Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 21 февраля 2022 г. N 29-ПП
"Об утверждении бюджетного прогноза Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года"
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 24-1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2011 г. N 11-РЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики:
от 30 марта 2016 г. N 45-ПП "Об утверждении бюджетного прогноза Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2016, N 12);
от 31 марта 2017 г. N 57-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 марта 2016 г. N 45-ПП" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2017, N 13);
от 29 марта 2018 г. N 56-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 марта 2016 г. N 45-ПП" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2018, N 13);
от 27 февраля 2019 г. N 22-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 марта 2016 г. N 45-ПП" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2019, N 9);
от 2 марта 2020 г. N 29-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 марта 2016 г. N 45-ПП" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2020, N 10);
от 1 марта 2021 г. N 23-ПП "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к бюджетному прогнозу Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2021, N 8).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 21 февраля 2022 г. N 29-ПП
Бюджетный прогноз
Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года
Бюджетный прогноз Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года (далее - долгосрочный бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 2015 г. N 205-ПП.
При подготовке долгосрочного бюджетного прогноза учтены стратегические цели, сформулированные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., от 15 января 2020 г., от 21 апреля 2021 г., в постановлении Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 17 мая 2021 г. N 312-П-П "О Послании Главы Кабардино-Балкарской Республики Парламенту Кабардино-Балкарской Республики", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента N 474), Прогнозе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года, утвержденном распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 апреля 2019 г. N 250-рп, государственных программах Кабардино-Балкарской Республики.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
Долгосрочный бюджетный прогноз сформирован в соответствии с базовым вариантом Прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года. Базовый вариант характеризует параметры развития экономики республики при сохранении основных тенденций социально-экономического развития.
Важным средством обеспечения долгосрочной бюджетной сбалансированности должно служить реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.
Долгосрочное планирование должно позволить уйти от инерционного подхода, когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.
Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее - республиканский бюджет), выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование должно сыграть важную роль в повышении сбалансированности республиканского бюджета и качества бюджетной политики на республиканском и муниципальном уровнях.
I. Основные итоги развития бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики за 2021 год, условия формирования бюджетного прогноза
Реализация бюджетной и налоговой политики в 2020 и 2021 годах происходила с учетом сложившейся экономической ситуации и была направлена главным образом на преодоление последствий пандемии, социальную защиту граждан, а также на создание условий для восстановления и дальнейшего роста экономики республики.
Основные направления налоговой политики Кабардино-Балкарской Республики основывались на ключевых изменениях налогового законодательства, принимаемых на федеральном уровне, которые направлены на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса посредством улучшения администрирования доходов, включая создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей, в том числе внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования, позволяющего без увеличения налоговой нагрузки повысить собираемость доходов бюджетов.
Для сокращения издержек и создания комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей были приняты следующие меры:
отмена с 2021 года налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам;
введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам;
отмена налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН-доходы, использующих контрольно-кассовую технику;
введение предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам и переводов (за непредставление налоговой декларации);
развитие электронного документооборота в налоговой сфере.
Результатом проводимой работы является положительная динамика исполнения доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее - консолидированный бюджет) за счет всех источников (таблица 1).
Таблица 1
Динамика и структура исполнения доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2017 - 2021 годы
(млн руб.) | ||||||||
Годы |
Доходы, всего |
Налоговые и неналоговые доходы |
Удельный вес в доходах, % |
В том числе: |
Безвозмездные поступления |
Удельный вес в доходах, % |
Дотационность |
|
налоговые доходы |
неналоговые доходы |
|||||||
2017 |
29390,43 |
14038,64 |
47,77 |
12295,23 |
1743,41 |
15351,80 |
52,23 |
37,1 |
2018 |
35996,64 |
16552,27 |
45,98 |
13771,46 |
2780,81 |
19444,38 |
54,02 |
39,2 |
2019 |
41206,63 |
16927,98 |
41,08 |
14637,38 |
2290,60 |
24278,65 |
58,92 |
37,2 |
2020 |
55722,59 |
16971,82 |
30,46 |
14739,00 |
2232,82 |
38750,77 |
69,54 |
32,2 |
2021 |
57219,11 |
19012,66 |
33,23 |
16180,18 |
2832,48 |
38206,45 |
66,77 |
29,6 |
Объем налоговых и неналоговых доходов за указанный период увеличился на 35,4%, или с 14038,64 млн рублей в 2017 году до 19012,66 млн рублей в 2021 году, из них налоговые доходы - на 31,6%, или с 12295,23 млн рублей до 16180,18 млн рублей.
Особую роль в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета занимают межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции, которые способствуют росту экономического потенциала. На протяжении последних 4 лет объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета вырос более чем в два раза, или с 15351,8 млн рублей в 2017 году до 38206,45 млн рублей в 2021 году. При этом основная часть поступлений носит целевой характер, дотационность республики сокращается.
Планомерная реализация бюджетной и налоговой политики в 2020 - 2021 годах, основанная на ключевых изменениях налогового и бюджетного законодательства, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, позволила сохранить устойчивость экономики республики и достичь значительных результатов по следующим основным направлениям:
1) мероприятия, направленные на бюджетную консолидацию, увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета и снижение уровня дотационности республики, осуществлялись в рамках Программы оздоровления финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 сентября 2018 г. N 573-рп.
Бюджетный эффект от реализации Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 сентября 2018 г. N 573-рп, за 2021 год составил 214,5 млн рублей при плановом показателе 97,8 млн рублей, или 219,3%, по оптимизации расходов - 252,4 млн рублей при плановом показателе 163,9 млн рублей, или 154%;
2) в соответствии с созданной на федеральном уровне системой учета, контроля и оценки налоговых расходов в Кабардино-Балкарской Республике ежегодно проводится оценка эффективности налоговых льгот и пониженных ставок по налогам в рамках общих требований к оценке их эффективности в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 г. N 1204 "Об оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации в 2020 году и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации", постановлениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 ноября 2019 г. N 198-ПП "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Кабардино-Балкарской Республики", от 25 декабря 2019 г. N 239-ПП "Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов Кабардино-Балкарской Республики".
По итогам межведомственной работы, проведенной Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике, Министерством экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики, по оценке эффективности действующих налоговых льгот за 2019 и 2020 годы количество получателей налоговых льгот в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики составило 39415, что на 1441 получателя больше предшествующего периода;
3) органами местного самоуправления в 2019 и 2020 годах приняты решения об утверждении правил формирования перечня налоговых расходов и порядок оценки налоговых расходов муниципальных образований. Проведена оценка эффективности действующих налоговых льгот за 2019 и 2020 годы;
4) по итогам проведенных оценок неэффективных налоговых льгот не выявлено. В рамках актуализированного Плана по устранению в Кабардино-Балкарской Республике неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательством Кабардино-Балкарской Республики о налогах и сборах, на 2021 - 2023 годы, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2020 г. N 618-рп, принят Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2021 г. N 36-РЗ "О признании утратившими силу отдельных положений Закона Кабардино-Балкарской Республики "О налоге на имущество организаций", отменяющий с 1 января 2022 г. действие невостребованной налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении законсервированных основных средств;
5) постановлениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики ежегодно утверждаются перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, утвержден постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2021 г. N 273-ПП и включает 1128 объектов недвижимого имущества;
6) набирает темпы применение в республике специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД), введенного с 1 июля 2020 г. По данным мониторинга Федеральной налоговой службы, по состоянию на 1 января 2022 г. в Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировано 13804 налогоплательщика НПД с ростом в 8 раз к началу 2021 года. Сумма уплаченных налогов составила 11,4 млн рублей;
7) работа по увеличению налогового потенциала территорий муниципальных образований республики направлена на изменение модели поведения налогоплательщиков, отказ от использования схем минимизации налогов посредством оптимизации налоговой нагрузки до экономически обоснованных параметров, а также повышение эффективности мер государственной поддержки в двух основных отраслях экономики республики с повышенным риском занижения налоговых платежей: строительстве и сельском хозяйстве. Межведомственная работа проводится совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике в рамках деятельности постоянно действующей Комиссии Правительства Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению мобилизации доходов в бюджетную систему, контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины, межведомственных комиссий местных администраций муниципальных районов и городских округов, а также представителями крупного и среднего строительного бизнеса, сельскохозяйственных товаропроизводителей. Динамика исполнения расходов консолидированного бюджета за 2017 - 2021 годы приведена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика исполнения расходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2017 - 2021 годы
(млн рублей) | ||||||
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
Расходы, всего |
32087,43 |
34130,72 |
38646,84 |
53644,97 |
55647,01 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
общегосударственные вопросы |
2440,86 |
2579,18 |
3079,00 |
3212,44 |
3149,02 |
|
национальная оборона |
12,73 |
16,48 |
18,34 |
20,60 |
21,33 |
|
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
374,17 |
396,92 |
378,09 |
360,35 |
416,59 |
|
национальная экономика |
5830,11 |
6160,63 |
7348,53 |
8661,15 |
8790,74 |
|
жилищно-коммунальное хозяйство |
888,90 |
682,76 |
594,93 |
1753,42 |
1448,48 |
|
охрана окружающей среды |
276,00 |
124,42 |
118,55 |
21,76 |
165,89 |
|
образование |
9104,78 |
10694.24 |
12241,06 |
11893,24 |
12836,65 |
|
культура, кинематография |
1108,84 |
1096,28 |
1215,11 |
1391,91 |
1485,55 |
|
здравоохранение |
2279,97 |
2261,45 |
2553,70 |
6300,40 |
6107,44 |
|
социальная политика |
8157,32 |
8612,08 |
9261,34 |
18439,72 |
19390,19 |
|
физическая культура и спорт |
482,90 |
796,25 |
1288,33 |
1194,49 |
1414,38 |
|
средства массовой информации |
355,87 |
387,85 |
400,19 |
361,34 |
395,34 |
|
обслуживание государственного (муниципального) долга |
774,99 |
322,19 |
149,66 |
34,16 |
25,42 |
|
межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,0 |
Общая сумма расходов за 5 лет увеличилась на 73%, или 23559,58 млн рублей.
Удельный вес основных социальных отраслей (образование, здравоохранение, социальная политика, культура, физкультура и спорт) в общем объеме расходов составляет в 2021 году более 74%.
Основные показатели исполнения республиканского бюджета за 2017 - 2021 годы приведены в таблице 3.
Таблица 3
Основные показатели исполнения республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2017 - 2021 годы
(млн рублей) | ||||||||||
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
Темп роста 2018 года к 2017 году, % |
2019 год |
Темп роста 2019 года к 2018 году, % |
2020 год |
Темп роста 2020 года к 2019 году, % |
2021 год |
Темп роста 2021 года к 2020 году, % |
|
Доходы |
25174,61 |
31494,93 |
125,1 |
36393,82 |
115,6 |
50830,18 |
139,7 |
51910,87 |
102,1 |
|
налоговые и неналоговые доходы |
9823,26 |
11965,22 |
121,8 |
12047,46 |
100,7 |
12097,33 |
100,4 |
13712,80 |
113,4 |
|
безвозмездные поступления |
15351,35 |
19529,71 |
127,2 |
24346,36 |
124,7 |
38732,85 |
159,1 |
38198,07 |
98,6 |
|
Расходы |
27864,46 |
29742,30 |
106,7 |
33870,39 |
113,9 |
48708,51 |
143,8 |
50220,97 |
103,1 |
|
Дефицит (-) / профицит (+) |
-2689,85 |
1752,63 |
|
2523,43 |
|
2121,67 |
|
1689,89 |
|
Расходная часть республиканского бюджета по итогам 2021 года исполнена с темпом роста 103,1% к аналогичному периоду прошлого года.
Социально значимые и первоочередные расходы республиканского бюджета за 2021 год (заработная плата, социальные выплаты, стипендии, медикаменты, питание, обязательное медицинское страхование, межбюджетные трансферты, коммунальные услуги) составили 39718,9 млн рублей, или 79% от общей суммы произведенных расходов.
В отраслевом разрезе основная доля расходов республиканского бюджета приходилась на образование, здравоохранение и социальную политику (совокупная доля указанных разделов составила 75,6%).
На реализацию национальных проектов по итогам 2021 года направлены средства в размере 8337,1 млн рублей, или 96,0% от плана, в том числе федеральные средства в объеме 6568,4 млн рублей.
Фактическое финансирование государственных программ Кабардино-Балкарской Республики составило 49117,6 млн рублей, или 97,9% от запланированного объема финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета - 22572,4 млн рублей (97,2%), республиканского бюджета - 26545,2 млн рублей (98,6%).
По предварительным итогам, за 2021 год доходы консолидированного бюджета исполнены в объеме 57219,11 млн рублей, или 100,5% от годовых плановых назначений, по сравнению с соответствующим периодом 2020 года темп роста составил 102,7%, расходы консолидированного бюджета исполнены в объеме 55647,01 млн рублей, или 97,3% от запланированных годовых назначений.
II. Цель и задачи реализации бюджетной политики Кабардино-Балкарской Республики и долговой политики на долгосрочный период
1. Цель и задачи реализации бюджетной политики Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период
Целью долгосрочной бюджетной политики является обеспечение предсказуемости реакции бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики на внешние и внутренние макроэкономические вызовы и возможности, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской и мировой экономики, в том числе за счет определения превентивного применения необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов, а также обеспечения связи между долгосрочными целями государственных программ Кабардино-Балкарской Республики, целевыми показателями (индикаторами) их выполнения и бюджетными проектировками на среднесрочный период.
Достижение указанной цели может быть обеспечено при наличии эффективной и сбалансированной экономики, а также эффективной деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, что требует обоснованной оценки ресурсного потенциала республики.
Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного бюджета. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.
При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:
1) обеспечение устойчивости и сбалансированности республиканского бюджета, сохранение долговой устойчивости в условиях ухудшения экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции;
2) качественное управление государственными финансами.
Основным инструментом, обеспечивающим решение поставленной задачи в среднесрочном периоде, должна стать Программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики на период 2018 - 2024 годов, утвержденная распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 сентября 2018 г. N 573-рп;
3) повышение эффективности расходов республиканского бюджета путем:
неустановления расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
обеспечения финансовыми ресурсами в первую очередь действующих расходных обязательств;
концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и результатов региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов;
обеспечения соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации;
повышения эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств республиканского бюджета;
использования механизма казначейского сопровождения государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения;
4) проведение взвешенной долговой политики путем:
выполнения условий соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Кабардино-Балкарской Республики перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета;
обеспечения потребностей республиканского бюджета в заемном финансировании при поддержании приемлемых уровней риска и стоимости заимствований;
оптимизации структуры государственного долга Кабардино-Балкарской Республики в целях минимизации стоимости его обслуживания;
исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;
5) обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса, улучшение достигнутых позиций в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных.
Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в полном объеме будут проведены процессы по открытию бюджетных процедур, в числе которых:
развитие инструментов открытости бюджетных данных и "Бюджета для граждан", в том числе на муниципальном уровне;
расширение состава и качества публикуемой информации о государственных финансах;
6) предоставление мер социальной поддержки населения Кабардино-Балкарской Республики с учетом изменения численности их получателей и исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости, а также первоочередного финансирования расходов социальной направленности;
7) усиление государственного финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств путем совершенствования механизмов внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
8) осуществление государственными органами Кабардино-Балкарской Республики ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики в отношении подведомственных им заказчиков;
9) осуществление инвестиционных расходов, в том числе в целях реализации инфраструктурных проектов.
Соблюдение указанного принципа означает концентрацию бюджетных средств на максимально результативных инвестиционных проектах и наиболее востребованных объектах капитального строительства, которые могут стать точками роста.
2. Основные направления бюджетной политики Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочную перспективу
При формировании долгосрочного бюджетного прогноза использовались основные параметры Прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года, разработанные на основе анализа тенденций развития основных секторов экономики, включая результаты, сложившиеся в 2021 году и ожидаемые показатели развития за 2022 год.
К концу прогнозируемого периода валовой региональный продукт возрастет в 7,3 раза, а его объем достигнет 1349,9 млрд рублей.
Бюджетная политика направлена на:
исполнение Указа Президента N 474 и принятых в целях его реализации национальных, федеральных проектов;
реализацию региональных проектов;
определение четких направлений расходования бюджетных средств с учетом реализации мероприятий, нацеленных на структурные изменения в отраслях социальной сферы в части создания условий и повышения роли некоммерческого сектора в предоставлении государственных социальных услуг;
расширение спектра услуг в сферах дошкольного и дополнительного образования, социального обслуживания населения, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;
достижение показателей региональных проектов, установленных государственными программами;
достижение показателей, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
совершенствование мер, направленных на обеспечение достижения муниципальными образованиями Кабардино-Балкарской Республики показателей результативности использования межбюджетных субсидий;
реализацию мероприятий, направленных на совершенствование системы социальных льгот и выплат гражданам по принципу адресности и нуждаемости в социальной поддержке.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета и республиканского бюджета на долгосрочный период до 2040 года отражен в приложении N 1 к долгосрочному бюджетному прогнозу.
Предельные объемы расходов республиканского бюджета на реализацию государственных программ Кабардино-Балкарской Республики на период их действия приведены в приложении N 2 к долгосрочному бюджетному прогнозу.
3. Направления долгосрочной бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений
Развитие сферы межбюджетных отношений связано с решением следующих задач:
1) предоставление бюджетам муниципальных образований нецелевой финансовой поддержки;
2) формирование дополнительных доходных источников поступлений в бюджеты муниципальных образований, в частности:
замена дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов в целях частичной компенсации выпадающих доходов в связи с отменой единого налога на вмененный доход на дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году;
установление единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от платы за негативное воздействие на окружающую среду и за пользование водными объектами, находящимися в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, в размере 100 процентов;
3) повышение качества управления муниципальными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины:
усиление ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, невыполнение условий межбюджетных трансфертов;
повышение предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из республиканского бюджета, в том числе увеличение объемов распределенных на 3 года межбюджетных трансфертов и сокращение сроков их доведения.
Оказание финансовой поддержки со стороны республиканского бюджета в финансировании первоочередных расходов муниципальных образований будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования. В связи с высокой значимостью данного вида межбюджетных трансфертов общий объем указанных дотаций не должен подлежать уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных расходных статей республиканского бюджета.
В целях решения поставленных задач и реализации направлений развития межбюджетных отношений, установленных на федеральном уровне, необходимо:
продолжить практику заключения с высокодотационными муниципальными образованиями республики соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях повышения ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований за проводимую бюджетную политику, проводить не реже 1 раза в 2 года внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета в тех муниципальных образованиях, с которыми заключены соглашения (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
организовать работу по укрупнению субсидий с расширением направлений их использования и прав муниципальных образований по определению приоритетов социально-экономического развития в рамках софинансируемых расходных полномочий;
утверждать распределение субсидий (за исключением субсидий, предоставляемых на конкурсной основе) законом Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете;
повысить ответственность исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики за несвоевременное распределение и доведение средств до получателей;
осуществить переход к механизму перечисления целевых межбюджетных трансфертов под фактическую потребность, что позволит практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в местных бюджетах, обеспечит повышение эффективности и прозрачности расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты;
ужесточить меры в отношении муниципальных образований за недостижение установленных значений показателей результативности использования субсидий, а также за неисполнение в установленный срок графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства.
Результаты ежегодного мониторинга предоставления субсидий должны в обязательном порядке учитываться при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Повышению эффективности расходования средств республиканского бюджета должно способствовать изменение подходов к принятию решений по остаткам межбюджетных субсидий.
Необходимо закрепить положение о том, что принятие главным администратором доходов республиканского бюджета решения о наличии (об отсутствии) потребности в не использованных в отчетном финансовом году целевых межбюджетных трансфертах, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Подтверждение потребности в остатках субсидий может быть осуществлено главными администраторами доходов республиканского бюджета только при предоставлении муниципальным образованием подтверждающих документов, являющихся основанием возникновения обязательства муниципального образования по финансовому обеспечению мероприятий за счет средств субсидии.
В рамках субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности решение о наличии потребности может приниматься по субсидиям, предоставленным как в отчетном финансовом году, так и (или) в году, предшествующем отчетному.
В среднесрочной перспективе следует минимизировать использование иных межбюджетных трансфертов в связи с невозможностью в достаточной мере оценить эффективность их предоставления. Для этого следует предусмотреть конкретные случаи, в которых возможно их предоставление. В иных случаях указанные трансферты следует предоставлять либо в форме отдельных субсидий, либо их объемы должны быть включены в объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Реализация указанных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности местных бюджетов и увеличению их финансовых возможностей, а также улучшению качества управления бюджетным процессом на местном уровне.
Приложение N 1
Кабардино-Балкарской Республики
на долгосрочный период до 2040 года
Прогноз
основных характеристик консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года
(млн рублей) | ||||||||||||||||||||||
Показатель годы |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
2031 |
2032 |
2033 |
2034 |
2035 |
2036 |
2037 |
2038 |
2039 |
2040 |
|
Консолидированный бюджет Кабардино-Балкарской Республики | ||||||||||||||||||||||
Доходы |
55722,6 |
57219,1 |
57906,7 |
57272,7 |
57525,8 |
60483,9 |
62217,6 |
64021,1 |
65897,0 |
67848,2 |
69877,8 |
72001,3 |
74210,5 |
76509,1 |
78900,5 |
81388,6 |
84131,9 |
86993,1 |
89977,4 |
93090,1 |
96336,7 |
|
Расходы |
53645,0 |
55647,0 |
58886,8 |
57256,6 |
57165,7 |
59835,3 |
61575,0 |
63382,3 |
65263,9 |
67216,8 |
69252,0 |
71385,1 |
73601,3 |
75925,9 |
78332,9 |
80833,5 |
83677,7 |
86993,1 |
89977,4 |
93090,1 |
96336,7 |
|
Дефицит/ профицит |
2077,6 |
1572,1 |
-980,1 |
16,1 |
360,1 |
648,5 |
642,6 |
638,8 |
633,1 |
631,4 |
625,8 |
616,2 |
609,3 |
583,2 |
567,7 |
555,1 |
454,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики | ||||||||||||||||||||||
Доходы |
50830,2 |
51910,9 |
52614,0 |
51844,4 |
52097,5 |
54460,3 |
55951,1 |
57501,8 |
59114,7 |
60792,4 |
62537,4 |
64361,3 |
66258,9 |
68233,0 |
70286,7 |
72423,3 |
74757,4 |
77190,8 |
79727,7 |
82372,6 |
85130,1 |
|
Расходы |
48708,5 |
50221,0 |
53594,1 |
51828,3 |
51737,4 |
53811,8 |
55308,5 |
56863,0 |
58481,6 |
60161,0 |
61911,6 |
63745,2 |
65649,6 |
67649,7 |
69719,0 |
71868,2 |
74303,2 |
77190,8 |
79727,7 |
82372,6 |
85130,1 |
|
Дефицит/ профицит |
2121,7 |
1689,9 |
-980,1 |
16,1 |
360,1 |
648,5 |
642,6 |
638,8 |
633,1 |
631,4 |
625,8 |
616,2 |
609,3 |
583,2 |
567,7 |
555,1 |
454,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Государственный долг |
7330,7 |
6970,6 |
7581,9 |
7565,8 |
7205,7 |
6557,2 |
5914,6 |
5275,8 |
4642,7 |
4011,3 |
3385,6 |
2769,4 |
2160,1 |
1576,9 |
1009,2 |
454,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Приложение N 2
Кабардино-Балкарской Республики
на долгосрочный период до 2040 года
Предельные объемы
расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на реализацию государственных программ Кабардино-Балкарской Республики на период их действия
(тыс. рублей) | |||||||
N |
Наименование государственной программы |
Расходы республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на финансовое обеспечение реализации государственных программ |
|||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||
Всего: |
49 117 565,34 |
50 504 958,37 |
48 434 417,06 |
47 463 991,38 |
36 109 362,35 |
||
1. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике" |
10 010 943,87 |
8 650 442,03 |
8 372 459,23 |
8 292 782,61 |
5 645 854,94 |
|
2. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике" |
10 353 291,28 |
12 821 746,19 |
12 506 913,02 |
10 703 546,46 |
7 691 610,90 |
|
3. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Социальная поддержка населения Кабардино-Балкарской Республики" |
14 939 432,14 |
14 534 519,72 |
14 706 634,25 |
15 233 910,49 |
7 931 156,50 |
|
4. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Доступная среда в Кабардино-Балкарской Республике" |
1 760,12 |
14 476,78 |
22 121,46 |
15 985,44 |
2 017,20 |
|
5. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Кабардино-Балкарской Республики" |
716 319,21 |
971 497,10 |
442 568,39 |
379 068,23 |
233 000,00 |
|
6. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики" |
474 739,33 |
726 532,52 |
676 010,51 |
675 569,31 |
488 857,70 |
|
7. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности в Кабардино-Балкарской Республике" |
5 016,97 |
5 307,80 |
4 922,40 |
5 087,30 |
5 492,09 |
|
8. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Защита населения и территории Кабардино-Балкарской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" |
339 794,36 |
353 887,12 |
305 983,70 |
306 729,20 |
308 333,65 |
|
9. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии" |
1 030 159,03 |
1 389 351,88 |
1 259 876,60 |
1 200 678,61 |
537 515,70 |
|
10. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Кабардино-Балкарской Республике" |
406 510,17 |
578 467,93 |
261 660,46 |
499 879,60 |
622 356,40 |
|
11. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие физической культуры и спорта в Кабардино-Балкарской Республике" |
936 765,34 |
870 019,77 |
535 536,12 |
700 582,69 |
347 857,40 |
|
12. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
650 049,14 |
1 006 349,24 |
951 130,41 |
425 257,65 |
5 191 452,17 |
|
13. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике" |
53 200,84 |
40 200,11 |
22 314,15 |
22 389,60 |
22 053,40 |
|
14. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Информационное общество" |
399 255,17 |
473 767,63 |
378 841,09 |
629 674,90 |
408 888,90 |
|
15. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике" |
4 604 764,15 |
3 585 300,51 |
3 853 456,09 |
3 973 759,95 |
3 592 009,90 |
|
16. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике" |
2 604 739,38 |
2 565 233,95 |
2 858 556,46 |
3 225 788,52 |
1 731 354,20 |
|
17. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие лесного хозяйства в Кабардино-Балкарской Республике" |
139 705,27 |
139 530,44 |
122 013,21 |
123 912,91 |
143 838,30 |
|
18. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Кабардино-Балкарской Республике" |
41 610,01 |
44 617,01 |
39 655,23 |
39 839,16 |
39 279,80 |
|
19. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Управление государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики" |
27 091,98 |
64 665,30 |
23 211,70 |
23 288,80 |
19 067,00 |
|
20. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Управление государственными финансами, государственным долгом и межбюджетными отношениями в Кабардино-Балкарской Республике" |
827 571,41 |
842 417,70 |
649 273,06 |
669 801,60 |
883 195,00 |
|
21. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики" |
75 882,74 |
40 575,26 |
20 896,52 |
21 562,24 |
37 981,10 |
|
22. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Взаимодействие с общественными организациями и институтами гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике" |
38 454,20 |
45 861,25 |
25 393,96 |
25 806,38 |
37 954,20 |
|
23. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Формирование современной городской среды" |
282 198,69 |
230 360,81 |
230 360,80 |
255 956,50 |
- |
|
24. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Комплексное развитие сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики" |
148 898,02 |
500 430,32 |
155 388,24 |
3 893,23 |
178 995,90 |
|
25. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Оказание содействия добровольному переселению в Кабардино-Балкарскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом" |
180,00 |
160,00 |
0,00 |
0,00 |
- |
|
26. |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Профилактика терроризма и экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике" |
9 232,53 |
9 240,00 |
9 240,00 |
9 240,00 |
9 240,00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 февраля 2022 г. N 29-ПП "Об утверждении бюджетного прогноза Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года"
Вступает в силу с 24 февраля 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном информационном интернет-портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 24 февраля 2022 г.
На официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 февраля 2022 г. N 0700202202240010
В газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 26 февраля 2022 г. N 7 (755)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 февраля 2024 г. N 25-ПП
Изменения вступают в силу с 19 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 февраля 2023 г. N 23-ПП
Изменения вступают в силу с 17 февраля 2023 г.