В соответствии со ст. 8.2. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета от 27 марта 2018 г. N 2, в целях профилактики нарушений обязательных требований приказываю:
1. Утвердить доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов за 2021 год (далее - Доклад).
2. Разместить утвержденный Доклад на сайте Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики.
3. Отделу по обеспечению деятельности обеспечить исполнение утвержденного Руководства.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра промышленности и энергетики Чувашской Республики Б.В. Марковцова.
Исполняющий обязанности министра |
А.А. Кондратьев |
Утвержден
приказом Министерства
промышленности и энергетики
Чувашской Республики
от 16 февраля 2022 г. N 01-05/28
Доклад
о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов за 2021 год
I. Общие положения
Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее - Министерство) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с целевой моделью "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", паспортом приоритетного проекта "Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях", Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета от 27 марта 2018 г. N 2, в целях профилактики нарушений обязательных требований.
Доклад содержит материалы обобщения правоприменительной практики Министерства при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных, цветных металлов, основанные на реализации положений:
1) Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2) Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (часть вторая);
3) Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ;
4) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
5) Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
6) Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
7) Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
8) Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
9) постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов";
10) постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения";
11) постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения";
12) постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности";
13) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
14) приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
15) приказа Росстандарта от 24.09.2019 N 746-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" (ГОСТ 2787-2019. Межгосударственный стандарт. Металлы черные вторичные. Общие технические условия);
16) приказа Росстандарта от 29.11.2011 N 648-ст "Об утверждении национального стандарта" (ГОСТ Р 54564-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия);
17) постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.08.2001 N 167 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов";
18) постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2020 N 66 "Вопросы Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики";
19) приказа Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики от 07.09.2020 N 89 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством промышленности и энергетики Чувашской Республики государственной услуги "Лицензирует заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов" (зарегистрировано в Государственной службе Чувашской Республики по делам юстиции 29.09.2020, регистрационный N 6298).
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
- обеспечение единообразных подходов к применению Министерством и его должностными лицами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;
- повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
- выявление проблем применения Министерством статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесенных к его полномочиям, к нарушителям обязательных требований;
- выработка оптимальных решений проблем правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований; подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
- выявление типичных нарушений обязательных (лицензионных) требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
- выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны применяться Министерством в целях недопущения типичных нарушений обязательных (лицензионных) требований.
В качестве источников формирования Доклада использованы:
- результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- результаты обжалований действий и решений должностных лиц Министерства в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;
- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
- результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан.
II. Правоприменительная практика по лицензионному контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов
В соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов" осуществляют лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
На основании Положения о Министерстве промышленности и энергетики Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2020 N 66, Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Чувашской Республики, реализующим полномочия в сфере оборота лома черных и цветных металлов.
Справочно: По состоянию на 30 декабря 2021 года на территории Чувашской Республики деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов осуществляет 61 хозяйствующий субъект (организаций и индивидуальных предпринимателей) на 135 объектах.
При осуществлении Министерством лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов применяется механизм организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, закрепленный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Федеральным законом N 99-ФЗ.
В рамках осуществления контрольных мероприятий Министерство проводит документарные проверки, плановые и внеплановые выездные проверки, выдает предписания и предостережения, а также проводит профилактические мероприятия в соответствии с утвержденной программой.
В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
В процессе осуществления лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов Министерством в 2021 г. рассмотрено:
- 4 заявления о предоставлении лицензии;
- 3 заявления о переоформлении лицензии, в том числе: в связи с открытием мест осуществления деятельности (дополнением лицензии) - 2 заявления; в связи с закрытием мест осуществления деятельности (исключение из лицензии) - 1 заявление.
Было проведено 7 проверок лицензиатов и соискателей лицензии в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию в связи с поступлением заявлений от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей о предоставлении (переоформлении) лицензии, из них 3 внеплановые выездные проверки и 4 документарные проверки.
Сотрудниками Министерства было рассмотрено 3 письменных обращения, по которым были даны письменные консультации по вопросам, касающимся лицензирования деятельности в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
В соответствии со статьей 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Правила подготовки органами государственного контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.
План проведения Министерством плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год (далее - план проверок) в соответствии с установленным порядком не был утвержден.
Контрольные мероприятия |
2021 г. |
Внеплановые выездные проверки, проведённые в связи с рассмотрением заявления о выдаче, переоформлении лицензии |
3 |
Внеплановые документарные проверки, проведённые в связи с рассмотрением заявления лицензиата о переоформлении лицензии (исключение объекта, изменение юр. адреса) |
4 |
Количество отказов в выдаче лицензии |
0 |
Количество проверок по лицензионному контролю, из них: |
33 |
В течение 2021 года в адрес Министерства поступила 1 жалоба гражданина о нарушениях в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов. Обращение, содержащее сведения о нарушениях требований, проверка соблюдения которого не относится к компетенции Министерства, перенаправлено в соответствующие организации по подведомственности.
Типовые и массовые нарушения лицензионных требований, выявленные при проведении лицензионного контроля за осуществлением деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Чувашской Республики:
п/п |
Наименование типового нарушения |
НПА, содержащий обязательные требования |
1 |
для переработки лома и отходов цветных металлов отсутствует одна единица любого из следующих видов оборудования: - пресс для пакетирования лома и отходов цветных металлов; - пресс-ножницы; - установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов; - установка для разделки кабеля |
нарушение п. 9(2) Постановления Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" |
2 |
на объектах по приему лома и отходов черных металлов отсутствует одна единица любого из следующих видов оборудования: - пресс для пакетирования лома черных металлов; - пресс-ножницы; - установка для дробления и сортировки легковесного лома; - оборудование для сортировки или измельчения стружки; - копер для разбивки металлолома |
пп. "г" п. 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" |
3 |
отсутствуют на праве собственности или ином законном основании земельные участки, здания, технические средства, оборудование для переработки лома черных металлов, а также техническая документация на оборудование |
пп. "а" п. 5 постановления Правительства РФ от 12 декабря 2012 года N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов"; пп. в) п. 5 постановления Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" |
Жалоб о нарушениях при предоставлении государственной услуги в Министерство не поступало, обращений в суд об обжаловании нарушений при предоставлении государственной услуги не было.
В целях предупреждения нарушений требований действующего законодательства, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям лицензионных требований со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Министерством:
- обеспечивается размещение на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля в области заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
- готовятся комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующее законодательство;
- проводится разъяснительная работа среди юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения лицензионных требований;
- разработан и утвержден исчерпывающий Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
- разработаны и утверждены проверочные листы (список контрольных вопросов), содержащие исчерпывающий перечень вопросов, рассматриваемых при проведении проверки исполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
- информация о проводимых проверках и их результатах вносится в автоматизированную систему "Единый реестр проверок";
- проводится консультирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований путем проведения семинаров и совещаний, в том числе в режиме видеоконференцсвязи.
Ежегодно разрабатывается и утверждается Программа профилактики правонарушений обязательных требований законодательства в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов: приказ "Об утверждении Программы Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на 2022 г." от 10.12.2021 N 02-03/140-2-лп (приказ "Об утверждении ведомственной Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках полномочий Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики при осуществлении регионального контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований при осуществлении заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Чувашской Республики на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годы" от 30.12.2020 г. N 02-03/172).
III. Выводы и предложения по результатам осуществления Министерством лицензионного контроля в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов
Анализ результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства за 2021 год показывает, что осуществление Министерством функции "осуществление лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов" на территории Чувашской Республики соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики.
Должностные лица Министерства осуществляли лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Чувашской Республики в соответствии с требованиями законодательства, должностными инструкциями.
Обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства в 2021 году при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Чувашской Республики не зарегистрированы.
Предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, об актуализации обязательных требований и иные предложения, связанные с осуществлением вышеуказанного вида контроля, отсутствуют.
Отчет об осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Чувашской Республики по утвержденной форме федерального статистического наблюдения N 1-лицензирование за январь - декабрь 2021 года размещен на портале ГАС "Управление".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики от 16 февраля 2022 г. N 01-05/28 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов за 2021 год"
Текст приказа опубликован не был