В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 июля 2020 г. N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 365 "Об утверждении положения о системах оповещения населения", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 июля 2020 г. N 579, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", указ Губернатора Иркутской области от 04 октября 2021 N 268-уг "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения и о признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Иркутской области", руководствуясь ст.ст. 28, 55 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское", администрация города Усолье-Сибирское постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о местной системе оповещения и информирования населения муниципального образования "город Усолье-Сибирское".
2. Отменить постановление администрации города Усолье-Сибирское от 29 апреля 2011 г. N 866 "О местной системе оповещения и информирования населения об угрозе возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время на территории муниципального образования города Усолье-Сибирское".
3. Рекомендовать руководителям организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты принять меры по поддержанию в постоянной готовности использованию локальных систем оповещения и сопряжения с муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения.
4. Рекомендовать начальнику МО МВД России "Усольский" (Васильев В.В.) во взаимодействии с муниципальным казенным учреждением "Служба города Усолье-Сибирское по решению вопросов гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности" (Лазарев В.Г.) обеспечить готовность подвижных средств с громкоговорящими устройствами и электромегафонов, размещенных на оперативных автомобилях МВД, предназначенных для оповещения и информирования населения муниципального образования "город Усолье-Сибирское" об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом имеющихся технических возможностей и маршрутов патрулирования.
5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Официальное Усолье" и разместить на официальном сайте администрации города Усолье-Сибирское в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И.о. мэра города |
Л.Н.Панькова |
Утверждено
постановлением администрации
города Усолье-Сибирское
от 26.01.2022 N 130-па
Положение
о местной системе оповещения и информирования населения муниципального образования "город Усолье-Сибирское"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о местной системе оповещения и информирования населения муниципального образования "город Усолье-Сибирское" (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", руководствуясь приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", Законом Иркутской области от 08 июля 2009 г. N 34-оз "Об отдельных вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Иркутской области".
2. В настоящем Положении используется следующие понятия:
1) Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
2) Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования "город Усолье-Сибирское" (далее - МЗ ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
3) Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
4) Система оповещения населения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), населения города Усолье-Сибирское, руководящего состава гражданской обороны (далее - ГО) и включается в систему управления ГО.
5) Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) создается на муниципальном уровне. Является элементом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
3. Положение определяет назначение, состав, задачи, а также требования и порядок использования местной системы оповещения и информирования населения муниципального образования "город Усолье-Сибирское" об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - местная система оповещения), поддержания её в состоянии постоянной готовности.
4. Система оповещения на муниципальном уровне - МСО, составной частью которой является муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения муниципального образования "город Усолье-Сибирское" (далее - МАСЦО).
5. Местная система оповещения и информирования населения создается на муниципальном уровне администрацией города Усолье-Сибирское. Границами зон действия МСО являются административные границы муниципального образования "город Усолье-Сибирское" (далее - МОУС).
Границей зоны действия (создания) КСЭОН является граница зоны экстренного оповещения населения.
6. В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами местного самоуправления в пределах своих полномочий на соответствующих территориях, по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
7. Система оповещения населения должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 и иметь паспорт.
8. Сопряжение МАСЦО с региональной системой оповещения обеспечивается Правительством Иркутской области.
II. Состав, назначение и основные задачи местной системы оповещения
9. МАСЦО предназначена для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, городского звена территориальной подсистемы РСЧС и населения города об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
10. Основной задачей МАСЦО является обеспечение доведения экстренной информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны и городского звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
- специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
- населения, проживающего на территории муниципального образования "город Усолье-Сибирское".
11. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зоне экстренного оповещения населения, а также до ЕДДС.
12. В состав МАСЦО входят:
12.1. Рабочее место оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы муниципального казенного учреждения города Усолье-Сибирское "Служба города Усолье-Сибирское по решению вопросов гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности" (далее - ЕДДС) (терминал управления), оконечные устройства оповещения, расположенные на объектах города Усолье-Сибирское, каналы связи и автоматизированная система оповещения руководящего состава администрации города Усолье-Сибирское и обеспечивают:
а) выборочное оповещение руководящего состава с передачей на телефоны абонентов циркулярного вызова сигнала "Объявлен сбор" или речевого сообщения от оперативного дежурного ЕДДС;
б) циркулярную или выборочную передачу населению МОУС сигнала "Внимание всем!" (включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем);
12.2. КСЭОН, включающая в себя комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до муниципального звена ТП РСЧС и людей, в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
12.3. Локальная система оповещения (далее - ЛСО), включающая в себя комплекс, который объединяет человеческий ресурс, состоящий из дежурных по объекту, технические средства, линию связи и сеть вещания предназначенный для оповещения персонал объекта и граждан в зоне ЧС;
12.4. Сигнальные громкоговорящие установки (далее - СГУ), предназначенные для информирования граждан, находящихся в зоне ЧС (происшествия), с помощью электромегафонов и сигнальных громкоговорящих установок, размещенных на оперативных автомобилях МВД, МЧС и службы скорой медицинской помощи.
III. Порядок использования местной системы оповещения
13. Задействование по предназначению МАСЦО планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения муниципального образования "город Усолье-Сибирское" и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования "город Усолье-Сибирское".
14. КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению мэра города Усолье-Сибирское.
15. ЛСО задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению руководителя организации (потенциально опасных объектов).
16. Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения через оконечные устройства оповещения, расположенные на объектах города Усолье-Сибирское, по сетям связи для распространения по программам местных каналов теле- и радиовещания, проводной сети радиовещания.
17. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
18. В автоматическом режиме функционирования муниципальная система оповещения населения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или же выборочное оповещение непосредственно от системы мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия ЕДДС, ответственного за включение (запуск) МАСЦО населения.
19. В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
20. В ручном режиме функционирования:
- ответственный дежурный ЕДДС осуществляет включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
21. Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
22. Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения - автоматизированный.
23. Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
24. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем до 3 минут с последующей передачей по сетям связи.
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочего места с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления городского звена ТП РСЧС. Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио - и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях длительностью не более 5 минут готовятся заблаговременно.
25. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических сирен, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети уличной радиофикации;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
26. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения МОУС осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности администрации города Усолье-Сибирское (далее - КЧС и ОПБ).
27. Порядок действий ЕДДС, а также операторов связи и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Иркутской области, администрации города Усолье-Сибирское.
28. Администрация города Усолье-Сибирское, ЕДДС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
29. Передача информации и сигналов оповещения по местной системе оповещения и информирования населения осуществляется органами повседневного управления городского звена территориальной подсистемы РСЧС (единой дежурно-диспетчерской службой города - далее ЕДДС) по согласованию с руководителем постоянно действующего органа управления городского звена территориальной подсистемы РСЧС (муниципального казенного учреждения "Служба муниципального образования города Усолье-Сибирское по решению вопросов гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности") по сетям связи для распространения по программам местных каналов теле- и радиовещания, проводной сети радиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", а также с использованием передвижных звукоусилительных установок.
Передача речевой информации должна осуществляться профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами постоянно действующего органа управления городского звена территориальной подсистемы РСЧС (муниципального казенного учреждения "Служба муниципального образования города Усолье-Сибирское по решению вопросов гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности").
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных органа повседневного управления городского звена территориальной подсистемы РСЧС (ЕДДС).
30. Решения по задействованию МАСЦО принимаются мэром города Усолье-Сибирское, председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования "город Усолье-Сибирское" - руководителем ГО города Усолье-Сибирское, или лицом, исполняющим его обязанности.
Непосредственные действия по задействованию МАСЦО осуществляет оперативный дежурный ЕДДС.
IV. Поддержание в готовности, совершенствование и финансирование мероприятий местной системы оповещения и информирования
31. Поддержание МАСЦО в готовности организуется и осуществляется муниципальным казенным учреждением "Служба города Усолье-Сибирское по решению вопросов гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности".
32. Готовность МАСЦО достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования муниципальной системы оповещения;
- наличием дежурно-диспетчерского персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на муниципальную систему оповещения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности муниципальной системы оповещения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, муниципальной системы оповещения.
33. С целью контроля за поддержанием в готовности МАСЦО организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию муниципальной системы оповещения без включения оконечных средств оповещения населения.
В Иркутской области при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения, ЛСО и КСЭОН.
34. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются администрацией города Усолье-Сибирское.
35. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию МАСЦО типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно муниципальным казенным учреждением "Служба города Усолье-Сибирское по решению вопросов гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности" во взаимодействии со структурными подразделениями администрации города Усолье-Сибирское и совместно ЕДДС.
36. Планирование и осуществление строительства новой, либо совершенствования действующей муниципальной системы оповещения, необходимо выполнять в соответствии с требованиями приложения N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365.
Вывод из эксплуатации действующей МАСЦО осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой МАСЦО.
37. Эксплуатационно-техническое обслуживание и контроль поддержания в постоянной готовности МАСЦО, а также мероприятия по ее совершенствованию, в том числе приобретение и использование резерва технических средств оповещения (мобильных и стационарных) осуществляется муниципальным казенным учреждением "Служба города Усолье-Сибирское по решению вопросов гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
38. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности МАСЦО, создание и содержание запасов технических средств, осуществляется за счет средств бюджета города Усолье-Сибирское.
И.о. мэра города |
Л.Н.Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Усолье-Сибирское Иркутской области от 26 января 2022 г. N 130-па "Об утверждении Положения о местной системе оповещения и информирования населения муниципального образования "город Усолье-Сибирское"
Вступает в силу с 4 февраля 2022 г.
Текст постановления опубликован на сайте администрации г.Усолье-Сибирское Иркутской области (http://www.usolie-sibirskoe.ru) 4 февраля 2022 г.