Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 г. N 66а-164/2022 настоящее решение оставлено без изменения
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Илларионова А.В.
при секретаре Шенфиш В.Р.
с участием прокурора Алешиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 ноября 2021 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Захватаевой Ларисы Васильевны, Моисеенко Елены Петровны к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим пункта 1 приложения к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 2 марта 2021 года N 26/13 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Муниципального предприятия Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области "Тепловодоканал" в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую населению от котельной 49 квартала, на 2021 год, установил:
Захватаева Л.В., Моисеенко Е.П. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 2 марта 2021 года N 26/13 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Муниципального предприятия Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области "Тепловодоканал" (далее также - приказ N 26/13) в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую населению от котельной 49 квартала, на 2021 год.
В обоснование требований административные истцы указали, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. До сентября 2020 года плату за услугу по отоплению принимала теплоснабжающая организация - ООО "Тепловик", с сентября 2020 года плата за данную услугу вносится в муниципальное предприятие Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области "Тепловодоканал" (далее также - МП "Тепловодоканал"). За оказываемые коммунальные услуги плата взимается в размере 71,61 рубля за 1 кв. м площади, что в отношении принадлежащего административным истцам жилого помещения составляет в месяц 3014,78 рублей. Ранее размер данной платы составлял 53,64 рубля за 1 кв. м, соответственно, сумма платы в месяц - 2259,50 рублей. Экономического обоснования повышения платы за отопление муниципальным предприятием не представлено, указано на расчет размера платы на основе тарифов, определенных приказом N 26/13. Административные истцы выражают несогласие с данным приказом, поскольку изменение размера тарифа за отопление привело к повышению платы за отопление для населения на 33,43%, что противоречит положениям статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представитель административных истцов Голдин Л.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Региональной энергетической комиссии Омской области Стельмашек Б.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая доводы административных истцов необоснованными, указав, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке. В оспариваемом приказе установлены экономически обоснованные тарифы, не нарушающие действующие ограничения по росту платы граждан за коммунальные услуги, нарушений действующего законодательства при установлении тарифа впервые для МП "Тепловодоканал" не допущено. Также указал, что сравнение с тарифом предыдущей теплоснабжающей организации некорректно, а применение МП "Тепловодоканал" тарифа, установленного для других организаций при отсутствии правопреемства, противоречит порядку ценообразования. При этом в Омской области Указом Губернатора Омской области установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг. Кроме того, указал, что по результатам проверки Государственной жилищной инспекции Омской области от 5 октября 2021 года нарушений предельных индексов по Горьковскому муниципальному району Омской области не выявлено.
Представитель заинтересованного лица - МП "Тепловодоканал" Лапин А.В. в судебном заседании полагал, что исковые требования являются не подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела и дела по установлению тарифа на тепловую энергию для МП "Тепловодоканал", заслушав заключение прокурора Алешиной О.А., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, и судебные прения, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
По правилам части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Применительно к требованиям частей 8, 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом в силу положений статьи 62 КАС РФ административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречит оспариваемый нормативный правовой акт; подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу положений статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ, пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (далее - Основы ценообразования), тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат регулированию.
По правилам статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Как следует из положений пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 данного Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К полномочиям Региональной энергетической комиссии Омской области относится установление тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 10).
Из материалов административного дела усматривается, что на территории Горьковского муниципального района Омской области регулируемую деятельность по обеспечению теплоснабжения потребителей тепловой энергии осуществляет МП "Тепловодоканал".
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц МП "Тепловодоканал" создано 21 августа 2020 года, сведения о юридическом лице внесены в этот реестр 21 августа 2020 года. Единственным участником данного юридического лица является Горьковский муниципальный район Омской области в лице администрации Горьковского городского поселения. Основной вид деятельности - забор, очистка и распределение воды. Дополнительный вид деятельности - производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д. 58-63).
Материалами административного дела подтверждается, что 24 декабря 2020 года МП "Тепловодоканал" обратилось в Региональную энергетическую комиссию Омской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год, органом регулирования произведена экспертиза представленных заявителем материалов.
Согласно пункту 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, указанная комиссия издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Приложением к приказу N 26/13 установлены тарифы для населения и потребителей МП "Тепловодоканал" с момента вступления в силу данного приказа по 31 декабря 2021 года (пункт 1 таблицы указанного приложения). Так, для населения на 2021 год установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую населению от котельной 49 квартала, в размере 2521,62 руб./Гкал.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Судом установлено, что приказ N 26/13 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 3 марта 2021 года, номер опубликования: 5501202103030009 (л.д. 14).
Проанализировав указанные обстоятельства, представленные доказательства, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка его опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области".
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Обращаясь в суд с названным выше административным иском, административные истцы указали на значительное увеличение платы за коммунальную услугу по отоплению, оказываемую МП "Тепловодоканал" с марта 2021 года, по сравнению с размером платы за данную услугу, которая ранее предоставлялась обществом с ограниченной ответственностью "Тепловик", что превысило предельный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Омской области в размере 7,6%, ссылаясь на нарушение Конституции Российской Федерации, статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
Разрешая по существу административные исковые требования, суд отмечает следующее.
Как следует из разъяснений пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени является установление факта его несоответствия полностью либо в части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию.
Часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении МП "Тепловодоканал" тариф на тепловую энергию Региональной энергетической комиссией Омской области установлен впервые.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).
При установлении размера тарифа на 2021 год в отношении МП "Тепловодоканал" административным ответчиком применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Особенности расчета тарифов с применением указанного выше метода установлены пунктами 32 - 50 Основ ценообразования и главой IV Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Из объяснений административного ответчика следует, что в декабре 2020 года в отдельных населенных пунктах Горьковского муниципального района Омской области действовали тарифы на тепловую энергию, установленные для общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" и акционерного общества "Жилкомсервис". Услугу по теплоснабжению в декабре 2020 года оказывало МП "Тепловодоканал" по тарифам, установленным в отношении указанных организаций.
Пунктом 3 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Следовательно, при смене организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, подлежат определению тарифы в отношении регулируемого вида деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В качестве исключения из данного правила пункт 21 Основ ценообразования предусматривает, что в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, до утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.
Применительно к рассматриваемому спору МП "Тепловодоканал" правопреемником прежней ресурсоснабжающей организации, ранее предоставлявшей, в том числе, административным истцам коммунальные услуги по отоплению, не является, поскольку данное муниципальное предприятие создано самостоятельно, а не в порядке реорганизации.
Соответственно, правовых оснований для применения в отношении МП "Тепловодоканал" тарифа на тепловую энергию, установленного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" или иной организации, не имелось.
Деятельность МП "Тепловодоканал", связанная с оказанием услуг по теплоснабжению, подлежала регулированию путем установления тарифов именно для данной теплоснабжающей организации.
Оценивая доводы административного искового заявления о том, что установленные тарифы для оплаты услуг по теплоснабжению для потребителей МП "Тепловодоканал" превышают нормативно допустимые значения увеличения платы (предельные индексы), суд учитывает следующее.
В целях сдерживания роста тарифов инфраструктурных отраслей Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено ограничение совокупного роста вносимой гражданами платы за коммунальные услуги путем установления на долгосрочный период Правительством Российской Федерации индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации.
При этом установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - Основы формирования индексов).
Пунктом 3 Основ формирования индексов предусмотрено, что предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) с разбивкой по годам и могут устанавливаться с календарной разбивкой.
Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг (пункт 4 Основ формирования индексов).
Согласно подпункту "в" пункта 5 Основ формирования индексов при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставляемой в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов.
В соответствии с пунктом 10 Основ формирования индексов применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.
В силу пункта 58 Основ формирования индексов предельные индексы не могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года N 2490-р и от 30 октября 2020 года N 2827-р в среднем на второе полугодие 2021 года по Омской области утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 5,3% и предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям Омской области от величины указанного индекса на 2021 год в размере 2,3%. В первом полугодии 2021 год рост платы для граждан за коммунальные услуги не предусмотрен.
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 8 мая 2014 года N 58 для Горьковского муниципального района Омской области на 2021 год предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года составил 0, с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 7,6%.
При таких обстоятельствах максимальная величина изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области может составлять 7,6%, за исключением утверждения в установленном порядке предельных индексов, превышающих индекс по Омской области более чем на величину отклонения по Омской области.
Как следует из положений статей 3 и 7 Федерального закона N 190-ФЗ, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.
Согласно пунктам 12 и 13 Правил регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе, по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15 и 16 данных Правил.
Пунктом 25 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.
Согласно пункту 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного правового акта.
Как уже отмечено судом ранее, 24 декабря 2020 года МП "Тепловодоканал" обратилось в установленном порядке в Региональную энергетическую комиссию Омской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год.
Принятию административным ответчиком оспариваемого приказа предшествовало проведение экспертизы материалов, представленных МП "Тепловодоканал" для установления тарифа на 2021 года, в том числе на предмет экономической обоснованности расходов юридического лица по статьям затрат, обоснования объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности).
Избранная Региональной энергетической комиссией Омской области методология расчета тарифов для потребителей МП "Тепловодоканал", в том числе учтенные в расчете показатели отражены в экспертном заключении, основаны на данных бухгалтерского учета, обосновывающих затраты муниципального предприятия, подтверждаются материалами тарифного дела. Оснований ставить под сомнение экономическую обоснованность оспариваемого тарифа не имеется.
Доводы административных истцов о том, что принятие оспариваемого нормативного правового акта повлекло увеличение размера платы за отопление на 33,43%, что превысило нормативный предельный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Омской области, который составляет 7,6%, не свидетельствуют о нарушении органом регулирования требований действующего законодательства при установлении впервые для МП "Тепловодоканал" тарифа на тепловую энергию, поставляемую населению от котельной 49 квартала.
Согласно положениям пункта 61 Основ формирования индексов органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор.
Как усматривается из акта проверки Государственной жилищной инспекции Омской области от 5 октября 2021 года N 02-03-13/153, на основании письма Федеральной антимонопольной службы органом государственного жилищного надзора проведена внеплановая документарная проверка по вопросу превышения предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги на территории Горьковского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено, что утверждение Региональной энергетической комиссией Омской области в марте 2021 года тарифов на тепловую энергию для МП "Тепловодоканал" привело к увеличению для населения совокупной платы за потребленные коммунальные услуги. При этом органом государственного жилищного надзора в акте проверки указано, что, поскольку в декабре 2020 года отсутствовали тарифы для МП "Тепловодоканал", установление в первом полугодии 2021 года тарифов для МП "Тепловодоканал" на более высоком по сравнению с обществом с ограниченной ответственностью "Тепловик" и акционерным обществом "Жилкомсервис" уровне не влечет за собой нарушение действующих ограничений по росту платы граждан за коммунальные услуги, то и основания для установления льготных тарифов также отсутствуют.
Анализируя фактические обстоятельства дела, суд учитывает, что действующее законодательство не предусматривает оснований установления льготных тарифов для граждан в зависимости от факта осуществления ресурсоснабжающей организацией деятельности в предыдущих периодах регулирования.
Исходя из положений статьи 3 Закона Омской области от 25 сентября 2014 года N 1660-ОЗ "Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов" установление для граждан - потребителей услуг по теплоснабжению льготных тарифов фактически имеет своей целью обеспечить соблюдение баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Суд также отмечает, что в силу положений пункта 57 Основ формирования индексов высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) вправе рассмотреть вопрос о предоставлении в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнительных мер социальной поддержки потребителя коммунальных услуг в целях соблюдения установленных предельных индексов.
Согласно материалам дела пунктом 1 Указа Губернатора Омской области от 1 августа 2016 года N 133 (редакция от 27 сентября 2021 года) "О дополнительной мере социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в 2020, 2021 годах" установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в 2020, 2021 годах гражданам - потребителям коммунальных услуг в Омской области, у которых по сравнению с внесенной совокупной платой за потребленные коммунальные услуги в декабре (2020) года произошло увеличение размера такой платы за потребленные коммунальные услуги в каждом месяце 2021 года более чем на утвержденную величину предельного индекса при неизменном наборе и объеме потребленных коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в 2020, 2021 годах право на получение компенсации имеют граждане, у которых по сравнению с внесенной совокупной платой за потребленные коммунальные услуги в декабре 2019 (2020) года произошло увеличение размера такой платы за потребленные коммунальные услуги в каждом месяце 2020 (2021) года более чем на утвержденную Указом Губернатора Омской области от 8 мая 2014 года N 58 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области" величину предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области при неизменном наборе и объеме потребленных коммунальных услуг.
Указом Губернатора Омской области от 27 сентября 2021 года N 154 "О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 1 августа 2016 года N 133" пункт 1 данного Порядка дополнен положением о том, что право на получение компенсации имеют также граждане, у которых в состав внесенной совокупной платы за потребленные коммунальные услуги в декабре 2020 (2021) года входит плата за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную гражданам теплоснабжающей организацией по тарифу, установленному для теплоснабжающей организации, ранее эксплуатировавшей используемые для оказания данной коммунальной услуги источники тепловой энергии и (или) тепловые сети.
Действие Указа Губернатора Омской области от 27 сентября 2021 года N 154 распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2021 года (пункт 2 названного Указа).
Таким образом, на территории Омской области действует нормативный правовой акт Губернатора Омской области, регламентирующий предоставление мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, направленных на получение потребителями компенсаций ввиду увеличения размера платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения ее размера, что соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Проанализировав обоснованность административного иска на основе совокупности установленных по делу фактических обстоятельств и оценки в соответствии с требованиями частью 3 статьи 62, статьи 213 КАС РФ представленных сторонами доказательств, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку приходит к выводу о соответствии приказа N 26/13 в оспариваемой части требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
При этом суд учитывает, что, поскольку обращение истцов с настоящим административным иском фактически обусловлено их несогласием с увеличением размера платы за коммунальную услугу по теплоснабжению, однако вышеназванным Указом Губернатора Омской области предусмотрен механизм компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, оснований для вывода о нарушении прав и законных интересов административных истцов оспариваемыми положениями приказа N 26/13 не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Захватаевой Ларисы Васильевны, Моисеенко Елены Петровны к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим пункта 1 приложения к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 2 марта 2021 года N 26/13 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Муниципального предприятия Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области "Тепловодоканал" в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую населению от котельной 49 квартала, на 2021 год отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
А.В. Илларионов |
Мотивированное решение суда составлено 26 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 19 ноября 2021 г. N 3а-318/2021 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 приложения к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 02.03.2021 N 26/13 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Муниципального предприятия Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области "Тепловодоканал"
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 г. N 66а-164/2022 настоящее решение оставлено без изменения