменте, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 29 апреля 2013 года N 297-П.
Государственный надзор на землях населенного пункта г. Муравленко осуществляется Администрацией города Муравленко, на землях особо охраняемых природных территориях осуществляет государственный лесной надзор ФГБУ "ГПЗ Верхне-Тазовский".
Во исполнение статьи 96 ЛК РФ центральным исполнительным органом государственной власти ЯНАО, осуществляющим государственный надзор на землях лесного фонда, является департамент.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21 января 2014 года N 21 установлен Норматив патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (далее - Норматив патрулирования). Для ЯНАО он составляет не более 188,1 тыс. га на 1 государственного лесного инспектора.
Площадь земель лесного фонда, расположенных на территории ЯНАО, составляет 31 686 тыс. га, следовательно, для их патрулирования необходимо 168 государственных лесных инспекторов.
Для обеспечения требования норматива патрулирования численность государственных лесных инспекторов в ЯНАО следует увеличить минимум на 113 человек.
В соответствии со статьей 83 ЛК РФ осуществление государственного надзора на землях лесного фонда является для ЯНАО переданным полномочием Российской Федерации, средства на выполнение которого предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета и не могут быть использованы на другие цели.
Увеличение штатной численности государственных лесных инспекторов, как того требует Норматив патрулирования, не подкреплено финансированием из федерального бюджета и при предельном уровне дефицита бюджета ЯНАО не может быть профинансировано только из окружного бюджета.
Таким образом, увеличение штатной численности возможно только при выделении дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень должностных лиц департамента, уполномоченных на осуществление государственного надзора на землях лесного фонда, утвержден постановлением Правительства ЯНАО от 27 июля 2021 года N 653-П.
По состоянию на 01 января 2022 года штатная численность государственных лесных инспекторов составила 59 человек (штат - 59 человек).
Государственный надзор осуществляют следующие должностные лица:
- директор департамента - главный государственный лесной инспектор в лесничествах ЯНАО;
- первый заместитель директора департамента, заместитель директора департамента - заместитель главного государственного лесного инспектора в лесничествах ЯНАО;
- начальники управлений и отделов (их заместители) департамента - старшие государственные лесные инспекторы в лесничествах ЯНАО;
- начальники отделов - лесничие департамента - старшие государственные лесные инспекторы - лесничие в лесничествах ЯНАО;
- заместители начальников отделов - заместители лесничих департамента - старшие государственные лесные инспекторы - заместители лесничих в лесничествах ЯНАО;
- главные и ведущие специалисты департамента - государственные лесные инспекторы в лесничествах ЯНАО;
- специалисты I и II категории, эксперты и аналитики департамента - государственные лесные инспекторы в лесничествах ЯНАО.
Права и обязанности государственных инспекторов перечислены в статье 29 Федерального от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно перечню должностных лиц департамента, осуществляющих государственный надзор на землях лесного фонда, распределение лиц, осуществляющих надзор, распределено с учетом рисков совершений правонарушений лесного законодательства:
отдел Красно селькупского лесничества - 6 сотрудников;
отдел Надымского лесничества - 8 сотрудников;
отдел Ноябрьского лесничества - 8 сотрудников;
отдел Таркосалинского лесничества - 8 сотрудников;
отдел Ямальского лесничества - 5 сотрудника.
Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)".
Показатели мероприятий, проведенных в рамках государственного надзора за время действия предыдущего Лесного плана ЯНАО, приведены в таблице 5.5.1 по данным 2-ОИП.
Таблица 5.5.1
Показатели мероприятий, проведенных в рамках государственного надзора за время действия предыдущего Лесного плана ЯНАО
Наименование мероприятия |
Единица измерения |
Значение показателя |
1 |
2 |
3 |
В рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" | ||
Количество проверок - всего |
шт. |
1013 |
Выявлено правонарушений в ходе проверок - всего, в том числе |
шт. |
2955 |
- незаконная (самовольная) рубка леса |
с луч. |
194 |
объем |
тыс. куб. м |
28,45 |
размер причиненного вреда |
млн руб. |
364,66 |
- самовольное использование лесов |
с луч. |
243 |
на площади |
га |
1612,3 |
размер причиненного вреда |
млн руб. |
84,86 |
- порча почвы (в том числе нефтеразливы) |
случ. |
405 |
размер причиненного вреда |
млн руб. |
1175 |
Размер вреда, причиненного лесам, - всего |
млн руб. |
1651,4 |
нарушение обязательных требований законодательства |
шт. |
1993 |
Привлечено к административной ответственности лиц |
шт. |
2874 |
Наложено административных штрафов |
млн руб. |
78,5 |
Взыскано административных штрафов |
млн руб. |
55,5 |
В результате претензионно-исковой работы возмещено ущерба |
млн руб. |
283,4 |
Нарушителями выполнено работ по рекультивации нарушенных земель |
млн руб. |
29,5 |
В рамках осуществления переданных Российской Федерацией мероприятий по государственному контролю в пределах земель лесного фонда ЯНАО государственными инспекторами управления лесных отношений в 2017 году проведены 63 плановые/внеплановые проверки исполнения предприятиями-лесопользователями требований лесного законодательства, 161 плановый (рейдовый) осмотр. Выявлено 47 случаев незаконной рубки объемом 7,3 тыс. , 66 случаев самовольного использования лесов на площади 709,8 га, 185 случаев порчи почв (включая нефтеразливы).
Количество выявленных правонарушений, связанных с нарушением лесного законодательства, за 2017 год приведено в таблице 5.5.2.
Таблица 5.5.2
Количество выявленных нарушений лесного законодательства за 2017 год
Статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой вынесено взыскание |
|
Выявлено правонарушений |
Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности с вынесением штрафных санкций |
Сумма оплаченных штрафов (тыс. руб.) |
|||
всего |
в том числе |
||||||
юридические лица |
должностные лица |
граждане |
количество постановлений |
размер штрафов (тыс. руб.) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Статья 7.9 |
46 |
23 |
23 |
0 |
48 |
6050 |
3375 |
Часть 4 статьи 8.25 |
123 |
67 |
56 |
0 |
124 |
2891 |
2555 |
Статья 8.28 |
4 |
2 |
2 |
0 |
4 |
440 |
672 |
Статья 8.31 |
104 |
70 |
32 |
2 |
47 |
2276 |
1813 |
Статья 8.32 |
104 |
52 |
45 |
7 |
104 |
15456 |
11329 |
Статья 19.6<*> |
6 |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Часть 1 статьи 20.25<*> |
24 |
15 |
9 |
0 |
9 |
1540 |
200 |
Часть 1 статьи 19.5<*> |
30 |
18 |
12 |
0 |
8 |
44 |
31 |
Итого |
441 |
247 |
185 |
9 |
344 |
28697 |
19975 |
<*> Материалы, переданные в судебные органы.
Основными нарушениями являются незаконные рубки лесных насаждений, самовольное использование лесов, порча почвы (в результате разливов нефтепродуктов), нарушение условий договоров аренды лесных насаждений, невыполнение в установленный срок предписаний об устранении нарушений лесного законодательства.
За 2017 год направлено 540 претензионных писем об оплате задолженностей по арендной плате, 6 уведомлений о расторжении договоров. За 2017 год было рассмотрено 6 арбитражных дел, из которых по 3 решениям суда постановлено взыскать задолженность, по 2 делам - взыскать задолженность и расторгнуть договор. Безнадежная к взысканию задолженность составила 305,2 тыс. рублей.
На декабрь 2017 года недоимка по платежам составила 5 588,54 тыс. руб., из них:
- по договорам аренды лесных участков - 3 489,76 тыс. руб.;
- пени и неустойки за нарушения условий договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений - 706,78 тыс. руб.;
- штрафы, ущербы - 1 392,0 тыс. руб.
Совместная деятельность по обеспечению правопорядка в лесной сфере строится в рамках Регламента оперативного взаимодействия по борьбе с нарушениями лесного законодательства от 27 декабря 2013 года (далее - Регламент), утвержденного департаментом, Управлением МВД России по ЯНАО, Главным управлением МЧС России по ЯНАО, департаментом гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО. Регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий вышеуказанных органов по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений и преступлений в сфере лесных отношений.
В соответствии с Регламентом материалы по всем случаям незаконной рубки лесных насаждений направляются в правоохранительные органы и Ямало-Ненецкую природоохранную прокуратуру для соответствующей уголовно-правовой оценки.
Для повышения эффективности деятельности правоохранительных и контролирующих органов в сфере противодействия преступлениям, совершаемым в сфере лесопользования, департаментом в прокуратуру ЯНАО ежеквартально направляются акты сверки по сообщениям о лесонарушениях, направленным в органы внутренних дел для уголовно-правовой оценки,
В целях пресечения незаконного пользования лесами и нарушений лесного законодательства, обеспечения реализации единой политики в области лесных отношений, координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти ЯНАО, направленной на выявление правонарушений, преступлений в сфере лесных отношений, в ЯНАО на основании постановления Администрации ЯНАО от 14 июля 2008 года N 368-А создана межведомственная комиссия по борьбе с нарушениями в сфере лесного законодательства по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины на территории ЯНАО и контролю за использованием лесных ресурсов ЯНАО (далее - межведомственная комиссия).
В состав межведомственной комиссии входят представители департамента, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЯНАО, Управления Федеральной налоговой службы по ЯНАО, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО, Управления Федеральной службы судебных приставов по ЯНАО и других заинтересованных органов.
Между департаментом и Обско-Полярным отдельским казачьим обществом Сибирского войскового казачьего общества 26 сентября 2017 года заключено Соглашение о взаимодействии (ранее Соглашение о взаимодействии от 11 апреля 2011 года).
В рамках данного соглашения казаки взяли на себя обязательства на безвозмездной основе участвовать в профилактических и надзорных мероприятиях по охране лесов от пожаров и незаконных рубок лесных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории ЯНАО.
Планируется осуществление следующих мероприятий:
- проведение семинаров по обучению государственных лесных инспекторов;
- увеличение числа проверочных, рейдовых мероприятий, в том числе межведомственных мероприятий по выявлению и предотвращению незаконной рубки лесных насаждений;
- обеспечение деятельности межведомственной комиссии;
- взаимодействие со службой судебных приставов по вопросам взыскания административных штрафов и возмещения вреда, причиненного незаконными рубками;
- развитие института общественного контроля, организация работы общественных лесных инспекторов, принимающих участие в мероприятиях по контролю в лесах;
- обновление материально-технической базы для осуществления ФГЛК. Подведомственным лесничествам будет выделен автотранспорт и закуплено форменное обмундирование (таблицы 5.5.3, 5.5.4).
Таблица 5.5.3
Сведения о потребности и планах на приобретение транспорта для патрулирования лесов
Наименование средств и оборудования |
Имеется в наличии (ед.) |
В т.ч. с износом более 90% |
Планируемое количество, ед. |
|||||||||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Лесопатрульный транспорт (срок службы 7 лет) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Снегоходы (срок службы 3 года) |
17 |
17 |
0 |
0 |
0 |
10 |
0 |
0 |
10 |
0 |
0 |
10 |
Моторные катера (срок службы 15 лет) |
11 |
11 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прицепы автомобильные (срок службы 5 лет) |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
Таблица 5.5.4
План по обеспечению инспекторов форменным обмундированием
Наименование показателя |
Планируемое количество, шт. |
|||||||||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Повседневный летний комплект |
0 |
0 |
0 |
30 |
25 |
0 |
30 |
25 |
0 |
30 |
Повседневный зимний комплект |
0 |
0 |
0 |
30 |
25 |
0 |
30 |
25 |
0 |
30 |
Парадно-представительский комплект |
0 |
0 |
0 |
30 |
25 |
0 |
30 |
25 |
0 |
30 |
Комплекты знаков отличия повседневных комплектов |
0 |
0 |
0 |
30 |
25 |
0 |
30 |
25 |
0 |
30 |
Комплекты знаков отличия парадно-представительских комплектов |
0 |
0 |
0 |
30 |
25 |
0 |
30 |
25 |
0 |
30 |
Меры по материальному и социальному стимулированию работников департамента предусмотрены Законами ЯНАО от 29 марта 2005 года N 26-ЗАО "О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа", от 27 апреля 2011 года N 35-ЗАО "Об оплате труда работников органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и иных государственных органов Ямало-Ненецкого автономного округа, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа".
Помимо этого, материальное и социальное стимулирование специалистов лесного хозяйства ЯНАО производится в соответствии с постановлениями Губернатора ЯНАО от 21 июня 2010 года N 122-ПГ "О порядке установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения государственным гражданским служащим исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа", от 25 июля 2011 года N 113-ПГ "О порядке осуществления иных дополнительных выплат работникам органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и иных государственных органов Ямало-Ненецкого автономного округа, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа".
В результате принятых мер размер среднемесячной заработной платы работников департамента значительно выше среднемесячной заработной платы по ЯНАО.".
5. Графу 3 пункта 7 приложения N 2 изложить в следующей редакции:
"Стратегия социально-экономического развития ЯНАО до 2035 года" (утверждена постановлением Законодательного Собрания ЯНАО от 24.06.2021 года N 478)
государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318)".
6. Графу 3 пункта 5 приложения N 6 изложить в следующей редакции:
"постановление Правительства ЯНАО от 30.12.2021 N 1274-П "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года"
распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года".".
7. В заголовке графы 2 приложения N 8 слово ", лесопарка" исключить.
8. В заголовке графы 1 приложения N 14 слово ", лесопарка" исключить.
9. В заголовке графы 1 приложения N 15 слово ", лесопарка" исключить.
10. В заголовке графы 1 приложения N 19 слово ", лесопарка" исключить.
11. В приложении N 35:
11.1. абзац сорок второй изложить в следующей редакции:
"- постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года N 478 "О стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года";
11.2. абзац сорок третий признать утратившим силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2022 г. N 24-ПГ "О внесении изменений в Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа"
Вступает в силу с 21 февраля 2022 г.
Позиция 2.1.1 подпункта 2.1 пункта 2 изменений, утвержденных настоящим постановлением, абзац второй подраздела 3.9.4 раздела III Лесного плана в редакции изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 22 февраля 2022 г. спецвыпуск N 13, на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 февраля 2022 г. N 8900202202210005