Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
В 2021 году продолжилось совершенствование законодательства Московской области по вопросам местного самоуправления.
По вопросам, находящимся в ведении Комитета, в 2021 году Московской областной Думой принято 20 законов Московской области.
1. В сфере изменения законодательства о муниципальных выборах и местном референдуме.
Законом Московской области N 22/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О местном референдуме в Московской области" предусмотрено право голосовать на референдуме в течение нескольких дней, но не более трех дней. В связи с этим проектом закона устанавливается, что по решению Избирательной комиссии Московской области голосование на референдуме может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении референдума и не подлежит пересмотру. В период голосования в течение нескольких дней по решению Избирательной комиссии Московской области может быть проведено голосование с использованием таких дополнительных возможностей, как голосование вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и пр.), а также голосование групп лиц, которые проживают в местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение, с которыми затруднено.
Также законом при проведении референдума уточнены требования к наблюдателям. Закон дополнен нормой о том, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме Московской области.
Законом Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" внесены изменения о праве проведения предвыборной агитации посредством изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, в том числе и в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет". При этом особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о выборах.
Законом Московской области 128/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" закрепляются следующие нормы:
1) если в избирательный бюллетень включено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, то избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, вправе принять решение о том, что отдельные сведения о зарегистрированных кандидатах в избирательном бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде. Аналогичное право соответствующей комиссии предоставлено в отношении фамилии, имени, отчества кандидатов в случае, если в избирательный бюллетень включено свыше десяти зарегистрированных списков кандидатов. Также предусмотрено, что для голосования вне помещения для голосования количество переносных ящиков может быть увеличено, но не более чем на два;
2) кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидат, аффилированный с лицом, выполняющим функции иностранного агента, обязан указывать информацию об этом в заявлении о согласии баллотироваться, в подписных листах, в выпускаемых агитационных материалах. Установлены требования к размещению данной информации в агитационных материалах, при внесении пожертвований в избирательные фонды со стороны граждан, которые включены в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента;
3) в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней подряд агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени первого дня голосования.
Законом Московской области 129/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О местном референдуме в Московской области" внесены следующие изменения:
1) закреплено, что если в избирательный бюллетень включено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, то избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, вправе принять решение о том, что отдельные сведения о зарегистрированных кандидатах в избирательном бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде. Аналогичное право соответствующей комиссии предоставлено в отношении фамилии, имени, отчества кандидатов в случае, если в избирательный бюллетень включено свыше десяти зарегистрированных списков кандидатов. Также предусмотрено, что для голосования вне помещения для голосования количество переносных ящиков может быть увеличено, но не более чем на два;
2) кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидат, аффилированный с лицом, выполняющим функции иностранного агента, обязан указывать информацию об этом в заявлении о согласии баллотироваться, в подписных листах, в выпускаемых агитационных материалах. Устанавливаются требования к размещению данной информации в агитационных материалах, при внесении пожертвований в избирательные фонды со стороны граждан, которые включены в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента;
3) в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней подряд агитационный период прекращается в ноль часов по московскому времени первого дня голосования.
Законом Московской области N 220/2021-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" предусмотрена следующая норма: не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, признанных судом экстремистскими или террористическими организациями.
Указанный запрет будет распространяться на учредителей, членов коллегиального руководящего органа, руководителей и заместителей руководителей экстремистских и террористических организаций, руководителей их структурных подразделений и их заместителей, членов, участников, работников и иных лиц, причастных к деятельности таких организаций.
Положения учитывают различный статус указанных лиц в деятельности экстремистских и террористических организаций и предусматривают дифференциацию сроков ограничения пассивного избирательного права.
Законом Московской области N 293/2021-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" внесены изменения в части закупки товаров, работ или услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов осуществляются организующей соответствующие выборы комиссией или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а в части отношений, к которым указанный Федеральный закон не применяется, - в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Все законопроекты внесены Комитетом.
2. В сфере законодательства о муниципальной службе и по иным направлениям, находящимся в ведении Комитета.
Законом Московской области N 46/2021-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года" внесены изменения, согласно которым финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, будет осуществляться из бюджета Московской области в форме субвенций бюджетам соответствующих муниципальных образований Московской области, предоставляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Закон Московской области N 59/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" внесены изменения, предусматривающие представление гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, уведомлений о финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии).
Законом Московской области N 66/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области" внесены изменения в Закон Московской области N 190/2017-ОЗ "О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области" дополнены положения, регламентирующие порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе путем направлением запросов операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Законом Московской области N 73/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальной службе в Московской области" внесены изменения в Реестр должностей муниципальной службы в Московской области в части установления возможности двойного наименования должности муниципальной службы в том случае, если лицо, замещающее должность муниципальной службы, является муниципальным инспектором муниципального образования в соответствующей сфере.
Законом Московской области N 109/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Московской области" внесены изменения уточняющие порядок ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Московской области (далее - Регистр), перечень муниципальных нормативных правовых актов Московской области и информации, подлежащих включению в Регистр, а также перечень актов прокурорского реагирования, а также установлено, что в Регистр не включаются, помимо муниципальных нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, нормативные правовые акты, относящиеся к категории ограниченного доступа (с пометками "Для служебного пользования", "Не для печати", "Не подлежат опубликованию").
Законом Московской области N 175/2021-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О старостах сельских населенных пунктов в Московской области" были уточнены случаи досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта. Законом Московской области N 218/2021-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области и признании утратившими силу некоторых законов Московской области" внесены изменения в связи с тем, что должности заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования отнесены к муниципальным должностям.
Законопроекты внесены Губернатором Московской области.
3. В сфере законодательства об изменении статуса и границ муниципальных округов.
Закон Московской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.