Банк России рассмотрел обращение Ассоциации банков России (Ассоциация "Россия") от 27.01.2022 N 02-05/53, содержащее предложения о переносе начала действия Правил 1, предусмотренных Указанием N 5861-У 2, а также об установлении моратория, в течение которого к кредитным организациям и их должностным лицам не будут применяться меры ответственности за нарушение порядка и (или) сроков представления в уполномоченный орган отчетности, предусмотренной Указанием N 5861-У, и сообщает следующее.
Рассматриваемые изменения в Правила не изменяют состав сведений, который передается кредитными организациями в Росфинмониторинг начиная с 2016 года 3, а лишь устанавливают единый порядок передачи информации в Росфинмониторинг - через личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга. Помимо установления единого порядка передачи информации в Росфинмониторинг Правила дополнены новыми видами информации 4, которые либо не являются обязательными для кредитных организаций (то есть направляются по желанию), либо не требуют информирования в силу отсутствия соответствующих фактов на практике.
В соответствии с требованиями Указания N 5861-У изменения в Правила размещаются на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" и применяются только по истечении 30 дней после дня их размещения. Вместе с тем, рассматриваемые изменения были размещены на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" более чем за 50 дней до даты начала их применения, то есть почти с двукратным запасом по сравнению с установленными требованиями.
Следует отметить, что изменения в Правила на стадии их подготовки направлялись Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее - Департамент) в кредитные организации для рассмотрения и вынесения предложений по их корректировке 5. От кредитных организаций поступили незначительные предложения, которые были учтены.
Для презентации Правил Департаментом при участии Росфинмониторинга было проведено совещание с представителями кредитных организаций 6, по итогам которого Правила были кредитными организациями одобрены.
В отношении предложений Ассоциации "Россия" отмечаем следующее.
1. По предложению установить переходный период до 01.06.2022, сохранив на время него возможность передачи в Росфинмониторинг сведений в соответствии со старым порядком, то есть использовать каналы Банка России.
Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга используются кредитными организациями для передачи в Росфинмониторинг сведений начиная с 2019 года и позволяют осуществлять передачу информации с высокой степенью оперативности.
Использование каналов Банка России снижает оперативность передачи информации. При этом Банк России не является потребителем такой информации, а лишь выполняет функции по ее передаче в Росфинмониторинг.
Учитывая изложенное, представляется нецелесообразным установление переходного периода.
2. По предложению перенести на 01.09.2022 дату начала передачи включенных в Правила новых видов информации.
Информирование о подозрительной деятельности является правом, а не обязанностью кредитных организаций, то есть осуществляется по желанию кредитной организации. Кредитная организация может начать направлять такую информацию в Росфинмониторинг по мере готовности.
Требование об информировании о фактах воспрепятствования со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации кредитной организации, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями Федерального закона N 115-ФЗ 7 либо его отдельных положений существует в Федеральном законе N 115-ФЗ с 2010 года. По информации Росфинмониторинга за прошедший с 2010 года период времени информирование о таких фактах кредитными организациями не осуществлялось ввиду их отсутствия.
Учитывая изложенное, перенос даты начала передачи включенных в Правила новых видов информации на 01.09.2022 также не поддерживается.
3. В отношении пролонгации действия моратория 8 о неприменении мер за допущенные кредитными организациями нарушения порядка и (или) сроков представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю 9, до 31.12.2022.
На состоявшейся 04.02.2022 встрече при участии представителей Департамента, Росфинмониторинга и Ассоциации "Россия" представителями Ассоциации "Россия" было озвучено, что просьба о пролонгации моратория вызвана не изменениями, внесенными в Правила, а по причине вступления в силу с 01.10.2021 положений Федерального закона N 115-ФЗ, расширивших перечень операций, подлежащих обязательному контролю, за счет установления обязательного контроля за всеми операциями некоммерческих организаций вне зависимости от суммы, на которую они совершаются 10, а также операции по получению клиентами банков денежных средств с территорий иностранных государств, включенных в перечень Росфинмониторинга (более 40 стран) 11.
Как показывает информация Росфинмониторинга за период с 01.10.2021 банки отладили механизм направления сообщений о ранее упомянутых подлежащих обязательному контролю операциях.
Учитывая изложенное, продление действие моратория не поддерживаем.
Принимая во внимание, что на указанной встрече представителями Росфинмониторинга была озвучена информация о том, что корректировка подлежащих обязательному контролю операций с целью сокращения количества направляемых по ним кредитными организациями сообщений планируется, предлагаем направить предложения по корректировке требований Федерального закона N 115-ФЗ в части критериев подлежащих обязательному контролю операций, определенных пунктами 1.2 и 1.3-1 статьи 6 данного Федерального закона, в Банк России для дальнейшего обсуждения с Росфинмониторингом.
Заместитель Председателя |
Ю.О. Исаев |
------------------------------
1Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма".
2Указание Банка России от 15.07.2021 N 5861-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3Указание Банка России от 20.07.2016 N 4077-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации, о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции".
4 Информация о подозрительной деятельности и о фактах воспрепятствования со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации кредитной организации, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями Федерального закона N 115-ФЗ либо его отдельных положений существует в Федеральном законе N 115-ФЗ.
5 Рассматриваемые изменения были направлены в банки в декабре 2021 года.
6 В частности, с ПАО Сбербанк, АО "АЛЬФА-БАНК", АО КБ "Ситибанк", ОТП БАНК АО.
7Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
8Информационное письмо Банка России от 21.09.2021 N ИН-014-12/72 "О неприменении Банком России мер к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям" согласовано с Росфинмониторингом. Мораторий действует с 01.10.2021 по 01.04.2021.
9 Операции по получению и расходованию некоммерческими организациями денежных средств или иного имущества и операции по получению клиентами банков денежных средств с территорий иностранных государств, включенных в перечень Росфинмониторинга.
10 Ранее действовавший пороговый лимит в 100 000 рублей исключен, перечень изъятий по видам некоммерческих организаций незначительный.
11 Ранее докладывалось N BH-014-12-4/1270 от 21.05.2021 и N ВН-014-12-4/1291 от 24.05.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ЦБ считает, что нецелесообразно устанавливать переходный период по применению нового порядка передачи в Росфинмониторинг сведений и информации, т. е. через личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, а не по каналам Банка России, как было предусмотрено ранее.
Также не поддержано предложение перенести на 01.09.2022 дату начала передачи включенных в Правила, предусмотренные Указанием N 5861-У, новых видов информации.
Не будут пролонгировать мораторий о неприменении мер за допущенные кредитными организациями нарушения порядка и (или) сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Письмо Банка России от 23 февраля 2022 г. N 019-12/1090 "О рассмотрении предложений"
Текст письма опубликован не был