Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 04.07.2019 N 453-р
Описание
целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Красноярского края
25 августа 2020 г.
В рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, в соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края реализуются мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Красноярского края (далее - концепция мероприятия).
Концепция мероприятия обеспечивает достижение результатов федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образования", в том числе результата 1.13 "Во всех субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей".
Концепция мероприятия разработана в соответствии с требованиями конкурсной документации на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020-2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на формирование современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденной 07.06.2019 N МР-69/02 вн.
Реализация концепции мероприятия осуществляется в соответствии с комплексом мер (дорожной картой) по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Красноярского края.
Концепция мероприятия определяет базовые характеристики региональной системы дополнительного образования Красноярского края (далее - РСДО), приоритетные направления и принципы ее развития, основные региональные управленческие решения и организационно-экономические механизмы в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Предназначение концепции мероприятия заключается в решении следующих задач:
задавать общую рамку для функционирования и развития РСДО;
формировать общий язык для всех субъектов, связанных со сферой дополнительного образования;
служить основой для разработки более конкретных документов; выступать в качестве ориентира при принятии управленческих решений в сложных, неопределенных, конфликтных ситуациях.
1. Обоснование потребности во внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Красноярского края
Состояние РСДО на текущий момент определяется ее общесистемной и региональной спецификой.
Общесистемная специфика РСДО задается четырьмя ключевыми характеристиками дополнительного образования:
дополнительное образование не является обязательным; в качестве заказчика на дополнительное образование выступает сам ребенок и (или) его представители;
в системе дополнительного образования отсутствует образовательный стандарт;
система дополнительного образования представлена высоким разнообразием предметного материала.
Региональная специфика РСДО определяется также четырьмя ключевыми характеристикам и:
высокий престиж дополнительного образования в Красноярском крае; инновационная направленность краевой системы дополнительного образования;
наличие эффективных образовательных и управленческих технологий, накопленных за последние четыре года в рамках регионального проекта обновления содержания и технологий дополнительного образования "Реальное образование";
наличие профессионального сообщества, включающего в себя педагогов, методистов, руководителей различных структур РСДО.
Вместе с тем существует ряд обстоятельств, затрудняющих развитие доступности и повышение качества дополнительного образования:
ветхая материально-техническая база муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы;
удаленность большого числа территорий от развитых культурных и образовательных центров;
ориентация многих педагогов РСДО на образовательный процесс, а не на образовательный результат, в крайнем случае, их ориентация исключительно на предметные образовательные результаты;
неэффективная система управления, в частности, устаревшая нормативно-правовая база.
Главная идея развития РСДО, которая сложилась к текущему моменту, - это оперативное получение полезных образовательных результатов на интересном предметном материале.
Главный механизм преодоления сдерживающих факторов, который сложился к текущему моменту, состоит из двух частей: во-первых, оказание на них прямого воздействия (развитие материально-технической базы, повышение квалификации педагогов и т.д.), а во-вторых, - компенсация их влияния за счет внедрения современных образовательных технологий. Наилучшие результаты дает комбинация этих двух способов.
Актуальность развития РСДО обусловлена внешними и внутренними факторами, что позволяет говорить о внешней и внутренней актуальности.
Внутренняя актуальность вызвана противоречиями внутри РСДО. Главными являются три противоречия:
между интересами сотрудников и особенностями системы: трудность, а зачастую и невозможность для наиболее активных и творческих педагогов и руководителей РСДО реализовать свой потенциал в рамках сложившейся системы (устаревшая материально-техническая база, неэффективная система управления, низкий престиж профессии, недостаточное финансирование и т.д.);
между управленческой и педагогической практикой: управленцы и педагоги говорят на разном языке, у них разные цели, ценности, приоритеты, они слабо понимают специфику деятельности друг друга;
между нормативным и сущностным аспектами деятельности: требования многих нормативных актов невозможно реализовать либо это бессмысленно или крайне затратно.
Таким образом, внутренний запрос на современную систему образования заключается в создании производственной среды, поддерживающей творчество и активность лучших специалистов, организованной по простым, разумным, справедливым, общим для всех правилам.
Внешняя актуальность связана с семью глобальными социокультурными трендами и соответствующими им вызовами и запросами к системе образования:
нарастание скорости и непредсказуемости изменений современного мира: система образования отстает от потребностей общества, что формирует запрос на оперативное реагирование системы образования, а также на получение универсальных долгосрочных образовательных результатов;
усложнение современного мира: все чаще для успешной деятельности человека ему требуется уникальный компетентностный профиль ("сколько людей - столько профессий") - запрос на индивидуализацию образовательных результатов;
нарастание противоречивости и неопределенности современного мира: исчезновение монополии на истину - запрос на "субъектные" образовательные результаты: самостоятельность, критическое мышление, способность делать выбор;
ускорение темпа жизни современного человека: нет возможности остановиться и пройти обучение в традиционном формате - запрос на интеграцию образования и повседневной деятельности;
нарастание индивидуальных отличий современного человека: типовые образовательные формы неэффективны - запрос на широкое разнообразие форматов, темпа и ритма получения образования;
нарастание в современном обществе прагматичности и субъектности людей: формирование у пользователей критического отношения к "навязанным", непонятным, неактуальным образовательным услугам - запрос на понятность, утилитарность, прозрачность образовательной услуги, на ее согласованность с пользователем;
глобальная цифровизация: доступность образовательного контента, потеря педагогом монополии на знание - запрос на навигационную функцию образовательной системы.
Таким образом, внешний запрос на современную систему образования заключается в оперативном получении актуальных образовательных результатов в удобной для пользователя форме.
2. Описание целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Красноярского края
2.1. Предназначение РСДО
Предназначением региональной системы дополнительного образования Красноярского края является обеспечение успешности каждого человека за счет оперативного получения актуальных образовательных результатов в удобной форме.
Под успехом понимается достижение человеком такого психологического, социального, экономического состояния, при котором он занимается делом, которое ему больше всего нравится, которое у него лучше всего получается, которое наиболее востребовано обществом.
Результатом этого является высокий уровень жизни людей и конкурентоспособность региона.
2.2. Основная идея развития РСДО
Исходя из предназначения и текущих возможностей РСДО, наиболее продуктивной идеей ее развития является переход системы на индивидуальные образовательно-профессиональные маршруты (далее - ИОПМ).
Несмотря на очевидность и известность этого подхода, внедрение ИОПМ происходит с большими сложностями. Главным сдерживающим фактором является несоответствие существующей образовательной среды требованиям к разработке и реализации ИОПМ.
Для успешности массового внедрения ИОПМ новая образовательная среда должна обладать следующими пятью характеристиками:
разнообразие - образовательная среда представлена различными формами;
целостность - все образовательные формы и ресурсы (формальные и неформальные) связаны друг с другом;
результатоориентированность - образовательный результат является смысло- и системообразующим элементом образовательного процесса;
встроенная навигация - пользователь имеет возможность ориентироваться в образовательной среде;
интерактивность - пользователь имеет возможность управлять образовательным процессом; образовательная среда гибко и оперативно отзывается на образовательный запрос.
Проблема решается только одновременным повышением уровня всех этих характеристик. По сути, речь идет о создании новой технологической платформы в образовании, т.е. о формировании пакета новых образовательных технологий, тесно связанных друг с другом и дающих качественно новый результат.
Новая технологическая платформа строится на ином способе мышления всех субъектов образования, при котором образовательные результаты становятся ведущей целью и ценностью. При таком подходе у обучающегося появляется реальная возможность строить свой индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут в разнообразной, целостной, легкой в навигации образовательной среде, делая это в удобных для себя форме, темпе, ритме.
2.3. Основные принципы целевой модели РСДО
Данные принципы фиксируют системные основания целевой модели в компактной форме, синхронизируя все процессы развития и функционирования РСДО во всех аспектах и на всех уровнях.
Система принципов имеет следующую структуру: главный, основные и дополнительные принципы, которые задают содержательное направление, и вспомогательные принципы, которые определяют порядок применения содержательных принципов.
Главный принцип:
успехоориентированность - стремление к успеху, т.е. к достижению человеком такого социально-экономического положения и психологического состояния, при котором он занимается делом, которое ему больше всего нравится, которое у него лучше всего получается, которое наиболее востребовано обществом.
Основные принципы:
результатоориентированность - планируемый результат является смысло- и системообразующим элементом любой деятельности;
индивидуализация - любая деятельность (образовательная, педагогическая, управленческая) строится в соответствии с индивидуальными особенностями ее субъектов и выбранным ими образом желаемого будущего;
осмысленность - все решения принимаются исходя из их максимального соответствия актуальным приоритетам (целям, ценностям, задачам).
Дополнительные принципы:
всесубъектность - принятие всех решений осуществляется с учетом интересов и/или с привлечением всех заинтересованных субъектов (работодателей, родителей, обучающихся и т.д.);
технологичность - все актуальные задачи решаются с помощью технологий, т.е. посредством теоретически обоснованных и технически обеспеченных способов деятельности, имеющих практическую ценность;
проектный подход - при решении всех актуальных задач ищется минимальное воздействие, реализация которого переводит актуальную ситуацию в желаемое состояние без участия проектировщика;
цифровизация - все процессы осуществляются в цифровой форме и/или с цифровым сопровождением;
сетевая форма - все процессы осуществляются с привлечением партнеров.
Вспомогательные принципы:
фрактальность - все принципы используются в трех различных контекстах:
а) как инструмент организации деятельности по разработке и реализации современных проектов в сфере образования;
б) как эталонные характеристики современной системы образования;
в) как указание на ключевые современные образовательные результаты; иерархичность - в случае нескольких вариантов выбора предпочтение
отдается варианту, соответствующему наибольшему количеству наиболее важных принципов; не допускается противоречие принципов нижележащего уровня принципам вышележащего уровня.
Раздел 2.4 изменен с 25 августа 2020 г. - Распоряжение Правительства Красноярского края от 25 августа 2020 г. N 603-Р
2.4. Основные направления и механизмы развития РСДО Согласно паспорту федерального проекта "Успех каждого ребенка" цель проекта - обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей данной возрастной категории, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей
Очевидно, что четыре направления, обозначенные в этой формулировке (увеличение охвата детей дополнительным образованием, обновление содержания и методов дополнительного образования детей, развитие кадрового потенциала, модернизация инфраструктуры), и станут основными направлениями развития РСДО.
Кроме того, целесообразно выделить еще два направления: одно, связанное с сопровождением индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов, другое - связано с совершенствованием системы управления РСДО.
Таким образом, основными направлениями развития РСДО являются шесть направлений:
увеличение охвата детей дополнительным образованием; обновление содержания и методов дополнительного образования; развитие кадрового потенциала РСДО; модернизация инфраструктуры РСДО;
создание системы сопровождения индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов;
совершенствование системы управления РСДО.
Каждому из направлений соответствуют приведенные ниже механизмы его реализации и конкретные мероприятия.
а) Увеличение охвата детей дополнительным образованием:
создание новых мест в образовательных организациях различного типа для реализации дополнительных общеобразовательных программ;
реализация дополнительных общеобразовательных программ в высших учебных заведениях, расположенных на территории Красноярского края;
создание сети детских технопарков "Кванториум" и мобильных технопарков "Кванториум";
вовлечение в дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
внедрение механизмов адресной поддержки отдельных категорий детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации; внедрение дистанционных образовательных форм; внедрение сетевых форм.
б) Обновление содержания и методов дополнительного образования:
внедрение современных образовательных технологий, в том числе технологии образовательных практик "Реальное образование" во всех учреждениях дополнительного образования РСДО;
внедрение модели тиражирования "Сбор, совершенствование, распространение лучших практик" на региональном и муниципальном уровнях;
реализация и внедрение в образовательных организациях РСДО технологий и моделей ранней профессиональной ориентации с учетом современных профессиональных компетенций и навыков будущего (опираясь на проекты "Билет в будущее" и программу ранней профессиональной подготовки и профориентации школьников 10-17 лет ЮниорПрофи (JuniorSkills).
в) Развитие кадрового потенциала РСДО:
освоение педагогами РСДО современных технологий образовательных практик, в том числе проекта "Реальное образование";
освоение педагогами и руководителями РСДО проектного подхода; освоение педагогами РСДО технологий наставничества (тьюторства, менторства, шефства);
формирование лидерских педагогических команд, способных реализовать востребованные профориентационные образовательные практики.
г) Модернизация инфраструктуры РСДО:
создание муниципальных (опорных) центров дополнительного образования;
обновление материально-технической базы учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
создание многофункциональной онлайн-платформы; модернизация деятельности региональных ресурсных центров для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.
д) Создание системы сопровождения индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов:
создание регионального центра по сопровождению индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов;
внедрение модели наставничества "Ментор, тьютор, шеф";
создание регионального электронного навигатора.
е) Совершенствование системы управления РСДО:
создание регионального модельного центра дополнительного образования и сети муниципальных опорных центров;
внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования;
внедрение в систему управления РСДО технологии проектного управления;
создание коллегиальных органов управления развитием организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, с привлечением общественно-деловых объединений и представителей работодателей;
внесение изменений в нормативно-правовую базу с целью предоставления возможностей зачета результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения в рамках основных общеобразовательных программ;
Индикаторы реализации основных направлений развития РСДО установлены в приложении N 1 к настоящему Описанию.
2.5. Ключевые мероприятия внедрения целевой модели РСДО
Пункт "а" изменен с 25 августа 2020 г. - Распоряжение Правительства Красноярского края от 25 августа 2020 г. N 603-Р
а) Создание и обеспечение деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей Красноярского края (далее - РМЦ) и сети муниципальных опорных центров (далее - МОЦ).
РМЦ - организация (структурное подразделение организации), наделенная функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории Красноярского края.
МОЦ - организация (структурное подразделение организации), наделенная органом местного самоуправления функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего муниципального образования.
При создании РМЦ необходимо предусмотреть:
предварительную калькуляцию операционных расходов на функционирование РМЦ согласно приложению N 2 к настоящему Описанию;
проведение работ по оборудованию и оформлению РМЦ в соответствии с зонированием и дизайн-проектом РМЦ согласно приложению N 3 к настоящему Описанию;
комплектование штатного расписания РМЦ в соответствии с приложением N 4.
Министерство образования координирует создание сети муниципальных опорных центров согласно приложению N 5 к настоящему Описанию.
РМЦ осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о деятельности РМЦ согласно приложению N 6 к настоящему Описанию.
Пункт "б" изменен с 25 августа 2020 г. - Распоряжение Правительства Красноярского края от 25 августа 2020 г. N 603-Р
б) Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ; внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей.
Правительство Красноярского края принимает решение о внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Красноярском крае и утверждает Положение о внедрении модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Красноярском крае.
в) Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ.
г) Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики.
д) Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей Красноярского края, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).
В регионе планируется увеличение количества дополнительных общеобразовательных программ в дистанционном формате с использованием ресурсов образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и научных организаций, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики. Предстоит разработать и реализовать модели обеспечения доступности дополнительного образования детей из сельской местности, увеличить количество заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников, внедрить в практику дополнительного образования разноуровневые образовательные программы.
Пункт "е" изменен с 25 августа 2020 г. - Распоряжение Правительства Красноярского края от 25 августа 2020 г. N 603-Р
е) внедрение автоматизированной информационной системы Красноярского края "Навигатор дополнительного образования Красноярского края", (далее - региональный навигатор).
Региональный навигатор это информационный ресурс Красноярского края, обеспечивающий свободный доступ к информации о реализуемых в Красноярском крае дополнительных общеобразовательных программах, организациях, реализующих данные программы, обучающихся, зачисленных на данные программы, поиск дополнительных общеобразовательных программ и реализующих их организаций, а также возможности записаться на выбранную программу и при необходимости оплатить обучение по выбранной программе (далее - региональный навигатор);
Дополнительные общеобразовательные программы, которые войдут в региональный навигатор, подлежат независимой оценке качества в форме общественной экспертизы.
Регламент проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в форме общественной экспертизы и представления ее результатов утверждается министерством образования Красноярского края.
Базовый модуль регионального навигатора уже развернут в Красноярском крае https://navigator.dvpion.ru. В настоящий момент ведется наполнение регионального навигатора актуальной информацией и разрабатывается техническое задание на дополнительные модули.
Расходы на реализацию мероприятий на период до 2022 года приведены в таблице "Примерная смета расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели РСДО Красноярского края":
N |
Наименование мероприятия |
Итого (тыс.руб.) |
|||
Федеральный бюджет |
Бюджет субъекта РФ |
внебюджетные и иные источники |
итого по всем источникам |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=3+4+5 |
1. Мероприятия по созданию и обеспечению деятельности в 2020-2022 годах регионального модельного центра дополнительного образования детей | |||||
1.1 |
Формирование материально-технической базы РМЦ |
|
|
|
|
|
Приобретение основных средств |
5 559,88 |
292,62 |
|
5 852,50 |
2. Мероприятия по внедрению и распространению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечению равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей | |||||
2.1. |
Выполнение работ по разработке модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей |
285,00 |
15,00 |
|
300,00 |
2.2. |
Выполнение работ и оплата услуг по созданию автоматизированной информационной системы персонифицированного финансирования, разработка нормативно-правовой базы |
1 048,56 |
55,19 |
|
1103,75 |
2.3. |
Выполнение работ и оплата услуг по экспертно-методологическому сопровождению внедрения системы персонифицированного финансирования, услуги по консультативной и правовой поддержке перехода, услуги консультационно-технического сопровождения внедрения системы персонифицированного финансирования |
807,50 |
42,5 |
|
850,00 |
3. Мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ | |||||
3.1 |
Оплата услуг по переподготовке сотрудников регионального модельного центра, муниципальных опорных центров |
142,50 |
7,50 |
|
150,00 |
3.2 |
Оплата услуг по повышению квалификации сотрудников регионального модельного центра, муниципальных опорных центров |
|
|
1000,00 |
1000,00 |
3.3 |
Оплата услуг по переподготовке (повышение квалификации) наставников реального сектора экономики |
190,00 |
10,00 |
259,15 |
459,15 |
4. Мероприятия по реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечении в реализацию общеобразовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики | |||||
4.1 |
Оплата услуг специалистов по мониторингу, разработке и экспертизе моделей и программ сетевого взаимодействия |
190,00 |
10,00 |
|
200,00 |
4.2 |
Оплата услуг специалистов, в том числе из реального сектора экономики, по апробации моделей сетевого взаимодействия |
190,00 |
10,00 |
|
200,00 |
5. Мероприятия по выравниванию доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) | |||||
5.1 |
Оплата услуг по созданию и внедрению сетевых моделей программ летнего отдыха, заочных, сезонных школ. Оплата услуг специалистов по проведению конкурса среди МОЦ, разработке, изданию и распространению сборника по итогам конкурса |
285,00 |
15,00 |
|
300,00 |
5.2 |
Оплата услуг специалистов по разработке разноуровневых образовательных программ для детей с различными образовательными потребностями и возможностями |
190,00 |
10,00 |
|
200,00 |
5.3 |
Оплата услуг по внедрению, апробации и экспертизе программ дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями |
516,99 |
27,21 |
|
544,20 |
6. Мероприятия по внедрению общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации функциональным требованиям, позволяющим семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросы и уровню подготовки детей | |||||
6.1 |
Приобретение автоматизированной программы учета (модули персонифицированного финансирования, независимой оценки качества, модель виджетов) |
2 185,00 |
115,0 |
|
2 300,00 |
6.2 |
Приобретение платформы для управления проектами, системы дистанционного обучения |
314,45 |
16,55 |
|
331,00 |
6.3 |
Оплата услуг по адаптации шаблонного решения автоматизированной системы управления 1-С Битрикс 24, для дистанционного обучения |
57,00 |
3,00 |
|
60,00 |
|
Итого |
11 961,88 |
629,57 |
1259,15 |
13 850,6 |
Детализация расходов
к примерной смете расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития РСДО Красноярского края в 2020 году (закупка оборудования для обеспечения функционирования РМЦ)
Наименование |
Количество |
Цена за единицу |
Сумма затрат всего (тыс.руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Серверное оборудование |
1 |
1000,00 |
1000,00 |
АРМ (компьютер/ноутбук, клавиатура, мышь, гарнитура и прочее) |
21 |
55,00 |
1155,00 |
Приобретение ПО для ПК |
21 |
9,00 |
189,00 |
Многофункциональное устройство |
8 |
18,00 |
144,00 |
Комплект мини-типография |
1 |
308,00 |
308,00 |
Ноутбук |
2 |
46,00 |
92,00 |
Планшет |
1 |
40,00 |
40,00 |
Сетевой фильтр |
30 |
0,2 |
6,00 |
Интерактивная трибуна |
1,00 |
286,00 |
286,00 |
Проектор |
1,00 |
70,00 |
70,00 |
Экран для проектора |
1,00 |
12,00 |
12,00 |
Микрофон беспроводной |
6,00 |
5,00 |
30,00 |
Телевизор 75 с подставкой |
1,00 |
110,00 |
110,00 |
Пульт для презентаций |
1,00 |
3,00 |
3,00 |
Интерактивная панель |
2,00 |
450,00 |
900,00 |
Камера для видеоконференций |
2,00 |
63,00 |
126,00 |
Изготовление баннеров |
6,00 |
6,00 |
36,00 |
Мебель для организации рабочих мест |
21 |
20,00 |
420,00 |
Стол для президиума |
2,00 |
22,00 |
44,00 |
Стулья для президиума |
4,00 |
4,50 |
18,00 |
Стол мобильный |
10,00 |
20,00 |
200,00 |
Стул |
80,00 |
1,50 |
120,00 |
Стол складной пристенный |
8,00 |
4,50 |
36,00 |
Стул складной |
20,00 |
2,50 |
50,00 |
Пуф модульный |
4,00 |
5,00 |
20,00 |
Шкаф |
8,00 |
5,00 |
40,00 |
Стеллаж выставочный |
1,00 |
12,50 |
12,50 |
Складная перегородка для зонирования пространства |
1,00 |
340,00 |
340,00 |
Жалюзи |
50 кв.м |
0,90 |
45,00 |
Итого |
|
|
5852,50 |
Смета расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Красноярского края утверждается приказом министерства образования Красноярского края.
Раздел 2.5 дополнен пунктом "ж" с 25 августа 2020 г. - Распоряжение Правительства Красноярского края от 25 августа 2020 г. N 603-Р
ж) Межведомственный совет по внедрению и реализации целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Красноярском крае (далее - межведомственный совет) создается в целях обеспечения межведомственного и межуровневого взаимодействия в РСДО детей при внедрении целевой модели дополнительного образования детей в Красноярском крае, в него включаются представители органов исполнительной власти Красноярского края, осуществляющих государственное управление в сфере образования, культуры, спорта, финансов, экономического развития, а также представители органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, научных организаций, общественных объединений и иных заинтересованных организаций.
Состав межведомственного совета утверждается Правительством Красноярского края.
Задачи межведомственного совета:
определение приоритетных направлений дополнительных общеобразовательных программ;
выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях реализации дополнительных общеобразовательных программ;
выработка предложений по распределению региональных средств и созданию инфраструктуры в муниципальных образованиях Красноярского края в целях выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ в каждом муниципальном образовании;
координация реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;
разработка предложений по формированию параметров финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
3. Дополнительная информация
3.1. Опыт выполнения в Красноярском крае масштабных программ и проектов в сфере образования
Основной целью системы образования Красноярского края является обеспечение высокого качества образования, соответствующего потребностям граждан и перспективным задачам развития экономики края.
На развитие региональной системы образования в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие образования" в 2018 году направлено 22% краевого бюджета, расходы на образование были предусмотрены в размере 55,3 млрд рублей.
Из них 76,9% средств направлено на дошкольное, общее и дополнительное образование, 11% - на профессиональное образование и 10,5% - на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В региональной системе дополнительного образования созданы и функционируют три ресурсных центра на базе краевых государственных образовательных учреждений дополнительного образования:
КГБОУ ДО "Красноярский краевой Дворец пионеров" - ресурсный центр дополнительного образования по трем направленностям: социально-педагогической, художественной, технической;
КГБОУ ДО "Красноярский краевой центр "Юннаты" - ресурсный центр дополнительного образования естественнонаучной направленности;
КГБОУ ДО "Красноярский краевой центр туризма и краеведения" - ресурсный центр дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.
Также действуют пять региональных центров спортивной подготовки по базовым и опорным для региона видам спорта на базе учреждений спорта высших достижений.
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, по состоянию на 01.02.2019 составила 70%.
В целях обеспечения высокого качества образования, выходящего за рамки государственных образовательных стандартов, в 40 школах функционируют 114 специализированных классов математической, естественно-научной и инженерно-технологической направленности, расположенных в 11 городских округах края (г.Ачинск, ЗАТО г.Железногорск, ЗАТО г.Зеленогорск, г.Канск, г.Красноярск, г.Лесосибирск, г.Минусинск, г.Назарово, г.Норильск, г.Сосновоборск, г.Дивногорск).
В 22 общеобразовательных организациях 12 муниципальных образований края действуют 42 "корпоративных класса" (Роснефть-классы, Росатом-классы, СУЭК-классы, Энерго-классы и другие), которые реализуют образовательные программы при поддержке предприятий-партнеров, вузов, учреждений среднего профессионального образования. В 7 районах края действуют 17 агроклассов и групп.
На всех уровнях системы образования Красноярского края продолжается работа по обеспечению равного доступа детей с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к качественному образованию. В крае за счет реализации принципа вариативной организации образовательного процесса обучаются все дети с ОВЗ (более 33 200 детей).
В целях обеспечения доступа к современным вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе для детей из сельской местности/для обучающихся с ОВЗ (с применением дистанционных технологий), в крае разработаны и реализуются:
дополнительные общеразвивающие программы с использованием дистанционных образовательных технологий, сетевой формы обучения, в которые включено свыше 8,5 тыс. школьников Красноярского края;
дополнительные общеобразовательные программы краевых интенсивных школ. Ежегодно проводится 17 краевых интенсивных школ, в которых обучается более 2360 школьников края;
проект мобильная "Лаборатория безопасности", который представляет собой микроавтобус "ФОРД", оснащенный специализированным оборудованием и предметами для моделирования дорожных ситуаций и обучения моделям поведения на дорогах в условиях, максимально приближенных к реальным. Ежегодно более 7 тыс. детей принимают участие в дополнительной общеразвивающей программе "Эстафета: безопасное поведение на дороге", информационно-просветительских мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В сфере образования Красноярского края создана многоуровневая система предъявления результатов образовательной деятельности детей и молодежи (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы, олимпиады, спартакиады и т.д.), которая способствует расширению возможностей ребенка для самореализации, самопрезентации в различных областях, увеличению охвата детей различных социальных категорий программами дополнительного образования, выявлению одаренных детей.
Свыше 200,0 тыс. детей и молодежи ежегодно становятся участниками муниципальных и региональных этапов мероприятий разной направленности. Общая сумма финансовых средств, выделенных из краевого бюджета в 2018 году, составила 85,4 млн руб., в том числе 14,2 млн руб. на участие школьников Красноярского края в конкурсных мероприятиях международного, всероссийского уровня; в 2019 году - 80,5 млн руб.
В рамках государственной программы Красноярского края "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 508-п, в настоящее время в крае организована работа семи ресурсных центров по работе с одаренными детьми в краевых учреждениях, которые выступают организаторами круглогодичных школ интеллектуального роста для одаренных школьников, в том числе из сельской местности, общий охват школьников составляет 1080 человек. Красноярским краевым научно-учебным центром кадров культуры проводятся профильные смены летней творческой школы для детей Красноярского края, одаренных в области культуры и искусства, участниками которой традиционно являются одаренные дети, проживающие в сельской местности, общий охват школьников составляет 900 человек.
Финансирование таких школ осуществляется из краевого бюджета. На эти цели в текущем году в бюджете предусмотрено 31,3 млн руб. Свыше 100 тыс. детей и молодежи включено в многоуровневые мероприятия разной направленности.
По итогам краевых отборочных мероприятий по линии министерства образования Красноярского края ежегодно более 400 школьников становятся участниками всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, соревнований и сборов, при этом более 55%-победителями и призерами.
Приоритетом развития дополнительного образования в Красноярском крае является деятельность по обновлению содержания и технологий дополнительного образования. С этой целью в крае разработаны и реализуются масштабные региональные проекты. Общая цель проектов - обеспечить поддержку системного обновления содержания и технологий дополнительного образования за счет оформления и достижения образовательных результатов нового типа, а также с помощью кооперации и интеграции дополнительного образования с разными партнерами по направлениям.
С 2015 по 2018 год в крае реализовывался приоритетный проект по обновлению содержания и технологий дополнительного образования "Реальное образование".
Основные мероприятия проекта "Реальное образование": кадровые школы для краевых и муниципальных управленческо-педагогических проектных команд, краевой конкурс дополнительных общеобразовательных программ с грантовой поддержкой победителей, краевой метапредметный чемпионат "МетаЧемп", региональный форум дополнительного образования Красноярского края.
Результаты реализации проекта к 2019 году:
более 200 обновленных дополнительных общеразвивающих программ в сетевой форме;
более 5 тысяч обучающихся, включенных в обновленные образовательные программы;
6 инструментов оценки и формирования образовательных результатов нового типа;
более 500 педагогов и управленцев, повысивших квалификацию в кадровых школах проекта;
59 муниципальных образований, включенных в проект по обновлению содержания и технологий дополнительного образования.
Проект "Развитие движения ЮниорПрофи (JuniorSkills) в Красноярском крае", реализуемый в крае с 2016 года, направлен на раннюю профориентацию и профессиональное самоопределение обучающихся. Реализация проекта обеспечивает создание новых возможностей освоения школьниками современных и будущих профессий.
В проекте ежегодно принимают участие свыше 1 тыс. школьников.
В рамках проекта сформирована инфраструктура движения, включающая в себя региональный координационный центр и сеть специализированных центров по 14 компетенциям, сформирована партнерская сеть с профессиональным образованием, промышленными и бизнес-партнерами.
Ключевое событие проекта - региональный фестиваль "PROFEST-регион".
В сентябре 2017 года в Красноярском крае начал работу детский технопарк "Кванториум". Ежегодно в Красноярском детском технопарке "Кванториум" обучается более 1300 детей по 40 общеобразовательным общеразвивающим программам дополнительного образования, в их числе: технический английский, фундаментальная математика, основы трехмерного моделирования, программирование на C++, Python и др.
Общая стоимость проекта по созданию и обеспечению функционирования Красноярского детского технопарка "Кванториум" в 2016-2019 годах составила 172 млн руб. Общий объем средств генерального партнера проекта - ПАО "ГМК "Норильский никель" - 40 млн руб. (23,3% от общей стоимости проекта). Общий объем привлеченных средств федерального бюджета - 56,3 млн руб. (32,7% от общей стоимости проекта). Объем средств регионального бюджета - 75,7 млн руб. (44% от общей стоимости проекта).
Учащиеся Красноярского детского технопарка "Кванториум" активно участвуют в международных и федеральных олимпиадах и конкурсах, показывая хорошие результаты:
2017 год - победа в федеральном конкурсе среди детских технопарков "Кванториада" (Москва);
2018 год - участие в финале олимпиады НТИ;
2018 год - два первых местах в Международном конкурсе детских инженерных команд ICET-2018 (Санкт-Петербург);
2018 год - первое место во втором Суперрегиональном чемпионате RoboCup Азиатско-Тихоокеанского региона (RoboCup Asia-Pacific) (о. Киш, Иран);
2019 год - первое место Всероссийского чемпионата виртуальной и дополненной реальности VRFest (Москва);
2019 год - первое место ракетостроительного чемпионата "Реактивное движение" (г.Калуга).
Красноярский детский технопарк "Кванториум" является площадкой для реализации в регионе нескольких федеральных образовательных и научно-популярных проектов. В апреле 2018 года организована "Шахматная гостиная". В рамках партнерских проектов с Яндекс.Лицеем реализуется программа по обучению программированию на Python,
С ноября 2018 года на базе Красноярского детского технопарка "Кванториум" реализуется федеральная профориентационная программа по цифровой астрономии "Звездное будущее".
Красноярский детский технопарк "Кванториум" принимает непосредственное участие в реализации на территории Красноярского края региональных этапов федеральных олимпиад научно-технического направления: Олимпиада НТИ, Всероссийская олимпиада по направлению "Технологии", "Юниор" и "ЮниорПрофи" "Технологическое предпринимательство" и др.
В крае продолжена работа по реализации сетевого образовательного проекта "Техношкола" на базе краевой школы-интерната для одаренных детей "Школа космонавтики". В рамках проекта "Школа НТИ" в 2018 году обучающиеся Школы космонавтики благодаря сотрудничеству с детским технопарком "Кванториум" и Опорным университетом Красноярского края обучались по 19 дополнительным общеобразовательным программам технической направленности.
В 2013 году техникумы и колледжи Красноярского края включились в международное движение профессионального мастерства WorldSkills. Все 6 лет край находится в десятке наиболее активных участников этого движения среди российских регионов.
По решению Союза Ворлдскиллс четыре техникума края определены в качестве базовых площадок Академии Ворлдскиллс, где осуществляется повышение квалификации экспертов, мастеров, наставников из всех регионов страны по компетенциям: промышленная автоматика, сухое строительство и штукатурные работы, автопокраска, поварское (кондитерское) дело. В 2017-2018 учебном году на эти цели нашим образовательным площадкам из Союза Ворлдскиллс направлено порядка 10 млн руб.
Красноярский край, оперативно реагируя на введение Союзом Ворлдскиллс юниорской возрастной категории (16 лет и моложе), в числе первых 20 регионов создал специальные площадки для юниоров по 12 компетенциям. Результатом взаимодействия Красноярского лицея N 2 и специализированного центра компетенций Красноярского педагогического колледжа N 2 стал выход ученика 8 класса Семена Макарова в финал VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы" по компетенции "Дошкольное воспитание".
Последовательно с помощью федеральных институтов развития в крае внедряется новая система оценивания образовательных результатов. Край одним из первых начал апробацию ГИА в формате демонстрационного экзамена. В 2017 году аккредитованы 15 центров проведения демонстрационного экзамена, в текущем - 27. На платформе Академии Ворлдскиллс за счет субсидий федерального бюджета осуществляется обучение экспертов на право проведения итогового экзамена.
В результате активного включения наших техникумов в реализацию федеральной целевой программы в крае формируется инновационная сеть по подготовке кадров в области инженерных и промышленных технологий на базе электронной платформы. То есть создаются условия для распространения опыта такого рода подготовки во всей системе образования, особенно по профессиям ТОП-50. По итогам конкурса грантов на обновление и модернизацию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций Уярскому сельскохозяйственному техникуму было выделено 38 млн руб., а Красноярскому колледжу сферы услуг и предпринимательства свыше 4 млн руб.
Эффективно развивается в крае движение "Абилимпикс" в номинации "школьники".
3.2. Кадровый потенциал системы дополнительного образования детей Красноярского края
В краевой системе дополнительного образования по состоянию на 01.01.2019 реализацию дополнительных общеобразовательных программ обеспечивали 12 950 педагогических работников, из них 2608 - педагоги дополнительного образования (20,1% от общего числа педагогических работников). В составе педагогических работников преобладали педагоги, имеющие высшее образование (72,6%), педагоги в возрасте от 45 до 54 лет - 24,6%.
На одного педагогического работника в среднем приходилось 36 обучающихся.
В штате государственных и муниципальных организаций дополнительного образования детей, по данным федерального статистического наблюдения "Сведения об учреждениях дополнительного образования детей" за 2018 год, работало 2549 педагогов дополнительного образования и 420 педагогов-организаторов, в том числе 897 педагогов дополнительного образования (35,2%) являлись внешними совместителями.
В составе педагогов дополнительного образования:
69.2% педагогов - женщины;
70.2% - педагоги в возрасте 35 лет и старше.
Высшее образование имеет 68,7% педагогов дополнительного образования организаций дополнительного образования.
Высшую квалификационную категорию имеют 25,9% педагогов дополнительного образования, первую категорию - 32,9%, не имеют категории - 40,9%.
На протяжении 3 лет стабильной остается доля работающих педагогов пенсионного возраста (26,2%), наблюдается сокращение доли молодых педагогов с 8,5% до 6,6%.
Среднемесячная заработная плата педагогических работников государственных и муниципальных организаций дополнительного образования, подведомственных органам управления образованием, по отношению к среднемесячной заработной плате учителей Красноярского края составила за первый квартал 2019 года 92,3%, в 2018 году - 90,8%.
С целью обеспечения качества дополнительного образования, внедрения обновления содержания и технологий дополнительного образования организована работа по повышению профессиональных компетенций педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Ежегодно повышение квалификации проходят свыше 1,4 тыс. педагогических работников, в том числе за три года не менее 500 педагогов и управленцев повысили квалификацию в кадровых школах по системному обновлению содержания и технологий дополнительного образования.
Местом предъявления и общественно-профессиональной экспертизы лучших практик в дополнительном образовании стали всероссийская конференция "Практики развития", всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "Сердце отдаю детям", краевой форум "Реальное образование", краевой конкурс дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
В целях поддержки педагогических команд, реализующих современные дополнительные общеобразовательные программы, в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие образования" предусмотрены гранты в форме субсидий образовательным организациям - победителям краевого конкурса дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме.
С 2017 года 23 педагогических команды получили грантовую поддержку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.