Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации города Благовещенска
от 21.01.2022 N 248
Организационно-методические указания
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны города Благовещенска и Благовещенского городского звена Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2022 год
I. Общие положения
В целях совершенствования знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территорий (далее - ЗНиТ) от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах реализуется комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы управления ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), как составной части системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации, реализацию мер по развитию системы предупреждения ЧС и повышение эффективности реагирования на них в современных условиях.
Данные мероприятия реализуются с учетом требований:
Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
приказа МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г. N 59580).
II. Основные задачи
1. Реализация целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
2. Реализация стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
3. Реализация Основ государственной политики Российской Федерации в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года.
4. Реализация государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
5. Совершенствование мероприятий оперативной подготовки, а также дальнейшее развитие системы практической подготовки и обучения спасателей, пожарных, водолазов и других категорий специалистов.
6. Реализация Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2022 год.
1. В области гражданской обороны:
продолжение работы по совершенствованию нормативно-правовой и методической базы в области ГО с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей;
совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
развитие нормативно-правовой базы муниципального образования по вопросам ГО с учетом современных социально-экономических условий;
развитие сети наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК) ГО и защиты населения;
повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий ГО (далее - НФГО) органа местного самоуправления (далее - ОМСУ) и организаций, отнесенных к категории по ГО;
совершенствование системы управления ГО, а также систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов и ЧС;
выполнение мероприятий по поддержанию в постоянной готовности систем оповещения населения;
продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы, а также выполнение мероприятий по поддержанию в постоянной готовности защитных сооружений ГО различных категорий;
реализация новых программ и форм подготовки всех групп населения, включая должностных лиц и работников организаций в области ГО, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
проведение подготовки групп населения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также организациях по месту работы граждан по программам курсового обучения и инструктажа в области ГО;
совершенствование подготовки руководителей, специалистов и личного состава формирований и служб по вопросам предупреждения и практических навыков реагирования на опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
подготовка органов управления и сил ГО с учетом развития и внедрения новых приемов и способов организации и проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР), а также работ, связанных с решением других задач ГО;
обеспечение органов управления и сил ГО современной техникой и экипировкой, авиационно-спасательной техникой и медицинским оборудованием;
активизация работ по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) населения, а также подготовка мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите населения;
принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности СИЗ установленных категорий населения;
повышение качества и эффективности командно-штабных учений и штабных тренировок (далее - КШУ, ШТ) по ГО, а также тактико-специальных учений (далее - ТСУ) с органами управления и силами ГО.
2. В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
своевременное и качественное выполнение плана мероприятий на 2018 - 2024 годы (I этап) реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера до 2030 г.;
формирование единого информационного пространства РСЧС за счет конвергенции действующих и вновь создаваемых информационных систем с автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС для обмена плановой и оперативной информацией - создание и развитие "Озера данных" (цифровая трансформация системы управления РСЧС);
внедрение единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения в области ЗНиТ от ЧС;
применение информации, представляемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни и здоровью, предупреждения происшествий и ЧС и ликвидации их последствий;
внедрение новых подходов по предупреждению ЧС на потенциально опасных и критически важных объектах (далее - ПОО и КВО), в том числе за счет создания условий для развития систем автоматического мониторинга технического состояния производственных фондов и их интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения муниципального образования;
выявление объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе бесхозяйных, и организация мероприятий по ЗНиТ от рисков возникновения ЧС на них;
корректировка положения о городском звене РСЧС в соответствии с действующим законодательством;
развитие и совершенствование систем оповещения и информирования населения, в том числе комплексных систем экстренного оповещения населения об угрозе или возникновении ЧС;
обеспечение функционирования, развития и совершенствования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в муниципальном образовании в целях развития городского звена РСЧС, обеспечения общественной безопасности, в том числе в направлении ее интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Амурской области, и разработка регламентов межведомственного взаимодействия;
обеспечение готовности к применению резервов финансовых и материальных ресурсов (далее - резервы), предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и проработка вопроса по использованию финансовых ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС в условиях введения режима повышенной готовности;
совершенствование взаимодействия с операторами связи при возникновении ЧС с учетом внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;
повышение квалификации преподавателей предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также совершенствование учебно-материальной базы кабинетов (классов);
проведение КШУ, ТСУ, ШТ. и других учений по отработке вопросов, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС и ликвидации ЧС.
2.1. При подготовке к пожароопасному сезону:
обеспечение готовности и организация в установленном порядке проверок готовности органов управления, системы оповещения населения, сил и средств городского звена РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасный сезон;
обеспечение готовности областной и муниципальной систем оповещения централизованного оповещения населения к выполнению задач по предназначению;
выполнение мероприятий, направленных на обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными средствами централизованного оповещения;
разработка (корректировка) установленных планирующих документов (план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, план предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных природными пожарами, документы по планированию противопожарного обустройства лесов и др.);
проведение комплексных учений по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров;
обеспечение контроля за выполнением мероприятий, направленных на предотвращение угрозы распространения пожаров на населенные пункты;
своевременное принятие мер пожарной безопасности в лесах, введение режима ЧС и принятие необходимых мер по тушению пожаров;
обеспечение готовности критически важных объектов (далее - КВО) и потенциально опасных объектов (далее - ПОО), населенных пунктов и объектов социального назначения, граничащих с лесными массивами, к защите от природных пожаров;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области пожарной безопасности с использованием средств массовой информации (далее - СМИ), а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
организация контроля исполнения правообладателями территорий, примыкающих к лесам, мероприятий, направленных на защиту от угроз перехода природных пожаров на земли лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и иных категорий;
организация проведения работ по противопожарному обустройству полос отвода автомобильных дорог, полос отвода и охранных зон железных дорог, линий связи и электропередачи, газо- и нефтепроводов, в том числе по недопущению выжиганий сухой травы, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов в указанных зонах.
2.2. При подготовке к паводкоопасному периоду:
обеспечение готовности органов управления, систем оповещения населения, сил и средств городского звена РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период;
обеспечение готовности муниципальной системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению;
обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными средствами централизованного оповещения;
разработка (корректировка) установленных планирующих документов (план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, план по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасном периоде);
обеспечение готовности систем инженерной защиты, гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков;
обеспечение подготовки водоочистных, канализационных сооружений к безопасному пропуску паводковых вод;
своевременное информирование населения о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможном затоплении населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности населения;
заблаговременное создание запасов продовольственных товаров, товаров первой необходимости, медикаментов для населенных пунктов с прогнозируемым риском нарушения транспортного сообщения;
обеспечение контроля за соблюдением собственниками водопроводных гидротехнических сооружений и эксплуатирующими их организациями установленных режимов пропуска половодья;
организация контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием социально значимых учреждений, а также объектов водоснабжения и водоотведения;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области обеспечения безопасности в паводкоопасный период с использованием СМИ, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
3. В области обеспечения пожарной безопасности:
оценка пожарных рисков на территории городского округа, определение комплекса задач по их предотвращению;
совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе с учетом риска причинения вреда третьим лицам в результате пожара;
обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;
повышение эффективности выявления и тушения лесных пожаров с применением авиации и современных информационных технологий.
4. В области обеспечения безопасности людей на водных объектах:
совершенствование подготовки населения навыкам безопасного поведения на водных объектах;
развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и обеспечению безопасности людей на водных объектах;
совершенствование взаимодействия с Центром ГИМС ГУ МЧС России по Амурской области, с ПСО ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ", ДВРПСО, ПСО Управления по делам ГОЧС города Благовещенска по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе по вопросам поиска и спасания людей на водных объектах.
5. В области обеспечения единой информационной политики:
своевременное и объективное информирование населения об угрозе возникновения и при возникновении ЧС и происшествий.
III. Руководителям ОМСУ, учреждений, организаций и предприятиям города Благовещенска
Основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО, городского звена и объектовых звеньев РСЧС направить на:
организацию комплекса мероприятий по реализации Стратегии в области развития ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, а также Основ государственной политики Российской Федерации на период до 2030 года в области ГО, ЗНиТ от ЧС и в области пожарной безопасности;
разработку (корректировку) и реализацию документов ОМСУ и объектового планирования с учетом снижения экономических и материальных потерь от ЧС;
участие в формировании перечней ПОО и КВО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
выявление бесхозяйных ПОО, а также объектов накопленного вреда окружающей среде и обеспечение ЗНиТ от угроз ЧС и пожаров на них;
корректировку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, обратив особое внимание на распределение сил и средств по участкам работ при возможных ЧС, а также подготовку запросов на привлечение сил городского звена РСЧС при недостаточности объектовых;
организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с требованиями действующего законодательства;
проведение учений и тренировок в рамках РСЧС с практической отработкой вопросов готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе внеплановых;
совершенствование нормативно-правовой и методической базы, а также механизмов ее практической реализации в области ГО, ЗНиТ от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышение защищенности КВО, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на объектовом уровне;
организацию работы по накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС в соответствии с утвержденными номенклатурой и объемами;
обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, отдаленных населенных пунктах, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;
использование для оповещения и информирования населения об угрозах возникновения (возникновении) ЧС всех существующих специализированных средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
осуществление информирования населения через СМИ, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии ЗНиТ от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых ЧС, о приемах и способах защиты населения от них;
содействие территориальным органам МЧС России в предоставлении участков местности для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей в рамках создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения, а также в выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС;
проведение мероприятий по развитию систем информирования и оповещения в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также охраны общественного порядка;
совершенствование подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе требований нормативных документов;
развитие и совершенствование объектовых дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) как органа повседневного управления объектового звена РСЧС;
осуществление по результатам инвентаризации комплекса мер по созданию и повышению готовности материально-технической базы в целях ГО и ЗНиТ от ЧС;
дальнейшее создание и оснащение НАСФ, НФГО и АСФ с учетом современных угроз;
организацию своевременной и качественной подготовки докладов о состоянии ГО;
организацию работ по созданию и сохранению страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;
осуществление мер по повышению взаимодействия управления образования администрации города Благовещенска с ГУ МЧС России по Амурской области, министерством образования Амурской области в проведении ежегодных школьных, муниципальных, региональных и межрегиональных соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный пожарный" и "Юный водник";
совершенствование культуры безопасности жизнедеятельности населения, форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров и происшествий, в том числе связанных с дорожно-транспортными происшествиями (далее - ДТП) и происшествиями на водных объектах, экстремальным и неорганизованным туризмом;
развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в области ГО и ЗНиТ от ЧС;
выполнение требований законодательства Российской Федерации, Амурской области и администрации города Благовещенска по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
организацию участия соответствующих органов повседневного управления объектового звена РСЧС в тренировках с отработкой практических действий участников тренировок;
планирование и реализацию превентивных мероприятий, в том числе инженерно-технического характера, по защите объектов от наиболее разрушительных опасных природных быстроразвивающихся процессов и явлений;
разработку и реализацию планов основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах города Благовещенска на 2022 год.
1. Мероприятия по подготовке органов управления
Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:
подведение итогов деятельности органов управления и сил городского звена РСЧС по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера;
Всероссийскую штабную тренировку по ГО;
учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС (должностными лицами структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ЗНиТ от ЧС и (или) ГО);
ежемесячное подведение итогов с органами повседневного управления по вопросам реагирования в ходе ликвидации ЧС (происшествий) и ежедневных тренировок.
Для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в ОМСУ и объектах проводятся КШУ, ТСУ и ШТ.
КШУ проводятся в целях совершенствования практических навыков по применению сил и средств, управлению ими при выполнении мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации последствий ЧС продолжительностью до 1 суток 1 раз в 3 года.
ТСУ проводятся в целях совершенствования практических навыков органов управления формирований при организации АСДНР, подготовке формирований к действиям по ликвидации последствий ЧС, выполнения мероприятий по ГО продолжительностью до 8 часов 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности - 1 раз в год.
ШТ. проводятся в целях выработки теоретических навыков управления силами и средствами при выполнении мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС продолжительностью до 1 суток не реже 1 раза в год.
Мероприятия проводить с периодичностью:
участие в ежегодном подведении итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, в том числе с руководителями учреждений - операторов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", расположенных в пределах субъекта Российской Федерации;
участие мэра - председателя КЧС и ОПБ города Благовещенска в подведении итогов по результатам реагирования органов управления и сил областной подсистемы РСЧС за квартал под руководством ГУ МЧС России по Амурской области (ежеквартально в режиме видео-конференц-связи);
участие мэра - председателя КЧС и ОПБ города Благовещенска в ежемесячном подведении итогов с органами повседневного управления по результатам реагирования и ежедневных тренировок;
участие ЕДДС в ежедневном подведении итогов деятельности за сутки (месяц) под руководством ЦУКС;
участие в проведении смотра-конкурса на звание "Лучшая ЕДДС муниципального образования" (в течение года);
участие в КШУ с органами управления и силами РСЧС по отработке вопросов, связанных с обеспечением безопасного пропуска весеннего половодья и паводков, а также с защитой населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от природных пожаров (по решению Совета Безопасности Российской Федерации);
участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (один раз в год);
участие в тренировке с ЦУКС ЕДДС (по отдельному плану).
При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить оценке реальности:
имеющихся планов ГО и защиты населения муниципального образования города Благовещенска, ГО организаций;
действий муниципального образования города Благовещенска и организаций по предупреждению и ликвидации ЧС;
основных мероприятий города Благовещенска и организаций на год;
финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера;
выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные режимы функционирования, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защите населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ.
Темы учений (тренировок) определять исходя из особенностей городского округа и задач, выполняемых городским звеном РСЧС.
В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:
городским звеном РСЧС - практические занятия по действиям должностных лиц ОМСУ, КЧС и ОПБ при ликвидации аварий на ПОО и организации защиты населения в ЧС;
руководителям организаций - показательные занятия с АСФ по ликвидации ЧС и организации эвакуации рабочих и служащих;
руководителям предприятий (учреждений, организаций) с негосударственной формой собственности - занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении ЧС.
КШУ, ТСУ и ШТ. проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемых на соответствующей территории, по приведению в готовность и ведению ГО.
Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач ГО, ликвидации ЧС осуществлять на основе оперативных расчетов с привлечением для обработки информации ЕДДС города Благовещенска. Использовать информацию о реально складывающейся на территории городского округа обстановке с применением типовых моделей и методик решения оперативных задач.
При проведении практических занятий на местности, учебных полигонах и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям ЧС. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в СИЗ органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде, в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.
При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.
2. Задачи по подготовке органов повседневного управления
Продолжить работу по выполнению следующих мероприятий:
внедрение и развитие аппаратно-программных комплексов "Безопасный город" на базе ЕДДС в целях обеспечения реализации возложенных на них задач и функций;
повышение оперативности действий при организации управления силами РСЧС, взаимодействии с оперативными дежурными службами ГУ ЧС России по Амурской области и ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ", организациями системы мониторинга и прогнозирования ЧС, органами управления и силами городского звена РСЧС, формированиями ГО при ликвидации ЧС, тушении пожаров, оповещении населения;
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования возможных ЧС на основе рисков их возникновения на объектах городского звена РСЧС, своевременное доведение прогноза и контроля выполнения превентивных мероприятий;
формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание, оснащение техническими средствами и функционирование ЕДДС;
внедрение специального, сертифицированного программного обеспечения по оценке последствий ЧС, обусловленных выбросом аварийно-химических опасных веществ (далее - АХОВ), в деятельность ЕДДС с целью выполнения задач по прогнозированию возможной обстановки, подготовке предложений по действиям привлекаемых сил и средств в соответствии с "ГОСТ Р 22.7.01-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения";
совершенствование нормативно-правовой базы ЕДДС;
разработка (корректировка) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на территории городского округа;
организация тесного взаимодействия ЕДДС с дежурно-диспетчерскими службами (далее - ДДС) по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между ДДС и АСФ, реагирования на возникающие ЧС и происшествия;
оснащение ЕДДС современными средствами связи.
Подготовку специалистов ЕДДС, ДДС осуществлять:
в ГОБУ ДПО "УМЦ по ГО ЧС и ПБ", учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии и программы обучения специалистов указанного вида деятельности;
в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке - один день в месяц по 6 - 8 часов. Тематику определять исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, а также личной подготовленности специалистов;
в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;
в ходе проведения тренировок со сменами ЕДДС, ДДС, при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются ЕДДС, ДДС.
В ходе подготовки персонала ЕДДС, ДДС особое внимание сосредоточить на организацию приема, информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления, сил РСЧС и населения.
Не реже одного раза в полгода принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов ЕДДС, ДДС к работе.
3. Задачи по подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований РСЧС
Основные усилия при подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб (далее - АСС), аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ) направить на поддержание их в постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении АСР в различных ситуациях, совершенствование тактики действий, возможностей АСС, АСФ и организации взаимодействия в сложных условиях.
Руководителям организаций проводить подготовку АСС, АСФ в соответствии с программами профессиональной подготовки.
При подготовке АСС, АСФ особое внимание уделять специальной, физической и психологической подготовке личного состава к действиям при угрозе и (или) возникновении ЧС.
При проведении ТСУ, тренировок с АСС, АСФ создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.
Планировать с АСС, АСФ проведение ТСУ и тренировок перед наступлением характерных для городского округа город Благовещенск сезонных ЧС, угрожающих безопасности населения, территориям и объектам.
В ходе проведения ТСУ отрабатывать вопросы организации взаимодействия АСС, АСФ с МО МВД России "Благовещенский", Управлением Росгвардии по Амурской области, медицинскими организациями г. Благовещенска, 1ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Амурской области, центром ГИМС ГУ МЧС России по Амурской области, общественными спасательными организациями и волонтерами-спасателями.
При проведении корректировки планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС города Благовещенска, организаций обращать особое внимание на вопросы прогнозирования ЧС, состава группировки сил, их эшелонирования, наличия АСС, АСФ соответствующего профиля, их укомплектованности, оснащенности согласно решаемым задачам.
Организовать оказание методической помощи молодежным общественным объединениям, ведущим работу по подготовке спасателей. При привлечении волонтеров-спасателей к ликвидации последствий ЧС или проведении тренировок координировать их деятельность или усиливать ими АСС, АСФ, закрепляя волонтеров-спасателей за наиболее подготовленными специалистами АСФ.
Обучение специалистов АСС, АСФ и ПСФ с целью повышения квалификации проводить в учебно-методических центрах или иных образовательных организациях на договорной основе.
Начальникам АСС, АСФ осуществлять организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организовать контроль его проведения.
Аттестационным комиссиям по аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом АСС, АСФ правил, норм и инструкций по проведению АСР, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.
Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСС, АСФ, уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения АСР.
Обеспечить качественную подготовку АСС, АСФ проведением практических занятий по изучению нормативных правовых актов.
3.1. Особенности подготовки НАСФ и НФГО
Создание и подготовка НАСФ и НФГО осуществляется в соответствии с федеральными законами от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485, приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2006 года, регистрационный N 7383), приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 года, регистрационный N 36034).
Основные усилия сосредоточить на подготовке сил ГО на ПОО.
При разработке нормативных актов по созданию НАСФ и НФГО в субъектах и муниципальных образованиях добиваться выполнения требований НПА, нормативные документы не должны носить рекомендательный характер. Силы ГО создаются на предприятиях независимо от форм собственности.
Уточнение реестров проводить ежегодно после проведения текущей корректировки планов ГО. Разрабатывать и вести реестры организаций, создающих НАСФ и НФГО.
При обучении руководителей и личного состава НАСФ и НФГО основное внимание уделять организации и проведению практических занятий на объектах экономики и специальных полигонах учебно-материальной базы субъекта. С этой целью допускается увеличение количества учебных часов на изучение практических вопросов с учетом местных условий.
Обучение руководителей НАСФ и НФГО проводить в ГОБУ ДПО "УМЦ по ГО ЧС и ПБ" и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны".
Подготовку личного состава НАСФ осуществлять:
по программам подготовки к ведению АСР;
в ходе ежегодного курсового обучения в организациях по месту работы по программе, разработанной в соответствии с требованиями Примерной программы курсового обучения личного состава НАСФ от 20 ноября 2020 г. N 2-4-71-28-11;
путем проведения учений, тренировок, соревнований, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.
Подготовка НАСФ и НФГО включает:
курсовое обучение руководителей НАСФ и НФГО в ГОБУ ДПО "УМЦ по ГО ЧС и ПБ" или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС;
проведение аттестации НАСФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
Основой проверки готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению считать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данного предприятия задач и нормативов.
Ежегодно в период сборов с руководящим составом для всех категорий органов управления и организаций проводить под руководством территориальных органов МЧС России показные учения с привлечением НАСФ и НФГО.
Планировать на учениях с НАСФ и НФГО отработку задач по ликвидации последствий террористических актов, при переводе экономики с мирного на военное время, во взаимодействии с другими силами ГО и ФОИВ. В ходе учений отрабатывать учебные вопросы в СИЗ с использованием приборов радиационной и химической разведки.
Состояние готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению осуществлять в ходе проверок, проводимых ГУ МЧС России по Амурской области, министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения, согласно планам основных мероприятий, на текущий год, а также при проведении КШУ с органами управления с привлечением территориальных и объектовых НАСФ и НФГО.
При определении готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению также оценивать:
обеспеченность формирований СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;
состояние пунктов управления, время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объектам проведения работ.
Ежегодно проводить анализ методического руководства создания, подготовки и обеспечения готовности сил ГО в ГУ МЧС России по Амурской области, ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ", муниципальном образовании г. Благовещенск и в организациях. По результатам анализа до 10 декабря подводить итоги, отражать их в годовых распорядительных документах, в которых определять состояние сил ГО и вопросы по их совершенствованию.
3.2. Особенности подготовки АСС и АСФ, муниципальных образований
Основной задачей подготовки АСС, АСФ считать дальнейшее повышение их готовности к ведению АСР при ЧС природного и техногенного характера.
Подготовку руководящего состава направить на выработку организаторских и методических навыков проведения комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназначению.
Основными формами подготовки руководящего состава считать участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реагирование на ЧС.
Подготовку начальников и их заместителей осуществлять в соответствии с требованиями Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485, и Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841, а также в рамках учебных сборов.
В результате обучения указанные руководители должны уметь оперативно и эффективно осуществлять руководство подчиненными формированиями, прогнозировать и оценивать обстановку, принимать экстренные меры по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие с силами РСЧС.
Профессиональная подготовка спасателей.
Организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей, утвержденной в установленном порядке, по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации АСС, АСФ в составе дежурных смен. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2 класса, преподавателей (специалистов) ГОБУ ДПО "УМЦ по ГО ЧС и ПБ", должностных лиц ГУ МЧС России Амурской области, а также других организаций соответствующего профиля на договорной основе.
При проведении практических занятий основное внимание обращать на приобретение навыков и умений по предметам обучения и соблюдение правил и мер безопасности при проведении АСР.
В целях повышения квалификации спасателей, а также спасателей, подготовка которых требует специальной подготовки с выдачей квалификационных документов (водолазных врачей, водолазов, парамедиков, газоспасателей, горноспасателей и др.), направлять их для обучения на договорной основе в образовательные организации, имеющие соответствующие лицензии.
Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России на базе образовательных организаций, имеющих лицензию установленного образца.
Квалификационные испытания (зачеты) по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовке планировать и проводить 1 раз в полгода в период учебных сборов.
На учениях и тренировках практически отрабатывать вопросы взаимодействия с СВФ, территориальными и ведомственными АСС, АСФ.
Противопожарная подготовка.
Проводить специальные учения или тренировки по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и общеобразовательных организациях ежегодно продолжительностью до восьми часов во взаимодействии с 1ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Амурской области.
Первая помощь.
Проводить не реже 1 раза в месяц тренировки спасателей по отработке нормативов по оказанию первой помощи в ЧС.
Психологическая подготовка.
Направить на приобретение необходимого уровня знаний, навыков и умений в области психологии, необходимых для эффективного решения профессиональных задач при проведении АСР в зонах ЧС, на пожарах, а также задач, стоящих перед спасателями в повседневной профессиональной деятельности, формирование и развитие профессионально важных качеств, профилактику негативных последствий профессиональных стрессов.
Водная подготовка.
Практические занятия спасателей по водной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программ подготовки отрабатывать непосредственно в местах постоянной дислокации формирований с учетом особенностей водных объектов.
В ходе занятий обучать спасателей правилам поведения на воде, эксплуатации плавсредств, организации безопасного плавания, особенностям спасания и оказания первой помощи людям, пострадавшим на воде.
Особое внимание уделить обучению правилам и мерам безопасности при сплавах по рекам повышенной сложности прохождения.
Первоначальное обучение и повышение квалификации спасателей-водолазов и водолазных врачей проводить в условиях специализированных учебных центров (организаций) в соответствии с утвержденными программами по водолазной подготовке и действующими нормативными правовыми актами.
Сборы водолазных специалистов и водолазных врачей АСС, АСФ проводить ежегодно с приемом зачетов и практическими погружениями для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и спускам.
Региональные учебные сборы водолазных специалистов, водолазных врачей и спасателей-водолазов проводить не реже 1 раза в год со сдачей зачетов для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и спускам.
Учебно-тренировочные сборы спасателей-водолазов АСС, АСФ с тренировочными погружениями и отработкой учебных задач проводить не реже 1 раза в полгода.
Обратить внимание на отработку навыков эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного оборудования и средств связи в условиях ЧС, умение оперативно устранять неисправности, профессионально осваивать новые виды аварийно-спасательного оборудования и техники.
Особое внимание обратить на повышение эффективности и качества отработки упражнений по ведению спасательных работ в условиях ДТП, соблюдение мер безопасности при работе с оборудованием, не допускать эксплуатации не освидетельствованного органами Гостехэнергонадзора аварийно-спасательного инструмента и оборудования.
Подготовку спасателей АСС, АСФ к работе с АХОВ осуществлять на базе учебно-методических центров по ГО и ЧС, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий в местах постоянной дислокации.
Практическую работу с АХОВ осуществлять после аттестации на данный вид работ и при надлежащей технической оснащенности спасателей.
Физическая подготовка.
Занятия по физической подготовке проводить 2 раза в неделю по 2 часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению длительно переносить высокие физические и психологические нагрузки.
Контрольные занятия по физической подготовке со спасателями проводить I раз в месяц под руководством руководителей АСС, АСФ с принятием зачетов, отработкой нормативов и выставлением оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации спасателей. Результаты зачетов направлять в ГУ МЧС России по Амурской области.
Время между зимним и летним периодами обучения использовать для развития и совершенствования учебно-материальной базы АСС, АСФ, проведения необходимых работ по обустройству (ремонту) спортивных городков и тренажерных комплексов.
При подготовке АСС, АСФ:
основные усилия направить на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее использования;
организовать изучение и внедрение передового опыта лучших АСС, АСФ по организации подготовки спасателей;
обеспечить постоянный контроль мероприятий подготовки спасателей АСС, АСФ;
проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей осуществлять комплексными группами в ходе плановых (не реже 1 раза в год) и внезапных проверок, а также в ходе сборов, учений и соревнований.
Для органов управления и сил городского звена РСЧС начало учебного года установить 10 января 2022 года, окончание учебного года - 30 ноября 2022 года. Окончание зимнего периода обучения - 27 мая 2022 года. Начало летнего периода обучения - 1 июля 2022 года.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Благовещенска Амурской области от 21 января 2022 г. N 248 "О подготовке и поддержании... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.