Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению
Думы Города Томска
от 01.02.2022 N 360
Положение
о муниципальном жилищном контроле на территории муниципального образования "Город Томск"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о муниципальном жилищном контроле на территории муниципального образования "Город Томск" (далее - Положение) разработано в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными правовыми актами Российской Федерации, Томской области, Уставом Города Томска и устанавливает порядок организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования "Город Томск".
2. Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении муниципального жилищного фонда (далее - обязательные требования):
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
3. Объектами муниципального жилищного контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие), указанные в подпунктах 1 - 11 пункта 2 настоящего Положения;
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования, указанные в подпунктах 1 - 11 пункта 2 настоящего Положения;
3) жилые помещения муниципального жилищного фонда, общее имущество в многоквартирных домах, в которых есть жилые помещения муниципального жилищного фонда, и другие объекты, к которым предъявляются обязательные требования, указанные в подпунктах 1 - 11 пункта 2 настоящего Положения.
4. Контрольным органом, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля в соответствии с настоящим Приложением, является департамент городского хозяйства администрации Города Томска (далее по тексту - Департамент, орган жилищного контроля).
5. Перечень должностных лиц Департамента, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования "Город Томск" (далее по тексту - муниципальные жилищные инспекторы):
1) начальник Департамента (в том числе осуществляет принятие решений о проведении контрольных мероприятий);
2) начальник жилищно-коммунального отдела Департамента;
3) заместитель начальника жилищно-коммунального отдела Департамента;
4) консультант жилищно-коммунального отдела Департамента;
5) главный специалист жилищно-коммунального отдела Департамента.
6. Департаментом в рамках осуществления муниципального жилищного контроля обеспечивается учет объектов муниципального жилищного контроля в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, настоящим Положением.
7. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета орган жилищного контроля использует информацию, представляемую в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
II. Порядок организации муниципального жилищного контроля
8. Настоящим Положением предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования "Город Томск" осуществляется без применения системы оценки и управления рисками, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
9. По решению муниципальных жилищных инспекторов и лиц, привлекаемых к совершению контрольных действий, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио-, видеозапись и иные способы фиксации доказательств.
Способы фиксации должны позволять идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований используются любые имеющиеся в распоряжении органа жилищного контроля технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного действия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам контрольного действия (осмотр, досмотр, опрос), проводимого в рамках контрольного мероприятия.
10. При осуществлении муниципального жилищного контроля проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) консультирование;
3) обобщение правоприменительной практики.
11. В рамках осуществления муниципального жилищного контроля проводятся следующие виды контрольных мероприятий, требующие взаимодействия с контролируемым лицом:
1) выездная проверка;
2) документарная проверка.
12. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
13. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся только после согласования с органами прокуратуры.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
14. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемой Департаментом Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) путем проведения профилактических мероприятий.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации Города Томска "Официальный портал муниципального образования "Город Томск" в разделе "Администрация" подраздела "Органы администрации" подраздела "Департамент городского хозяйства администрации Города Томска" подраздела "Муниципальный жилищный контроль" (далее - официальный сайт).
Органом жилищного контроля также проводятся профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
15. Информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется органом жилищного контроля посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
16. Консультирование (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального жилищного контроля) осуществляется муниципальными жилищными инспекторами по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы. Консультирование может осуществляться в устной форме по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия, в письменной форме.
Департамент осуществляет учет консультирований. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения, подписанного начальником Департамента.
17. Консультирование в устной и письменной формах осуществляется по следующим вопросам:
1) компетенция Департамента;
2) соблюдение обязательных требований;
3) проведение контрольных мероприятий;
4) применение мер ответственности.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям предоставляется по всем вопросам в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
18. При осуществлении консультирования муниципальные жилищные инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий муниципальных жилищных инспекторов, иных участников контрольного мероприятия не предоставляется.
Информация, ставшая известной муниципальному жилищному инспектору в ходе консультирования, не подлежит использованию Департаментом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
19. Обобщение правоприменительной практики осуществляется муниципальными жилищными инспекторами путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных мероприятиях и их результатов, поступивших в Департамент обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Департаментом ежегодно готовится проект доклада, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального жилищного контроля. Доклад утверждается распоряжением начальника Департамента.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального контроля, размещается в срок до 1 апреля за предыдущий календарный год, на официальном сайте.
IV. Организация проведения контрольных мероприятий
20. Контрольные мероприятия проводятся на внеплановой основе. Плановые контрольные мероприятия при осуществлении муниципального жилищного контроля не проводятся.
Конкретный вид и содержание внепланового контрольного мероприятия (перечень контрольных действий), требующего взаимодействия с контролируемыми лицами, устанавливаются в решении Департамента, подписанного начальником Департамента о проведении внепланового контрольного мероприятия (далее - решение).
21. Выездная проверка проводится в отношении контролируемых лиц по месту нахождения контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
22. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Департамента или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля и совершения необходимых контрольных действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных мероприятий.
23. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.
24. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
25. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) экспертиза.
В отношении жилых помещений контрольные действия, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, не проводятся.
26. Документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента, ее предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений органа жилищного контроля, в том числе сведения, составляющие государственную тайну и находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
27. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Департамента, результаты предыдущих контрольных мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц муниципального жилищного контроля.
28. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
29. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Департамент направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Департамент указанные в требовании документы.
30. Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении муниципального жилищного контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Департамент пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении муниципального жилищного контроля, вправе дополнительно представить в Департамент документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
31. При проведении документарной проверки сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Департаментом в ходе межведомственного информационного взаимодействия от иных органов, данные, содержащиеся в государственных и муниципальных информационных системах, данные из сети "Интернет", иные общедоступные данные у контролируемого лица, не истребуются.
32. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении муниципального жилищного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Департамент.
33. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия (далее - Контрольные мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся муниципальными жилищными инспекторами на основании заданий начальника Департамента и в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
34. Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Департамента, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
35. Выездное обследование осуществляется посредством осмотра, инструментального обследования с осуществлением видеозаписи. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
36. Случаи, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия:
1) временная нетрудоспособность (болезнь);
2) отсутствие на рабочем месте (командировка, отпуск с выездом за пределы Российской Федерации, административный арест, избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде: подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста).
37. К проведению контрольных мероприятий Департаментом при необходимости могут привлекаться эксперты, экспертные организации, специалисты в соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона N 248-ФЗ.
38. Контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется Департаментом в форме выездной проверки.
39. Информирование о совершаемых муниципальными жилищными эк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.