Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Благовещенска
от 17.02.2022 N 737
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в администрации города Благовещенска
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р, и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности администрации города Благовещенска (далее - антимонопольный комплаенс).
1.2. Для целей Положения используются следующие понятия:
1.2.1. Антимонопольное законодательство - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации и состоящее из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции.
1.2.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в администрации города Благовещенска (далее - администрация).
1.2.3. Нарушение антимонопольного законодательства - недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
1.2.4. Риски нарушения антимонопольного законодательства - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции.
1.2.5. Сотрудники администрации - лица, замещающие в администрации должности муниципальной службы, муниципальные должности, а также лица, занимающие в администрации должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, муниципальным должностям.
2. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
2.1. Целями антимонопольного комплаенса являются:
2.1.1. Обеспечение соответствия деятельности администрации требованиям антимонопольного законодательства.
2.1.2. Профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности администрации.
2.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
2.2.1. Выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства.
2.2.2. Управление рисками нарушений антимонопольного законодательства.
2.2.3. Контроль соответствия деятельности администрации требованиям антимонопольного законодательства.
2.2.4. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в администрации.
2.3. Принципы антимонопольного комплаенса:
2.3.1. Заинтересованность руководства администрации в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.
2.3.2. Регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства.
2.3.3. Обеспечение информационной открытости действующего в администрации антимонопольного комплаенса.
2.3.4. Непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса.
2.3.5. Совершенствование антимонопольного комплаенса.
3. Организация антимонопольного комплаенса
3.1. Общий контроль за организацией и функционированием в администрации района антимонопольного комплаенса осуществляется мэром города Благовещенска (далее - мэр города), который:
а) водит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы администрации, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение муниципальными служащими правовых актов об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает карту комплаенс - рисков;
з) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс - рисков.
3.2. Уполномоченным структурным подразделением администрации, ответственным за функционирование антимонопольного комплаенса, является управление экономического развития и инвестиций администрации города Благовещенска (далее - уполномоченный орган).
Отдельные функции по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в администрации района распределяются между правовым управлением администрации города Благовещенска (далее - правовое управление) отделом и структурными подразделениями администрации.
3.2.1. К компетенции уполномоченного органа относятся следующие функции:
а) подготовка и представление мэру города на утверждение правового акта (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также нормативных правовых актов администрации, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление комплаенс - рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс - рисками, определение вероятности возникновения рисков антимонопольного законодательства;
в) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями администрации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
г) подготовка и внесение на утверждение мэру города карты комплаенс - рисков;
д) определение и внесение на утверждение мэру города ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
е) подготовка и внесение на утверждение мэру города мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс - рисков;
ж) подготовка для подписания мэром города и утверждения Коллегиальным органом проекта Доклада об антимонопольном комплаенсе;.
з) координация взаимодействия с коллегиальным органом, а также осуществление функций по обеспечению работы коллегиального органа;
и) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями администрации и уполномоченными органами исполнительной власти Амурской области по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
к) подготовка совместно с правовым управлением информации по вопросу внесения изменений в муниципальные нормативные правовые акты с указанием целесообразности (нецелесообразности) таких изменений;
л) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
3.2.2. К компетенции правового управления относятся следующие функции:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, разработка предложений по их исключению;
в) консультирование муниципальных служащих по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
г) участие совместно с отделом кадров администрации города Благовещенска (далее - отдел кадров) в систематическом обучении муниципальных служащих требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
д) анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации в области антимонопольного комплаенса;
е) выявление конфликта интересов в деятельности муниципальных служащих и структурных подразделений администрации, разработка предложений по их исключению;
ж) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями администрации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
з) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
и) информирование мэра города, уполномоченных лиц структурных подразделений администрации о нормативных правовых актах администрации, а также правовых актах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
3.3. Структурные подразделения администрации района по письменному запросу предоставляют в уполномоченный орган сведения, касающиеся антимонопольного комплаенса.
3.4. Оценку эффективности организации и функционирования в администрации антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган, состав которого утверждается отдельным нормативным правовым актом администрации.
3.5. К функциям Коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий администрации в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
4. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях выявления комплаенс - рисков уполномоченным органом в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности администрации за предыдущий год (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ проектов нормативных правовых актов администрации;
в) совместно с правовым управлениям анализ и оценка нормативных правовых актов администрации;
г) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс - рисков.
4.2. В целях проведения систематизации информации о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства за отчетный период уполномоченный орган осуществляет сбор аналитической информации в структурных подразделениях администрации о наличии нарушений антимонопольного законодательства за последние 3 года.
Структурные подразделения администрации проводят анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в курируемых сферах деятельности за отчетный период и представляют данную аналитическую информацию в уполномоченный орган по его письменному запросу с указанием причин, оснований нарушения структурным подразделением администрации. антимонопольного законодательства, нарушенной нормы антимонопольного законодательства, вида документа, в котором указано о выявленном нарушении законодательства (предостережение, предупреждение, представление, протест, решение суда, жалоба и т.д.), информации о последствиях нарушения антимонопольного законодательства, результате рассмотрения нарушения контролирующим и (или) судебным органом и его позицию по данному вопросу, информации о принятых (принимаемых) структурным подразделением - администрации района мерах, направленных на устранение выявленного нарушения и недопущение повторного нарушения, сроках принятия планируемых мер.
4.3. При выявлении нарушений антимонопольного законодательства уполномоченным органом реализуется следующее мероприятие:
- составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в администрации, который содержит классифицированные по сферам деятельности структурных подразделений администрации, сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результатах рассмотрения нарушения контролирующими и (или) судебными органами, антимонопольным органом), с указанием их позиции по данному вопросу, сведения о принятых структурными подразделениями администрации района мерах, по устранению нарушений, а также о мерах, направленных администрацией района на недопущение нарушений.
4.4. На основании проведенного правового управления анализа нормативных правовых актов администрации (не реже одного раза в год), которые могут иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства, и проектов нормативных правовых актов администрации, которые могут необоснованно затруднить ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории города Благовещенска, уполномоченный орган осуществляет следующие мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов администрации с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте администрации района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт администрации);
б) размещение на сайте администрации уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление главе района с учетом мнения правового управления сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты администрации.
4.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в администрации, уполномоченным органом реализуются следующие мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в администрации;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в администрации;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в администрации.
4.6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности администрации по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
4.7. Выявление комплаенс - рисков и присвоение каждому комплаенс - риску соответствующего уровня риска осуществляется уполномоченным органом, включающим в себя этапы идентификации комплаенс - риска, анализа комплаенс - риска и сравнительной оценки комплаенс - риска.
4.8. Распределение выявленных комплаенс - рисков по уровням осуществляется в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Положению.
4.9. Выявленные комплаенс - риски отражаются в карте комплаенс - рисков администрации в порядке убывания уровня комплаенс - рисков.
4.10. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс - рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Карта комплаенс - рисков
5.1. В карту комплаенс - рисков администрации района включаются:
а) выявленные комплаенс - риски (их описание);
б) описание причин возникновения комплаенс - рисков;
в) описание условий возникновения комплаенс - рисков.
5.2. Карта комплаенс - рисков администрации района утверждается главой района и размещается на сайте администрации района в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
6. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс - рисков
6.1. В целях снижения комплаенс - рисков уполномоченным органом ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс - рисков в администрации (далее - план мероприятий по снижению комплаенс - рисков).
6.2. План мероприятий по снижению комплаенс - рисков подлежит пересмотру в случае внесения. изменений в карту комплаенс - рисков администрации.
6.3. План мероприятий по снижению комплаенс - рисков должен содержать в разрезе каждого комплаенс - риска конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
6.4. В плане мероприятий по снижению комплаенс - рисков администрации района в обязательном порядке должны быть указаны:
а) общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс - рисков администрации);
б) распределение ответственности и полномочий по минимизации и устранению комплаенс - рисков;
в) планируемый результат;
г) критерии эффективности.
При необходимости в плане мероприятий по снижению комплаенс - рисков. могут быть указаны дополнительные сведения.
6.5. План мероприятия по снижению комплаенс - рисков администрации ежегодно утверждается мэром города в срок не позднее 31 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия.
6.6. Уполномоченный орган постоянно осуществляет мониторинг исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс - рисков в администрации.
6.7. Информация об исполнении плана мероприятий по снижению комплаенс - рисков администрации подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы системы управления комплаенс - рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
7.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы системы управления комплаенс - рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
7.3. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса утверждаются мэром города ежегодно в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
7.4. Ключевые показатели эффективности функционирования в администрации антимонопольного комплаенса разрабатываются в соответствии с методикой расчета ключевых показателей эффективности, разработанной антимонопольным органом.
7.5. Коллегиальный орган ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
7.6. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
8. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
8.1. Оценка эффективности и функционирования в администрации антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
8.2. При оценке эффективности и функционирования антимонопольного комплаенса коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) карту комплаенс - рисков администрации, утвержденную мэром города на отчетный период;
б) план мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс - рисков администрации, утвержденный мэром города на отчетный период;
в) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные мэром города на отчетный период.
9. Доклад об антимонопольном комплаенсе
9.1.Проект доклада об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
- информацию о результатах проведенной оценки комплаенс - рисков;
- информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс - рисков;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
- иную информацию, установленную настоящим Положением.
9.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, размещается на сайте администрации.
10. Ознакомление муниципальных служащих администрации с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
10.1. При поступлении на муниципальную службу в администрацию отдел кадров администрации города Благовещенска (далее - отдел кадров) обеспечивает ознакомление кандидатов с настоящим Положением.
10.2. Отдел кадров организует систематическое обучение работников администрации требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в форме вводного (первичного) инструктажа и целевого (внепланового) инструктажа.
В случае необходимости могут быть предусмотрены иные обучающие мероприятия в соответствии с издаваемыми муниципальными правовыми актами администрации.
10.3. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся при приеме работников на муниципальную службу.
10.4. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения, а также в случае реализации комплаенс - рисков в деятельности администрации.
10.5. Целевой (внеплановый) инструктаж может осуществляться в форме доведения до структурных подразделений администрации информационных сообщений, селекторных совещаний с участием территориальных органов Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
10.6. Целевой (внеплановый) инструктаж может проводиться с участием специалистов правового управления и уполномоченного органа.
10.7. Информация о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.