Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Думы Города Томска
от 01.02.2022 N 358
Положение
о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "Город Томск"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "Город Томск" (далее - Положение) разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Города Томска и устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Томск".
2. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, установленных пунктом 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
3. Муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений на территории муниципального образования "Город Томск" осуществляется администрацией Города Томска в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (далее - департамент недвижимости).
4. Департамент недвижимости при осуществлении муниципального земельного контроля проводит контрольные (надзорные) мероприятия из числа предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - контрольные мероприятия).
5. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с такими документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
6. Объекты муниципального земельного контроля (далее - объекты контроля) определяются в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
7. Департамент недвижимости обеспечивает учет объектов контроля в рамках осуществления муниципального земельного контроля путем ведения информационной системы учета объектов контроля и обеспечивает актуальность сведений об объектах контроля.
8. Понятия используются в настоящем Положении в их значении, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
9. От имени департамента недвижимости муниципальный земельный контроль осуществляют следующие должностные лица (при совместном упоминании далее - должностные лица департамента недвижимости):
1) начальник департамента недвижимости;
2) заместитель начальника департамента недвижимости, к должностным обязанностям которого должностной инструкцией относится осуществление контроля за организацией муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа (далее - заместитель начальника департамента);
3) должностное лицо департамента недвижимости, к должностным обязанностям которого должностной инструкцией отнесено осуществление полномочий по муниципальному земельному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий (далее - инспектор).
10. Инспекторы, уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного мероприятия, определяются решением о проведении профилактического мероприятия или контрольного мероприятия, издаваемым в соответствии с настоящим Положением.
11. Ключевые показатели муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Томск" и их целевые значения содержатся в приложении 1 к настоящему Положению.
12. Индикативные показатели муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Томск" содержатся в приложении 2 к настоящему Положению.
II. Общие требования к организации муниципального земельного контроля
13. При осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Томск" система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не применяется.
14. Департамент недвижимости осуществляет муниципальный земельный контроль посредством проведения профилактических и контрольных мероприятий.
15. Профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование.
16. Контрольные мероприятия:
1) инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, получения письменных объяснений, инструментального обследования);
2) рейдовый осмотр (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования);
3) документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов);
4) выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования);
5) выездное обследование (посредством осмотра, инструментального обследования).
17. Для проведения контрольного мероприятия, за исключением случая, указанного в пункте 23 настоящего Положения, принимается решение, подписанное заместителем начальника департамента (далее - решение о проведении контрольного мероприятия). Решение должно содержать:
1) дата, время и место принятия решения;
2) кем принято решение;
3) основание проведения контрольного мероприятия;
4) вид контроля;
5) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности инспектора (инспекторов, в том числе руководителя группы инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного мероприятия специалистов;
6) объект контроля, в отношении которого проводится контрольное мероприятие;
7) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится контрольное мероприятие, может не указываться в отношении рейдового осмотра;
8) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводится контрольное мероприятие, может не указываться в отношении рейдового осмотра;
9) вид контрольного мероприятия;
10) перечень контрольных действий, совершаемых в рамках контрольного мероприятия;
11) предмет контрольного мероприятия;
12) дата проведения контрольного мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (может не указываться в отношении рейдового осмотра в части срока непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом);
13) перечень документов, предоставление которых гражданином, организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного мероприятия предусмотрено предоставление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований).
18. При проведении контрольных мероприятий инспектором используются средства фотосъемки.
Решение о необходимости использования аудио- и (или) видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля принимается инспектором. Критерием принятия решения об использовании аудио- и (или) видеозаписи является невозможность обеспечения однозначной идентификации объекта фиксации, фиксации нарушения обязательных требований, времени фиксации объекта при использовании исключительно фотосъемки.
Для фиксации процесса контрольного мероприятия, доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении департамента недвижимости технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного действия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного мероприятия.
III. Организация проведения контрольных мероприятий
19. Контрольные мероприятия в отношении контролируемых лиц, за исключением выездного обследования, проводятся при наличии одного из следующих оснований:
1) наличие у департамента недвижимости сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, если контролируемым лицом не представлены документы и сведения, представление которых предусмотрено выданным ему предписанием, или на основании представленных документов и сведений невозможно сделать вывод об исполнении предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
20. Контрольное мероприятие начинается после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения за исключением выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
21. В случае временной нетрудоспособности или нахождения в служебной командировке (при предоставлении подтверждающих документов) индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в департамент недвижимости информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия.
В случаях, указанных в настоящем пункте, проведение контрольного мероприятия в отношении индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, переносится на срок до устранения причин, препятствующих присутствию при проведении контрольного мероприятия.
22. В случае, если проведение контрольного мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного мероприятия в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные действия в рамках указанного контрольного мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
23. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
Выездное обследование проводится в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований на основании задания заместителя начальника департамента.
По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные подпунктами 1, 2 пункта 35 настоящего Положения.
24. Срок проведения выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.
25. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки, инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, департамент недвижимости для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внеплановой выездной проверки, инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного мероприятия не проводится.
26. Контроль устранения выявленных нарушений обязательных требований осуществляется департаментом недвижимости в форме выездной проверки, если проводится оценка исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, принятого по итогам выездной проверки. В остальных случаях контроль устранения выявленных нарушений обязательных требований осуществляется в форме инспекционного визита.
27. Департамент недвижимости при организации и осуществлении муниципального земельного контроля получает на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления установлены Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
28. К результатам контрольного мероприятия относятся: оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение департаментом недвижимости мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
29. По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного мероприятия. В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
30. Информация о контрольных мероприятиях размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий в составе и в сроки, установленные приложением к Правилам формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415".
31. Информирование о совершаемых должностными лицами департамента недвижимости действиях и принимаемых решениях при осуществлении муниципального земельного контроля.
32. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами департамента недвижимости действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ.
Документы, оформляемые департаментом недвижимости, а также специалистами, привлекаемыми к проведению контрольных мероприятий, с 31 декабря 2023 года составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
33. Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:
1) сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены департаменту недвижимости контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. Для целей информирования контролируемого лица департаментом недвижимости может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.
Гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых должностными лицами департамента недвижимости действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в адрес департамента недвижимости уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе либо отсутствия у департамента недвижимости сведений об адресе электронной почты контролируемого лица и возможности направить ему документы в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (в случае, если лицо не имеет учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации либо если оно не завершило прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации). Указанный гражданин вправе направлять департаменту недвижимости документы на бумажном носителе.
34. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
35. В случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом департамент недвижимости в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и по доведению до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом земельных отношений, представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
36. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Департамент недвижимости направляет копию указанного акта не позднее трех рабочих дней с даты его составления в орган государственного земельного надзора.
37. Оформление результатов контрольного мероприятия, ознакомление с результатами контрольного мероприятия, представление возражений в отношении акта контрольного мероприятия осуществляется в порядке, установленном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
38. В предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований, указываются:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии) инспектора, проводившего контрольное мероприятие;
2) дата выдачи;
3) адресные и иные данные объекта контроля, позволяющие его идентифицировать;
4) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, индивидуального предпринимателя, которому выдается предписание;
5) перечень правовых норм, нарушение которых установлено в ходе контрольного мероприятия, описание нарушения, которое требуется устранить;
6) срок устранения нарушения.
IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
39. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемой приказом начальника департамента недвижимости Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) путем проведения профилактических мероприятий.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте администрации Города Томска "Официальный портал муниципального образования "Город Томск" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный портал муниципального образования "Город Томск").
Департаментом недвижимости также проводятся профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
40. Департамент недвижимости проводит профилактические мероприятия, предусмотренные пунктом 15 настоящего Положения, в соответствии с нормами действующего законодательства.
41. Информирование осуществляется департаментом недвижимости по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном портале муниципального образования "Город Томск" и в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск".
Департамент недвижимости обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на официальном портале муниципального образования "Город Томск" сведения, предусмотренные настоящим подпунктом.
42. Обобщение правоприменительной практики осуществляется департаментом недвижимости посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах.
По итогам обобщения правоприменительной практики департамент недвижимости ежегодно готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального земельного контроля, который утверждается приказом начальника департамента недвижимости и размещается в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом, на официальном портале муниципального образования "Город Томск".
43. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Предостережения объявляются департаментом недвижимости не позднее 30 календарных дней со дня получения департаментом недвижимости сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объявляемые предостережения подписываются заместителем начальника департамента, регистрируются в журнале учета предостережений с присвоением регистрационного номера. Журнал учета предостережений ведется департаментом недвижимости в электронной форме.
В случае, объявления департаментом недвижимости предостережения контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения (далее - возражение) в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения им предостережения. Возражение рассматривается департаментом недвижимости в течение 30 календарных дней со дня получения. Непосредственное рассмотрение возражения осуществляет начальник департамента недвижимости.
По результатам рассмотрения возражения контролируемому лицу направляется решение департамента недвижимости в форме письма, подписанного начальником департамента недвижимости, со следующей информацией:
в случае признания представленных в возражении контролируемого лица доводов обоснованными - в письме должно быть сообщено об аннулировании ранее выданного предостережения;
в случае признания представленных в возражении доводов необоснованными - в письме должно быть сообщено о несогласии департамента недвижимости с доводами контролируемого лица с указанием соответствующего правового и фактического обоснования.
В случае аннулирования ранее выданного предостережения в журнале учета предостережений производится соответствующая запись.
Письмо департамента недвижимости по результатам рассмотрения возражения направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 33 настоящего Положения, в течение 1 рабочего дня с даты регистрации письма.
44. Консультирование контролируемых лиц осуществляется лицами, указанными в пункте 9 настоящего Положения, с учетом особенностей организации личного приема граждан в департаменте недвижимости.
Консультирование осуществляется по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия. Время консультирования не должно превышать пятнадцать минут.
Консультирование, в том числе письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
организации и осуществления муниципального земельного контроля;
порядка осуществления профилактических мероприятий, контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
содержания обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю.
Письменное консультирование осуществляется в следующих случаях:
контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
ответ на поставленные вопросы требует запроса сведений от иных органов местного самоуправления и органов государственной власти.
В случае, если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к сфере муниципального земельного контроля, даются необходимые разъяснения по обращению в органы местного самоуправления и органы государственной власти, к должностным лицам, к компетенции которых относится решение данных вопросов.
В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий лица, уполномоченного на проведение контрольного мероприятия, иных участников контрольного мероприятия не предоставляется.
Информация, ставшая известной в ходе консультирования, не подлежит использованию в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
В случае если в течение календарного года поступило пять и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном портале муниципального образования "Город Томск" письменного разъяснения, подписанного заместителем начальника департамента.
Департамент недвижимости осуществляет учет консультирований в Журнале учета консультирований. Ведение Журнала учета консультирований осуществляется в электронной форме путем занесения в электронный документ информации лицом, осуществившим консультирование.
V. Обжалование решений департамента недвижимости, действий (бездействия) должностных лиц департамента недвижимости
45. Правом на обжалование решений департамента недвижимости, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в пункте 49 настоящего Положения.
С 1 января 2023 года судебное обжалование решений департамента недвижимости, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
46. Досудебный порядок подачи жалобы осуществляется в соответствии с пунктами 47-64 настоящего Положения.
47. Жалоба подается контролируемым лицом в департамент недвижимости в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью, либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, жалоба подается в департамент недвижимости на бумажном носителе с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
48. Жалоба рассматривается начальником департамента недвижимости в течение 20 рабочих дней с даты получения жалобы.
49. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления муниципального земельного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных мероприятий;
2) актов контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц департамента недвижимости в рамках контрольных мероприятий.
50. Жалоба на решение департамента недвижимости, действия (бездействие) его должностных лиц, может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
51. Жалоба на предписание, выданное в соответствии с подпунктом 1 пункта 35 настоящего Положения, может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
52. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен департаментом недвижимости. Для принятия соответствующего решения в жалобе, подаваемой в департамент недвижимости, контролируемое лицо обязано заявить о пропуске срока на подачу жалобы по уважительной причине с указанием оснований для пропуска указанного срока. В случае признания причины пропуска срока на подачу жалобы обоснованной, данное обстоятельство подлежит отражению в ответе департамента недвижимости на жалобу контролируемого лица.
Уважительной (обоснованной) причиной для целей применения настоящего подпункта Положения признается тяжелая болезнь, беспомощное состояние, осуществление ухода за членом семьи, временная нетрудоспособность. Данные обстоятельства должны быть подтверждены лицом, подавшим жалобу, путем приложения к ней документов, подтверждающих обстоятельства, поименованные в настоящем подпункте.
В случае, если причина пропуска срока на подачу жалобы признана неуважительной, жалоба не рассматривается по существу, контролируемому лицу направляется решение департамента недвижимости об отказе в рассмотрении жалобы по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 58 настоящего Положения, в форме письма департамента недвижимости, подписанного начальником департамента недвижимости.
53. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
54. Жалоба, направляемая в департамент недвижимости в соответствии с настоящим Положением, должна содержать:
1) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решении департамента недвижимости и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, при которых заявитель не согласен с решением департамента недвижимости и (или) действием (бездействием) должностного лица департамента недвижимости. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
55. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц департамента недвижимости либо членов их семей.
56. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".
57. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области направляется департаментом недвижимости лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
58. Департамент недвижимости принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, указанного в пунктах 50, 51 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в департамент недвижимости была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц департамента недвижимости, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного органа.
59. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 3-8 пункта 58 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений департамента недвижимости, действий (бездействия) его должностных лиц.
60. Департамент недвижимости при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
61. В случае, если департаментом недвижимости у лица, подавшего жалобу, запрошена дополнительная информация и документы, относящиеся к предмету жалобы, такое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их департаментом недвижимости, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от лица, подавшего жалобу, дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
62. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
63. По итогам рассмотрения жалобы департамент недвижимости принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение департамента недвижимости полностью или частично;
3) отменяет решение департамента недвижимости полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц департамента недвижимости незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
64. Решение департамента недвижимости из числа указанных в пункте 63 настоящего Положения, либо решение об отказе в рассмотрении жалобы в случаях, предусмотренных пунктом 58 настоящего Положения, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
В случае подачи жалобы в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 47 настоящего Положения, решение департамента недвижимости из числа указанных в пункте 63 настоящего Положения, либо решение об отказе в рассмотрении жалобы в случаях, предусмотренных пунктом 58 настоящего Положения, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, направляется лицу, подавшему жалобу, на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.